ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-596/2018 от 17.04.2018 Североморского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-596/2018

Принято в окончательной форме:

17 апреля 2018 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2018 года ЗАТО г.Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Моховой Т.А.,

при секретаре Бухаловой О.И.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2,

ФИО3, ФИО4,

представителя истцов ФИО5,

представителей ответчика ФИО6, ФИО7,

ФИО8, ФИО9,

представителей третьих лиц ФИО10, ФИО11,

ФИО12, ФИО13, ФИО14,

третьих лиц ФИО15, ФИО16, ФИО17,
ФИО18, ФИО19,

ФИО20, ФИО21,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО22, ФИО1, ФИО2, ФИО23, ФИО3, ФИО4 к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о признании перерасчета незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО22, ФИО2, ФИО24, действующая на основании доверенности от ФИО23, ФИО3 и ФИО4, являющиеся собственниками квартир №***, обратились в суд с иском к Акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС»), о признании незаконным перерасчета, произведенного за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 по оплате коммунальной услуги «отопление и подогрев воды» на основании общедомового прибора учета (ОДПУ).

В обоснование исковых требований указано, что управление многоквартирным домом осуществляет в соответствии с договором управления от 17.06.2015 ООО «Североморскжилкомхоз». В доме силами ресурсоснабжающей организации АО «МЭС» установлен ОДПУ, который введен в эксплуатацию 16.12.2015.

Полагают, что ОДПУ установлен и введен в эксплуатацию с нарушением Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ (далее – ФЗ №261), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила содержания), Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 (далее – Правила коммерческого учета №1034), а также нарушен порядок и срок производства перерасчета платы, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг №354). Учитывая изложенное, а также то, что жильцы дома не были уведомлены об установке прибора учета и при отсутствии в квитанциях об оплате сведений в строках «общий объем тепловой энергии по ОДПУ на отопление и подогрев воды» и «суммарный объем тепловой энергии для подогрева воды по абонентам» они не могли контролировать норму потребления тепловой энергии и были лишены возможности принять меры по факту излишнего потребления, произведенная корректировка платы за 2016 год является незаконной.

Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просили суд признать недействительной корректировку платы по отоплению за 2016 год, осуществленную на основании данных общедомового прибора учета тепловой энергии многоквартирного *** области в связи с нарушениями по установке, вводе в эксплуатацию, процедуре передачи управляющей компании и обслуживании общедомового прибора учета тепловой энергии; обязать АО «МЭС» отменить корректировку по отоплению за период 2016 год, осуществленную на основании данных общедомового прибора учета, ФИО22 в сумме 9550 рублей 48 копеек, ФИО1 в сумме 12 160 рублей 67 копеек, ФИО2 в сумме 9550 рублей 48 копеек, ФИО23 в сумме 12 524 рубля 88 копеек, ФИО3 в сумме 12 524 рубля 88 копеек, ФИО4 в сумме 9449 рублей 31 копейка.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 настаивали на удовлетворении исковых требований. ФИО1 суду пояснила, что в течение продолжительного времени в квартире *** температура воздуха в отопительный сезон составляет +30?С, т.е. происходит «перетоп». Система отопления дома несбалансирована, в связи с чем, тепловая энергия поступала в дом в чрезмерном количестве, за которое в настоящее время выставлена оплата в виде корректировки платы за отопление за 2016 год. Регулировка системы отопления дома возможна путем установки балансировочных клапанов или шайб. ФИО2, ФИО3, ФИО4

Представитель истцов ФИО5 в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в исковом заявлении, письменных дополнениях и уточнениях. Пояснила суду, что об установленном и введенном в эксплуатацию приборе учета не было известно жильцам дома; в квитанциях, ежемесячно выставляемых в 2016 году, отсутствовали сведения о количестве потребленной тепловой энергии. Полагает, что установка приборов и их ввод в эксплуатацию, а также дальнейшее обслуживание произведено с нарушениями пункта 13 Федерального закона №261, пункта 62 Правил коммерческого учета №1034, в связи с чем показания приборов учета не могли использоваться для производства корректировки по отоплению за 2016 год. Кроме того, сама корректировка произведена с нарушением сроков, установленных в Правилах предоставления №354.

Представитель ответчика АО «МЭС» ФИО6 в судебном заседании считала исковые требования не подлежащими удовлетворению, т.к. приборы учета тепловой энергии в доме *** установлены в соответствии с проектом, введены в эксплуатацию с учетом требований Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1034, корректировка платы за 2016 год произведена исходя из показаний ОДПУ на основании Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ №354.

Представитель ответчика АО «МЭС» ФИО7 в судебном заседании пояснил, что согласно проекту, установка балансировочных клапанов в тепловых пунктах данного дома была невозможна. Работы по установке прибора производились без реконструкции помещений тепловых пунктов дома подрядчиком ЗАО «Теплоэнергомонтаж» с привлечением работников ЗАО «Автоматика-Сервис». Узлы учета тепловой энергии (УУТЭ) в тепловых пунктах многоквартирного дома *** введены в эксплуатацию 16.12.2015, с 01.01.2016 ведомости показаний ОДПУ передавались в ООО «СЖКХ» и КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск. При вводе ОДПУ в эксплуатацию создавалась комиссия, помимо представителей АО «МЭС», ЗАО «Теплоэнергомонтаж» и представителя КРГХ в ней участвовал представитель управляющей компании дома – ООО «СЖКХ», который предоставлял доступ в тепловые пункты подвального помещения дома. Причины, по которым представитель ООО «СЖКХ» не подписал акты ввода приборов в эксплуатацию и впоследствии не подписывал акты приема-передачи УУТЭ, не влияют на показания прибора учета. Приборы учета имеют паспорта и сведения о поверке, находятся на гарантии у изготовителей. При наличии жалоб от жильцов дома на повышенную температуру в квартирах управляющая компания с привлечением ресурсоснабжающей организации должна была установить причину и принять меры к устранению нарушений. На температурный режим дома влияет комплекс факторов – конструкция тепловых сетей дома, фактическое количество секций радиаторов, количество квартир с электрообогревом, фактическое состояние общедомового имущества и т.п.

Представитель ответчика АО «МЭС» ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив суду, что окончательно работы по монтажу прибора учета в доме *** были приняты АО «МЭС» у подрядчика 01.10.2015, введены в эксплуатацию 16.12.2015. Обязанность по установке балансировочных клапанов на АО «МЭС» не возложена.

Представитель ответчика АО «МЭС» ФИО9 в судебном заседании пояснил, что позиция истцов основана на неверном толковании норм права. Приборы учета установлены и введены в эксплуатацию законно, корректировка за 2016 год произведена в ноябре 2017 года обоснованно, по показаниям ОДПУ. На основании предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области суммы корректировки в феврале 2016 года приведены в соответствие с фактической площадью помещений МКД.

Представители третьего лица ООО «СЖКХ» ФИО10 и ФИО12 в судебном заседании пояснили, что обязанность по установке ОДПУ в многоквартирном доме не была исполнена собственниками помещений; во исполнение требований ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности» ОДПУ установлен ресурсоснабжающей организацией – АО «МЭС». С 06.09.2017 ОДПУ в ИТП №1 и ИТП №2 дома *** приняты по акту на обслуживание управляющей компанией. Согласно договору управления МКД от 17.06.2015, в состав общедомового имущества включается внутридомовая система отопления, однако до передачи ОДПУ от АО «МЭС» за обслуживание ОДПУ несла ответственность ресурсоснабжающая организация.

Представитель третьего лица Муниципального образования ЗАТО г.Североморск в лице Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск ФИО13 в судебном заседании указал, что доказательств нарушения требований при установке узла учета не представлено, просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск ФИО14 в судебном заседании пояснил, что представитель КРГХ, уполномоченного представлять интересы собственника муниципального имущества – Муниципального образования ЗАТО г.Североморск – 16.12.2015 принимал участие во вводе ОДПУ в доме *** установка и ввод в эксплуатацию приборов учета осуществлены законно, сведения о потреблении тепловой энергии ежемесячно передавались в КРГХ из АО «МЭС». Проводя проверку по заявлению граждан, КРГХ не выявило нарушений при производстве АО «МЭС» корректировки платы за 2016 года на основании данных ОДПУ.

Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Мурманской области о времени и месте слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном письменном отзыве на иск указано, что в платежных документах за ноябрь 2017 года жильцам дома выполнена корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2016 год исходя из показаний ОДПУ. В ходе проверки расчета корректировки установлено, что она произведена исходя из 218,42 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения, в то время как по расчету ГЖИ МО необходимо было произвести исходя из 200,05 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения. Согласно постановлениям администрации ЗАТО г.Североморск отопительный сезон 2015-2016 годов завершен 25.05.2016, начало отопительного сезона 2016-2017 годов начато 08.09.2016. Определение объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний общедомовых приборов учета является приоритетным методом учета в целях дальнейшего начисления размера платы. Нарушениями при установке ОДПУ, влияющим на начисление платы, могут являться те нарушения, от которых в дальнейшем зависят конечные показания. Документы, подтверждающие факт невозможности установки ОДПУ, оформленные в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.20111 №627, отсутствуют. Оставляют разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ООО «Единый расчетный центр» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался по известному месту нахождения.

Представитель третьего лица ЗАО «Теплоэнергомонтаж» в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области о времени и месте слушания дела извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что разрешение поставленных вопросов не относится к компетенции Управления.

Третьи лица собственники помещений многоквартирного дома *** ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО20, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО19, ФИО56, Сердечный Г.П., ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО17, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО16, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, наниматели помещений многоквартирного дома №15 по ул. ФИО97 в г.Североморске ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО18, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО68, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. ФИО30, ФИО44, ФИО50, ФИО67, ФИО77, ФИО27, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО26, ФИО25, ФИО69, ФИО64 просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании 04.04.2018 третьи лица ФИО15, ФИО21, ФИО94 исковые требования поддержали. Третье лицо ФИО91 в судебном заседании 04.04.2018 суду пояснил, что проживает в квартире ***, расположенной на ***; квартира недостаточно отапливается, радиаторы отопления в его квартире подключены к обратному трубопроводу.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения истцов и их представителя, возражения представителей ответчика, пояснения третьих лиц и представителей третьих лиц, опросив специалистов ФИО95 и ФИО96, исследовав материалы дела, обозрев видеозапись осмотра тепловых пунктов МКД, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

При разрешении данного спора суд руководствуется требованиями части 3 статьи 196 ГПК Российской Федерации, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным требованиям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК Российской Федерации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» от 19.12.2003 №23).

В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п.1). Если законами или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующим этим требованиям (п.5).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Правила предоставления №354 регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В силу пункта 2 Правил предоставления № 354 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы.

Согласно Распоряжению Правительства Мурманской области от 15.06.2011 № 210-РП «О создании единой теплоснабжающей компании на территории Мурманской области» АО «Мурманэнергосбыт» определено в качестве объединенной теплоснабжающей компании.

В соответствии с Уставом АО «Мурманэнергосбыт» (утвержден 12.10.2015), АО «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС»; ресурсоснабжающая организация) создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» как Открытое акционерное общество «Мурманэнергосбыт» 04.09.2009. Общество создано в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения и электроснабжения потребителей Мурманской области, а также получения прибыли от осуществляемых видов деятельности.

Договоры теплоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг между АО «МЭС» и управляющими компаниями в отношении рассматриваемых многоквартирных домов не заключались. Отношения с собственниками помещений в многоквартирных домах осуществляются путем совершения конклюдентных действий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

АО «МЭС» по отношению к потребителям, проживающим в многоквартирных домах <...>), является организацией, которая в силу положений части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязана осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет.

Согласно представленной АО «Мурманэнергосбыт» информации, по договорам аренды имущества № 78/04 от 01.09.2015 и № 178-16-619от 22.08.2016, МУП «Североморские теплосети» передало АО «Мурманэнергосбыт» во временное возмездное владение и пользование имущество (источник тепловой энергии, тепловые сети и т.д.), расположенное на территории ЗАТО г. Североморск, с целью его использования для производства пара и горячей воды (тепловой энергии).

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона об энергетической эффективности), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу части 2 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности предусмотрено, что до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом, после 01.07.2013 (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления (часть 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности).

Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12 статьи 13 Федерального закона об энергетической эффективности).

Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений многоквартирных домов.

В случае неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов возложена на ресурсоснабжающую организацию.

Как установлено судом, действуя в рамках прямого указания закона об энергосбережении и исполняя обязанность по оснащению МКД прибором учета, в период 2014-2015 годов АО «МЭС» осуществило установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета в многоквартирном доме по адресу: ***

В соответствии с пунктом 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034, организация учета тепловой энергии, теплоносителя включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

В силу пункта 19 Правил коммерческого учета, узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.

Проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании: а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя; б) требований настоящих Правил; в) технической документации на приборы учета и средства измерений (пункт 39 Правил учета).

Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета (пункт 49 Правил коммерческого учета).

Согласно пункта 33 Правил коммерческого учета узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Монтаж узла учета осуществляется в строгом соответствии с согласованным теплоснабжающей организацией проектом.

Смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (пункты 61, 62 Правил коммерческого учета).

При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется (пункты 66-69 Правил коммерческого учета).

Пунктом 72 Правил коммерческого учета предусмотрено, что в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.

Из материалов дела следует, что проектирование, комплектация, монтаж и пуско-наладочные работы, связанные с установкой узла учета тепловой энергии и теплоносителя, осуществлялись подрядным методом, в соответствии с договором №011-568 от 29.04.2014, заключенного между АО «МЭС» и ЗАО «Теплоэнергомонтаж» (далее – ЗАО «ТЭМ»).

Проектная документация установки УУТЭ была выполнена в соответствии с техническими условиями, выданными АО «МЭС», а также согласно нормативным документам: Правилами учета, Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации №99/пр от 17.03.2014, РД 34.09.102 «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденные приказом Минтопэнерго Российской Федерации №Вк-4936 от 12.09.1995, МДС 41-5.2000 «Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях ЖКХ и бюджетной сферы», СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правила эксплуатации электроустановок, изд.7.

Акты о приемке выполненных работ по монтаже приборов учета (узла тепловой энергии) №16 и №17 подписан представителями заказчика АО «МЭС» и исполнителя ЗАО «ТЭМ» 01.10.2015.

Исходя из технических условий на установку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, выданных заказчиком АО «МЭС» в адрес ЗАО «ТЭМ», проектом необходимо предусмотреть беспроводную передачу данных с тепловычислителя, установку балансировочных клапанов на системы отопления и горячего водоснабжения для настройки расчетного расхода теплоносителя.

Согласно пояснительной записки проекта по установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя в ИТП №1 и ИТП №2 по адресу: ***, подготовленного ЗАО «Автоматика-сервис», техническая возможность установить УУТЭ-1 и УУТЭ-2 на трубопроводах тепловых сетей абонента (после вводных задвижек ИТП №1 и ИТП №2) без реконструкции существующих ИТП отсутствует. Узлы учета тепловой энергии устанавливаются в помещениях ИТП №1 и ИТП №2 на трубопроводах тепловых сетей АО «МЭС» в местах, наиболее приближенных к границе раздела балансовой принадлежности – перед вводными задвижками ИТП №1 и ИТП №2 (раздел 3. Основные проектные решения); установка балансировочного клапана на систему отопления проектом не предусмотрена: техническая возможность установки балансировочного клапана без реконструкции существующих ИТП №1 и ИТП №2 отсутствует. Согласно листа 15, 16 (ИТП№1) и 38, 39 (ИТП №2) на принципиальной схеме теплового узла до и после установки приборов учета в ИТП №1 и ИТП №2 не предусматривалась установка балансировочных клапанов на системе отопления (раздел 4. Тепломеханические решения).

Таким образом, суд считает установленным, что техническая возможность установки балансировочного клапана при установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя в ИТП №1 и ИТП №2 дома *** отсутствовала.

Нормативно-правовыми актами обязанность по установке балансировочного клапана на ресурсоснабжающую организацию – АО «МЭС» – не возложена.

Доводы представителя истца ФИО5 и специалиста ФИО96 о произведенной реконструкции системы отопления в *** суд отвергает, поскольку актов о невозможности установки УУТЭ без реконструкции ИТП №1 и ИТП №2 суду не представлено; на существующих сетях отопления МКД произведен монтаж приборов – узлов учета тепловой энергии.

Согласно статье 161 ЖК Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые устанавливают требования к содержанию общего имущества.

На основании пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются, в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В зависимости от выбранного собственниками способа управления, режимы потребления должны обеспечиваться лицом, оказывающим услуги по содержанию общего имущества собственникам помещений многоквартирного дома.

С 17.06.2015 управление МКД №15 по ул. Адмирала ФИО97 осуществляется управляющей компанией – ООО «СЖКХ».

Согласно договору управления, в состав общедомового имущества включаются, в числе прочего, тепловые пункты и внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (при их наличии). Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно приложения к договору управления, контроль за параметрами теплоносителя и регулировка и наладка системы отопления дома входит в перечень работ по обслуживанию внутридомовых сетей теплоснабжения, осуществляющихся управляющей компанией.

Как установлено судом, на основании акта приема-передачи от 06.09.2017, оформленного АО «МЭС» и ООО «СЖКХ»Ю оборудование узла учета тепловой энергии, смонтированного в соответствии с проектом в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *** ТП-1,2 в объеме спецификации проекта УУТЭ, приняты в эксплуатацию в исправном состоянии, обеспечивающем надлежащую эксплуатацию и функционирование.

Из пояснений представителя КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск, не опровергнутых представителями ООО «СЖКХ», 31.01.2018 в доме истцов работниками управляющей компании установлены дроссельные шайбы.

Проанализировав представленные сведения об объемах тепловой энергии за февраль 2016 (142,5), февраль 2017 (168,5) и февраль 2018 года (169,4), а также март 2016 (139,7), март 2017 (152,3) и март 2018 года (139,9), суд не находит оснований полагать, что установка дроссельных шайб существенно снизила объемы потребляемой тепловой энергии многоквартирным домом истцов и именно ее отсутствие привело в 2016 году к необходимости корректировки платы за предоставляемый коммунальный ресурс в сторону увеличения.

16.12.2015 составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя – *** – ТП №1 и ТП №2. Акты подписаны представителями АО «МЭС» – теплоснабжающей организации, представителем КРГХ Администрации ЗАТО г.Североморск – представитель потребителя, ЗАО «Автоматика-Сервис» – представитель монтажной организации.

В ходе осмотра приборов члены комиссии пришли к выводу о том, что приборы учета соответствуют требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя и поэтому допускается в эксплуатацию. В актах содержатся сведения о составе оборудования, входящего в данный прибор учета, местах установки и наличии пломб, показания приборов на момент допуска прибора в эксплуатацию, даты очередной поверки оборудования – 05.03.2019. Акты утверждены главным инженером АО «МЭС» ФИО98

Исходя из требований пункта 62 Правил учета, участие в качестве представителя потребителя представителя КРГХ Администрации ЗАТО г.Североморск как представителя собственника помещений, находящихся в собственности Муниципального образования ЗАТО г.Североморск суд находит обоснованным, исходя из Положения о Комитете по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск и распоряжения Главы администрации г.Североморск №1692-р от 19.12.2013 «Об утверждении состава комиссии по допуску общедомовых узлов учета энергетических ресурсов в эксплуатацию, находящихся в доле жилых и нежилых помещений муниципальной собственности» с учетом изменений, внесенных распоряжением №1400-р от 07.12.2015.

Кроме того, из пояснений представителя управляющей компании – ООО «СЖКХ» ФИО11 следует, что представитель ООО «СЖКХ» присутствовал при составлении актов первичного допуска в эксплуатацию спорных узлов учета тепловой энергии, отказавшись от подписания акта ввиду наличия претензий по поводу отсутствия антивандальных решеток, непредоставления возможности дистанционного сбора показаний приборов учёта.

Вместе с тем, доказательств того, что указанные недостатки препятствовали нормальному функционированию узла учета, не представлено, доводы о том, что узел учета должен считаться непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, несостоятелен.

Доводы стороны истцов о том, что жильцы дома не были уведомлены об установке ОДПУ не влияют на законность установки прибора, в силу императивности работ по установке ОДПУ, произведенных АО «МЭС».

Несоблюдение месячного срока ввода прибора учета в эксплуатацию (принят 01.10.2015, введен в эксплуатацию 16.12.2015) не может свидетельствовать о нарушении прав жильцов дома, поскольку фиксация показаний прибора учета и коммерческий учет поставляемой тепловой энергии начата с 01.01.2016 – первого числа месяца, следующего за датой ввода прибора в эксплуатацию.

Оценивая доводы о неправомерности учета потребленной тепловой энергии по показаниям УУТЭ, который до 06.09.2017 не был передан на обслуживание управляющей компании ООО «СЖКХ», суд приходит к следующему.

Из пояснений представителей ответчика, не опровергнутых представителями ООО «СЖКХ» и КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск, отчеты о теплопотреблении по приборам УУТЭ за январь 2016 года – декабрь 2016 года ежемесячно передавались АО «МЭС» в ООО «СЖКХ» и КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск.

Доказательств того, что приборы учета работают с отклонением от установленных требований, суду не представлено. Ходатайств о назначении экспертизы не заявлялось.

Исходя из паспортов оборудования, изготовителями установлен гарантийный срок 24 месяца с даты изготовления – для теплосчетчиков ЛОГИКА 8943 и тепловычислителей СПТ943; 4 года с даты продажи – для расходомеров ФОРМУЛЯР; 18 месяцев от даты ввода изделия в эксплуатацию, но не позднее 6 месяцев от даты изготовления – для комплектов термометров сопротивления ТЭМ-10; 21 месяц с даты приемки в эксплуатацию – для адаптеров сигналов ВЗЛЕТ АС; 3 года с даты приемки – для преобразователей давления измерительных.

Согласно информации ООО «СЖКХ» и АО «МЭС», жильцы дома *** в течение 2016 года не обращались в управляющую компанию с жалобами на теплоснабжение дома в целом и отдельных его помещений в частности.

Исходя из актов проверки системы отопления многоквартирного дома *** к отопительному сезону от 30.07.2015, 18.08.2016, 03.08.2017, объект допущен к эксплуатации в отопительных сезонах 2015/2016, 2016/2017, 2017/2018 годов.

В ходе проверки в рамках муниципального жилищного контроля, проведенной КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск в отношении ООО «СЖКХ» в 2018 году, установлено выполнение работы по наладке системы отопления путем установки расчетных сопл (шайб) в ТП №1 и ТП №2 (монтаж произведен 31.01.2018); корректная работа общедомовых приборов учета тепловой энергии.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что приборы учета тепловой энергии в МКД установлены правомерно, введены в эксплуатацию с соблюдением требований действующего законодательства, их показания могли быть использованы при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома тепловую энергию, согласно требованиям статьи 153 и 154 ЖК Российской Федерации, предусматривающих, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе отопление.

Согласно пункту 53 Правил №354 если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями (ИПУ), то рассчитанный в соответствии с пунктами 42(1) и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно пункту 42(2) Правил №354 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.

, где:

Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме или в жилом доме, определенный исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии указанных приборов учета – из нормативов потребления;

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;

Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме за прошедший год.

Из пояснений сторон и представленных истцами квитанций об оплате коммунальных услуг за ноябрь 2017 года следует, что истцам выполнена корректировка размера платы за отопление за 2016 год исходя из 218,42 рубля за 1 кв.м. общей площади жилого помещения. Сумма корректировки по жилому помещению №28 (ФИО1) составила 13 126 рублей 96 копеек; по жилому помещению № 13 (ФИО22) – 10 309 рублей 36 копеек, по жилому помещению № 33 (ФИО2) – 10 309 рублей 36 копеек, по жилому помещению № 68 (ФИО23) – 13 520 рублей 11 копеек, по жилому помещению № 56 (ФИО3) – 13 520 рублей 11 копеек; по жилому помещению № 59 (ФИО4) – 10 200 рублей 15 копеек.

Впоследствии указанные суммы скорректированы в соответствии с предписанием ГЖИ Мурманской области №31/34 от 19.01.2018 по жилому помещению №28 (ФИО1) на 966 рублей 29 копеек; по жилому помещению № 13 (ФИО22) – на 758 рублей 88 копеек, по жилому помещению № 33 (ФИО2) – на 758 рублей 88 копеек, по жилому помещению № 68 (ФИО23) – на 995 рублей 23 копейки, по жилому помещению № 56 (ФИО3) – на 995 рублей 23 копейки; по жилому помещению № 59 (ФИО4) – на 750 рублей 85 копеек, что нашло свое отражение в платежных документах истцов за февраль 2018 года.

Доводы о том, что корректировка незаконна ввиду ее производства в ноябре 2017 года, а не в 1 квартале года, следующего за расчетным, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. К возникшим правоотношениям в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 суд считает необходимым применить порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, регулировавшийся постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, утратившим силу с 01.07.2016.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307, при оборудовании дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам.

Исходя из положений пункта 27 Правил №307, величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктом «б» пункта 21, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.

Совокупный объем тепловой энергии, измеренный показаниями ОДПУ за год, может быть известен лишь по итогам года, в связи с чем, корректировка платы за 2016 год должна осуществляться по итогам 2016 года при наличии показаний прибора учета за весь отопительный период. В отсутствие сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учётом нормативов потребления, корректировка размера платы за отопление не производится.

По смыслу соответствующих положений Правил № 307, корректировка платы за отопление – это приведение размера платы за отопление, выставленного в адрес собственников помещений в многоквартирном доме по нормативу, в соответствие с размером платы, выставленной в адрес управляющей компании в соответствии с показаниями узла коммерческого учета тепловой энергии. Целью корректировки является привести начисления населению в соответствие с платой за ту тепловую энергию, которую потребил многоквартирный дом в целом.

Из содержания всех формул приведенных в Правилах № 307 следует, что при расчете применяются показатели размера платы, определенного исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и показаний индивидуальных (общих (квартирных)) приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления. При этом такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных приборов учета. Соответственно, именно по окончании данного периода (когда сведения, подлежащие учету в целях определении величины корректировки уже в наличии), а не в любое время, корректировка платы за отопление и должна быть произведена.

При этом, каких-либо определенных сроков корректировки размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов, выше приведенные правовые акты, а также положения Жилищного кодекса РФ и Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не устанавливают, соответственно суда приходит к выводу, что проведение ответчиком корректировки отопления за период с января 2016 года по июнь 2016 года в ноябре 2017 года не противоречит нормам действующего законодательства, является обоснованным.

В части корректировки за период с июля 2016 года по декабрь 2016 года, суд исходит из того, что в рассматриваемый период действовали Правила предоставления № 354.

В соответствии с пунктом 6 указанного постановления Правительства Российской Федерации, с 01.07.2016 утратили силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, в соответствии с которыми размер платы за коммунальные услуги определялся равномерными платежами в течение календарного года.

В соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области № 386-ПП от 05.08.2016, на территории Мурманской области изменен способ оплаты данной коммунальной услуги существовавший ранее. Новый способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению предусматривает внесение платы в течение календарного года.

На основании пункта 42 (2) Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года – с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам.

Проанализировав приведенные положения, суд соглашается с доводами ответчика о том, что поскольку Постановление Правительства Мурманской области № 386-ПП, принято 05.08.2016, начало применения способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года – с 01.07.2017, то корректировка платы за отопление с июля 2016 года по декабрь 2016 года должна быть произведена не позднее первого квартала 2018 года при наличии всех необходимых сведений для ее проведения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцами не представлено доказательств нарушения ответчиком обязанности по своевременному и качественному предоставлению истцу услуги по корректировке платы за отопление за 2016 год, в связи с чем, суд отказывает истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-197 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО22, ФИО1, ФИО2, ФИО23, ФИО3, ФИО4 к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о признании недействительной корректировки платы по отоплению за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, осуществленной на основании данных общедомового прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома 15 по ул. Адмирала ФИО97 в г.Североморске Мурманской области, в связи с нарушениями по установке, вводе в эксплуатацию, процедуре передачи управляющей компании и обслуживании общедомового прибора учета тепловой энергии; об отмене корректировки по отоплению за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, осуществленной на основании данных общедомового прибора учета, ФИО22 в сумме 9550 рублей 48 копеек, ФИО1 в сумме 12 160 рублей 67 копеек, ФИО2 в сумме 9550 рублей 48 копеек, ФИО23 в сумме 12 524 рубля 88 копеек, ФИО3 в сумме 12 524 рубля 88 копеек, ФИО4 в сумме 9449 рублей 31 копейка, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Мохова