ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-597/2013 от 01.10.2013 Чеди-хольского районного суда (Республика Тыва)

 РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

 с. Хову-Аксы                              01 октября 2013 года

 Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе

 председательствующего Ооржака А.А.,

 при секретаре Ооржак З.А-Х.,

 с участием заместителя прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва Ховалыга Б.С., представителя ответчика Бояркина В.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва Наконечного А.А. к Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» в интересах неопределенного круга лиц с требованием обязать ответчика устранить нарушения требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне»,

 установил:

 Прокурор Чеди-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» в интересах неопределенного круга лиц об обязании устранить нарушения требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне», указав, что прокуратурой Чеди-Хольского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Органы местного самоуправления планируют и осуществляют основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты, в том числе накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения. Органами местного самоуправления осуществляется обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ) работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений. Согласно п. 23 Положения органы местного самоуправления ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 8 и 9 Положения накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах: для детей - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности; для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы из расчета на 100% от их общей численности; для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций; для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения: (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака. Также органы местного самоуправления устанавливают специализированные технические средства по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поддерживают в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществляют ее реконструкции и модернизации. Во исполнение ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ и п.п. 1-5 Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств» разработано Положение, регламентирующее порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проведенной проверки установлены нарушения требований законодательства в области гражданской обороны, что подтверждается ответом администрации Чеди-Хольского района от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора. Таким образом, неисполнением администрацией муниципального района «Чеди-Хольский кожуун РТ» требований законодательства о гражданской обороне нарушаются права неопределенного круга лиц (населения) в части защиты от чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создает угрозу жизни и здоровья граждан, а также устойчивому функционированию организаций в военный период и обеспечения достаточного запаса продовольствия и запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного обеспечения населения. Категория лиц, в защиту прав и интересов которых подается настоящее заявление, количественно непостоянна и персонально изменчива, в связи с чем, конкретизировать круг лиц не представляется возможным. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит обязать администрацию муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» устранить нарушения требований Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» совершения следующих действий: организовать подготовку и обучение населения Чеди-Хольского района в области гражданской обороны, в том числе работников администрации Чеди- Хольского района; приобрести и установить специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создать запас материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств с учетом Методических рекомендаций, утвержденных Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 № 43-2047-14 и обеспечить хранение в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности; обеспечить работников администрации Чеди-Хольского района и муниципальных предприятий, учреждений, созданных администрацией района, средствами индивидуальной защиты по количеству лиц.

 ДД.ММ.ГГГГ от прокурора Чеди-Хольского района поступило уточнение к исковому заявлению, согласно которому просит обеспечить работников администрации Чеди-Хольского района и муниципальных предприятий, учреждений, созданных администрацией района, средствами индивидуальной защиты, а именно: противогазами (гражданскими) фильтрующего типа в количестве <данные изъяты>; индивидуальными медицинским аптечками в количестве <данные изъяты>, респираторами (универсальными) в количестве <данные изъяты>.

 На судебном заседании заместитель прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва Ховалыг Б.С. поддержал исковое заявление изменил исковые требования в части. Просил обязать ответчика обеспечить работников администрации Чеди-Хольского района и муниципальных предприятий, учреждений, созданных администрацией района, средствами индивидуальной защиты: противогазами (гражданскими) фильтрующего типа в количестве <данные изъяты>; индивидуальными медицинскими аптечками в количестве <данные изъяты>, респираторами (универсальными) в количестве <данные изъяты>. Истец отказался от исковых требований в части организации и обучения работников администрации Чеди-Хольского кожууна.

 Представитель ответчика – Администрации Чеди-Хольского кожууна Бояркин В.В. возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку учения по гражданской обороне проводились, организации должны сами составлять заявки на обучение работников и на приобретение средств индивидуальной защиты, предоставлять в администрацию района списки работников на обучение.

 Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

 проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

 создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

 проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

 проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

 создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

 обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

 В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 28-ФЗ обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

 Согласно требования от ДД.ММ.ГГГГ прокурором запрошены сведения в рамках проверки соблюдения органами местного самоуправления федералнього законодательства, регулирующего сохранность и сипользование объектов гражданской обороны.

 Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора следует, что на тот момент согласовывался список слушателей, средства оповещения населения отсутствуют, для приобретения продовольствия, медицинских, материально-технических средств, средств индивидуальной защиты заключаются договора.

 Согласно п.23 ст. 4 Устава муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» к вопросам местного значения Чеди-Хольского кожууна относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Чеди-Хольского кожууна от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Из объяснения Будникова Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что со слов работников администрации, в частности Могедир А.Д., Бояркина В.В., в ДД.ММ.ГГГГ работники, занимающие руководящие должности, проходили обучение по гражданской обороне. Однако представить данные о лицах, проходивших обучение по гражданской обороне не представляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ в Агентство ГО и ЧС Республики Тыва направлена заявка на обучение слушателей администрации в количестве <данные изъяты>.

 Из объяснения Могедир А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в марте 2012 года в актовом зале администрации района группа преподавателей учебно-методического центра ГО и ЧС РТ проводили обучение среди руководителей организаций, по итогам обучения выдавались удостоверения. Всех, кто присутствовал на обучении, она вспомнить не может.

 Из справки о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о лицах, проходивших обучение по гражданской обороне, должны быть у ведущего специалиста администрации района по ГО и ЧС.

 Из ответа ГУ МЧС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 13 по ДД.ММ.ГГГГ выездным методом обучения в администрации Чеди-Хольского кожууна проходило обучение, всего присутствовало <данные изъяты>.

 Согласно п.п «а, г» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 Согласно п. 15.4 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее — Приказ № 687) органы местного самоуправления планируют и осуществляют основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты, в том числе накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.

 В соответствии с п. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993, органами местного самоуправления осуществляется обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ) работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений. Согласно п. 23 Положения органы местного самоуправления ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В силу п. 15.2 Приказа № 687 органы местного самоуправления устанавливают специализированные технические средства по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поддерживают в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществляют ее реконструкции и модернизации.

 Во исполнение ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ и п.п. 1-5 Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» разработано Положение, регламентирующее порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Из Устава муниципального учреждения Управление образования Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва видно, что учредителем учреждения выступает муниципальное образование Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва, от имени которого выступает администрация Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва.

 Из Устава Управления сельского хозяйства администрации муниципального района Чеди-Хольский кожуун видно, что учредителем Управления является администрация муниципального района Чеди-Хольский кожуун.

 Из Устава Управления культуры и духовного развития Чеди-Хольского кожууна видно, что Учредителем организации является администрация Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва.

 Из Положения об Управлении труда и социального развития населения Чеди-Хольского кожууна следует, что Управление труда и социального развития населения Чеди-Хольского кожууна является структурным подразделением Администрации Чеди-Хольского кожууна.

 Из Положения о Финансовом управлении администрации Чеди-Хольского кожууна следует, что Финансовое управление администрации Чеди-Хольского кожууна является структурным подразделением Администрации Чеди-Хольского кожууна.

 Из ответа администрации Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва следует, что в администрации общее количество работников 48 человек, всего в составе администрации имеется 5 структурных подразделений.

 Из ответа Управления образования Чеди-Хольского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общее количество работников Управления образования и муниципальных образовательных учреждений Чеди-Хольского кожууна – <данные изъяты>.

 Из ответа Финансового управления администрации Чеди-Хольского кожууна следует, что данном учреждении работают <данные изъяты>.

 Из ответа Управления сельского хозяйства администрации муниципального района Чеди-Хольский кожуун следует, что в данном учреждении работают <данные изъяты>.

 Из ответа Управления культуры и духовного развития Чеди-Хольского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общее количество работников составляет <данные изъяты>.

 Из ответа Управления труда и социального развития населения Чеди-Хольского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общее количество работников составляет <данные изъяты>.

 Таким образом, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.23 ст. 4 Устава муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Чеди-Хольского кожууна от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются обязанностью ответчика, доказательств того, что указанные прокурором в исковом заявлении нарушения устранены, ответчиком не предоставлено, в связи с чем, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

 Доводы представителя ответчика Бояркина В.В. о том, что организации должны сами предоставлять заявки на обучение работников и на приобретение средств индивидуальной защиты, являются необоснованными, поскольку организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Чеди-Хольского кожууна от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются обязанностью администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва.

 Поэтому исковые требования прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц об обязании устранить нарушения требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне» подлежат удовлетворению в полном объеме.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

 решил:

 Исковое заявление прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва к администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожууна Республики Тыва» в интересах неопределенного круга лиц с требованием обязать ответчика устранить нарушения требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне», удовлетворить.

 Обязать администрацию муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва»:

 - организовать подготовку и обучение населения Чеди-Хольского района в области гражданской обороны;

 - приобрести и установить на территории <адрес> Чеди-Хольского кожууна специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 - создать запас материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств с учетом Методических рекомендаций, утвержденных Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 № 43-2047-14 и обеспечить хранение в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности;

 - обеспечить работников администрации <адрес> и муниципальных предприятий, учреждений, созданных администрацией района, средствами индивидуальной защиты: противогазами (гражданскими) фильтрующего типа в количестве <данные изъяты>; индивидуальными медицинскими аптечками в количестве <данные изъяты>, респираторами (универсальными) в количестве <данные изъяты>.

 Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2013 года.

 Председательствующий                                   Ооржак А.А.