ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5973/2022 от 03.08.2022 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владикавказ 03 августа 2022 года

Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Суановой Э.Э.,

при секретаре судебного заседания Алдатовой С.В.,

с участием представителя истца ФИО2., действующего на основании доверенности от 27.12.2021 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «Кавказ») к ФИО1, при третьих лицах - Управление Росреестра по РСО-Алания, ООО «Межевой земельный центр» об изъятии земельного участка для федеральных нужд, определения возмещения за изымаемый земельный участок,

у с т а н о в и л:

Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «Кавказ») обратилось в Советский районный суд г.Владикавказа с иском к ФИО1, согласно которого просит:

1. Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером площадью 516 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) и расположенный на нем садовый дом с кадастровым номером местоположение:

2. Определить возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером площадью 516 кв.м в размере: 8 931 880 (Восемь миллионов девятьсот тридцать одна тысяча восемьсот восемьдесят) рублей, которое включает в себя: итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером – 1 099 290 руб.; итоговую величину рыночной стоимости садового дома с кадастровым номером – 5 628 170 руб.; убытки, связанные с изъятием земельного участка с кадастровым номером – 2 204 420 руб., с перечислением со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) на расчетный счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса.

3. Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером площадью 516 кв.метров в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО - Алания.

4. Обратить решение, принятое по настоящему иску, к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Государственная компания ФКУ УПРДОР «Кавказ» осуществляет деятельность по организации строительства переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) и реконструкции переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 145-ФЗ).

Частью 2 статьи 37 Закона № 145-ФЗ установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в том числе: обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании обращения ФКУ УПРДОР "Кавказ" от 13 декабря 2019 г. N 15/7082 Распоряжением Росавтодора от 25.12.2019 N 4492-р (с изм. внесенными Распоряжением Росавтодора от 29.06.2021 N 2409-р) принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания".

Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 27.08.2021 № 3052-р в соответствии с обращением ФКУ УПРДОР «Кавказ» от 13 августа 2021 г. № 07/5247, вышеуказанным распоряжением, ЗК РФ, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», подпунктом 5.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 августа 2020 г. N 313 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения" и в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания" (далее - Проект), Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) от 27.08.2021 № 3052-р принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества.

Пунктом 1 Распоряжения от 15.10.2021 г. № 3669-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе принадлежащего согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 17.08.2021 № и № на праве собственности ФИО1 земельного участка площадью 516 кв.м с кадастровым номером и находящегося на нем садового дома с кадастровым номером площадью 261,4 кв.м., расположенных по адресу: (пункты 43 – 44 Приложения № 1 к Распоряжению от 15.10.2021 г. № 3669-р).

Земельный участок с кадастровым номером площадью 516 кв.м., попадает в зону строительства объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди),

Из пункта 2 Распоряжения от 15.10.2021 г. № 3669-р следует, что ФКУ УПРДОР «Кавказ» обязали обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение об изъятии земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

22.10.2021 г. за исх. № 07/7171 от 21.10.2021 в адрес ФИО1 было направлено уведомление, согласно которому ФКУ УПРДОР «Кавказ» информировало гражданина об изъятии в целях обеспечения реализации Проекта площадью 516 кв.м. земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под садоводство, и находящихся на нем объектов недвижимости, расположенных по адресу:

Земельный участок, испрашиваемый для реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания", подлежит изъятию для государственных нужд в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (статьи 49, 56.2 – 56.12 ЗК РФ, 279 – 281 ГК РФ).

На основании государственного контракта № 50 от 09.04.2021 г. заключенного между ФКУ УПРДОР «Кавказ» и ООО «Межевой земельный центр», последний произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 516 кв.м (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство), по адресу: , оценку рыночной стоимости на садового дома с кадастровым номером площадью 261,4 кв.м., расположенного на указанном земельном участке, а также размера убытков, причиненных изъятием.

Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером площадью 516 кв.м, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании Отчета об оценке № 013-03/22 от 09.03.2022, подготовленного независимым оценщиком ООО «Межевой земельный центр».

В соответствии с Отчетом № 013-03/22, денежная сумма, подлежащая уплате истцом ответчику, составляет 8 931 880 (восемь миллионов девятьсот тридцать одна тысяча восемьсот восемьдесят) рублей, в том числе:

- рыночная стоимость права собственности земельного участка с кадастровым номером площадью 516 кв.м. составляет – 1 099 290 руб. 00 коп.;

- рыночная стоимость права собственности на садовый дом с кадастровым номером площадью 261,4 кв.м. составляет – 5 628 170 руб. 00 коп.;

- размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером , составляет – 2 204 420 руб. 00 коп.

Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества, руководствуясь статьями 279 ГК РФ, 56.7, 56.9, 56.10 ЗК РФ, ФКУ УПРДОР «Кавказ» подготовлен в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером в целях обеспечения реализации Проект соглашения № 243 «об изъятии путем выкупа земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для нужд Российской Федерации», в пункте 3.1 которых предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере 8 931 880 (восемь миллионов девятьсот тридцать одна тысяча восемьсот восемьдесят) рублей 00 коп.

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлен почтой 17.03.2022 в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением с сопроводительным письмом за исх. № 071727 от 16.03.2022 г.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором письмо с проектом соглашения Ответчиком получено 19.03.2022 г., однако до настоящего времени соглашение ответчиком не подписано.

Учитывая изложенное, порядок изъятия для государственных нужд принадлежащих ФИО1 на праве собственности земельного участка и находящегося на нем здания, соблюден.

Статья 282 ГК РФ устанавливает, что, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Полномочия на обращение в суд с соответствующими исковыми заявлениями предоставлены ФКУ УПРДОР «Кавказ» пунктом 10 статьи 56.10 ЗК РФ.

Согласно указанному пункту ЗК РФ, организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

На основании п. 1 Положения «О Федеральном дорожном агентстве» (Росавтодор), утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 374 – оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) является учредителем ФКУ УПРДОР «Кавказ».

Согласно пункту 3.1 Устава ФКУ УПРДОР «Кавказ», утвержденного Приказом Росавтодора от 24.08.2015 г. № 801, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы» (далее – Программа). В рамках данной федеральной целевой программы выделена подпрограммы «Дорожное хозяйство», в которой выделены федеральные проекты «Морские порты России» и «Коммуникация между центрами экономического роста».

Целями указанной программы являются:

- ускорение товародвижения, снижение транспортоемкости экономики, ускорение товародвижения на основе повышения индекса качества транспортной инфраструктуры;

- -повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения;

- повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта транспортных услуг транспортного комплекса;

- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств.

Реализация Программы позволит обеспечить увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения; увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения; обеспечение устойчивого функционирования автомобильных дорог федерального значения.

Одним из важнейших инвестиционных проектов подпрограммы «Дорожное хозяйство» является «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой».

Неотъемлемой частью данного проекта является объект "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания", ответственным исполнителем которого является Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «Кавказ»).

По проектной документации по объекту: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), - Алания", проведена государственная экспертиза ФАУ "Главгосэкспертиза России" рассмотренную ФАУ "Главгосэкспертиза России" (положительные заключение от 11.09.2020 , ).

Автодорога «Обход г. Владикавказ» от автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» фактически является составной частью единого транспортного коридора соединяющего по кратчайшему расстоянию административные центры Северо-Кавказского федерального округа и Астраханской области с портами Черноморского и Каспийского побережья и Азербайджанской Республикой, учитывая динамичное развитие региональных транспортно-экономических связей, приобретает важное значение – служит перемычкой для перераспределения транспортных потоков и обеспечит кратчайший транспортный маршрут.

Данная дорога так же имеет важное стратегическое значение для мобильной переброски техники, как военной, так и специальной, а также грузов, направляемых в Азербайджанскую Республику и из нее.

Географическое расположение Республики Северная Осетия - Алания накладывает определенные требования к организации работы транспорта, т.к. по территории республики проходит участок автомобильной дороги федерального значения «Ростов-Баку», поэтому крайне важна постоянная и надежная транспортная связь районов республики с транспортной сетью России.

Так, 30.04.2021 года между Общество с ограниченной ответственностью "Дортех" (далее – ООО "Дортех", Подрядчик) и ФКУ УПРДОР «Кавказ» (Заказчик) заключен государственный контракт № 81 на выполнение 1 этап дорожных работ по строительству транспортной развязки на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания" (далее – Контракт) . (Приложение № 12)

Из п. 1.1. вышеуказанного государственного контракта следует, что Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия – Алания, 1 этап" (далее - Проект), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Стоимость работ по государственному контракту составляет 6 347 643 090 (Шесть миллиардов триста сорок семь миллионов шестьсот сорок три тысячи девяносто) рублей 00 копеек.

Кроме того, заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку (п. 8.2 Контракта).

Сроки выполнения работ по контракту: начало: с даты заключения государственного контракта; окончание – 29 ноября 2024 г. Перенос сроков строительства не предусмотрен.

Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство.

Из календарного графика производства работ, являющимся неотъемлемой частью Контракта усматривается, что срок выполнения работ начинается с даты заключения государственного контракта 30.04.2021 г.

В связи с тем, что не решен вопрос об изъятии земельного участка с кадастровым номером 15:09:0321001:2076 Подрядчик не может осуществлять работы по строительству на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания" в полном объеме.

Таким образом, Подрядчик не может в установленные Контрактом сроки проводить работы по строительству на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания". При этом становится невозможным продолжение строительства объекта, так как без решения земельного вопроса нельзя произвести перенаправления движения с действующей автомобильной дороги на уже построенную часть автомобильной дороги для возможности производства работ по реконструкции действующей автомобильной дороги в установленные сроки.

Отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок – ввиду несогласия правообладателя с его изъятием нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. препятствует реализации проекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания".

Таким образом, отсутствие согласия собственника на изъятие земельного участка препятствует ФКУ УПРДОР «Кавказ» в выполнении задач, возложенных на нее вышеуказанной федеральной целевой программой.

"Автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой" является дорогой общего пользования и предназначена для передвижения транспорта неопределенного круга лиц. Реконструкция подобного объекта связана со значительным повышением объема и качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильной дороги, связанных главным образом с безопасным и бесперебойным движением по ней.

Выполнение строительства, реконструкции автомобильной дороги в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также его соответствие проекту планировки и проекту межевания территории, ограничениям, установленным земельным и иным законодательством Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, подтверждается разрешением на строительство.

В свою очередь важнейшим документом, для получения разрешения на ввод в силу ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является правоустанавливающий документ на земельный участок.

Правоустанавливающий документ на земельный участок невозможно получить иначе, как с соблюдением норм главы VII.1 ЗК РФ, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.

При этом затягивание процесса реконструкции и строительства автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральной автомобильной дороге, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодороги, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продукции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхоз-товаропроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг), влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей – граждан РФ.

Учитывая вышеизложенное истец полагает, что необходимо обратить решение по настоящему иску к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель истца ФИО2., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, исковые требования своего доверителя, а также доводы, приведённые в их обоснование, поддержал в полном объеме, просил суд исковые требования удовлетворить.

В судебное заседание ответчик ФИО1, и ее представитель ФИО3., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности не явились, ранее в ходе рассмотрения дела представитель ответчика возражал против удовлетворения требований ФКУ УПРДОР «Кавказ» в части определенного истцом возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером площадью 516 кв.м. и расположенный на нем садовый дом с кадастровым номером в размере 8 931 880 (восьми миллионов девятьсот тридцать одной тысячи восьмисот восьмидесяти) рублей, просил суд определить возмещение за изымаемый земельный участок в размере, определенном в заключении судебной оценочной экспертизы ООО «Эксперт Консалт» №22/ЭЗ-10 от 22 июля 2022 г. в размере 13 407 210 (тринадцать миллионов четыреста семь тысяч двести десять) рублей.

В судебное заседание представители третьих лиц Управления Росреестра по РСО-Алания и ООО «Межевой земельный центр», извещённые в установленном законом порядке, не явились.

С учетом вышеизложенного и при наличии сведений об извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст. 113-116 ГПК РФ, с учетом мнения представителя ответчика, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчика и представителей третьих лиц.

Суд, выслушав объяснения лиц участвующих в судебном заседании, исследовав имеющиеся материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ФКУ УПРДОР «Кавказ» в части по следующим основаниям.

Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

- выполнение международных договоров Российской Федерации;

- строительство, реконструкция следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

- объекты использования атомной энергии;

- объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

- объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

- иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

На основании обращения ФКУ УПРДОР "Кавказ" от 13 декабря 2019 г. № 15/7082 Распоряжением Росавтодора от 25.12.2019 N 4492-р (с изм. внесенными Распоряжением Росавтодора от 29.06.2021 N 2409-р) принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания".

Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 27.08.2021 № 3052-р в соответствии с обращением ФКУ УПРДОР «Кавказ» от 13 августа 2021 г. № 07/5247, вышеуказанным распоряжением, ЗК РФ, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», подпунктом 5.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 августа 2020 г. № 313 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения" и в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания", Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) от 27.08.2021 № 3052-р принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества.

Пунктом 1 Распоряжения от 15.10.2021 г. № 3669-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе принадлежащего согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 17.08.2021 № и № на праве собственности ФИО1 земельного участка площадью 516 кв.м. с кадастровым номером и находящегося на нем садового дома с кадастровым номером площадью 261,4 кв.м, расположенные по адресу: (пункты 43 – 44 Приложения № 1 к Распоряжению от 15.10.2021 г. № 3669-р).

Из пункта 2 Распоряжения от 15.10.2021 г. № 3669-р следует, что ФКУ УПРДОР «Кавказ» обязали обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение об изъятии земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

22.10.2021 за исх. № 07/7171 истцом в адрес ФИО1 было направлено уведомление, согласно которому ФКУ УПРДОР «Кавказ» информировало гражданина об изъятии в целях обеспечения реализации Проекта площадью 516 кв.м земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под садоводство, и находящихся на нем объектов недвижимости, расположенных по адресу: . Указанное уведомление было получено ответчиком 27 октября 2021 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором .

Пунктом 11 статьи 56.6 ЗК РФ предусмотрено, что правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи" заказного письма, которым ему направлялась копия решения об изъятии.

Согласно части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу части 1 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Частями 3-5 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества.

Согласно частям 6, 7 статьи 56.9 Земельного кодекса РФ, в случае, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу, соглашение об изъятии недвижимости должно предусматривать условия такого перераспределения, включая размер возмещения и порядок его предоставления за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

Согласно части 2 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В соответствии с частью 8 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии.

В соответствии с частью 9 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

Частью 10 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Для осуществления мероприятий по изъятию недвижимого имущества ФКУ УПРДОР «Кавказ» был подготовлен в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером Проект соглашения №243 «Об изъятии путем выкупа земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для нужд Российской Федерации».

В пункте 3.1 Проекта соглашения №243 «Об изъятии путем выкупа земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для нужд Российской Федерации» предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере 8 931 880 (Восемь миллионов девятьсот тридцать одна тысяча восемьсот восемьдесят) рублей 00 коп.

Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером площадью 516 кв.м., в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании Отчета об оценке № от 09.03.2022 г., подготовленного независимым оценщиком ООО «Межевой земельный центр».

В соответствии с Отчетом № от 09.03.2022, денежная сумма, подлежащая уплате истцом ответчику, составляет 8 931 880 (восемь миллионов девятьсот тридцать одна тысяча восемьсот восемьдесят) рублей, в том числе:

- рыночная стоимость права собственности земельного участка с кадастровым номером площадью 516 кв.м. составляет – 1 099 290 руб. 00 коп.;

- рыночная стоимость права собственности на садовый дом с кадастровым номером площадью 261,4 кв.м. составляет – 5 628 170 руб. 00 коп.;

- размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером , составляет – 2 204 420 руб. 00 коп.

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлен почтой 17.03.2022 в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением с сопроводительным письмом за исх. от ....

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором письмо с проектом соглашения получено ФИО1 19.03.2022, однако не было ею подписано и в рамках рассматриваемого спора сторонами соглашение об изъятии недвижимости также достигнуто не было.

В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с Распоряжением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Судом достоверно установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 516 кв.м. необходим для реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания", в связи с чем, подлежит изъятию для государственных нужд в порядке, установленном действующим законодательством.

Исходя из приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд приходит к выводу о соблюдении учреждением порядка и сроков принудительного изъятия для федеральных нужд земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности, и необходимости удовлетворения требований истца в части принудительного изъятия земельного участка.

ФИО1 не оспаривает наличие предусмотренных законом оснований для изъятия принадлежащего ей земельного участка. Из материалов дела следует, что ответчик не подписала соглашение об изъятии земельного участка для государственных (федеральных) нужд, ввиду несогласия с предложенным ей размером возмещения.

Рассматривая требования истца об определении размера возмещения за изымаемый земельный участок, суд исходит из следующего.

В силу статьи 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который, подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 г. №135-ФЗ).

В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015 г., указано на то, что по требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

При определении выкупной цены, в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса).

Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 56.8 Земельного кодекса).

При определении размера возмещения, в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса).

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано следующее. По смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было. Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, также разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.

На основании Отчета об оценке от 09.03.2022, подготовленного ООО «Межевой земельный центр», размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером площадью 516 кв.м., в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, составляет:

- рыночная стоимость права собственности земельного участка с кадастровым номером площадью 516 кв.м. составляет – 1 099 290 руб. 00 коп.;

- рыночная стоимость права собственности на садовый дом с кадастровым номером площадью 261,4 кв.м. составляет – 5 628 170 руб. 00 коп.;

- размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером , составляет – 2 204 420 руб. 00 коп.

В силу ст. 13 Закона № 135-ФЗ, в случае наличия спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью.

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ).

На основании возражений со стороны ответчика и по его ходатайству суд определением от 14 июля 2022 года назначил судебную оценочную экспертизу, производство которой было поручено эксперту ООО «Эксперт Консалт».

На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:

1) Какова рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 261,4 кв.м. (назначение: нежилое, наименование: садовый дом, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, виды разрешенного использования: садовый дом), расположенное по адресу: ;

2) Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 516 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) расположенный по адресу: РСО -Алания, ?

3) Каков размер убытков, в том числе упущенной выгоды, возникших в связи с изъятием указанного участка с кадастровым номером расположенного на нем здания с кадастровым номером .

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы оценщика ООО «Эксперт Консалт» ФИО4 от ... с учетом дополнений от ...:

- Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 516 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) расположенный по адресу: по состоянию на ..., выполненная сравнительным подходом, составляет 2 248 549 (два миллиона двести сорок восемь тысяч пятьсот сорок девять) рублей;

- Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 261,4 кв.м. (назначение: нежилое, наименование: садовый дом, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, виды разрешенного использования: садовый дом), расположенное по адресу: , по состоянию на 22 июля 2022 г., выполненная сравнительным подходом, составляет: 11 158 661 (одиннадцать миллионов сто пятьдесят восемь тысяч шестьсот шестьдесят один) рубль.

- Размер убытков, в том числе упущенной выгоды, возникших в связи с изъятием указанного участка с кадастровым номером и расположенного на нем здания с кадастровым номером , по состоянию на 22 июля 2022 г, составляет: 0 (ноль) рублей.

На основании ч. 1 ст. 55, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.

Из анализа ч. 2 ст. 55 ГПК РФ следует, что доказательства признаются полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом, либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

Заключение эксперта по настоящему делу было получено судом в соответствии с законом, на основании определения о назначении судебной оценочной экспертизы по делу, при этом правовой статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и, в силу ст. 67 ГПК РФ, подлежит оценке судом, наравне с другими представленными доказательствами.

Настоящая судебная оценочная экспертиза выполнена компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующей области, который был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, квалификация эксперта подтверждается соответствующими документами. Данное заключение не содержит неясности в суждениях, заключение выполнено последовательно, не содержит противоречивых выводов, является достаточно ясным и полным, содержит однозначные выводы по поставленным вопросам.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к убеждению о том, что данное экспертное заключение отвечает принципам относимости и допустимости доказательств, оснований для сомнения в правильности сделанных выводов экспертом в экспертном заключении не имеется. Доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.

Касательно довода истца об использованных экспертом в качестве аналогов земельных участках суд отмечает, что в обоснование своих возражений относительно них стороной истца не приведены примеры расчетов с применением иных аналогов и других результатов, полученных в ходе оценки.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно статье 59 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

На основании статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласуясь с закрепленными в статьях 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренном в пункте 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, части 1 статьи 19, части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 процессуального кодекса Российской Федерации принципе состязательности и равноправия сторон, установленном в статье 9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципе диспозитивности, приведенные выше положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.

При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (часть 2 статьи 57, статьи 62, 64, часть 2 статьи 68, часть 3 статьи 79, часть 2 статьи 195, часть 1 статьи 196 процессуального кодекса Российской Федерации).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года № 478-О-О указано, что норма части первой статьи 12 процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

ФКУ УПРДОР «Кавказ» не было представлено ни одного доказательства, свидетельствующего об иной стоимости спорного земельного участка, нежели определенного экспертом ООО «Эксперт Консалт» ФИО4 в заключении от 22 июля 2022 г. с учетом дополнений от 30.07.2022 г.

Иных документально и нормативно обоснованных доводов, опровергающих выводы эксперта, рецензия ООО «Межевой земельный центр» за исх. №01.364-п/22 от 28.07.2022г., а также письменные возражения на дополнение к экспертному заключению не содержат, а само по себе несогласие участвующих в деле лиц с результатами экспертизы не свидетельствует о ее недостоверности, неполноте либо неясности и не является основанием для исключения ее из числа доказательств по делу.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для вывода о недопустимости проведенной по делу судебной экспертизы, а равно недостоверности содержащихся в заключении выводов.

Более того, по смыслу статьи 282 ГК РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 89-КГ15-4).

Так, установленная в экспертном заключении ООО «Эксперт Консалт» от 22 июля 2022 г. с учетом дополнений от 30.07.2022 рыночная стоимость участка и садового дома на момент принятия настоящего решения является актуальной, нежели рыночная стоимость, установленная ООО «Межевой земельный центр» в Отчете об оценке № 013-03/22 от 09.03.2022 г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что возмещение за изымаемый земельный участок и расположенный на нем садовый дом подлежит установлению с учетом экспертного заключения в размере 13 407 210 рублей.

Истцом заявлено требование об обращении решения к немедленному исполнению в целях реализации государственного контракта в установленные сроки.

В силу части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Как разъяснено в абзаце пятом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении", обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Из представленных материалов дела следует, что в целях реализации проекта в установленные сроки необходимо срочное предоставление земельных участков.

Таким образом, обращение решения суда к немедленному исполнению необходимо для своевременной реализации государственных контрактов, исполнение которых имеет особое государственное значение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Федерального казённого учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «Кавказ») к ФИО1, третьи лица - Управление Росреестра по РСО-Алания, ООО «Межевой земельный центр» об изъятии земельного участка для федеральных нужд, определения возмещения за изымаемый земельный участок, удовлетворить частично.

Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером площадью 516 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) и расположенный на нем садовый дом с кадастровым номером , местоположение: .

Определить возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером площадью 516 кв.м в размере: 13 407 210 (тринадцать миллионов четыреста семь тысяч двести десять) рублей, которое включает в себя: итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером – 2 248 549 (два миллиона двести сорок восемь тысяч пятьсот сорок девять) рублей; итоговую величину рыночной стоимости садового дома с кадастровым номером – 11 158 661 (одиннадцать миллионов сто пятьдесят восемь тысяч шестьсот шестьдесят один) рубль, с перечислением со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) на расчетный счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса.

Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером площадью 516 кв.метров (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под садоводство) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО - Алания.

Обратить решение, принятое по настоящему иску, к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания через Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Суанова Э.Э.