Дело № 2-666/2021
УИД 24RS0041-01-2020-003864-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2021 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Корнийчук Ю.П.,
при секретаре Шамановой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «КЕХ еКоммерц» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ :
ФИО1 обратился в суд с требованиями к ООО «КЕХ еКоммерц» о защите прав потребителя, взыскании в убытков в виде стоимости товара в размере 147000 руб., убытков по безопасной доставке товара в размере 4405 руб., компенсации морального вреда в размере 30000 руб.
Требования мотивировал тем, что 11.05.2020г. посредством принадлежащего ответчику интернет-сайта www.avito.ru по объявлению приобрел у частного лица 7 видеокарт Gigabyte GeForce GTX 1080Ti одним лотом, стоимостью лота 147000 руб.
Также истец воспользовался услугой по безопасной доставке товара в размере 4405 руб., договору присвоен У.
Указывает, что 11.05.2020г. перечислил ответчику денежные средства в общем размере 151405 руб.
Также ссылается на то, что 12.05.2020г. по адресу: Х агентом ООО «Боксберри РУ» была принята к отправке посылка от продавца, объявленной ценностью 147000 руб., 16.05.2020г. указанная посылка прибыла в адрес доставки: Х была передана курьеру, который в этот же день 16.05.2020г. доставил коробку истцу, однако при визуальном осмотре коробка оказалась вскрытой и вместо 7 видеокарт в ней находился видеомагнитофон, пульт и кассеты. Указанный товар истец получать отказался.
Полагает, что ответчиком были оказаны услуги ненадлежащего качества.
В удовлетворении содержащихся в направленной стороне ответчика претензии от 19.05.2020г. последний ответил отказом.
В судебном заседании представитель истца А10 исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям, дополнив, что сделка оформлялась через сайт www.avito.ru, никакие персональные данные истец не оставлял, были использованы логины. Также указал, что доставке был присвоен трек номер, а после поступления посылки в пункт выдачи истцу пришло смс-сообщение с четырехзначным паролем. Истцу позвонили, представившись сотрудником ООО «Боксберри РУ» и сказали, что отдел не работает и предложили доставить посылку, на что истец согласился, назвав адрес доставки. Как выяснилось позже неустановленное лицо позвонило работнику такси, доставлявшему посылку, ФИО2, и попросило доставить посылку по иному адресу- в Х. Не дождавшись по данному адресу получателя посылки, ФИО2 позвонил по номеру телефона истца, указанному в квитанции, и доставил ему посылку, которая уже была вскрыта, при этом в коробе не находился купленный истцом товар. Посылка была выдана на основании кода, который знал продавец, в связи с чем полагает, что в данном случае имеется мошенническая схема.
В судебном заседании представители ответчика А5, А6 исковые требования не признали, поддержав ранее представленные письменные возражения, дополнив, что услуги были оказаны истцу надлежащим образом, поскольку заказ создан непосредственно самим покупателем, им же выбрана и служба доставки - ООО «Боксберри РУ». Пояснили, что после нажатия на кнопку «оплатить» поступившие от истца денежные средства за товар были зарезервированы на его банковской карте до момента получения товара в пункте выдачи заказа. После отправки заказа продавцом, ему был присвоен трек номер, который был отправлен истцу сообщением через сайтwww.avito.ru. 15.05.2020г. товар был доставлен в пункт выдачи заказа, выбранный покупателем. После поступления товара на телефон истца пришло смс-сообщение с кодом для получения посылки. Указанная информация является конфиденциальной и направляется только получателю товара. При получении заказа 15.05.2020г. был назван трек номер заказа и четырехзначный код, после чего заказ был выдан. Также добавила, что истец звонил непосредственно оператору ООО «Боксберри РУ» и пояснял, что разгласил код третьим лицам.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доверил представление своих интересов представителю.
В судебное заседание представитель 3- го лица ООО «Боксберри РУ», 3-и лица: ИП А7, ИН А8 не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями ( п. 1 ст. 309 ГК РФ).
Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" закреплено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
При этом в силу ч. 2.1 ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) или не вытекает из существа отношений между ними, ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).
Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Учитывая изложенное и ст.ст. 15, 1064 ГК РФ для возмещения убытков, взыскания компенсации морального вреда необходима совокупность условий: ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) причинен ущерб, нарушение обязательств или причинения вреда, вина ответчика, наличие убытков, причинно-следственная связь между действием (бездействием) ответчика и возникшими убытками.
Как следует из материалов дела, 11.05.2020г. на сайте www.avito.ru (в интернет-каталоге объявлений) истец ФИО1 в оформил заказ на приобретение 7 видеокарт Gigabyte GeForce GTX 1080Ti одним лотом, стоимостью лота 147000 руб.
Для получения товара истец воспользовался услугами сервиса доставки на Авито по безопасной доставке товара, заказав доставку товара службой доставки ООО «Боксберри РУ», стоимостью 4405 руб., договору присвоен У.
В качестве сведений о продавце и покупателе в экспресс-накладной были указаны: имя продавцаАнтон и его паспортные данные и телефон У; имя покупателя efimovivan, телефон пользователя У, в описании вложения указан техника и электроника.
В качестве адреса доставки истец самостоятельно выбрал тип услуги «отделение-отделение», указав пункт выдачи заказов по адресу: Х, что им не отрицается.
11.05.2020г. истец произвел перевод денежных средств в сумме 151405 рублей. В описании указано: Avito.Pokupka Moskva RUS, денежные средства были зарезервированы за истцом банком.
Из представленной ООО «Раппорто» расшифровки сообщений, направленных на телефон У ООО «Боксберри РУ», следует, что 15.05.2020г. абонентом получено сообщение о том, что заказ ожидает по адресу: Х, отправитель А2, посылка У, код получения У.
В ходе рассмотрения дела представитель истца получение вышеуказанного смс-сообщения подтвердил, пояснив, что после поступления посылки в пункт выдачи истцу пришло смс-сообщение с четырехзначным паролем.
Из экспресс-накладной следует, что заказ получен 15.05.2020г. ФИО2, при этом отмечено, что груз доставлен без внешних повреждений упаковки и доступа к вложениям, без нарушения пломб, все условия доставки соблюдены, претензии отсутствую.
Сторона ответчика пояснила, что после поступления сведений о получении заказа, зарезервированная на счете истца денежная сумма в размере 147000 руб. была перечислена продавцу.
Истец обращался к ответчикам с требованиями возместить убытки. Претензия оставлена без удовлетворения.
Указывая, что доставленная истцу курьером ФИО2 посылка была вскрыта, ее содержание не соответствовало заявленному во вложении, в связи с чем от ее получения отказался, истец обратился в суд с иском в защиту нарушенного права.
Разрешая требования истца, суд, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения и представленные в дело доказательства, пришел к выводу об отказе от удовлетворения исковых требований.
Согласно раздела 1 Общих условий использования Авито, Компания (ООО «КЕХ еКоммерц») не является участником, организатором сделки, покупателем, продавцом, работодателем, посредником, агентом, представителем какого-либо пользователя, выгодоприобретателем или иным заинтересованным лицом в отношении сделок между пользователями. Пользователи используют размещенную на Авито информацию, чтобы заключать сделки на свой страх и риск без прямого или косвенного участия или контроля со стороны Компании.
В разделе 4 Общих условий использования Авито указано, что Компания не может гарантировать, что вся информация, которую пользователи указывают на Авито, соответствует действительности. Необходимо быть осмотрительными при совершении сделок.
В соответствии с разделом 1 Условий доставки на Авито, доставка на Авито - комплекс услуг, оказываемых Авито и иными лицами, позволяющих продавцу и покупателю при исполнении ими своих обязательств по Сделке использовать платежный сервис, услуги доставки и\или иные услуги, оказываемые Компанией и иными лицами в соответствии с настоящей Офертой.
В силу пункта 2.1.1 Условий доставки на Авито, в рамках доставки Компания оказывает покупателю услуги доставки, а также услуги по предоставлению покупателю функциональности, обеспечивающей возможность оплаты товара в безналичном порядке с использованием платежного сервиса, по обмену информацией между продавцом, банком, покупателем и службой доставки с целью заключения и исполнения сделки с использованием доставки на Авито. Услуги оказываются в порядке, предусмотренном настоящей Офертой. Расходы по оплате указанных услуг несет покупатель.
Исходя из п. 2.4 Условий доставки на Авито, Авито является площадкой, позволяющей продавцам самостоятельно на свой страх и риск размещать предложения, адресованные неопределенному кругу лиц на совершение сделки в отношении товара, которым продавец правомочен распоряжаться, а покупателям принимать на свое усмотрение и под свою ответственность предложения, размещенные на Авито продавцами, заключая соответствующую сделку с продавцом.
При заключении Сделки покупатель вступает в прямые договорные отношения с продавцом, у которого покупатель приобретает товар. Компания не является стороной по Сделке, организатором Сделки, покупателем, продавцом, посредником, агентом или представителем какого-либо пользователя и/или иным заинтересованным лицом в отношении предлагаемой/заключаемой между пользователями Сделки. Все совершаемые Сделки между пользователями заключаются и исполняются без прямого или косвенного участия Компании.
При передаче отправления на доставку продавец обязан соблюдать требования, предусмотренные условиями предоставления услуг доставки. Продавец обязан обеспечить соответствие товара его описанию в объявлении и иным условиям Сделки, а также применимым требованиям законодательства Российской Федерации. Продавец несет ответственность за соответствие товара описанию в объявлении, требованиям законодательства Российской Федерации (п. 3.7 Условий доставки на Авито).
Заказ может быть отменен в ходе оказания услуг доставки, если такая возможность предоставляется службой доставки и\или в профиле пользователя на Авито. Компания может вносить изменения в заказ на основании обращения пользователя в службу поддержки Компании, в случае, если такие изменения допускаются службой доставки (п. 3.11 Условий доставки на Авито).
При использовании доставки на Авито пользователи обязуются при заключении Сделки проявлять осмотрительность, не осуществлять отправку товаров, не указанных в объявлении (3.13.3, 3.13.4 Условий доставки на Авито).
Пользователь несет ответственность за действия, совершаемые им в связи с использованием доставки на Авито, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Соглашения, включая ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств по Сделке, за соответствие содержимого отправления законодательству Российской Федерации и условиям настоящего Соглашения, и пр. (6.1 Условий доставки на Авито).
Пользователь несет ответственность за предлагаемые в отношении товаров и заключаемые в связи с ними Сделки с использованием доставки на Авито, за выбор контрагентов для сделки и вытекающие из сделки последствия. Все Сделки заключаются между пользователями напрямую. Компания не является участником и/или посредником Сделок, совершаемых пользователями исходя из информации, полученной на Авито, не контролирует и не несет ответственности за такие сделки. Компания не является лицом, уполномоченным продавцом на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества и иных требований покупателя, связанных с исполнением продавцом своих обязательств по договору купли-продажи товара, заключенному с покупателем (6.2 Условий доставки на Авито).
Пользователь понимает и согласен, что возможность обмена сообщениями на Авито может быть использована любыми третьими лицами в целях, отличных от совершения Сделки без какого-либо влияния и контроля со стороны Компании (6.7 Условий доставки на Авито).
Продавец самостоятельно передает отправление представителю службы доставки с целью его отправки покупателю, самостоятельно выбирает ПВЗ для передачи отправления из перечня, предусмотренного на Авито (п. 3.4 Приложения №1 к Соглашению об использовании условий доставки на Авито).
При получении отправления покупатель обязуется в присутствии представителя Службы доставки проверить товар на предмет соответствия товара описанию в объявлении. В случае обнаружения недостатков товара (несоответствия товару описанию в объявлении, наличия повреждений, дефектов товара и т.п ), покупатель до приемки отправления вправе отказаться от приемки и передать отправление представителю Службы доставки с целью его возврата продавцу в порядке, предусмотренном Условиями предоставления Услуг доставки (п.3.8 Условий доставки на Авито )
Согласно п. 3.11 Приложения №1 к Соглашению об использовании условий доставки на Авито при получении отправления покупатель обязан произвести осмотр товара в отправлении в присутствии представителя Службы доставки. В случае, предусмотренном в п. 3.8. Соглашения, осмотр товара в отправлении производится в порядке, указанном в п. 3.8. Соглашения. Отказ покупателя от отправления после его приемки в рамках доставки на Авито не допускается. Факт приемки отправления покупателем устанавливается на основании данных Службы доставки о приемке отправления и\или на основании данных о приемке отправления, переданных самим покупателем путем нажатия соответствующей кнопки в профиле на Авито (если покупатель подтвердил приемку отправления таким способом) и\или на основании иных сведений, свидетельствующих о фактической приемке товара покупателем.
Отсутствие повреждений упаковки отправления свидетельствует о надлежащем оказании Услуг доставки. Компания не несет ответственности перед пользователем за повреждение отправлений, если не была повреждена упаковка отправления (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации) (п. 4.5 Приложения №1 к Соглашению об использовании условий доставки на Авито)
При получении отправления пользователь по требованию службы доставки обязан предъявить документ, удостоверяющий личность получателя (соответствующий сведениям в заказе), а в случае направления пользователю службой доставки специального кода или иного идентификатора посредством смс-сообщения или электронной почты - также предъявить указанный код (идентификатор) (п. 3.12 Приложения №1 к Соглашению об использовании условий доставки на Авито).
В случае утраты отправления по вине Компании или лиц, за действия которых Компания несет ответственность, Компания несет ответственность в размере объявленной ценности утерянного отправления или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части отправления (п. 4.2 Приложения №1 к Соглашению об использовании условий доставки на Авито).
Компания не несет ответственности в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) пользователями действий, необходимых для оказания Компанией услуг доставки, предусмотренных Соглашением и настоящими условиями. Пользователи обязуются самостоятельно осуществлять указанные действия и производить проверку корректности, своевременности, точности и полноты их выполнения, а также указывать корректную и достоверную информацию при осуществлении таких действий (п. 4.7 Приложения №1 к Соглашению об использовании условий доставки на Авито).
Кром того, согласно п. 4.8 Приложения №1 к Соглашению об использовании условий доставки на Авито Компания не несет ответственности перед покупателем за возможное несоответствие товаров заказу покупателю или информации, указанной продавцом в объявлении.
В ходе рассмотрения дела было установлено и не отрицается сторонами, что при оформлении доставки истцом был выбран тип услуги «отделение-отделение» и самостоятельно определён пункт выдачи заказов, расположенный по адресу: Х.
Кроме того, было установлено, что при поступлении в пункт в пункт выдачи заказов, 15.05.2020г. истцу на телефон пришло смс-сообщение с указание о том, что заказ ожидает по адресу: Х, отправитель А2, посылка У, а также указан код получения У.
Из прослушанной аудиозаписи разговора истца ФИО1 с оператором горячей линии ООО «Боксберри РУ» 16.05.2020г. установлено, что 15.05.2020г. истцу позвонил человек, представившийся курьером, попросил назвать его домашний адрес, а также номер заказа, сказал, что доставка будет произведена на дом в связи с введенными коронавирусом ограничениями. Он назвал свой адрес, а также номер заказа. Затем истцу снова перезвонили и попросили назвать код идентификации, который он также сообщил.
Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца неустановленное лицо позвонило работнику такси, доставлявшему посылку, ФИО2, и попросило доставить посылку по иному адресу- в Х. Не дождавшись по данному адресу получателя посылки, ФИО2 позвонил по номеру телефона истца, указанному в квитанции, и доставил ему посылку, которая уже была вскрыта, при этом в коробе не находился видеомагнитофон, пульт и кассеты. Указанный товар истец получать отказался.
Доказательств того, что водитель такси ФИО2 является курьером ООО «Боксберри РУ» материалы дела не содержат, при этом в ходе рассмотрения дела было установлено, что услугой доставки «отделение-дверь» истец не воспользовался, оформив доставку до пункты выдачи заказов, утверждение представителя 3-го лица ООО «Боксберри РУ», что пункт выдачи заказов работал, а также то, что курьерская доставка компанией самостоятельно, без соответствующего распоряжения клиента, не осуществляется, не опровергнуто.
Истец обращался в ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» по факту хищения принадлежащих ему денежных средств путем мошенничества.
Из ответа начальника ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» от 21.04.2021г. следует, что в производстве следователя отдела № 2 Следственного Управления МУ МВД России «Красноярское» А9 находилось уголовное дело У, возбужденное 11.09.2020 г., по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту хищения принадлежащих ФИО1 денежных средств путем мошенничества, по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 159.3 УКРФ. 00.00.0000 года уголовное дело было приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
При вышеизложенных обстоятельствах, поскольку в ходе рассмотрения дела было достоверно установлено, что паспортных данных, позволяющих идентифицировать получателя, истец при оформлении доставки не указал, в экспресс-накладной в описи вложения указан груз техника и электроника, при этом сведения о направлении 7 видеокарт Gigabyte GeForce GTX 1080Ti не отражены, при выдаче 15.05.2020г. заказа ФИО2 последним был назван номер заказа и соответствующий идентификатор кода, принимая во внимание, что ФИО1 самостоятельно разгласил третьим лицам в телефонном разговоре номер заказа и код, необходимые для его получения, суд, с четом того, что получатель заказа указал, что груз доставлен без внешних повреждений упаковки и доступа к вложениям, без нарушения пломб, все условия доставки соблюдены, претензии отсутствую, а также отсутствие требований к перевозчику ООО «Боксберри РУ», полагает, что ООО «КЕХ еКоммерц» надлежащим образом исполнило свои обязательства по отправке заказчику товара и перечислению продавцу денежных средств после его получения, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Не установив нарушения ответчиком прав истца как прав потребителя, суд полагает, что оснований для удовлетворения производных требований - о взыскании некомпенсации морального вреда также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «КЕХ еКоммерц» о защите прав потребителя - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Копия верна.
Председательствующий Ю.П. Корнийчук
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2021 года.