ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5972/2022 от 18.10.2022 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2-5972/2022

УИД 23RS0040-01-2022-005745-53

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 18 октября 2022 г.

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи Глущенко В.Н.

при секретаре Василенко Н.Н.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара ФИО7,

представителя ответчика администрации муниципального образования город Краснодар – ФИО8, действующего на основании доверенности от 02.12.2021 №2789/01,

представителя ответчика – департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар – ФИО9, действующего на основании доверенности от 28.04.2022 №3433/30,

представителей ответчика - МАОУ муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы №62: ФИО10, действующей на основании распоряжения от 22.11.2016 №1530-рл, ФИО11, действующей на основании доверенности б/н от 01.07.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Прикубанского округа г. Краснодара в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар, МАОУ муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы № 62, департаменту образования администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании денежной компенсации за бесплатное двухразовое питание обучающемуся с ОВЗ,

установил:

Прокурор Прикубанского округа г. Краснодара обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар, МАОУ муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы №62, департаменту образования администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании денежной компенсации за бесплатное двухразовое питание обучающемуся с ОВЗ, в котором просит обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в лице департамента образования муниципального образования г. Краснодара довести денежные средства в размере 6378 руб. 60 коп. на банковский счет муниципального автономного образовательного учреждения средняя образовательная школа № 62 г. Краснодара. Обязать муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 62 г. Краснодара выплатить ФИО2 - матери (законному представителю) несовершеннолетнего ФИО1, денежную компенсацию неполученного бесплатного питания в размере 6378 руб. 60 коп.

В обоснование требований указано, что несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, а также имеет статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии от 26.06.2020 № 2003452.

20.07.2020 несовершеннолетний ФИО1 зачислен в 1 «А» МАОУ СОШ № 62. В настоящее время является учеником 3 «А» класса МАОУ СОШ № 62 г. Краснодар и, с учетом ограниченных физических возможностей, получает образование на дому с 01.09.2020.

Основанием для обращения ФИО2 в прокуратуру округа с жалобой послужило обучение ее несовершеннолетнего ребенка, которому установлен статус ребенок с ОВЗ, а также статус ребенок-инвалид, обучающийся на домашней форме обучения в МАОУ СОШ № 62 г. Краснодара.

При этом, администрацией МАОУ СОШ № 62 г. Краснодара предоставление указанной меры социальной поддержки несовершеннолетнему ФИО1 организовано с 09.09.2020 путем выплаты денежной компенсации один раз в месяц.

Однако, проведенной проверкой Контрольно-счетной палатой муниципального образования г. Краснодар выявлен факт выплаты законному представителю ребенка-инвалида ФИО1 компенсации стоимости льготного питания в школе за период с сентября 2020 по март 2021 не в полном объеме. Полагает права несовершеннолетнего нарушенными, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.

В судебном заседании помощник прокурора Прикубанского округа г. Краснодара на удовлетворении исковых требований настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчика - МАОУ муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы № 62 в судебном заседании против требований иска возражали.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании против требований. возражал по основаниям, изложенным в возражениях на иск, имеющихся в материалах дела.

Представитель ответчика - департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании против требований иска возражал. Дал пояснения, аналогичные изложенным в тексте возражений, приобщенных к материалам дела.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда России Бюро медикосоциальной экспертизы № 13 от 01.04.2015 серии МСЭ-2014 № 1684613, а также имеющий статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии от 26.06.2020 № 2003452.

Несовершеннолетний ФИО1 20.07.2020 зачислен в 1 «А» МАОУ СОШ № 62 приказом от 20.07.2020 № 134-У.

В настоящее время является учеником 3 «А» класса МАОУ СОШ № 62 г. Краснодар и, с учетом ограниченных физических возможностей, получает образование на дому с 01.09.2020.

Администрацией МАОУ СОШ № 62 г. Краснодара предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающегося несовершеннолетнего ФИО1 организовано с 09.09.2020 путем выплаты денежной компенсации один раз в месяц.

Оценивая доводы стороны истца о том, что выявлен факт выплаты законному представителю ребенка-инвалида ФИО1 компенсации стоимости льготного питания в школе за период с сентября 2020 по март 2021 не в полном объеме, а также доводы поданных возражений и дополнений к ним ответчиков, суд учитывает следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с п.7 ст. 79 Федерального закона №273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечение и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровы обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Таким образом, дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ обучающийся с ограниченными возможностями здоровья это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Частью 4 ст. 37, ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

На основании статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Согласно части 7 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Частью 1 статьи 10 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» установлено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в крае осуществляется за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов на основе нормативов и нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования в расчете на одного обучающегося.

Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ, обучающихся по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования г. Краснодар утвержден решением городской Думы Краснодара от 28.01.2010 № 69 п. 5 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее - Порядок).

Согласно п. 3. вышеназванного Порядка денежные средства на обеспечение предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выделяются из средств местного бюджета (бюджета муниципального образования г. Краснодар) муниципальным образовательным организациям, в которых обучаются по очной форме обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в виде субсидий на иные цели.

Согласно статье 7 решения городской Думы Краснодара от 21.10.2010 № 2 п. 14 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Краснодар» палата осуществляет полномочия, связанные с:

организацией и осуществлением контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

экспертизой проектов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), проверкой и анализом обоснованности его показателей;

проведением оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в городскую Думу Краснодара и главе муниципального образования город Краснодар и иные полномочия.

Проверкой Контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Краснодар (далее - КСП г. Краснодара) выявлен факт выплаты законному представителю ребенка-инвалида ФИО1 компенсации стоимости льготного питания в школе за период с сентября 2020 по март 2021 не в полном объеме.

Так, на основании обращения контрольно-счетной палаты Краснодарского края 30.10.2020 и распоряжения КСП г. Краснодара от 05.02.2021 проведен аудит эффективности расходования средств на организацию и обеспечение горячего питания, результаты которого отражены в Акте аудита эффективности расходования средств на организацию и обеспечение горячего питания школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в общеобразовательных организациях муниципального образования город Краснодар от 07.09.2021.

Так, допрошенный в судебном заседании специалист (аудитор) ФИО12, входящий в состав группы, проводившей аудит, пояснил, что была проведена проверка по школьному питанию. В рамках изучения вопросов организации выплаты компенсации законным представителям детей с ОВЗ было установлено, что выделение указанных средств осуществляется на основании решения городской Думы от 28.01.2010 под № 69 п. 5, к этому документу имеется приложение 19, определяющее предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения двухразового питания обучающихся с ОВЗ. В части выплаты компенсации в редакции от 26.03.2020 было указано, что обучающимся с ОВЗ, осваивающим общеобразовательные программы начального основного общего среднего образования муниципальных образованиях на дому, бесплатное двухразовое питание может быть заменено компенсацией в виде размере стоимости двухразового питания. Размер дополнительной меры социальной поддержки в размере стоимости 2-х разового питания ежегодно рассчитывается департаментом образования администрации муниципального образования, утверждается приказом директором департамента образования муниципального образования г. Краснодар. Тут сказано, что стоимость размер компенсации равен стоимости двухразового питания, размер определяется приказом. Общая стоимость питания определяется муниципальным контрактом, цена регулирует стоимость услуги по организации школьного питания, регулируется только в части размера наценки. Есть приказ РЭК, устанавливающий предельный размер наценки. В 2019 году на основании расчета продуктового набора департаментом образования по тем, еще старым, действовавшим условно, на сегодняшний день цикличным меню, была рассчитана стоимость питания с учетом наценки на приготовление.

Впоследствии, начиная с 2019 года, департамент образования ежегодно на инфляцию индексирует эту сумму, не смотря на то, что все поменялось (цикличное меню, продуктовые наборы и т.д.), но расчет носит достаточно условный характер, он необходим для понимания цели определения начальной и максимальной цены контракта, ту стоимость, с которой выходить на конкурс.

Стоимость услуги определяется по результатам конкурсных процедур либо по Закону № 44, либо по ФЗ № 223. Исходя из требований ФЗ, исходя из требований 69п.5 размер компенсации, начиная с 26.03, должен был быть равен стоимости 2-х разового горячего питания, стоимости включающей продуктовый набор плюс наценку приготовления, об этом сделан соответствующий вывод в Акте, так же в нем указано, что есть подозрения на обращения в суд граждан в связи с тем, что этот размер компенсации занижен, на что указано администрации, но проблема была решена только 01.04.2021, устранена в нормативном акте, т.е. департамент образования определился по своей позиции. Департамент образования инициировал исключение из нормативного акта формулировки, что размер компенсации равен стоимости двухразового питания в новой редакции от 01.04.2021. На сегодняшний день размер выделяемой компенсации равен стоимости продуктового набора без учета стоимости приготовления. С 26.03.2019 по 01.04.2021 в течение одного года, по мнению комиссии аудита КСП, размер компенсации должен был равняться стоимости продуктового набора плюс стоимость приготовления, это та самая наценка.

В силу п. 6 Приложения № 19 к решению городской Думы Краснодара от 28.01.2010 № 69 п. 5 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» размер дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным питанием (его денежной компенсации) инвалидов, детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ в муниципальных школах ежегодно рассчитывается департаментом образования администрации муниципального образования г. Краснодар и утверждается приказом директора департамента образования администрации муниципального образования г. Краснодар.

Размер компенсации за 1 день питания согласно приказу директора департамента образования администрации муниципального образования г. Краснодар от 31.08.2020 № 1167 «Об утверждении размера стоимости льготного питания обучающихся по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования г. Краснодар на 2020 год» объем компенсации за 1 день питания установлен в размере 112,73 руб. Компенсация ФИО2 за сентябрь-декабрь 2020 года выплачена за 78 учебных дней в размере 8792,94 руб.

Приказом департамента образования администрации муниципального образования г Краснодар от 22.12.2020 № 1943 «О внесении изменений в приказ департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар от 08.07.2020 № 802 «Об утверждении размера стоимости двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования г. Краснодар на 2021 год, в случае замены его компенсацией» размер компенсации за 1 день питания утвержден в сумме 117,24 руб. Компенсация ФИО2 за январь-март 2021 выплачена за 51 учебный день в размере 5979,24 руб.

Пунктом 5 статьи 76 Конституции РФ закреплено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с позицией КСП Краснодарского края п. 1 Приложения № 19 к решению городской Думы Краснодара от 28.01.2010 № 69 п.5 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (в редакции, действовавшей до 01.04.2021) в период с 26.03.2020 по 31.03.2021 в указанном решении городской Думы Краснодара содержалось положении том, что размер компенсации стоимости бесплатного двухразового питания для детей с ОВЗ, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях на дому, соответствует размеру стоимости двухразового питания.

Приказом департамента образования администрации муниципального образования г. Краснодар от 31.08.2020 № 1167 размер стоимости двухразового питания учеников с ограниченными возможностями здоровья на 2020 год для закупки услуг по организации питания для обучающихся в первую смену в возрасте от 7 до 11 лет установлен в сумме 159,67 руб.; приказом от 22.12.2020 № 1942 для обучающихся в первую смену - в сумме 170,52 руб.

Таким образом, суд соглашается с позицией КСП Краснодарского края, что законному представителю ребенка с ОВЗ - ФИО2 в период с 09.09.2020 по 31.03.2021 не доплачена компенсация стоимости двухразового бесплатного питания в школе в размере 6378,6 руб., исходя из расчета: сентябрь-декабрь 2020 года (159,67 руб. - 112,73 руб. = 46,94 руб. * 78 дней = 3 661,32 руб.); январь-март 2021 года (170,52 руб. - 117,24 руб. = 53,28 руб. * 51 дня = 2 717,28 руб.).

Суд считает, что несвоевременное принятие органом местного самоуправления, в нарушение ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, соответствующего порядка организации питания обучающимся, имеющим статус ребенок с ОВЗ, не может служить основанием для ущемления прав несовершеннолетних, имеющих статус «ребенок с ОВЗ» в сфере предоставления соответствующей меры социальной поддержки с момента вступления в законную силу нормы закона, устанавливающей такую обязанность для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении подведомственных им образовательных организаций.

В силу положений ст. 4 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.

Соответственно, в целях восстановления нарушенных прав несовершеннолетнего ФИО1, относящегося к категории «ребенок с ОВЗ», «ребенок-инвалид», получающий образование на дому, орган местного самоуправления обязан произвести выплату задолженности законному представителю несовершеннолетнего обучающегося за период с 09.09.2020 по 31.03.2021 в МАОУ СОШ № 62 г. Краснодара.

Таким образом, с 09.09.2020 по 31.03.2021 несовершеннолетний ФИО1, являющийся ребенком-инвалидом, обучающимся с ОВЗ на дому, недополучил предусмотренное действующим законодательством бесплатное питание на сумму 6378 руб. 60 коп., чем нарушено его право на данную меру социальной поддержки.

На основании статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а в силу пункта 4 ст. 37 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 10 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 №2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» установлено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в крае осуществляется за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов на основе нормативов и нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования в расчете на одного обучающегося.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

Исковое заявление прокурора Прикубанского округа г. Краснодара в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар, МАОУ муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы №62, департаменту образования администрации муниципального образования город Краснодар, третье лицо - ФИО2, при участии специалиста ФИО12 о взыскании денежной компенсации за бесплатное двухразовое питание обучающемуся с ОВЗ, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в лице департамента образования муниципального образования г. Краснодара довести денежные средства в размере 6378 рублей 60 копеек на банковский счет муниципального автономного образовательного учреждения средняя образовательная школа № 62 г. Краснодара.

Обязать муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 62 г. Краснодара выплатить ФИО2 - законному представителю несовершеннолетнего ФИО1, денежную компенсацию неполученного бесплатного питания в размере 6378 рублей 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.

Судья Первомайского

районного суда г. Краснодара В.Н. Глущенко

мотивированное решение изготовлено 24.10.2022