Дело №2-60/2024
УИД 52RS0054-01-2023-000563-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Чкаловск 14 февраля 2024 года
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Плеханова В.А., при секретаре судебного заседания Лавровой Н.Е., с участием представителя истца заместителя прокурора Чкаловского района Нижегородской области Сударикова П.Б., представителей ответчика МУП «Чкаловскэнергоресурс» Елсукова А.И., Борцова А.Н., представителя третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Гоготовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к МУП «Чкаловскэнергоресурс» о возложении обязанности выполнить требования законодательства в области недропользования,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к МУП «Чкаловскэнергоресурс», в котором с учетом уточнений просит обязать в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда МУП «Чкаловскэнергоресурс» представить в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области документы и сведения, предусмотренные постановлением Правительства Нижегородской области от 19.05.2015 № 307, для получения права пользования подземными источниками недр, а именно 13 артезианскими скважинами: артезианская скважина в д. Котельницы, артезианская скважина в д. Котельницы, артезианская скважина в д. Котельницы, артезианская скважина в д. Киселево, артезианская скважина в д. Киселево, артезианская скважина в д. Сапаниха, артезианская скважина в д. Юркино, артезианская скважина в д. Неверово, артезианская скважина в д. Белово, артезианская скважина в д. Задняя, артезианская скважина в д. Рылково, артезианская скважина в д. Сверчково (Кузьмино), артезианская скважина в г. Чкаловск Лесозаводской проезд.
В обосновании исковых требований указано, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства об охране и использовании недр при добыче подземных вод из артезианских скважин, расположенных в г.о.г. Чкаловск Нижегородской области. Установлено, что администрацией г.о.г. Чкаловск Нижегородской области муниципальному унитарному предприятию «Чкаловскэнергоресурс» на праве хозяйственного ведения переданы 17 артезианских скважин, в числе которых 13 вышеуказанных артезианских скважин, что подтверждается ответом администрации муниципального образования от 30.08.2023 № Исх-145-450769/23.
В нарушение требований действующего законодательства МУП «Чкаловскэнергоресурс» осуществляет добычу подземных вод из скважин в отсутствие соответствующей лицензии на право пользования недрами, что подтверждается письмом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 28.06.2023 № Исх-319-331492/23. МУП «Чкаловскэнергоресурс» не имеет права пользования участком недр, поскольку забор воды из скважины осуществляется без геологического изучения самой возможности добычи подземных вод без оказания вреда для месторождения. Самовольное пользование недрами ведет к неизбежному истощению водных подземных ресурсов, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Государственным органом, осуществляющим в данном случае права я обязанности Российской Федерации и выступающим от ее имени является Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, который в соответствии с п.п. 1.1., 3.14, 3.142, 3.19, 3.21 3.1071 является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством, распоряжается совместно с федеральными органами государственной власти государственным фондом недр на территории Нижегородской области, подготавливает региональный перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, для утверждения его Правительством Нижегородской области совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр, осуществляет лицензирование пользования недрами в отношении участков недр местного значения, принимает решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения недр в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи, осуществляет оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода в отношении участков недр местного значения, за исключением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ.
Выявленные в деятельности МУП «Чкаловскэнергоресурс» нарушения посягают на охраняемые законом интересы Российской Федерации в лице Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, что в силу ст.1065 ГК РФ и ст.80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке. Однако, учитывая социальную значимость деятельности ответчика, а также негативные социальные последствия в случае приостановления данной деятельности МУП «Чкаловскэнергоресурс», природоохранная прокуратура находит целесообразным не заявлять требования о приостановлении (запрещении) деятельности предприятия, в то же время, настаивая на обеспечении ответчиком выполнения требований федерального законодательства о недропользовании.
Природоохранной прокуратурой по вышеуказанному факту в адрес директора МУП «Чкаловскэнергоресурс» 30.06.2023 внесено представление, однако, предприятием действенных мер, направленных на получение лицензии на право пользования недрами, до настоящего времени не принято.
В судебном заседании, действующий на основании поручения Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, заместитель прокурора Чкаловского района Нижегородской области Судариков П.Б. заявленные исковые требования с учетом их уточнений поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представители ответчика МУП «Чкаловскэнергоресурс» Елсуков А.И. и Борцов А.Н. с заявленными прокурором исковыми требованиями согласились, пояснив, что неполучение лицензии обусловлено трудным финансовым положением предприятия и необходимостью длительной подготовки всех соответствующих документов. Просили увеличить срок исполнения заявленных требований до 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Гоготова Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, также высказав мнение о целесообразности увеличения срока для исполнения ответчиком исковых требований, в силу необходимости выполнения последним большого объема работ.
Третье лицо - администрация г.о.г. Чкаловск Нижегородской области, будучи извещенным о времени, дате и места рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В представленном письменном отзыве указало, что объекты водоснабжения (скважины) переданы ответчику на праве хозяйственного ведения в соответствии с договором. Считает, что именно МУП «Чкаловскэнергоресурс» в рамках действующего законодательства обязано самостоятельно проводить необходимые мероприятия и нести расходы, связанные с получением лицензии на водопользование на объекты водоснабжения, как поставщик услуг.
В силу положений ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст.1 того же Закона компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Частями 1 и 3 ст.2 Федерального закона РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч.1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
Согласно статье 1.2 этого Закона недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Из абз.5 ст.9 Закона «О недрах» следует, что, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии с абз.1 ст.11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (абз.3)
В силу абз.4 ст.12.1 Закона «О недрах» оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными органами и подведомственными ему государственными казенными учреждениями, а лицензий на пользование участком недр местного значения - уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Форма лицензии на пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Согласно ч.2 ст.50 ГК РФ муниципальные унитарные предприятия относятся к юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями.
В соответствии с ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии со ст.ст. 2, 3, 4 Закона РФ «О недрах» участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водных объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения, порядок пользования которыми устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
В силу ст.22 Закона «О недрах», п. 2 ст. 8 Закона Нижегородской области от 03.11.2010 №169-З «О недропользовании на территории Нижегородской области» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.05.2015 №307 утвержден порядок предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их разведки и добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - Порядок).
В соответствии с п.4.3 раздела IV Порядка, для получения права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи подземных вод заявитель готовит и направляет в адрес Минэкологии Нижегородской области заявку на получение права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи подземных вод.
Согласно п.4.4 раздела IV Порядка, заявка, указанная в пункте 4.3 настоящего Порядка, подается в виде заявления на получение права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи подземных вод по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку, с приложением перечисленных документов и информации.
МУП «Чкаловскэнергоресурс» осуществляет свою деятельность согласно уставу, утвержденному постановлением администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области от 23.12.2021 № 1720, в частности осуществляет деятельность по обеспечению жилищно-коммунальными услугами, в том числе холодным водоснабжением населения и организаций, расположенных на территории городского округа город Чкаловск Нижегородской области.
По результатам проверки, проведенной Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения и организаций городского округа город Чкаловск Нижегородской области осуществляет МУП «Чкаловскэнергоресурс». Для реализации указанной цели предприятию на праве хозяйственного ведения на основании договоров передано муниципальное имущество - 17 артезианских скважин, в числе которых 13 артезианских скважин: в д. Котельницы (три), в д. Киселево (две), в д. Сапаниха, в д. Юркино, в д. Неверово, в д. Белово, в д. Задняя, в д. Рылково, в д. Сверчково (Кузьмино), в г. Чкаловск Лесозаводской проезд.
В нарушение приведенных выше требований действующего законодательства МУП «Чкаловскэнергоресурс» осуществляет добычу подземных вод из скважин при отсутствии соответствующей лицензии на право пользования недрами. Указанные обстоятельства ответчиком признаны и другими лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета, и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды, является нерациональным использованием природных ресурсов, что создает угрозу истощения недр, создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде, и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Закон о недрах. В соответствии с действующим законодательством требуется обязательное наличие лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, исковые требования прокурора к МУП «Чкаловскэнергоресурс» о возложении обязанности по направлению в уполномоченный орган документов для получения лицензии на право пользования недрами (подземными водами), суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит установить ответчику такой срок в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определяя срок, в течение которого решение суда, должно быть исполнено, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом принципов разумности и соблюдения балансов интересов сторон, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, находя данный срок обоснованным и разумным.
Согласно положениям ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика МУП «Чкаловскэнергоресурс» в доход муниципального образования городской округ город Чкаловск Нижегородской области подлежат взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Чкаловскэнергоресурс» (ИНН 5236002390, ОГРН 1035204736973, дата регистрации 21.01.2003) в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу представить в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области документы и сведения, предусмотренные постановлением Правительства Нижегородской области от 19.05.2015 №307, для получения права пользования подземными источниками недр, а именно 13 артезианскими скважинами: артезианская скважина в д. Котельницы, артезианская скважина в д. Котельницы, артезианская скважина в д. Котельницы, артезианская скважина в д. Киселево, артезианская скважина в д. Киселево, артезианская скважина в д. Сапаниха, артезианская скважина в д. Юркино, артезианская скважина в д. Неверово, артезианская скважина в д. Белово, артезианская скважина в д. Задняя, артезианская скважина в д. Рылково, артезианская скважина в д. Сверчково (Кузьмино), артезианская скважина в г. Чкаловск Лесозаводской проезд.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Чкаловскэнергоресурс» (ИНН 5236002390, ОГРН 1035204736973, дата регистрации 21.01.2003) в доход муниципального образования городской округ город Чкаловск Нижегородской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Чкаловский районный суд Нижегородской области.
Судья В.А. Плеханов. Решение не вступило в законную силу.