ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-597/14 от 10.06.2014 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-597/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2014 года г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего - судьи Фетисовой М.А.,

при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гассан Л.Д. к ИПЛенскому В.Б., Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», о возложении обязанности по осуществлению перевозки и возмещению расходов,

УСТАНОВИЛ:

Гассан Л.Д. обратилась в суд с указанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что является пенсионером и пользуется услугами городского транспорта на основании единого социального проездного билета (далее по тексту ЕСПБ). Перевозчик ИП Ленский В.Б. отказывается предоставлять ей транспортные услуги на основании ЕСПБ. Постановлением Губернатора Хабаровского края № 122 от 17 мая 2005 г. «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края» с 01 июня 2005 г. на территории Хабаровского края установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по ЕСПБ для отдельных категории граждан. На Министерство социальной защиты населения Хабаровского края возложена обязанность по ежемесячному возмещению транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозками льготных категорий граждан и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели. Просит возложить обязанность на ИП Ленский В.Б. осуществлять её перевозку на основании ЕСПБ, возложить на КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» обязанность обеспечить ежемесячное возмещение перевозчику ИП Ленский В.Б. разницы между установленными расходами, связанными с проездом по ЕСПБ и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ИП Ленский В.Б.

В судебное заседание стороны и их представители, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, что в силу положений ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.

Представитель ответчика - <данные изъяты> КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» Вальков Н.Е., представил отзыв на исковое заявление, согласно которому, исковые требования не признает, ввиду отсутствия оснований для удовлетворения требований Гассан Л.Д., которая является пенсионером по старости и пользоваться коммерческим транспортом на основании ЕСПБ не может. ИП Ленский В.Б. не может оказывать транспортные услуги на основании ЕСПБ. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ возмещают транспортной организации расходы, связанные с предоставлением льгот, установленных законом, гражданам либо юридическим лицам по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, за счет средств соответствующего бюджета. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 г. № 122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края» установлена стоимость проезда по ЕСПБ в месяц по муниципальным образованиям Хабаровского края, которая учитывается в расчетах при ежемесячном возмещении транспортным предприятием разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете. С 1 июля 2005 г. на территории Хабаровского края установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по ЕСПБ для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством. Гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования предоставляется при предъявлении ЕСПБ, пенсионного удостоверения с фотографией либо паспорта. Гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям, проезд на автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения - при предъявлении ЕСПБ, пенсионного удостоверения и паспорта. Этим же постановлением на Министерство социальной защиты населения края возложена обязанность по обеспечению ежемесячного возмещения транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели; направлять указанные средства и приходящиеся на межмуниципальные пригородные перевозки, непосредственно предприятиям по представленному Министерством промышленности и транспорта края реестру, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения, для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях; перечислять предусмотренные в краевом бюджете средства транспортным предприятиям на возмещение расходов от перевозки граждан льготных категорий на междугородных автомобильных маршрутах края в соответствии с заключенными договорами. Таким образом, возмещение расходов индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров по ЕСПБ, указанным постановлением не предусмотрено. На ИП Ленского В.Б. обязанность по предоставлению льготного проезда по ЕСПБ не возложена, договор на перевозку льготной категории с КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» пассажиров не заключался, а потому возмещение расходов за предоставленный отдельным категориям гражданам льготный проезд, ему не производится. Гассан Л.Д. имеет возможность воспользоваться услугами по перевозке пассажиров на транспорте общего пользования в г. Комсомольске-на-Амуре, которую осуществляет МУП «ПАТП № 1» и маршруты которого совпадают с маршрутами, осуществляемыми ИП Ленским В.Б.. КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» возмещает расходы МУП «ПАТП № 1» по перевозке пенсионеров на основании ЕСПБ, в соответствии с заключенными договорами.

ИП Ленский В.Б. исковые требования признал в полном объеме, что подтверждается представленным им заявлением от ДД.ММ.ГГГГ

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, однако суд не вправе принять признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Учитывая, что ответчик ИП Ленский В.Б. признал требования, заявленные как к нему, так и к ответчику КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», суд не принял признание ответчиком ИП Ленский В.Б. иска, поскольку это нарушает права и законные интересы ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре».

Разрешая требования истца, заявленные к ИП Ленский В.Б., суд приходит к следующему.

Гассан Л.Д. является пенсионером по старости, что подтверждается копией пенсионного удостоверения.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 г. N 122
«Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края», с 01 июля 2005 г. установлен на территории Хабаровского края порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством.

Действие социального проездного билета не распространяется на междугородные автомобильные, пригородные железнодорожные и водные пассажирские маршруты, а также местные воздушные линии, на которых сохраняется прежний порядок предоставления льгот.

Гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования предоставляется при предъявлении единого социального проездного билета, пенсионного удостоверения с фотографией либо паспорта.

ИП Ленский В.Б. (ОГРН , дата внесения записи в ЕГРИП ДД.ММ.ГГГГ) осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек. В составе лицензируемого вида деятельности выполняет работы по регулярным перевозкам пассажиров в городском и пригородном сообщении и регулярные перевозки пассажиров в междугороднем сообщении. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующей лицензией от ДД.ММ.ГГГГ свидетельством о внесении в Единый государственный реестр предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»регулируются отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 2 указанной нормы, билет - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира; пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства; маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Согласно ст.ст.4 и 5 указанной нормы, перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:1) регулярные перевозки;2) перевозки по заказам;3) перевозки легковыми такси.

В соответствии со ст. ст.19, 20 указанной нормы, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Согласно ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

В соответствии со ст. 789 ГК РФ, перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

На основании ст. 790 ГК РФ, за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Как установлено в судебном заседании, истец, обладая ЕСПБ, не имеет возможности пользоваться им для проезда по маршрутам, на которых регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении осуществляет ИП Ленский В.Б..

Согласно Постановлению Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 г. N 122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края», Министерство социальной защиты населения края обеспечивает ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели. Указанные средства, приходящиеся на межмуниципальные пригородные перевозки, направляются непосредственно предприятиям по представленному министерством промышленности и транспорта края реестру, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях. Предусмотренные в краевом бюджете средства транспортным предприятиям на возмещение расходов от перевозки граждан льготных категорий на междугородных автомобильных маршрутах края перечисляются в соответствии с заключенными договорами.

Согласно указанной норме, Министерство промышленности и транспорта края, совместно с главами городских округов и муниципальных районов края обеспечивает перевозку льготных категорий граждан по социальному проездному билету на транспорте общего пользования и в пригородном сообщении. Министерство финансов края производит ежемесячное перечисление министерству социальной защиты населения края средств для осуществления ежемесячной денежной выплаты на проезд, возмещение расходов предприятиям пассажирского транспорта, оказывающим услуги по перевозке граждан по социальным проездным билетам, в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете; производит ежемесячное перечисление средств на лицевой счет министерства социальной защиты населения края в соответствии с распределением средств краевого бюджета на компенсацию льготного проезда граждан на пассажирском транспорте общего пользования.

Как следует из анализа приведенной нормы, возмещение расходов (то есть не предварительная оплата) по перевозке граждан по ЕСПБ на транспорте общего пользования осуществляется Центром социальной поддержки населения путем перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки, на основании заключенных с ними договоров.

Суду не представлено доказательств того, что ответчик ИП Ленский В.Б. фактически осуществляет перевозку истца Гассан Л.Д. по ЕСПБ и несёт в связи с этим определенные расходы, то есть убытки.

Как установлено в судебном заседании, между КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» и ИП Ленский В.Б. договор на перевозку льготной категории пассажиров не заключался.

Поскольку перевозчик ИП Ленский В.Б. оказывает услугипо регулярным перевозкам пассажиров транспортом общего пользования, суд приходит к выводу о том, что требования истца о возложении на перевозчика ИП Ленский В.Б. обязанности осуществлять перевозку истца на основании ЕСПБ - является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Разрешая требование истца о возложение на КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» обязанности обеспечить ежемесячное возмещение перевозчику ИП Ленский В.Б. разницы между установленными расходами, связанными с проездом по ЕСПБ и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ИП Ленский В.Б., суд приходит к следующему.

Действующим гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации истец определяется как лицо, которое обращается в суд за защитой своего права или охраняемого законом интереса, либо лицо, в чьих интересах предъявлен иск прокурором, государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом, гражданином, если федеральным законом им предоставлено полномочие на защиту от своего имени прав и интересов других лиц. Ответчик - лицо, по отношению к которому принудительное осуществление или защита права требуется истцом.

Как следует из искового заявления Гассан Л.Д., она просит о возложении обязанности на ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» по перечислению денежных средств ответчику ИП Ленский В.Б., то есть истец с данным требованием обратилась не в своих интересах, а в интересах ответчика, что противоречит функциям истца в гражданском судопроизводстве.

Пунктом 6 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Согласно ч.2 ст. 26.14 указанной нормы, органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона.

Пунктом 3 ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты.

В соответствии с ч. 3 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Законом Хабаровского края от 29 декабря 2004 года N 246 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления края наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки (реализации системы мер, обеспечивающих социальные гарантии в соответствии с федеральным и краевым законодательством) в отношении отдельных категорий граждан, в том числе по льготному проезду отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования. Указанной нормой установлено, что распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований края осуществляется на основании методик согласно приложениям к настоящему закону.

Приложением N 2 к Закону Хабаровского края от 29 декабря 2004 года N 246 определена Методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на осуществление расходов по оплате проезда отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования. Разделом 2 указанной Методики установлено, что стоимость проезда по ЕСПБ в муниципальном образовании края определяется нормативным правовым актом края.

Таким образом, Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 г. N 122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края» регулируются правоотношения между органами исполнительной власти края и органами муниципальных образований в сфере обеспечения финансовыми ресурсами органов местного самоуправления для выполнения переданных им в установленном порядке государственных полномочий на решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Учитывая, что участником правоотношений ответчиков КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» и ИП Ленский В.Б. истец Гассан Л.Д. не является, что на её права и охраняемые законом интересы не влияют взаимные права и обязанности ответчиков по отношению друг к другу, а также в связи с недоказанностью наличия у ответчика ИП Ленский В.Б. расходов, о возмещении которых данному ответчику просит истец, суд приходит к выводу о том, что не подлежит удовлетворению требование истца о возложении на КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» обязанности обеспечить ежемесячное возмещение перевозчику ИП Ленский В.Б. разницы между установленными расходами, связанными с проездом истца Гассан Л.Д. по ЕСПБ и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ИП Ленский В.Б.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Гассан Л.Д. удовлетворить частично.

Возложить на перевозчика Индивидуальный предприниматель Ленский В.Б. (ОГРН , дата внесения записи в ЕГРИП ДД.ММ.ГГГГ) обязанность, начиная со следующего дня после вступления в силу данного решения суда, осуществлять перевозку Гассан Л.Д., на транспорте общего пользования, на основании единого социального проездного билета.

В удовлетворении остальной части требований Гассан Л.Д. отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение одного месяца.

Судья

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29.08.2014 г. решение Комсомольского районного суда отменить в части возложения на перевозчика ИПЛенского В.Б. обязанности осуществлять перевозку Гассаг Л.Д. на транспорте общего пользования на основании единого социального билета и в названной части в удовлетворении иска Гассан Л.Д. отказать.