дело № 2-595/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Илек, Илекского района,
Оренбургской области 14 октября 2013 года
Илекский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Мясниковой Н.В., при секретаре судебных заседаний ФИО1, с участием: помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Манцеровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» об обязании устранить нарушения законодательства об охране среды обитания водных биологических ресурсов и лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» об обязании устранить нарушения законодательства об охране среды обитания водных биологических ресурсов и лесного законодательства, указывая в обоснование заявленных требований, что прокуратурой проведена проверка по соблюдению общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» вышеуказанного законодательства.
В ходе проверки выявлено, что Общественной организацией «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» был заключён договор аренды лесных участков ... от 08.11.2010, согласно которому участки, расположенные в ... участковом лесничестве ГБУ «...» в кварталах ..., общей площадью ... га были представлены данному обществу для ведения охотничьего хозяйства.
При осуществлении указанной деятельности Общественной организацией «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» не соблюдаются требования лесного законодательства.
В нарушение ч.l, ч.5 ст 53.1 Лесного кодекса РФ, подп.«в» п.13 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства
РФ №417 от 30.06.2007, главы VI «Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» (утверждены приказом Министерства сельского хозяйства в Российской Федерации от 22.12.2008 №549, зарегистрирован в Минюсте РФ 15.04.2009 №13763), такие средства пожаротушения на используемых лесных участках, как: 1 зажигательный аппарат, 5 ранцевых огнетушителей, 1 электромегафон, смачиватели и пенообразователи и в количестве 50 штук, отсутствуют, а также не достает 2 топоров.
В соответствии с пунктами 12.1, 12.6 и п.12.8 указанного договора аренды лесных участков, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством и данным договором, а также соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и нормы наличия средств пожаротушению в местах использования лесов, утверждённые Министерством природных ресурсов РФ, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Невыполнение требований лесного законодательства может привести к возникновению и распространению пожаров на лесных участках, арендуемых Общественной организацией «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо», что недопустимо, так как возникновение пожара в лесу создаёт угрозу для объектов животного мира, обитающих в пределах данных лесных участков.
Негативное воздействие вследствие невыполнения требований (противопожарной безопасности в лесах, может повлечь за собой причинение вреда как самим лесам, так и обитающим на их территории объектам животного мира, в связи с чем государству - Российской Федерации, как собственнику природных ресурсов: лесов и объектов животного мира (диких животных) будет нанесён ущерб.
Также, при проведении проверки выявлено, что Общественной организацией «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо», на основании договора аренды лесного участка ... от 08.11.2010, на участке лесного фонда (ГБУ «...»), расположенного в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе реки Урал размещена база (стан), на территории которой находятся: 1 вагон без колес и 1 вагон на колесах, 1 деревянный навес, 1 деревянный туалет, рассчитанный на 1 человека, которые на момент осмотра расположены на расстоянии около 50 метров от берега реки Урал, при этом стоки из туалета скапливаются в вырытой под пим земляной яме.
В нарушение ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ и ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды», отмеченные объекты не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод реки Урал.
Кроме того, рядом с вагонами находится трактор Т-40, пожарная машина на базе ЗИЛ-130, емкость объемом 3 м.куб. стоит на прицепе на колесах.
При размещении указанных объектов, какие либо согласования со специально уполномоченными государственными органами по строительству указанных объектов в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе реки Урал не проводились до настоящего времени, что является нарушением ст.50 ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», подп.«б» п.3 «Правил согласования с Федеральным агентством по рыболовству, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», утвержденных постановлением Правительства РФ №384 от 30.04.2013, которыми установлено, что при строительстве, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, и данная деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Река Урал является средой обитания объектов животного мира, в том числе водных биоресурсов, а также местом их размножения, нагула, отдыха и миграции, и в период весеннего паводка, территория, на которой размещены указанные объекты, затапливается водами реки.
В результате отмеченной деятельности может быть оказано негативное воздействие на указанный водный объект, который является средой обитания объектов животного мира, при этом могут ухудшиться условия размножения, нагула, отдыха и путей миграции водных биологических ресурсов, что является нарушением ст.22 ФЗ РФ «О животном мире», ч.l ст.34 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и ч.l ст.61 Водного кодекса РФ.
В реке Урал обитают водные биологические ресурсы, которые согласно ч.l ст.10 ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» находятся в федеральной собственности, то есть в собственности Российской Федерации, что также установлено ч.l ст.4 ФЗ РФ «О животном мире».
Негативное воздействие на водный объект - реку Урал, может повлечь за собой и причинение вреда водным биологическим ресурсам, в связи с чем государству - Российской Федерации, как собственнику природных ресурсов: водного объекта и водных биологических ресурсов будет нанесён ущерб, а также, нарушаются установленные ст.42 Конституции РФ, права граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, в результате отмеченной деятельности Общественная организация «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо», нарушаются установленные ст.42 Конституции РФ, права граждан (неопределённого круга лиц), проживающих и пребывающих на территории ..., на благоприятную окружающую среду.
В связи с этим, природоохранный прокурор просит: признать незаконными действия Общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо», по размещению и эксплуатации в водоохраной зоне реки Урал вышеуказанных объектов без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства; обязать до 01.06.2014 согласовать с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства размещение указанных объектов ; обязать до 01.06.2014 разместить на арендуемом лесном участке площадку из твердого покрытия, площадью достаточной для стоянки автотранспортного средства; обязать до 01.01.2014 убрать из водоохраной зоны реки Урал туалет и выгребную яму.
Признать незаконным бездействие Общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» невыполнению требований лесного законодательства при использовании apeндованных участков лесного фонда (лесного участка); обязать Общественную организацию «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» до 01.01.2014 обеспечить наличие на используемых участках лесного фонда (лесном участке) в исправном состоянии:
- 1 зажигательного аппарата
- 5 ранцевых огнетушителей,
- 1 электромегафона,
- не менее 50 смачивателей и пенообразователей;
- не менее 5 топоров.
В судебном заседании помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Манцерова Ю.А. настаивала на заявленных требованиях, по вышеизложенным основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» извещенный надлежащим образом, не присутствует, председатель общества ФИО2 обратился в суд с заявлением, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора признает в полном объеме.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ, суд считает рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав помощника прокурора Манцерову Ю.А. и изучив материалы дела, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, то есть являются собственностью Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона РФ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Согласно ст.1, ст.4 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» и ст.5 Лесного кодекса РФ, леса и объекты животного мира являются объектами охраны окружающей среды и одними из компонентов природной среды, то есть являются природными ресурсами.
В силу подп. «в» п.13 «Правила пожарной безопасности в лесах» (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2011 N 343) юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Из исследованного судом договора аренды лесного участка ... от ... усматривается, что Общественная организация «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» арендует лесные участки расположенные в ... участковом лесничестве ГБУ «...» в кварталах ..., общей площадью ... га и ведет там охотничье хозяйство.
Согласно главы V1 «Нормы при использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты» Приказа Минсельхоза РФ от 22.12.2008 N 549 "Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2009 N 13763), на используемых лесных участках необходимо наличие среди прочих средств пожаротушения 1 зажигательного аппарата, 5 ранцевых огнетушителей, 1 электромегафона, смачивателей и пенообразователей в количестве 50 штук, 5 топоров.
Как установлено в судебном заседании, при проведении природоохранной межрайонной прокуратурой проверки по соблюдению лесного законодательства в деятельности Общественной организацией «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» были выявлены нарушения лесного законодательства в части соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, а именно, в нарушение вышеуказанных норм на используемых лесных участках отсутствуют средства пожаротушения: 1 зажигательный аппарат, 5 ранцевых огнетушителей, 1 электромегафон, смачиватели и пенообразователи и в количестве 50 штук, не достает 2 топоров.
Данные нарушения подтверждаются: объяснением председателя Общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» ФИО2 Оренбургскому природоохранному прокурору; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.09.2013 в отношении председателя Общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» ФИО2 по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
В силу ст.50 Федерального закона РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп.«б» п.3 «Правил согласования с Федеральным агентством по рыболовству, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», утвержденных постановлением Правительства РФ №384 от 30.04.2013, при строительстве, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, и данная деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, при этом в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п.2, п4 ч.15 и ч.17 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещается размещение мест захоронения отходов производства и потребления, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Согласно ст.22 Федерального закона РФ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Как установлено в судебном заседании, при проведении природоохранной межрайонной прокуратурой проверки по соблюдению законодательства об охране среды обитания водных биологических ресурсов Общественной организацией «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» были выявлены нарушения законодательства об охране среды обитания водных биологических ресурсов, а именно: на вышеуказанном арендуемом обществом лесном участке в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе реки Урал на территории базы (стана) размещены: база (стан), на территории которой находятся: 1 вагон без колес и 1 вагон на колесах, 1 деревянный навес, 1 деревянный туалет, рассчитанный на 1 человека, которые на момент осмотра расположены на расстоянии около 50 метров от берега реки Урал, при этом стоки из туалета скапливаются в вырытой под пим земляной яме. Рядом с вагонами находится трактор Т-40, пожарная машина на базе ЗИЛ-130, емкость объемом 3 м.куб. стоит на прицепе на колесах.
При размещении указанных объектов, какие либо согласования со специально уполномоченными государственными органами по строительству указанных объектов в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе реки Урал не проводились.
Данные нарушения подтверждаются: объяснением председателя Общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» ФИО2 Оренбургскому природоохранному прокурору; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.09.2013 в отношении председателя Общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» ФИО2 по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.
Факты, изложенные в исковом заявлении, ответчик признал.
Анализируя изложенное, суд признает требования, изложенные в иске Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, обоснованными, поскольку невыполнение вышеуказанных требований лесного законодательства может привести к возникновению и распространению пожаров на лесных участках, арендуемых Общественной организацией «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо», что недопустимо, так как возникновение пожара в лесу создаёт угрозу для объектов животного мира, обитающих в пределах данных лесных участков, а также может повлечь за собой причинение вреда как самим лесам, так и обитающим на их территории объектам животного мира, в связи с чем государству - Российской Федерации, как собственнику природных ресурсов: лесов и объектов животного мира (диких животных) будет нанесён ущерб, а вышеуказанные нарушения законодательства об охране среды обитания водных биологических ресурсов в процессе деятельности общества могут оказать негативное воздействие на реку Урал, которая является средой обитания объектов животного мира, при этом могут ухудшиться условия размножения, нагула, отдыха и путей миграции водных биологических ресурсов, может повлечь за собой и причинение вреда водным биологическим ресурсам, в связи с чем, государству - Российской Федерации, как собственнику природных ресурсов: водного объекта и водных биологических ресурсов будет нанесён ущерб, а также могут быть нарушены установленные ст.42 Конституции РФ, права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений, суд соглашается с природоохранным прокурором в части установления срока устранения допущенных нарушений, указанным им в исковом заявлении.
Суд, принимая во внимание то обстоятельство, что истец на основании п. 14 ч. 1 ст.89 ГПК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии с требованиями ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме ... рублей в соответствующий бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК
РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление прокурора Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо», по невыполнению требований лесного законодательства при использовании apeндованных участков лесного фонда (лесного участка).
Обязать Общественную организацию «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» в срок до 01.01.2014 обеспечить наличие на используемых участках лесного фонда (лесном участке) в исправном состоянии:
- 1 зажигательного аппарата
- 5 ранцевых огнетушителей,
- 1 электромегафона,
- не менее 50 смачивателей и пенообразователей;
- не менее 5 топоров.
Признать незаконными действия Общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо», по размещению и эксплуатации в водоохранной зоне реки Урал вышеуказанных объектов без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Обязать Общественную организацию «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» до 01.06.2014 согласовать с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства размещение указанных объектов.
Обязать Общественную организацию «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» до 01.06.2014 разместить на арендуемом лесном участке площадку из твердого покрытия, площадью достаточной для стоянки автотранспортного средства.
Обязать Общественную организацию «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» до 01.01.2014 убрать из водоохранной зоны реки Урал туалет и выгребную яму.
Взыскать с Общественной организации «Оренбургское областное общество охотников и рыболовов «Динамо» государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в сумме ... рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Илекский районный суд, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий,
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Н.В.Мясникова
Мотивированное решение изготовлено 14.10.2013.
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Н.В.Мясникова