Дело №2-597/2020
54RS0013-01-2020-000544-81
Поступило 17.02.2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2020 года г.Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре судебного заседания Козиной К.П., с участием представителя истца и третьего лица ООО «Елена» ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению СаночкИ. И. И. к администрации города Бердска об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
у с т а н о в и л :
Истец СаночкИ. И.И. обратилась иском к администрации города Бердска, в котором просит установить вид разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1053,0 кв.м с местоположением <адрес> - для размещения торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В обоснование указала, что является собственником нежилого помещения общей площадью 66,5 кв.м, номер на поэтажном плане: 5, этаж № (надземный), с кадастровым номером №, находящееся по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Указанное нежилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером 54:32:010447:429 площадью 1053,0 кв.м с местоположением <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, владение и пользование которым истец осуществляет на основании Договора №131-Д от 27.04.2016 г. аренды земельного участка на территории города Бердска Новосибирской области с множественностью лиц на стороне арендатора, заключенного с администрацией г.Бердска, сроком действия до 07.04.2031 года, что подтверждается договором аренды, соглашением №188Д к договору аренды. Согласно п.1.3. Договора аренды земельный участок передается арендатору для строительства теплового пункта (ЦТП) с пристроенным гаражом. В силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Исходя из указанных правомочий, 05.09.2019 г. между истцом (арендодатель) и ООО «Елена» (арендатор) заключен договор аренды, по условиям которого арендодатель передает за плату во временное владение и пользование (в аренду) нежилое помещение (п.1.1 Договора) с кадастровым номером № площадью 66,5 кв.м по адресу: <адрес> (п.1.2. Договора) для ведения самостоятельной розничной торговли, которую арендатор осуществляет на основании Устава ООО «Елена» и оформленных в установленном порядке разрешительных документов, включая лицензии и сертификаты (п.1.4. Договора). Не согласный с открытием магазина по данному адресу один из жителей близлежащих домов инициировал различные проверки, по результатам которых арендатор нежилого помещения ООО «Елена» получило предупреждение о том, что если в данном помещении будет открыт магазин, арендатор, будучи юридическим лицом, получит большой штраф за использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием. Арендатор поставил об этом в известность арендодателя - истца, которая обратилась в администрацию г.Бердска. В ответ на запрос истца о предоставлении информации относительно земельного участка с кадастровым номером № администрацией г.Бердска дан ответ, из которого усматривается, что согласно Карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки, утв.Решением Совета депутатов г.Бердска от 08.11.2007 г. №322 (Правила), земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне Ж-4. Ж-4 - зона среднеэтажной жилой застройки 5-10 этажей, выделена для формирования жилых районов средней плотности с размещением многоквартирных домов 5-10 этажей. Допускается ограниченный спектр услуг местного значения, некоммерческие коммунальные предприятия, а также площадки для игр, спортивные площадки скверы. Для вышеперечисленной зоны действуют следующие градостроительные регламенты: основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства, в том числе земельные участки, предназначенные для размещения торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Руководствуясь основными видами разрешенного использования земельного участка, 13.12.2019 г. истец обратилась в администрацию г.Бердска с заявлением, в котором просила изменить вид разрешенного использования земельного участка на один из видов разрешенного использования, а именно: земельные участки, предназначенные для размещения торговли, общественного питания бытового обслуживания. Ответом от 14.01.2020 г. №2468/65-ПГ в изменении разрешенного использования вышеуказанного земельного участка было отказано по мотивам того, что документами территориального планирования микрорайона «Южный» не предусмотрено использование земельного участка в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования. Как указано в приведенном отказе, согласно карте функциональных зон городского округа Бердска, входящей в состав плана города Бердска, утв.Решением 32й сессии Совета депутатов г.Бердска четвертого созыва от 07.11.2019 №323 «Об утверждении Генерального плана города Бердска Новосибирской области», в отношении земельного участка с кадастровым номером № определена зона - инженерной инфраструктуры, которая предназначена для размещения сооружений инженерного обеспечения территории: водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, связи. В соответствии с чч.1,2 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. .. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В соответствии с ч.4 ст.37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В соответствии с п.11 ст.34 ФЗ №171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Как следует из п.3 Письма Минэкономразвития от 31.07.2015 №ОГ-Д23-Ю238, органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу приказа №540, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать классификатору. Согласно письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.06.2016 г. №14-04647/16, сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении земельных участков, для которых в соответствии с ГрК устанавливаются, но не установлены правила землепользования и застройки. При этом новый вид разрешенного использования земельного участка в таком акте должен быть определен в соответствии с Классификатором (в случае принятия указанного акта после вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540). На территории города Бердска действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов города Бердска от 08.11.2007 №322 (далее Правила). Данные Правила еще не приведены в соответствие с классификатором. Согласно данным Правилам земельные участки истца отнесены к территориальной зоне Ж-4, основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства может быть размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Таким образом в данном случае при разрешении вопроса об изменении разрешенного использования земельного участка, администрации г.Бердска следовало руководствоваться именно Правилами, а не ссылаться на иные, не предусмотренные для разрешения данного вопроса решения и акты. Поскольку истцу в изменении разрешенного использования земельного участка было отказано, она не может в полном объеме реализовать право владения, пользования и распоряжения своим имуществом - нежилым зданием, поскольку в квартале жилой застройки единственным возможным способом использования нежилого помещения такой площади является организация магазина. Нарушенное право подлежит восстановлению. Истец извещена. Не явилась.
Её представитель ФИО1 в судебном заседании 20.08.2020 г. изменила предмет требования: просила изменить вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка. Пояснила (в том числе как представитель третьего лица ООО «Елена»), что отказ администрации нарушает не только права истца, как собственника нежилого помещения, расположенного на данном земельном участке, в использовании данного здания для магазина продовольственных товаров (что допускается Правилами землепользования и застройки для данной территориальной зоны), но и права арендатора нежилого помещения, а также – не в интересах самой администрации города, которая могла бы получать соответствующие налоги. Кроме того нарушаются права граждан, которые могли бы пользоваться услугами предприятия торговли. При этом безосновательны доводы представителей ответчика, что помещение будет использоваться для продажи алкогольной продукции и под кафе. Также считает, что администрация своим отказом нарушает антимонопольное законодательство, ограничивая конкуренцию на этом рынке, поскольку в соседнем доме на 1-м этаже расположен магазин алкогольной продукции, крыльцо которого выходит практически на детскую площадку. Ранее в судебном заседании (л.д.118) пояснила, что истец заинтересована в рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства, поскольку не намерена обжаловать в порядке, предусмотренном КАС РФ, отказ администрации города Бердска в изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку в случае повторного обращения к собственнику земельного участка с подобным заявлением и отказе в его удовлетворении это не разрешит ситуации по существу.
Представители администрации города Бердска ФИО2, ФИО3 требований не признали. Ранее в судебном заседании ФИО2 пояснила, что частью 1 статьи 41 ЗК РФ установлено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи. Согласно ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 3) проводить в соответствии разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; 4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. Пунктом 1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 названного Кодекса). Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 ГрК РФ). Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст.35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст.37 указанного Кодекса. В соответствии с положениями ч.2,3 ст.37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). 27.04.2016 между администрацией города Бердска и М.Н. (арендатор-1) в соответствии с постановлением администрации города Бердска т 08.04.2016 №892 «О предоставлении земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора с местоположением: <адрес>» заключен договор аренды земельного участка №131-д с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>ю 1053,0 кв.м. Категория земель - земли заселенных пунктов. По условиям данного договора земельный участок передается Арендатору-1 для строительства центрального теплового пункта (ЦТП) с пристроенным гаражом (п.1.3 договора). Срок действия договора до 07.04.2031 (п.1.4 договора). Согласно условиям договора арендаторы имеют право использовать земельный участок в соответствии с разрешенным пользованием (п.4.1.1 договора) и обязаны соблюдать условия договора и ограничения в использовании земельного участка при их наличии (п.4.2.1 договора). 29.04.2016 администрацией города Бердска вынесено постановление №1156 «О принятии в муниципальную собственность города Бердска в муниципальную казну города Бердска и передаче на баланс в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию «Комбинат бытовых услуг» (далее - МУП «КБУ») нежилого помещения (ЦТП) и оборудования к нему», в соответствии с которым в муниципальную собственность города Бердска в муниципальную казну города Бердска безвозмездно принято, в том числе и следующее имущество - объект недвижимого имущества «Помещение, назначение: нежилое. Площадь: общая 130,3 кв.м, номера на поэтажном плане: 1- 4. Этаж: 1 (надземный этаж), именуемое - ЦТП, находящееся по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый (или условный) № стоимостью 5 940 373 (пять миллионов девятьсот сорок тысяч триста семьдесят три) рубля 00 копеек. 28.12.2017 на основании соглашения №288-д к договору аренды земельного участка от 27.04.2016 №131-д в указанный договор в качестве стороны (Арендатора-2) вступило МУП «КБУ», тем самым приняв права и обязанности по договору в полном объеме. 02.03.2018 между М.Н. (продавцом) и СаночкИ. И.И. (покупателем) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества: помещения, назначение: нежилое, общей площадью 66,5 кв.м., номера на поэтажном плане: 5, этаж: 1 (надземный этаж), расположенное по адресу: (местоположение): <адрес>, кадастровый (или условный номер): № на основании соглашений №187-д и 188-д к договору аренды земельного участка от 27.04.2017 №131-д М.Н. исключается из данного договора аренды как «Арендатор-1» с ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты в договор в качестве стороны - «Арендатор-1» вступает СаночкИ. И.И. и принимает права и обязанности по договору в полном объеме (п.1 соглашения). В соответствии с ч.1 ст.615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. По сведениям, отраженным в техническом плане здания с кадастровым номером №, составлен по состоянию на 26.04.2010 ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», объекту капитального строительства площадью 196,8 кв.м определен тип (ОКС): Здание (Нежилое здание, Центральный тепловой пункт (ЦТП) с пристроенным гаражом). В данном случае множественность лиц по договору на стороне арендатора возникает в силу закона, поскольку это связано с особым объектом аренды и субъектным составом участников правоотношения. В том случае, если в аренду сдается неделимый земельный участок, который находится в муниципальной собственности (ст.39.20 ЗК РФ), множественность лиц на стороне арендатора возникает в случае, если: на земельном участке расположено здание, строение, сооружение, находящееся в собственности нескольких лиц; на земельном участке расположено несколько зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности нескольких лиц; если здания, строения, сооружения, помещения принадлежат указанным лицам на разных правах - собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление. В соответствии с Проектом планировки территории микрорайона «Южный» города Бердска (утвержден постановлением администрации города Бердска № 1225 от 19.05.2011 «Об утверждении проекта планировки территории микрорайона «Южный» города Бердска»), постановления администрации города Бердска от 12.12.2017 №3472 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории микрорайона «Южный» города Бердска», территория микрорайона «Южный» комплексно осваивается в целях жилищного строительства ООО «СтройРегионСервис». Документами территориального планирования микрорайона «Южный» не предусмотрено использование земельного участка в соответствии с испрашиваемым СаночкИ. И.И. видом разрешенного использования. Согласно карте функциональных зон городского округа Бердск, входящей в состав Генерального плана города Бердска, утвержденного решением Совета депутатов города Бердска от 07.11.2019 №323 «Об утверждении Генерального плана города Бердска Новосибирской области» в отношении земельного участка с кадастровым номером № определена зона - зона инженерной инфраструктуры. Зона инженерной инфраструктуры предназначена для размещения сооружений инженерного обеспечения территории: водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, связи. В соответствии с положениями земельного законодательства Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, разрешенным использованием. Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв.Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования. Учитывая вышеизложенное, поскольку изначально администрация города Бердска при заключении договора аренды от 27.04.2016 №131-д и передаче земельного участка определила его вид как договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора (в соответствии со ст.39.20 ЗК РФ) и цель - для строительства центрального теплового пункта (ЦТП) с пристроенным гаражом и не предполагала их изменения в дальнейшем, а арендаторы (в том числе в дальнейшем и СаночкИ. И.И.) в добровольном порядке заключая данный договор в соответствии с ч.1 ст.615 ГК РФ приняли за себя права и обязанности по договору в полном объеме, оснований для изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для строительства центрального теплового пункта (ЦТП) с пристроенным гаражом» на «земельные участки, предназначенные для размещения торговли, общественного питания и бытового обслуживания», не имеется. В случае удовлетворения требований будут нарушены права администрации, как собственника земельного участка.
Представитель администрации города Бердска ФИО3 пояснил, что вид разрешенного использования земельного участка был установлен при утверждении проекта планировки территории микрорайона Южный. При этом вид разрешенного использования был установлен и спорному земельному участку. Администрация как собственник не намерена менять ВРИ, установленный при утверждении проекта планировки территории.
Представитель третьего лица – МУП «КБУ» не явился. Извещен.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, установлено следующее.
Рассматриваемый спор обусловлен правоотношениями сторон, возникших на основании договора аренды земельного участка (находящегося в собственности администрации города Бердска) с множественностью лиц на стороне арендатора, а также - правом собственности истца на нежилое помещение, расположенное на данном земельном участке. СаночкИ. И.И. считает нарушенными свои права как собственника нежилого помещения, гарантированные ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. В пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. На основании части 5 статьи 4 Закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов, если иное не установлено этим Законом. Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Закона №221-ФЗ при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 1 части 2 статьи 7 данного Закона сведений (вида разрешенного использования) документом, необходимым для кадастрового учета, является копия документа, подтверждающего установленный в соответствии с федеральным законом вид разрешенного использования земельного участка.
Статьей 85 ЗК Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.7 ЗК Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в п.4 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из положений ст.ст.30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст.7, 85 ЗК Российской Федерации, ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Правила землепользования и застройки муниципального образования г.Бердска утверждены Решением Совета депутатов г.Бердска №322 08.11.2007 г..
Согласно ст.47 Правил, зона средне этажной жилой застройки Ж-4 выделена для формирования жилых районов средней плотности с размещением многоквартирных домов (5-10 этажей). Допускается ограниченный спектр услуг местного значения, некоммерческие коммунальные предприятия, а также площадки для отдыха, игр, спортивные площадки, скверы.
В составе основного вида разрешенного использования (ВРИ) земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны Ж-4 указаны земельные участки, предназначенные для размещения торговли, общественного питания и бытового обслуживания (наименование вида разрешенного использования земельного участка), на которых допускается размещение магазина товаров первой необходимости общей площадью не более 400 кв.м (состав вида разрешенного использования объекта недвижимости).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельному участку с кадастровым номером № установлен вид разрешенного использования – для строительства центрального теплового пункта (ЦТП) с пристроенным гаражом. Дата присвоения кадастрового номера – 26.02.2008.
Данный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка № площадью 130897,0 кв.м на основании постановления главы администрации города Бердска №2795 от 17.09.2007 г. (л.д.164-175) для целевого использования – для строительства ЦТП с пристроенным гаражом (п.20 постановления – л.д.168-169).
При этом земельный участок с кадастровым номером № площадью 130897,0 кв.м распоряжением главы администрации города Бердска №738-р от 17.03.2005 г. был предоставлен Обществу с ограниченной ответственностью «СтройРегионСервис» для проектирования и строительства жилого комплекса с объектами социального, культурного и бытового назначения.
Постановлением администрации города Бердска №1225 от 19.05.2011 г. был утвержден проект планировки территории микрорайона Южный города Бердск (л.д.129).
17.06.2010 г. застройщику ООО «СтройРегионСервис» было выдано разрешение на строительство центрального теплового пункта (ЦТП) с пристроенным гаражом сроком действия до 31.12.2011 г. (л.д.126),
29.07.2010 г. застройщику было выдано разрешение на ввод объекта фактической площадью 196,8 кв.м в эксплуатацию (л.д.127-128).
Согласно постановления администрации города Бердска №1156 от 29.04.2016 г. объект недвижимого имущества в виде здания ЦТП общей площадью 130,3 кв.м с оборудованием, расположенным в нем, был принят в муниципальную собственность (л.д.86-87). Тем же постановлением принятое в муниципальную казну города Бердска имущество передано по акту приема-передачи на баланс в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию «Комбинат бытовых услуг».
Как усматривается из п.2 договора купли-продажи, заключенного между СаночкИ. И.И. и М.Н. 02.03.2018 г. (л.д.43), последняя приобрела по договору купли-продажи от 16.12.2010 г. нежилое помещение в виде гаража общей площадью 66,5 кв.м, которое 02.03.2018 г. продала СаночкИ. И.И..
При этом 27.04.2016 г. между администрацией города Бердска и М.Н. (арендатор 1) был заключен договор №131-д аренды земельного участка на территории <адрес> с множественностью лиц на стороне арендатора. Предмет договора аренды – земельный участок по <адрес> в г.Бердске площадью 1053,0 кв.м, с кадастровым номером № (л.д.11). Согласно п.1.3 договора земельный участок передается арендатору для строительства центрального теплового пункта (ЦТП) с пристроенным гаражом.
В соответствии с Соглашением №288-Д от 28.12.2017 г. в договор аренды от 27.04.2016 г. с множественностью лиц на стороне арендатора вступило МУП «КБУ» (арендатор 2) (л.д.90).
На основании соглашения №188-Д к договору аренды земельного участка от 27.04.2016 №131-д на территории города Бердска Новосибирской области с множественностью лиц на стороне арендатора от 03.07.2018 (л.д.14) на основании договора купли-продажи от 02.03.2018 г. нежилого помещения общей площадью 66,5 кв.м в качестве арендатора в договор №131-д от 27.04.2016 г. аренды земельного участка вступила СаночкИ. И.И., приняв права и обязанности по договору аренды в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Как усматривается из договора аренды, в нем определены условия пользования земельным участком, указано его разрешенное использование, как и в кадастровом паспорте.
Арендатор 1 (истец) согласился с условиями договора аренды от 27.04.2016 г., добровольно приняв на себя обязанности по нему.
В соответствии с ч.3 ст.35 ГрК Российской Федерации, п.1 ст.41 ЗК Российской Федерации арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные ст.40 ЗК Российской Федерации, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года №540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который действует с 24.12.2014 г..
В п.2 приказа установлено, что в соответствии с Классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков, установленные после вступления настоящего приказа в силу.
В п.11 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сказано, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка был установлен до введения в действие классификатора, присвоенный земельному участку ВРИ признается законодательством легитимным, несмотря на несоответствие его классификатору (п.3 письма Минэкономразвития от 31.07.2015 №ОГ-Д23-10238, письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.06.2016 №14-04647).
При этом не являются юридически значимыми доводы представителей ответчика о наличии многочисленных жалоб жителей близлежащих домов, не согласных с размещением в помещении бывшего гаража предприятия торговли, а также доводы представителя истца о наличии на первом этаже соседнего дома магазина алкогольных напитков в непосредственной близости от детской площадки и о нарушении администрацией города Бердска антимонопольного законодательства, о возможном привлечении третьего лица к административной ответственности за нарушение земельного законодательства (л.д.32-35), - поскольку предоставление земельного участка обусловлено той целью использования, которая указана в договоре аренды земельного участка и от выше указанных обстоятельств не зависима.
Изменение вида разрешенного использования повлечет необходимость внесения изменений и в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, стороной которого является истец. Данного обстоятельства представитель истца не отрицала.
Изменение прежним собственником назначения принадлежавшего ей нежилого помещения (л.д.43), расположенного на арендуемом земельном участке, не может влечь изменения условий договора аренды.
С учетом выше изложенного, исходя из предмета и оснований иска, оценив доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований с учетом сложившихся правоотношений сторон, а также подлежащих применению при рассмотрении дела норм права.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Отказать СаночкИ. И. И. в удовлетворении требований к администрации города Бердска об изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1053,0 кв.м с местоположением <адрес> - для размещения торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд через суд, принявший решение.
Судья (подпись) Кадашева И.Ф.