ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-596/13 от 20.11.2013 Среднеканского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-596/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 ноября 2013 года поселок Сеймчан

Среднеканский районный суд Магаданской области

В составе председательствующего судьи Чернецова А.И.,

при секретаре Селиверстовой К.А.,

с участием прокурора Среднеканского района Савченко Ю.В.,

представителя администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» ФИО1,

рассмотрев 20 ноября 2013 года в пос. Сеймчан в открытом судебном заседании в помещении Среднеканского районного суда, гражданское дело по заявлению прокурора Среднеканского района о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» от 11.09.2013 года № 280 «Об утверждении программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры МО «поселок Сеймчан» на 2013-2017 годы»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Среднеканского района обратился в суд с заявлением, указав, что администрацией муниципального образования «поселок Сеймчан» 11.09.2013 года издано постановление № 280 «Об утверждении программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры МО «поселок Сеймчан» на 2013-2017 годы», регулирующее общественные отношения, связанных с принятием планов и программ развития муниципального образования. Вопреки нормам Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления, имеющих большую юридическую силу, Программа «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры МО «поселок Сеймчан» на 2013-2017 годы» утверждена исполнительным органом местного самоуправления с явным превышением установленной компетенции. На незаконное постановление от 11.09.2013 года № 280 прокурором принесен протест от 21.10.2013 года, который оставлен администрацией муниципального образования «поселок Сеймчан» без удовлетворения. Постановление от 11.09.2013 года № 280 направлено администрацией муниципального образования поселок Сеймчан» в МУК ЦБС для обнародования и размещения на сайте библиотеки 13.09.2013 года.

Просит суд признать постановление главы администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» от 11.09.2013 года № 280 «Об утверждении программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры МО «поселок Сеймчан» на 2013-2017 годы» противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» государственную пошлину.

В судебном заседании прокурор Среднеканского района заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» ФИО1 с заявлением прокурора не согласился сославшись на п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которого программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа. Считает, что поскольку администрация муниципального образования «поселок Сеймчан» также является органом местного самоуправления, то она также могла принять оспариваемую программу.

Выслушав прокурора, представителя администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1.1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Пунктом 4 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе, принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

В силу части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В статье 22 Устава муниципального образования «поселок Сеймчан» указано, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе, принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

В соответствии с ч. 5.1. ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.

Решением Собрания представителей муниципального образования «поселок Сеймчан» от 15 марта 2012 года утвержден генеральный план поселка Сеймчан.

Таким образом, после утверждения генерального плана пос. Сеймчан в течение 6 месяцев программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселка Сеймчан должна быть разработана органами местного самоуправления пос. Сеймчан и подлежала утверждению представительным органом местного самоуправления поселка Сеймчан, то есть Собранием представителей муниципального образования «поселок Сеймчан».

Между тем, в нарушение указанных требований закона, Программа «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры МО «поселок Сеймчан» на 2013-2017 годы» утверждена постановлением от 11.09.2013г. № 280 исполнительного органа местного самоуправления пос. Сеймчан, то есть администрацией муниципального образования «поселок Сеймчан».

Администрацией муниципального образования «поселок Сеймчан» оспариваемое постановление направлено в МУК «Централизованная библиотечная система» для обнародования и размещения на сайте библиотеки.

При таких обстоятельствах, исходя из положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» № 280 от 11.09.2013г. «Об утверждении программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры МО «поселок Сеймчан» на 2013-2017 годы» противоречит федеральному законодательству и издано за пределами компетенции администрации муниципального образования «поселок Сеймчан», следовательно, требование прокурора Среднеканского района о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановление администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» от 11.09.2013 года № 280 «Об утверждении программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры МО «поселок Сеймчан» на 2013-2017 годы», подлежит удовлетворению.

Пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предусмотрено, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 3000 рублей.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

На производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, распространяются общие положения Гражданского процессуального кодекса РФ с изъятиями (особенностями), установленными главами 24 - 26 указанного Кодекса.

Поскольку законодательством для указанной категории дел не установлено никаких изъятий из общего правила о распределении судебных расходов между сторонами, положения статьи 98 ГПК РФ применяются и при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Следовательно, органы местного самоуправления в тех случаях, когда они выступают в качестве органов, чьи нормативные правовые акты оспариваются в порядке главы 24 ГПК РФ, оплачивают государственную пошлину на общих основаниях, то есть по правилам статьи 98 ГПК РФ.

Таким образом, с администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 рублей.

Руководствуясь ст. 194 – 199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Среднеканского района удовлетворить.

Признать постановление администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» от 11.09.2013 года № 280 «Об утверждении программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры МО «поселок Сеймчан» на 2013-2017 годы» противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» в доход бюджета муниципального образования «Среднеканский район государственную пошлину в размере 3 000 рублей (три тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение месяца.

Председательствующий судья А.И. Чернецов