Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2016 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Осмольской М.О.,
при секретаре Гололобовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием истца Шайер О.А., представителя истцов Ядыкиной А.В., Ядыкина А.В. - Шайер О.А., представителя ответчиков Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение», муниципального образования «Богашевское сельское поселение» - Дорошенко М.И., представителя третьего лица ДПК «Офицеры» - Капуры С.А. гражданское дело № 2- 597/2016 по исковому заявлению Ядыкина А.В. к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение», муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов за плату, исковому заявлению Шайер О.А. к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение», муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов за плату, исковому заявлению Ядыкиной А.В. к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение», муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов за плату,
у с т а н о в и л :
Ядыкин А.В. (с учетом уточнения предмета исковых требований) обратился в суд с исковым заявлением к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В., муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании незаконным отказа Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в предоставлении в собственность земельного участка (номер), площадью ххх кв.м, с кадастровым (номер), расположенного по адресу: (адрес)», возложении обязанности на муниципальное образование «Богашевское сельское поселение» предоставить ему в собственность указанный земельный участок за плату без проведения торгов с определением выкупной цены в установленном законом порядке.
В обоснование заявленных требований указал, что (дата) на основании решения общего собрания ДПК «Офицеры» он был принят в состав членов кооператива, ему был распределен в пользование земельный участок (номер), площадью ххх кв.м по адресу: (адрес) Членские паевые и целевые взносы за период с (дата) по (дата) г.г. им уплачены в полном объеме. (дата) председателем ДПК «Офицеры» Капурой С.Н. на имя Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. было подано заявление о предоставлении членам ДПК «Офицеры» в собственность земельных участков для ведения дачного хозяйства. К заявлению были приложены документы: заявление членов ДПК «Офицеры» о предоставлении в собственность земельных участков, в том числе и его заявление; протокол общего собрания ДПК «Офицеры» (номер) от (дата), содержащий решение о принятии его в члены кооператива и распределении ему в пользование земельного участка (номер), площадью ххх кв.м; кадастровые паспорта земельных участков, в том числе участка (номер). (дата) посредством почтовой связи им было получено письмо Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В.(номер) от (дата), содержащее отказ в предоставлении испрашиваемого им земельного участка. Отказ мотивирован тем, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, однако, списки граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в ДПК «Офицеры» Администрацией Богашевского сельского поселения не утверждались. Полагал данный отказ Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. незаконным, поскольку нормами действующего законодательства такое основание для отказа в предоставлении в собственность земельного участка члену дачного потребительского кооператива не предусмотрено.
Шайер О.А. (с учетом уточнения предмета исковых требований) обратилась в суд с исковым заявлением к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В., муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании незаконным отказа Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в предоставлении в собственность земельного участка (номер), площадью ххх кв.м, с кадастровым (номер), расположенного по адресу: (адрес)», возложении обязанности на муниципальное образование «Богашевское сельское поселение» предоставить ей в собственность указанный земельный участок за плату без проведения торгов с определением выкупной цены в установленном законом порядке.
В обоснование заявленных требований указала, что (дата) на основании решения общего собрания ДПК «Офицеры» она была принята в состав членов кооператива, ей был распределен в пользование земельный участок (номер), площадью ххх кв.м по адресу: (адрес)». Членские паевые и целевые взносы за период с (дата) по (дата) г.г. ею уплачены в полном объеме. (дата) председателем ДПК «Офицеры» Капурой С.Н. на имя Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. было подано заявление о предоставлении членам ДПК «Офицеры» в собственность земельных участков для ведения дачного хозяйства. К заявлению были приложены документы: заявление членов ДПК «Офицеры» о предоставлении в собственность земельных участков, в том числе и ее заявление; протокол общего собрания ДПК «Офицеры» (номер) от (дата), содержащий решение о принятии ее в члены кооператива и распределении ей в пользование земельного участка (номер), площадью 1 618 кв.м; кадастровые паспорта земельных участков, в том числе участка (номер). (дата) посредством почтовой связи ею было получено письмо Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В.(номер) от (дата), содержащее отказ в предоставлении испрашиваемого ею земельного участка. Отказ мотивирован тем, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, однако, списки граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в ДПК «Офицеры» Администрацией Богашевского сельского поселения не утверждались. Полагала данный отказ Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. незаконным, поскольку нормами действующего законодательства такое основание для отказа в предоставлении в собственность земельного участка члену дачного потребительского кооператива не предусмотрено.
Ядыкина А.В. (с учетом уточнения предмета исковых требований) обратилась в суд с исковым заявлением к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В., муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании незаконным отказа Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в предоставлении в собственность земельного участка (номер), площадью ххх кв.м, с кадастровым (номер), расположенного по адресу: (адрес)», возложении на муниципальное образование «Богашевское сельское поселение» обязанности предоставить ей в собственность указанный земельный участок за плату без проведения торгов с определением выкупной цены.
В обоснование заявленных требований указала, что (дата) на основании решения общего собрания ДПК «Офицеры» она была принята в состав членов кооператива, ей был распределен в пользование земельный участок (номер), площадью ххх кв.м по адресу: (адрес). Членские паевые и целевые взносы за период с (дата) по (дата) г.г. ею уплачены в полном объеме. (дата) председателем ДПК «Офицеры» Капурой С.Н. на имя Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. было подано заявление о предоставлении членам ДПК «Офицеры» в собственность земельных участков для ведения дачного хозяйства. К заявлению были приложены документы: заявление членов ДПК «Офицеры» о предоставлении в собственность земельных участков, в том числе и ее заявление; протокол общего собрания ДПК «Офицеры» (номер) от (дата), содержащий решение о принятии ее в члены кооператива и распределении ей в пользование земельного участка (номер), площадью ххх кв.м; кадастровые паспорта земельных участков, в том числе участка (номер). Не получив ответ на указанное заявление, она (дата) обратилась в Администрацию Богашевского сельского поселения с заявлением о предоставлении ответа и (дата) ею получен ответ Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В., которым ей отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, однако, списки граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в ДПК «Офицеры» Администрацией Богашевского сельского поселения не утверждались. Полагала данный отказ Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. незаконным, поскольку нормами действующего законодательства такое основание для отказа в предоставлении в собственность земельного участка члену дачного потребительского кооператива не предусмотрено.
Впоследствии гражданские дела (номер) по иску Ядыкина А.В., (номер) по иску Шайер О.А., (номер) по иску Ядыкиной А.В. объединены судом в одно производству, гражданскому делу присвоен (номер).
В судебном заседании истец Шайер О.А., представитель истцов Ядыкина А.В., Ядыкиной А.В. Шайер О.А., действующая на основании доверенностей от (дата), сроком действия три года, от (дата), сроком действия три года требования поддержала по основаниям, изложенным в исковых заявлениях с учетом уточнения предмета исковых требований. Пояснила, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Изначально земельный участок с кадастровым (номер) был предоставлен ДПК «Офицеры» на праве аренды. Впоследствии на основании постановления Администрации Томского района от (дата)(номер)-з аренда указанного земельного участка была прекращена, участок был разделен, разрешенное использование образованных в результате раздела земельных участков было изменено на разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства». Земельные участки были поставлены на кадастровый учет и распределены между членами ДПК «Офицеры». Из представленных документов и декларации о намерениях ДПК «Офицеры» следует, что в состав членов данного ДПК вошли не только лица из офицерского состава, но и частные лица, как проживающие, так и не проживающие на территории Томского района. Она и Ядыкин А.В., Ядыкина А.В. приняты в члены ДПК «Офицеры» (дата) и им были распределены в пользование земельные участки: ей - (номер), площадью ххх кв.м (уточненная площадь - ххх кв.м), Ядыкиной А.В. – (номер), площадью ххх кв.м, Ядыкину А.В. - (номер), площадью ххх кв.м, что подтверждается протоколом общего собрания ДПК «Офицеры» (номер) от (дата). ДПК «Офицеры» в лице председателя Капуры С.Н. обратился в Администрацию Богашевского сельского поселения с заявлениями о предоставлении в собственность членов кооператива, в том числе и им, земельных участков, находящихся у них в пользовании с (дата), на что был получен. Данный отказ Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность полагала незаконным, поскольку в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относится к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных). Процедура предоставления земельных участков ДПК «Офицеры» Администрацией Богашевского сельского поселения не оспорена, доказательств этому представителем ответчика в дело не представлено, законные основания для отказа в предоставлении в собственность ей и Ядыкину А.В., Ядыкиной А.В. спорных земельных участков без проведения торгов за плату отсутствуют.
Истцы Ядыкин А.В., Ядыкина А.В., ответчик Глава муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель ответчиков Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В., муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Дорошенко М.И., действующий на основании доверенности от (дата)(номер), сроком действия по (дата), доверенности, сроком действия по (дата) исковые требования не признал. Пояснил, что Администрацией Богашевского сельского поселения в предоставлении в собственность истцам земельных участков было отказано, поскольку изначально процедура предоставления земельного участка ДПК «Офицеры» Администрацией Томского района была нарушена, поскольку списки членов ДПК «Офицеры» Администрацией Томского района не утверждались. Т.Т.А., занимающая в тот период времени должность и.о. председателя Комитета по земельным ресурсам Администрации Томского района не имела полномочий по утверждению таких списков, поскольку такие полномочия на основании Устава принадлежали Главе Администрации Томского района. Администрацией Богашевского сельского поселения такие списки также не утверждались. Изначально земельный участок был предоставлен ДПК «Офицеры» в аренду, затем право аренды было прекращено, земельный участок передан в пользование кооператива, часть земельных участков на основании постановления Администрации Томского района (номер)-з от (дата) передана в собственность членов ДПК «Офицеры». Ссылку стороны истца на ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» полагал несостоятельной, поскольку данной нормой регулируются внутренние организационные вопросы созданных объединений, данная норма права не содержит указания на полномочия общего собрания по утверждению списков и закреплению за членами кооператива земельных участков.
Представитель третьего лица – председатель ДПК «Офицеры» Капура С.Н. в судебном заседании полагал исковые требования Ядыкина А.В., Шайер О.А., Ядыкиной А.В. подлежащими удовлетворению. Пояснил, что в (дата) Администрацией Томского района в лице Т.Т.А. был утвержден список членов ДПК «Офицеры» в количестве хххх человек. Земельные участки были предоставлены в соответствии с данным списком – ххх земельных участков, образованных в результате раздела исходного земельного участка, перечисленные в постановлении Администрации Томского района (номер)-з от (дата). В целях предоставления земельного участка для размещения ДПК «Офицеры» он обращался к Главе Администрации Томского района Л.В.Е. с заявлением и приложенной к нему декларации о намерениях, в которой он указывал, что в ДПК «Офицеры» входят отставные офицеры Вооруженных Сил РФ, офицеры запаса, служащие различных ведомств (УИН, МВД, МЧС, Минюст) и частные лица, изъявившие желание войти в состав ДПК «Офицеры».
Выслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции № 10 от 30.12.2008, действующей на момент создания ДПК «Офицеры») садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека. Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ (п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции № 10 от 30.12.2008).
В судебном заседании установлено, что (дата) на основании решения учредителей Капуры С.Н., М.А.В., М.О.В. создан дачный потребительский кооператив «Офицеры» (ДПК «Офицеры»), утвержден устав ДПК «Офицеры», председателем правления кооператива избран Капура С.Н., что подтверждается протоколом (номер) от (дата) собрания учредителей ДПК «Офицеры»
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от (дата)(номер) подтверждено, что ДПК «Офицеры» зарегистрирован в качестве юридического лица (дата) за ОГРН (номер).
Согласно п. 1.1 устава ДПК «Офицеры» следует, что кооператив - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач и ведения дачного хозяйства в целях реализации своих прав на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.
(дата) ДПК «Офицеры» в лице председателя кооператива Капуры С.Н. обратился в Администрацию Томского района с заявлением об обеспечении выбора земельного участка площадью ххх кв.м для размещения ДПК «Офицеры» в районе (адрес), испрашиваемое право на земельный участок – аренда. К данному заявлению была приложена декларация о намерениях, содержащая просьбу о выделении земельного участка в целях обеспечения населения, желающего приобрести земельные участки в ДПК «Офицеры» и создания дачного поселка в пределах выделенных земельных участков. При этом указано, что в ДПК «Офицеры» входят отставные офицеры Вооруженных Сил РФ, офицеры запаса и служащие различных ведомств (УИН, МВД, МЧС, Министерство юстиции) и частные лица, изъявившие желание войти в состав ДПК «Офицеры» в порядке общей очереди.
Постановлением Администрации Томского района (номер)-з от (дата) ДПК «Офицеры» утвержден акт выбора земельного участка для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства «Размещение ДПК «Офицеры» от (дата), предварительно согласовано место размещения ДПК «Офицеры» на земельном участке ориентировочной площадью ххх га по адресу: (адрес). Постановлено образовать ДПК «Офицеры» из земель фонда перераспределения в составе земель сельскохозяйственного назначения земельный участок площадью ххх кв.м для размещения ДПК «Офицеры» по адресу: (адрес) с экспликацией земель согласно приложению, согласована схема ситуационного плана земельного участка.
Приложением к постановлению Администрации Томского района (номер)-з от (дата) является экспликация земельного участка по адресу: (адрес), площадью ххх кв.м.
(дата) в результате кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: (адрес) ООО «Геосеть» подготовлен межевой план, регистрационный (номер).
(дата) земельный участок по адресу: (адрес), площадью ххх кв.м, разрешенное использование «для размещения ДПК «Офицеры», с кадастровым (номер) поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от (дата)(номер).
Постановлением Администрации Томского района (номер)-з от (дата) земельный участок по указанному адресу был предоставлен в аренду ДПК «Офицеры» сроком на три года, (дата) между Администрацией Томского района в лице председателя Комитета по земельным ресурсам Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района Т.Т.А. и ДПК «Офицеры» в лице председателя кооператива Капуры С.Н. заключен договор аренды земельного участка (номер) от (дата).
На основании заявления ДПК «Офицеры» от (дата) постановлением Администрации Томского района (номер)-з от (дата) земельный участок с кадастровым (номер) был разделен на ххх земельных участков: ххх земельных участков - с видом разрешенного использования «для садоводства», ххх земельных участков – земли общего пользования с утверждением схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. ДПК «Офицеры» уполномочено провести комплекс работ по межеваниию земельных участков с последующей постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет.
(дата) Администрацией Томского района согласован список членов ДПК «Офицеры» в количестве ххх человек, что подтверждается подписью и печатью Администрации Томского района на соответствующем списке членов ДПК «Офицеры», представленном в дело третьим лицом и не оспоренным представителем ответчиков.
(дата) Глава Администрации Томского района Л.В.Е., рассмотрев заявление ДПК «Офицеры», граждан - членов ДПК «Офицеры» о предоставлении в собственность земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым (номер), учитывая постановление Администрации Томского района от (дата)(номер)-з, принимая во внимание пункт 1.1 Устава ДПК «Офицеры», руководствуясь ст.ст. 28, 46 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» постановил прекратить ДПК «Офицеры» право аренды на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым (номер), площадью ххх кв.м по адресу: (адрес) для размещения ДПК «Офицеры», расторгнув договор аренды земельного участка от (дата)(номер), что подтверждается постановлением Администрации Томского района (номер)-з от (дата).
Указанным постановлением изменено разрешенное использование земельных участков ДПК «Офицеры», образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым (номер) «для садоводства», на разрешенное использование – «земельные участки для ведения дачного хозяйства» по перечню согласно приложению (номер) (ххх земельных участков).
Земельные участки по перечню (номер) предоставлены в собственность ДПК «Офицеры» бесплатно, земельные участки ДПК «Офицеры» по перечню (номер)- зачислены в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции № 69 от 23.07.2013) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п.п. 1, 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд, в редакции № 69 от 23.07.2013, действующей на день вынесения постановления от (дата)(номер)-з).
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пп.1 п. 3 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов в соответствии с уголовным, административным, гражданским и земельным законодательством осуществляется посредством признания их прав.
Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (п. 1 ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» к заявлению о приобретении земельного участка по основанию, предусмотренному пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации прикладываются следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП, документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации, решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю (п. 3 Перечня). Иные документы, перечисленные в п. 3 Перечня запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Судом установлено, что ДПК «Офицеры» на основании постановления Администрации Томского района (номер)-з от (дата) предоставлены земельные участки в количестве ххх, разрешенное использование которых изменено с разрешенного использования «для садоводства» на разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства», образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым (номер), площадью ххх кв.м, разрешенное использование «для размещения ДПК «Офицеры». ххх гражданам-членам ДПК «Офицеры» земельные участки были переданы в собственность за плату (приложение (номер), приложение (номер) постановления Администрации Томского района (номер)-з от (дата)). Как следует из пояснений председателя ДПК «Офицеры» Капуры С.Н. земельные участки впоследствии также должны были предоставляться и иным членам кооператива с разбивкой на несколько этапов (составлением списков членов кооператива в количестве примерно соответствующем в приложении (номер)) для упрощения процедуры предоставления земельных участков в собственность членов ДПК «Офицеры».
В судебном заседании установлено, что (дата) на основании решения общего собрания ДПК «Офицеры» Ядыкин А.В., Ядыкина А.В., Шайер О.А. были приняты в члены ДПК «Офицеры», им были распределены земельные участки по адресу: (адрес)»: Ядыкину А.В. - (номер), площадью ххх кв.м, Шайер О.А. - (номер), площадью ххх кв.м, Ядыкиной А.В. - (номер), площадью ххх кв.м, что подтверждается протоколом общего собрания ДПК «Офицеры» (номер) от (дата), списком членов ДПК «Офицеры», принятых в кооператив с закреплением участков, утвержденным (дата) (приложение (номер) к протоколу). Истцам выданы членские книжки садовода: Ядыкину А.В. – (дата), Шайер О.А., Ядыкиной А.В. - (дата).
Заключениями председателя правления ДПК «Офицеры» от (дата) подтверждено членство истцов в ДПК «Офицеры» и закрепление за ними спорных земельных участков, расположенных в границах ДПК «Офицеры».
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции № 10 от 30.12.2008) другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ. Данные положения закона нашли свое отражение в Уставе ДПК «Офицеры» (п. 4.3, 4.4 Устава).
Членство истцов в ДПК «Офицеры» в установленном законом порядке стороной ответчика не оспорено, Ядыкин А.В., Ядыкина А.В., Шайер О.А. приняты в члены ДПК «Офицеры» в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от (дата)(номер) земельные участки с кадастровыми номерами (номер), (номер), (номер), испрашиваемые истцами, образованы из земельного участка с кадастровым (номер), общая площадь которого составляет ххх кв.м, предоставленный для размещения ДПК «Офицеры» по адресу: (адрес). Указанные сведения также подтверждаются материалами кадастрового дела земельного участка (номер).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от (дата)(номер) земельный участок, площадью ххх кв.м, закрепленный за Ядыкиным А.В. по адресу: (адрес) поставлен на кадастровый учет (дата), участку присвоен кадастровый (номер).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от (дата)(номер) земельный участок, площадью хххх кв.м, закрепленный за Шайер О.А., по адресу: (адрес) поставлен на кадастровый учет (дата), участку присвоен кадастровый (номер).
Заключением кадастрового инженера Ж.И.В. от (дата) подтверждено, что в процессе выполнения кадастровых работ по разделу исходного земельного участка с кадастровым (номер) были уточнены площади образованных в результате его раздела земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым (номер), уточненная площадь которого составила ххх кв.м.
Земельный участок, площадью ххх кв.м, закрепленный за Ядыкиной А.В. по адресу: (адрес)» поставлен на кадастровый учет (дата), участку присвоен кадастровый (номер), что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от (дата)(номер).
В (дата) председателем ДПК «Офицеры» Капура С.Н. на имя Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. подано заявление о предоставлении членам ДПК «Офицеры» в собственность земельных участков для ведения дачного хозяйства по адресу: (адрес)», в том числе заявления Ядыкина А.В. (вх. (номер) от (дата)), Ядыкиной А.В. (вх. (номер) от (дата)), Шайер О.А. (вх. (номер) от (дата)).
На указанные заявления Ядыкиной А.В., Шайер О.А., Ядыкину А.В. были предоставлены ответы Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. от (дата) №(номер), (номер), (номер), в которых истцам было сообщено, что ими был предоставлен не весь перечень необходимых документов. Указано, что для принятия Администрацией Богашевского сельского поселения решения о предоставлении земельного участка в ДПК «Офицеры» истцам необходимо представить документы, подтверждающие принадлежность к офицерскому составу или документы, подтверждающие проживание (регистрацию) на территории Богашевского сельского поселения. В случае не предоставления документов, подтверждающих принадлежность членов ДПК «Офицеры» к офицерскому составу, документов, подтверждающих регистрацию на территории Богашевского сельского поселения, им будет отказано в предоставлении земельного участка.
Решением Томского районного суда Томской области от (дата), вступившим в законную силу (дата) требование Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселения» М.А.В., изложенное в ответе (номер) от (дата) о предоставлении документа, подтверждающего принадлежность Ядыкиной А.В. к офицерскому составу, либо документа, подтверждающего регистрацию Ядыкиной А.В. на территории Богашевского сельского поселения признано незаконным; признано бездействие Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселения» М.А.В. по непринятию решения об отказе либо удовлетворении заявления Ядыкиной А.В. вх. (номер) от (дата) о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: (адрес).
Решением Томского районного суда Томской области от (дата), вступившим в законную силу (дата) требование Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселения» М.А.В., изложенное в ответе (номер) от (дата) о предоставлении документа, подтверждающего принадлежность Шайер О.А. к офицерскому составу, либо документа, подтверждающего регистрацию Шайер О.А. на территории Богашевского сельского поселения признано незаконным; признано бездействие Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселения» М.А.В. по непринятию решения об отказе либо удовлетворении заявления Шайер О.А. вх. (номер) от (дата) о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: (адрес).
(дата) Ядыкиным А.В. получено письмо Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В.(номер) от (дата), которым ему отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на положения ст. 13 Федерального закона от (дата) № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», поскольку списки граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в ДПК «Офицеры» Администрацией Богашевского сельского поселения не утверждались.
Аналогичные ответы были получены (дата) Шайер О.А. ((номер) от (дата)) и Ядыкиной А.В. ((номер) от (дата)).
Данные отказы истцы считают незаконными, поскольку действующим законодательством не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении в собственность земельных участков членам кооператива, которым в границах данного кооператива распределены земельные участки, которыми они пользуются с (дата).
Суд полагает доводы истцов заслуживающими внимание, поскольку на день вынесения Администрацией Томского района Томской области от (дата)(номер)-з «О предоставлении земельных участков гражданам-членам ДПК «Офицеры», ДПК «Офицеры» в (адрес) список членов ДПК «Офицеры» был утвержден ДПК «Офицеры» и согласован с Администрацией Томского района (дата). Доводы представителя ответчиков о том, что указанный список от имени Администрации Томского района подписан Т.Т.А., которая на тот период времени не обладала соответствующими полномочиями никакими доказательствами вопреки положениям ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации не подтверждены. При этом, суд принимает во внимание, что полномочия по распоряжению земельными участками перешли к Администрации Богашевского сельского поселения с (дата), тогда как земельные участки предоставлялись ДПК «Офицеры» (дата), следовательно, списки членов кооператива, которому такие земельные участки предоставлялись до (дата) не должны были утверждаться Администрацией Богашевского сельского поселения, тогда как в оспариваемых ответах от (дата) указано именно на это основание в качестве отказа в предоставлении в собственность истцам испрашиваемых земельных участков.
В силу действующего законодательства после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения данное объединение осуществляет свою внутреннюю деятельность на основании устава. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: прием в члены такого объединения и исключение из его членов; утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории. Кроме того, действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не предусматривает утверждение органом местного самоуправления списков граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, члены таких объединений имеют равное право на получение в собственность земельных участков, расположенных в пределах территории данных объединений. Таким образом, указание в оспариваемых ответах от 14.12.2015 на то, что истцам отказано в предоставлении в собственность земельных участков, расположенных в пределах территории ДПК «Офицеры», поскольку Администрацией Богашевского сельского поселения не утверждались списки граждан, имеющих преимущественное право на получение земельных участков в ДПК «Офицеры», незаконно.
Возражая, против удовлетворения исковых требований представитель ответчиков Дорошенко М.И. указал на нарушение Администрацией Томского района процедуры предоставления ДПК «Офицеры» земельного участка для размещения данного кооператива, поскольку первоначальный список членов ДПК «Офицеры» Администрацией Томского района не утверждался. По ходатайству представителя ответчиков в судебном заседании в качестве свидетеля допрошен работник Администрации Томского района М.С.А.
Так, свидетель М.С.А. пояснила, что земельный участок ДПК «Офицеры» предоставлялся по акту выбора для размещения кооператива на праве аренды. Впоследствии в результате раздела земельного участка право аренды на земельный участок с кадастровым (номер) было прекращено, ххх земельных участков зачислены в фонд перераспределения земель, которые в последующем могли быть предоставлены только членам ДПК «Офицеры». Полагала, что процедура предоставления земельного участка ДПК «Офицеры» была нарушена, поскольку в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» Администрацией Томского района не был утвержден список членов ДПК «Офицеры». В подготовке документов по предоставлению земельного участка ДПК «Офицеры», в разработке проекта постановления (номер)-з от (дата) Администрации Томского района она участия не принимала.
Показания свидетеля М.С.А. относительно нарушения процедуры предоставления земельного участка ДПК «Офицеры» не являются доказательством, достоверно свидетельствующим о нарушении такой процедуры. В силу действующего гражданского процессуального законодательства Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Представителем ответчиков вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих нарушение Администрацией Томского района процедуры предоставления земельных участков ДПК «Офицеры», доказательств отсутствия полномочий лица, согласовавшего список членов ДПК «Офицеры» (дата) от имени Администрации Томского района, постановление Администрации Томского района (номер)-з от (дата) «О предварительном согласовании места размещения ДПК «Офицеры», постановление Администрации Томского района (номер)-з от (дата) «О предоставлении земельных участков гражданам-членам ДПК «Офицеры», ДПК «Офицеры» в (адрес) в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Исходя из смысла Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» условиями для предоставления земельного участка в собственность гражданина являются: членство в некоммерческом объединении, распределение земельного участка члену некоммерческого объединения на основании решения общего собрания членов некоммерческого объединения, расположение земельного участка в пределах территории данного некоммерческого объединения.
Суд учитывает, что земельный участок с кадастровым (номер), площадью ххх кв.м был предоставлен ДПК «Офицеры» изначально для размещения кооператива и ведения гражданами дачного хозяйства, перечень (номер) постановления включает в себя ххх земельных участков, переданных ДПК «Офицеры» и подлежащих последующей передаче в собственность членам кооператива, поскольку на дату вынесения постановления Администрации Томского района (номер)-з от (дата) земельные участки, в том числе земельные участки истцов, были поставлены на государственный кадастровый учет, распределены между членами ДПК «Офицеры» в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», при том, что доказательств наличия фонда перераспределения земель на территории Томского района, муниципального образования «Богашевское сельское поселение» представителем ответчиков не представлено, земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым (номер), в том числе указанные в приложении (номер) к постановлению Администрации Томского района (номер)-з от (дата) были закреплены за ДПК «Офицеры» и должны предоставляться членам данного кооператива.
Сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемые истцами земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Томской области от (дата)(номер), (номер), (номер).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, тот факт, что в судебном заседании установлено, что отказы Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение», изложенные в ответах от (дата) №(номер), (номер),(номер) в предоставлении в собственность Ядыкина А.В., Ядыкиной А.В. Шайер О.А. земельных участков №(номер), (номер), (номер) признаны незаконными, доводы, приведенные представителем ответчиков не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела, истцы являются членами ДПК «Офицеры», испрашиваемые земельные участки имеют вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», каких-либо обременении или ограничений в отношении спорных земельных участков не зарегистрировано, основания, предусмотренные ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов отсутствуют, земельные участи используются истцами по целевому назначению, исковые требования А.В., А.В.О.А. о возложении обязанности на муниципальное образование «Богашевское сельское поселение» предоставить в собственность указанные земельные участки за плату без проведения торгов с определением выкупной цены в установленном законом порядке подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Ядыкина А.В. к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение, муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов за плату удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. в предоставлении в собственность Ядыкина А.В. земельного участка (номер), площадью ххх кв.м, кадастровый (номер), расположенного по адресу: (адрес)».
Обязать муниципальное образование «Богашевское сельское поселение» предоставить Ядыкину А.В. в собственность за плату без проведения торгов земельный участок (номер), площадью ххх кв.м, кадастровый (номер), расположенный по адресу: (адрес), с определением выкупной цены в установленном законом порядке.
Исковые требования Шайер О.А. к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение, муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов за плату удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. в предоставлении в собственность Шайер О.А. земельного участка (номер), площадью ххх кв.м, кадастровый (номер), расположенного по адресу: (адрес).
Обязать муниципальное образование «Богашевское сельское поселение» предоставить Шайер О.А. в собственность за плату без проведения торгов земельный участок (номер), площадью ххх кв.м, кадастровый (номер), расположенный по адресу: (адрес)», с определением выкупной цены в установленном законом порядке.
Исковые требования Ядыкиной А.В. к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение, муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов за плату удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» М.А.В. в предоставлении в собственность Ядыкиной А.В. земельного участка (номер), площадью ххх кв.м, кадастровый (номер), расположенного по адресу: (адрес).
Обязать муниципальное образование «Богашевское сельское поселение» предоставить Ядыкиной А.В. в собственность за плату без проведения торгов земельный участок (номер), площадью ххх кв.м, кадастровый (номер), расположенный по адресу: (адрес)», с определением выкупной цены в установленном законом порядке.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ М.О. Осмольская