Дело № 2-597/2022 9 февраля 2022 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Семеновой Е.В.,
при секретаре Адаркиной А.А.,
с участием прокурора ФИО6
представителя ответчика ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области, Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о понуждении организовать проведение кадастровых работ, предоставить документы в регистрирующий орган, разработать паспорт памятника природы,
УСТАНОВИЛ:
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области, Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о понуждении организовать проведение кадастровых работ, представить документы в регистрирующий орган, разработать паспорт памятника природы.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Постановлением Правительства Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп утверждено положение о памятнике природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая».
Установленный режим особой охраны территории памятника природы «Нелюдимая» обязателен для соблюдения всеми без исключения юридическими и физическими лицами, осуществляющими любой вид хозяйственной и иной деятельности на территории памятника природы «Нелюдимая». Передача памятника природы «Нелюдимая» и его территорий под охрану, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов в отношении указанного памятника природы осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области.
Проверкой установлено, что землеустроительные работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земель под особо охраняемой природной территорией регионального значения Магаданской области - памятника природы регионального значения «Нелюдимая» не проведены.
Неисполнение Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области требований законодательства по внесению информации о зонах с особыми условиями использования и особо охраняемых природных территориях в Единый государственный реестр недвижимости способствует тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведений о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования.
Полагает, что выявленные нарушения законодательства могут привести к нарушению требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением заинтересованным лицам в собственность, аренду, пользование либо владение земельных участков в границах особо охраняемой природной территории и нарушением в связи с этим режима его использования.
Постановлением Правительства Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп создано Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений», к основным целям которого отнесено управление особо охраняемыми природными территориями, относящимися к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, а также осуществление функций государственного заказчика при выполнении работ (оказании услуг) по содержанию и развитию особо охраняемых природных территорий.
Ссылаясь на положения статей 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 2, 25, 26, 27, Федерального закона «Особо охраняемых природных территориях», с учетом принятого судом изменения требования в части срока исполнения решения суда, просит суд обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ
-организовать проведение кадастровых работ по определению границ памятника природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая», которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
-предоставить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая» для его постановки на государственный кадастровый учет;
- разработать паспорт памятника природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая».
В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области исковые требования признал в полном объеме.
Представитель ответчика МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений», представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В письменном отзыве на иск представитель ответчика МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» полагал, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В письменном отзыве на иск представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу разрешение вопроса по существу заявленных требований, оставил на усмотрение суда.
На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства в деле, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории определены как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
Частью 3 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ установлено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (ч.1 ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ).
В силу положений статей 68, 69 ЗК РФ землеустройство включает в себя, в том числе, мероприятия установлению на местности границ объектов землеустройства. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с ч. 1 ст. 32, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме установлен Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Правительства Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп утверждено Положение о памятнике природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая» (далее – Положение).
Согласно пунктам 1.1., 1.2 Положения памятник природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая» создан решением исполнительного комитета Магаданского областного Совета народных депутатов от 8 июля 1983 г. № 296 «О признании редких и достопримечательных объектов памятниками природы».
Территория, занятая памятником природы «Нелюдимая», является особо охраняемой территорией регионального значения Магаданской области.
Государственное управление в сфере организации и функционирования памятника природы «Нелюдимая» и государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемой природной территории памятника природы «Нелюдимая» осуществляет департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (пункт 1.6.).
Установленный режим особой охраны территории памятника природы «Нелюдимая» обязателен для соблюдения всеми без исключения юридическими и физическими лицами, осуществляющими любой вид хозяйственной и иной деятельности на территории памятника природы «Нелюдимая». Передача памятника природы «Нелюдимая» и его территорий под охрану, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов в отношении указанного памятника природы осуществляются департаментом лесного хозяйства (пункт 1.7).
Обеспечение режима особой охраны территории памятника природы «Нелюдимая» осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и других не запрещенных законодательством источников (пункт 1.8).
В судебном заседании установлено, что Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области реорганизован путем присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области.
Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области в соответствии с п. 1.1. Положения, утверждённого постановлением Правительства Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГпп, является органом исполнительной власти Магаданской области, проводящим государственную политику в сфере охраны окружающей среды и природопользования и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории Магаданской области.
Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области осуществляет государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 3.11.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области).
Согласно Уставу МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области является
В соответствии являются: управление особо охраняемыми природными территориями, относящимися к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения. Для достижения целей, Учреждение, в том числе осуществляет: разработку паспортов памятников природы и их охранных зон; организацию работ по подготовке карт (планов) объектов землеустройства с обозначением границ местности; внесение сведений об особо охраняемой природной территории в земельный кадастр и материалы землеустройства; подготовку проектов документации по организации охранных зон особо охраняемых природных территорий, установлению их режима и определению их границ; подготовку паспортов и охранных обязательств на памятники природы регионального значения (п. 3.2.1.1.).
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что законом предусмотрена обязанность Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области и МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» проведение работ, заявленных прокурором по настоящему делу в отношении памятника природы регионального значения «Нелюдимая».
В судебном заседании установлено, и ответчиками не оспаривается, что кадастровые работы по определению границ памятника природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая» не проведены; документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая» для его постановки на государственный кадастровый учет в Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу не представлены, паспорт памятника природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая» не разработан.
При таких обстоятельствах требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области и МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» являются законными, обоснованными, и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Определяя срок исполнения решения, судом приняты во внимание характер и длительность допущенного нарушения, а также мнение ответчиков, которые полагали достаточным срок, указанный прокурором.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области, Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о понуждении организовать проведение кадастровых работ, представить документы в регистрирующий орган, разработать паспорт памятника природы, удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области, Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» в срок до 31 декабря 2022 г.:
-организовать проведение кадастровых работ по определению границ памятника природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая», которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
-предоставить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая» для его постановки на государственный кадастровый учет;
- разработать паспорт памятника природы регионального значения Магаданской области «Нелюдимая».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить дату принятия решения суда в окончательной форме – 16 февраля 2022 г.
Судья Е.В. Семенова