ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-595/20 от 17.03.2020 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-595/2020

Решение

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,

при секретаре: Бойко Л.Н.,

с участием истца ФИО1, представителя истца адвоката Тырина А.В., представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,

Установил:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федлерации №11 по г. Москве и Московской области и просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы:

- с 18.08.1997 по 30.09.1997 в должности педагога-психолога Матвейщевской средней школы;

- с 01.10.1997 по 16.11.1997 в должности педагога-психолога в Матвейщевском детском саду;

- с 01.01.2000 по 31.08.2000, с 01.09.2000 по 17.09.2004 в должности педагога-психолога ДОУ Детский сад №18;

- с 13.10.2015 по 04.10.2016 в должности воспитателя Центра поддержки семьи и детства;

- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет с 06.10.1992 по 01.08.1995;

- обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения к ответчику, с 05.10.2016.

Свои требования истец мотивирует тем, что 05.10.2016 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 07.02.2017 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа 25 лет. Из специального стажа истца исключены спорные периоды работы.

ФИО1 считает данный отказ незаконным и необоснованным. В спорные периоды работы истец осуществляла педагогическую деятельность, работала в течение полного рабочего дня на соответствующей должности в учреждении для детей.

В периоды работы с 18.08.1997 по 30.09.1997 в должности педагога-психолога Матвейщевской средней школы; с 01.10.1997 по 16.11.1997 в должности педагога-психолога в Матвейщевском детском саду; с 01.01.2000 по 31.08.2000, с 01.09.2000 по 17.09.2004 в должности педагога-психолога ДОУ Детский сад №18, истец фактически выполняла обязанности воспитателя, как ранее. В связи с наличием ставки педагога-психолога ей выплачивалась ставка, но фактически она получала такую же зарплату, как и воспитатель.

Необоснованно ответчик не включил в специальный стаж период работы истца с 13.10.2015 по 04.10.2016 в должности воспитателя Центра поддержки семьи и детства. Предыдущий период работы истца в этом же учреждении до переименования и реорганизации с 01.09.2011 по 12.10.2015 ГКУ СРД «Зюзино» ответчиком включен в специальный стаж.

Так же считает, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет подлежит включению в специальный стаж.

Истец ФИО1 и ее представитель адвокат Тырин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали и просили удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №11 по г. Москве и Московской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала отказ пенсионного органа в назначении истцу досрочной пенсии по старости и доводы, изложенные в письменных объяснениях. Из письменных объяснений ответчика следует, что периоды работы в должности педагога-психолога с 18.08.1997 по 30.09.1997 в Матвейщевской средней школе, с 01.01.2000 по 31.08.2000 ДОУ «Детский сад № 18» и с 01.09.2000 по 17.09.2004 (работа на 0,5 ставки) ДОУ «Детский сад № 18» не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в специальных образовательных учреждениях, к которым школа и детский сад, не относятся. Период работы истца с 13.10.2015 по 04.10.2016 в должности воспитателя Центра поддержки семьи и детства не подлежит включению в специальный стаж, так как такое наименование учреждения не предусмотрено Списками и Правилами. Период отпуска по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 01.08.1995 в настоящее время спором не является (письменный отзыв - л.д.45-46).

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истец обратилась 05.10.2016 (л.д. 47).

24.01.2017 решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №11 по г. Москве и Московской области в назначении досрочной страховой пенсии ФИО1 отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Ответчиком учтен специальный стаж истца 16 лет 03 месяца 16 дней. Периоды работы: с 18.08.1997 по 30.09.1997 в должности педагога-психолога Матвейщевской средней школы; с 01.10.1997 по 16.11.1997 в должности педагога-психолога в Матвейщевском детском саду; с 01.01.2000 по 31.08.2000, с 01.09.2000 по 17.09.2004 в должности педагога-психолога ДОУ Детский суд №18; с 13.10.2015 по 04.10.2016 в должности воспитателя Центра поддержки семьи и детства; и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет с 06.10.1992 по 01.08.1995 не включены в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии (л.д. 18-21).

Из представленной трудовой книжки усматривается, что ФИО1 18.08.1997 принята на должность педагога-психолога в Матвейщевскую неполную среднюю школу, уволена с работы по собственному желанию с 30.09.1997; 17.11.1997 принята воспитателем в ДОУ «Детский сад № 18» и уволена 01.11.1999 по сокращению, указанные записи недействительны; 17.11.1997 принята воспитателем в ДОУ «Детский сад № 18»; 30.12.1999 принята педагогом-психологом в ДОУ «детский сад № 18», уволена 17.09.2004 работала в спорные периоды (л.д.11-17).

Из справки Администрации муниципального образования Симское Юрьев-Польского района усматривается, что ФИО1 работала воспитателем в Спасском детском саду Матвейщевской сельской администрации и получала заработную плату с августа 1995 года по декабрь 1997 года. Подтвердить увольнение в 1997 году не возможно ввиду утраты архива Распоряжений главы Матвейщевской сельской администрации с 1997г. по 2002г. (л.д.25)

Из справки, уточняющей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью Симской средней общеобразовательной школы усматривается, что ФИО1 работала в Симской средней школе в период с 07.09.1990 по 31.05.1991 в должности воспитателя ГПД, с 18.08.1997 по 30.09.1997 в Матвейщевской неполной средней школе в должности педагога-психолога, в ДОУ «Детский сад №18» с 17.11.1997 по 31.12.1999 в должности воспитателя 0.25 ставки, с 01.01.2000 по 17.09.2004 в должности педагога-психолога (л.д. 49). В материалы дела представлен акт №2 Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Юрьев-Польск Владимирской области, документов стажа ФИО1 (л.д. 50-51), из которого следует, что в книгах приказов за 1997 по Матвейщевской неполной средней школе, находящихся в Архиве МБОУ «Симская СОШ» имеются приказы о приеме на работу от 15.08.1997 ФИО1 психологом с 18.08. на ставку; уволена с 30.09.1997 по собственному желанию. Приказ по ДОУ № 18 от 16.11.1997 принята ФИО1 воспитателем на 0,25 ставки воспитателем, с 01.01.2000 переведена на 0,5 ставки педагога-психолога, уволена 17.09. 2004 по собственному желанию; приказы за указанные периоды работы (л.д.99-101).

В материалы дела представлена справка ГБУ г. Москвы Центр поддержки семьи и детства «Зюзино» от 27.03.2017, согласно которой ФИО1 работает в данном учреждении с 01.09.2011 по настоящее время. За период работы с 01.09.2011 по настоящее время работает на 1,0 ставки, полный рабочий день, полную рабочую неделю в режиме нормальной продолжительности рабочего дня, предусмотренной законодательством для соответствующей должности. За период работы учебных отпусков, учебы на курсах с отрывом от работы, декретных отпусков, отпусков по уходу за ребенком, отпусков без сохранения заработной платы не было (л.д.34), представлен приказ №326к о приеме на работу (л.д.35), должностная инструкция воспитателя (л.д.36-37), должностная инструкция воспитателя стационарного отделения (л.д.38-40), справка о переименовании Центра (л.д.33).

В материалы дела представлены: документы о реорганизации ДОУ «Детский сад № 18 (л.д.52-55), выписка из лицевого счета застрахованного лица (л.д.56-64), справки о заработной плате ФИО1 учитываемой при исчислении пенсии (л.д.66-68), карточки-справки по форме № 417 (л.д.69-83).

Истец ФИО1 имеет дочь Г., <дата> рождения (л.д.90).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего до 01.01.2019 право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется в соответствии со ст. 30 п. 1 пп. 19 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" и предусматривает досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в Пенсионный орган).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего до 01.01.2015 года.

В целях реализации пп. 19 п. 1 статьи 30 указанного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Данным Постановлением предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должное ей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года (Постановление совета Министров Правительства Российской Федерации N 953 от 22.09.1993 года).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список N 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с 18.08.1997 по 30.09.1997 в должности педагога-психолога Матвейщевской средней школы; с 01.10.1997 по 16.11.1997 в должности педагога-психолога в Матвейщевском детском саду; с 01.01.2000 по 31.08.2000, с 01.09.2000 по 17.09.2004 в должности педагога-психолога ДОУ Детский сад №18, не подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку учреждения, где истец работала в должности педагога-психолога в спорный период, не относится к образовательным учреждениям, указанным в п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

Согласно п. 11 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

Списками от 06.09.1991 N 463 должность "психолога" "педагога-психолога" не предусмотрена. Списками от 22.09.1999 N 1067 предусмотрена должность "педагога-психолога", однако такая работа засчитывается, при работе только в учреждениях социального обслуживания.

Средние общеобразовательные школы и детские сады к социальным учреждениям не относятся.

При этом, истцом доказательств, подтверждающих, что в спорные периоды она осуществляла деятельность в должности воспитателя, в материалы дела, не представлено.

Требования истца с 13.10.2015 по 04.10.2016 в должности воспитателя Центра поддержки семьи и детства о включении в специальный стаж, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Как следует из материалов дела, указанный Центр до переименования являлся ГКУ города Москвы Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зюзино», согласно приказа департамента Труда и Социальной защиты населения г. Москвы от 29.09.2015 № 881 переименован в ГБУ города Москвы Центр поддержки семьи и детства «Зюзино» ЮЗАО г. Москвы ( ГБУ ЦПСиД «Зюзино»). Предыдущий период работы истца в указанном учреждении и должности с 01.09.2011 по 12.10.2015 включен ответчиком бесспорно в специальный стаж истца. При этом, ответчиком не представлено доказательств, что в связи с переименованием Центра характер и условия работы истца изменились. Истец работала и работает в должности воспитатель Центра, что предусмотрено действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а именно должность воспитателя в учреждениях социального обслуживания (п.1.13).

Данные обстоятельства подтверждены так же вступившим в законную силу решением Пушкинского городского суда Московской области от 21.05.2018 по гражданскому делу по иску ФИО3 к ГУ УПФ РФ № 16 по г. Москве и Московской области о признании необоснованным отказа, которым включен в специальный стаж ФИО3, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 13.10.2015 по 30.11.2017 в должности воспитателя ГБУ Центр поддержки семьи и детства «Зюзино» ЮЗАО г. Москвы (л.д.84-89).

Подлежит включению в специальный стаж истца период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 06.10.1992 по 01.08.1995.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При этом необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

Поскольку отпуск по уходу за ребенком начался у истца до 06.10.1992 года, то в специальный стаж должен быть включен весь период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, то есть с 06.10.1992 по 01.08.1995.

Указанный период ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку с учетом включенных периодов соответствующий стаж 25 лет педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии у истца отсутствует, оснований для назначения пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10. 1992 по 01.08.1995; период работы с 13.10.2015 по 04.10.2016 в должности воспитателя ГБУ города Москвы Центр поддержки семьи и детства «Зюзино» ЮЗАО г. Москвы ( ГБУ ЦПСиД «Зюзино»).

Исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов работы с 18.08.1997 по 30.09.1997 в должности педагога – психолога Матвейщевской средней школы, с 01.10.1997 по 16.11.1997 в должности педагога-психолога в Матвейщевском детском саду; с 01.01.2000 по 31.08.2000, с 01.09.2000 по 17.09.2004 в должности педагога-психолога ДОУ детский сад № 18, обязании назначить досрочно страховую пенсию по старости в соответствии п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 05.10.2016, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.Ж. Крутоус

мотивированное решение изготовлено 10.04.2020