Дело № 2-5973/18 Мотивированное решение составлено 03.09.2018 Решение Именем Российской Федерации 29 августа 2018 года г.Владивосток Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Седякиной И.В., при секретаре Бондаренко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о пересчете величины арендной платы и отмены начислений пени, установил: ФИО1 обратился в суд к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что, дата через многофункциональный центр Ответчику было направлено заявление о пересчёте величины арендной платы и начисленной пени за пользование земельным участком по договору №. дата истцом получено письмо от Ответчика от дата№, что оснований для пересчёта арендной платы по договору № нет. Считает отказ Ответчика в пересчёте величины арендной платы и начисленной пени за пользование земельным участком по договору № незаконным, потому, что согласно п.п. 3.3. п.3 действующего договора аренды земельного участка № уплата арендатором арендной платы в случаях её изменения осуществляется на основании уведомлений, направляемых Арендодателем. Арендная плата согласно пункта 3.5. договора № вносится один раз в год не позднее текущего года. Уведомлений об изменении арендной платы и имеющейся задолженности истец не получал. Договора аренды земельного участка, собственность на который не разграничена, с Ответчиком не заключал. дата истцом получено письмо от Департамента земельных и имущественных отношений <адрес>, от дата№ с предупреждением о необходимости исполнения обязательств. С предложенным способом расчёта размера задолженности по арендной плате и начислением пени за просрочку платежей за аренду не согласен. Просит суд с учётом исковой давности, Ответчику начислить Истцу погашение задолженности за последние 3 года в размере 905,59 рублей с учётом льготы для пенсионеров. Требование Ответчика о начислении задолженности в размере 7932,01 рублей за последние три года на основе методики расчёта арендной платы за земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, отменить как не соответствующее условиям договора аренды земельного участка № от дата и условиям требования п. 5 постановления <адрес> от дата N 87-па. При начислении задолженности не начислять пеню, так как Истец своевременно вносил арендную плату один раз в год ежегодно в соответствии п. 3.5 договора аренды земельного участка № от дата и Ответчик не направлял уведомлений Истцу об изменениях величины арендной платы за земельный участок согласно требования п. 3.3 договора аренды земельного участка № от дата При начислении арендной платы Ответчиком Истцу применять коэффициент функционального использования в размере 1,0 (для обслуживания жилого дома согласно Приложения № к решению Думы <адрес> от дата N 108) и не начислять пеню при выполнении Ответчиком условия договора аренды земельного участка № от дата в части внесения арендной платы один раз в год не позднее текущего года. В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований. Представитель Департамента земельных и имущественных отношений <адрес><...>. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, просила отказать в полном объеме. Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению. В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата N 15837/11. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с дата) если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, принятые указанными органами, могут устанавливать порядок изменения арендной платы за соответствующий земельный участок в связи с изменением его кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки и утверждения результатов ее определения. Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между администрацией <адрес> и ФИО1 заключен договор аренды от дата№ земельного участка площадью 346 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для использования обслуживания индивидуального жилого дома, сроком с дата по дата. Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий истцу на праве аренды, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. На территории Приморского края действует Постановление Администрации Приморского края от дата N 75-па (в ред. от дата) "О Порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, предоставленных в аренду без проведения торгов" (далее - Постановление N 75-па). Согласно пункту 4 Постановления N 75-па размер арендной платы устанавливается по формуле: А = К x Сап, где А - размер арендной платы за использование земельного участка, рублей в год; К - кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; Сап - ставка арендной платы за использование земельного участка. Изменение величины кадастровой стоимости земельного участка, как и изменение ставки арендной платы за использование земельного участка, является безусловным основанием изменения методики исчисления арендной платы по договору аренды земельного участка. Судом установлено, что с дата на основании постановления <адрес> от дата№-па «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>»; постановления <адрес> от дата№-па «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов <адрес>»; решения Думы <адрес> от дата№ «О земельном налоге в городе Владивостоке»; Решение Думы <адрес> от дата№ «Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке». Арендная плата составила 1004,60 рублей в месяц. С дата на основании постановления <адрес> от дата№-па «О порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>»; постановления <адрес> от дата№-па «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов <адрес>». Арендная плата составила 3348,66 руб. в месяц. С дата на основании постановления <адрес> от дата№-па «О внесении изменений в постановление <адрес> от дата№-па «О порядке определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>»; постановления <адрес> от дата№-па «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов <адрес>»; решения Думы <адрес> от дата№ «Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке»; решения Думы <адрес> от дата№ «О земельном налоге в городе Владивостоке». Арендная плата составила 1004,60 рублей в месяц. С дата в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка на основании постановления Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от дата№-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов <адрес>», постановления <адрес> от дата№-па «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, предоставленных в аренду без проведения торгов». Арендная плата составила 3325,77 руб. в месяц. Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено названным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Нормативные правовые акты, принятые указанными органами, могут устанавливать порядок изменения арендной платы за соответствующий земельный участок в связи с изменением его кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки и утверждения результатов ее определения. Учитывая изложенное, при определении даты изменения размера арендной платы суд руководствуется положениями соответствующих нормативных правовых актов. В случае если такие акты не содержат порядка изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки, дата изменения кадастровой стоимости определяется в соответствии со положениями статьи 24.20 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости". Поскольку на территории <адрес> действует нормативный правовой акт (Постановление N 75-па), регулирующий порядок определения арендной платы, которым установлен порядок изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки арендная плата за спорный земельный участок подлежит изменению с указанной в нем даты. Пункт 12 Постановления N 75-па устанавливает порядок перерасчета арендной платы по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошло внесение очередных результатов кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, размер арендной платы изменился в связи с изменением нормативно правовых актов, регулирующих порядок определения размера арендной платы. Доводы истца о применении срока исковой давности при исчислении величины арендной платы, суд не может принять во внимание, поскольку Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес> к ФИО1 исковые требования в суд не предъявлены, оснований для применения срока исковой давности не имеется. Письмо Департамента земельных и имущественных отношений <адрес>, направленное в адрес ФИО1 о необходимости исполнения обязательств не нарушает прав истца, так как носит уведомительный характер. Кроме того, как усмотрено из материалов дела, истец, обращаясь в Департамент земельных и имущественных отношения <адрес> с заявлением о применении льготы при расчете арендной платы не приложил подтверждение в обоснование наличия льготы, а именно, пенсионное удостоверение, в связи с чем, оснований для перерасчета не имелось, о чем Департаментом сообщено арендатору письмом от дата№. Доказательств того, что пенсионное удостоверение направлялось в Департамент истцом в материалы дела не представлено. Применение льготы носит заявительный характер, в связи с чем, истцу необходимо обратиться с соответствующим заявлением, с приложением копии пенсионного удостоверения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования ФИО1 к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о пересчете величины арендной платы и отмены начислений пени оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Судья И.В. Седякина |