№ 2-595/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 03 августа 2022 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи – Петелиной М.С.,
при секретаре – Мясниковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-595/2022 по иску ФИО2, действующей от своего имени и от имени и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 к ФИО1 о признании незаконным решения об исключении семьи из списка участников ведомственной целевой программы, возложении обязанности по включению семьи в список участников ведомственной целевой программы,
установил:
ФИО5, действуя от своего имени и от имени и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4, обратилась в суд с иском к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о признании незаконным решения №2-26/1574 от 12.05.2022 г. об исключении истца и членов её семьи из списка молодых семей участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; возложении на ответчика обязанности включить истца и членов её семьи в список молодых семей участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Заявленные требования мотивированы тем, что 30.05.2013 г. истцом в Администрацию Ялуторовского района Тюменской области было подано заявление о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы её семьи, состоящей из истца и её дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО1 ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истец извещена, что её заявление удовлетворено, она и её ребенок признаны молодой семьей и поставлены на учет.
Уведомлением ответчика от 10.07.2014 г. истец была извещена, что на основании приказа Главного Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области №361-од от 23.04.2014 г. «Об утверждении списков на 2014 год в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» истец с ребенком включены в резервный список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации постановления Правительства Тюменской области от №78-п 23.03.2011 г. «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» в Ялуторовском районе. Истцу было предложено представить заявление на подтверждение согласия на участие в подпрограмме в следующем году, что истцом было исполнено.
11.01.2016 г. истцом в Администрацию Ялуторовского района подано заявление о ее согласии на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году с изменением обстоятельств, имеющих значение для расчета и предоставления социальной выплаты, в связи с рождением ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Уведомлением ответчика от 07.02.2018 г. истец была извещена, что федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы была завершена досрочно с 1 января 2018 года, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы была заменена на основное мероприятие государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Истцу предложено предоставить заявление на подтверждение согласия на участие в подпрограмме в следующем году, что истцом было исполнено.
Уведомлением ответчика от 20.05.2020 г. истец извещена, что она и члены ее семьи включены в список на планируемый 2021 год на участие в мероприятии ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Ответом Главного Управления строительства Тюменской области на обращение депутата Тюменской областной Думы ФИО6 по вопросу участия семьи истца в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей истец уведомлена, что её семья включена в резервный список 2022 года по Ялуторовскому району под №1.
Уведомлением Администрации Ялуторовского района от 12.05.2022 года истец извещена, что она и члены её семьи в соответствии с пунктами 1.4, 2.4, 4.4 порядка, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области №78-п от 23.03.2011 г. «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства», исключены из списка молодых семей участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным пунктом 1.4 вышеуказанного Постановления, поскольку возраст одного из супругов на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти решения о включении молодой семьи претендентом на получение социальной выплаты в планируемом году по Тюменской области достиг 36 лет.
Истец с указанным решением не согласна, поскольку оснований для исключения из участников Подпрограммы, тем более в связи достижением 35-летнего возраста законодательство не содержит, при включении семьи истца в состав участников подпрограммы она отвечала установленным в ней требованиям, неполучение социальной выплаты в период действия прежней программы в связи с недостаточным финансированием не может аннулировать право семьи истца на получение социальной выплаты в рамках новой, аналогичной программы и не может повлечь негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.
Согласно республиканской целевой программе «Жилье для молодой семьи» на 2011-2015 годы, она является продолжением программы на 2004-2010 годы (раздел 1 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения). Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Поскольку семья истца на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», то оснований для ее исключения не имелось, в связи с чем, решение Администрации Ялуторовского района №2-26/1574 от 12.05.2022 г. об исключении истца и членов её семьи из списка молодых семей участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» является незаконным и подлежит отмене, с возложением на ответчика обязанности по включению истца и членов её семьи в указанный выше список молодых семей.
Истец ФИО2, действующая от своего имени и от имени и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца ФИО2 – ФИО7, допущенный к участию в деле на основании ходатайства истца, в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме по доводам искового заявления.
Представитель ответчика Администрации Ялуторовского района Тюменской области ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по доводам представленных возражений (л.д.102-104,107-109), считая оспариваемое решение законным, поскольку истец достигла 36-летнего возраста.
Представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В представленном отзыве (л.д.38-39) в удовлетворении исковых требований просит отказать, поскольку достижение одного из членов молодой семьи возраста 36 лет является основанием для исключения из списков участников Подпрограммы. Суд признает неявку представителя третьего лица не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.20,21).
30.05.2013 г. истцом в Администрацию Ялуторовского района Тюменской области было подано заявление о включении её с ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д.13).
Уведомлением Администрации Ялуторовского района Тюменской области от 07.06.2013 г. ФИО2 извещена, что она и член её семьи дочь ФИО4, в соответствии постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 №78-п «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» признаны молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлены на учет. Этим же уведомлением истцу сообщено, что на основании подпункта 2А2 пункта 1.4 указанного выше Положения, если возраст истца на день принятия Главным управлением строительства Тюменской области решения о включении молодой семьи – участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году достигает 36 лет, ее молодой семье будет отказано в участии в получении социальных выплат (л.д.14).
Уведомлением Администрации Ялуторовского района Тюменской области от 10.07.2014 г. истец была извещена, что на основании приказа Главного Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области №361-од от 23.04.2014 «Об утверждении списков на 2014 год в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» истец с ребенком включены в резервный список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации постановления Правительства Тюменской области от №78-п 23.03.2011 «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» в Ялуторовском районе. Истцу было предложено представить заявление на подтверждение согласия на участие в подпрограмме в следующем году (л.д.15).
Уведомлением Администрации Ялуторовского района Тюменской области от 07.02.2018 г. истец была извещена, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные программы Российской Федерации» федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы была завершена досрочно с 01.01.2018 г. Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2017 №1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» внесены изменения в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1059, в частности, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020 годы заменяется на основное мероприятие государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Истцу предложено предоставить заявление на подтверждение согласия на участие в подпрограмме в следующем году (л.д.16).
Уведомлением Администрации Ялуторовского района Тюменской области от 20.05.2020 г. истец извещена, что она и члены ее семьи в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 №78-п «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства», предусмотренного п. 4.4. Порядка, включены в список на планируемый 2021 год на участие в мероприятии ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (л.д.17).
Согласно сообщению Главного Управления строительства Тюменской области на обращение депутата Тюменской областной Думы ФИО6 по вопросу участия семьи истца в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей, истец 22.04.2022 г. уведомлена, что, учитывая объем предусмотренных средств на реализацию мероприятия в 2022 году, семья истца включена в резервный список 2022 года (по Ялуторовскому району под №1). Также ФИО2 разъяснено, что выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты семьям, включенным в резервные списки, осуществляется в случае высвобождения средств, в порядке очередности, после включения в соответствующий список претендентов. На текущую дату средства на реализацию мероприятия по Ялуторовскому району не высвобождались, оснований для включения семьи истца в список претендентов 2022 года не имеется. В соответствии с законодательством молодые семьи не относятся к льготным категориям граждан, подлежащих обеспечению жильем в обязательном порядке, в том числе посредством предоставления государственной поддержки. Кроме того указано, что оказание содействия молодым семьям в улучшении жилищных условий осуществляется исходя из возможностей областного бюджета в установленном порядке (л.д.18).
Постановлением Администрации Ялуторовского района Тюменской области №360-п от 12.05.2022 внесены изменения в приложение к постановлению Администрации Ялуторовского района от 11.05.2021 №337-п «О формировании списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, изъявивших желание получать социальную выплату в 2022 году», молодая семья ФИО2 и члены её семьи ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., исключена из списка участников программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» по причине отсутствия оснований для участия в программе, поскольку возраст одного из супругов на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти решения о включении молодой семьи – участника программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, достиг 36 лет (л.д.49).
Уведомлением Администрации Ялуторовского района от 12.05.2022 г. истец извещена об исключении её семьи и членов семьи из списка молодых семей участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (л.д.50).
Заявляя настоящие требования, истец указывает, что поскольку ее семья на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», соответствующую социальную выплату не получила, то оснований для ее исключения из списка не имелось.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050» федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденная указанным постановлением, изложена в новой редакции, как федеральная целевая программа «Жилище на 2015-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации Ф от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 02.03.2021) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части – подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и из использования.
С 01.01.2018 г. реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище» на 2015 - 2020 годы», досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 №1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 01.01.2018 г. осуществляется в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710.
Согласно изменениям, внесенным в акты правительства Российской Федерации указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее – Правила).
Из положений Федеральной целевой программы «Жилище» и Правил следует, что участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Таким требованиям на момент включения семьи ФИО2 в список претендентов на получение социальной выплаты истец и члены ее семьи соответствовали.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 26 Правил установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.
Вместе с тем, из п. 27 Правил следует, что после доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.
При этом указанным пунктом Правил прямо предусмотрено, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Правительство Российской Федерации вправе, как это следует из части 1 статьи 38, статьи 40 и пунктов «в», «ж» части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (пункт 6).
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Из содержания п. 27 Правил следует, что списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат формируются ежегодно из числа участников мероприятий ведомственной целевой программы, и при формировании данного списка компетентный орган не только вправе, но и обязан принять решение об исключении из числа претендентов лиц, достигших возраста 35 лет. Такое правовое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.
Принимая во внимание, что семья ФИО2 перестала соответствовать установленным требованиям, поскольку последняя 04.05.2022 г. достигла возраста 36 лет, решение Администрации Ялуторовского района Тюменской области об исключении семьи истца из участников программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» является законным.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы, а выделяемые на эти цели бюджетные средства имеют адресный и целевой характер.
Включение семьи истца в резервный список 2022 года по Ялуторовскому району не свидетельствует об отсутствии оснований для исключения семьи из участников программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», поскольку в соответствии с п. 4.4 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п, если молодые семьи, включенные в резервный список на получение социальных выплат в планируемом году, не получили свидетельство в текущем году и обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты (выезд на постоянное место жительства в иное муниципальное образование, изменение семейного положения, состава семьи (за исключением рождения (усыновления) ребенка (детей), смерти одного из членов молодой семьи, приобретения одним из супругов гражданства Российской Федерации), достижение предельного возраста супругов или одного из родителей в неполной семье, указанного в пункте 1.4 настоящего Порядка), не изменились, молодые семьи включаются органами местного самоуправления в список на планируемый год в соответствии с датой и временем регистрации заявлений на участие в мероприятии ведомственной целевой программы.
В данном случае, обстоятельства, имеющие значение для предоставления социальной выплаты изменились, поскольку истец достигла предельного возраста, не позволяющего быть участником мероприятий ведомственной целевой программы.
Доводы истца о том, что исключение из списков на получение социальной выплаты возможно только после фактической выплаты, основаны на неправильном понимании ею положений закона, регламентирующих порядок и условия предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках Федеральной целевой программы «Жилище», и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения Администрации Ялуторовского района Тюменской области об исключении семьи истца из списка участников ведомственной целевой программы, и возложении на ответчика обязанности по включению семьи в список участников ведомственной целевой программы.
Вопреки доводам истца, Правительство Российской Федерации предусмотрело иные основания для участия в Программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в том числе путем установления возрастного критерия, что отнесено к компетенции данного органа и не признано не соответствующим Конституции РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО2, действующей от своего имени и от имени и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о признании незаконным решения об исключении семьи из списка участников ведомственной целевой программы, возложении обязанности по включению семьи в список участников ведомственной целевой программы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.