ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-597/21 от 12.01.2021 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№ 2-597/21

Строка 184г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«12» января 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.,

при секретаре Агаповой А.Ю.,

с участием:

представителя истца по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления лесного хозяйства Воронежской области к ФИО2 о возложении обязанности разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по договору аренды и направить его для проведения государственной экспертизы в управление лесного хозяйства Воронежской области, взыскании неустойки за непредоставление проекта,

установил:

Управление лесного хозяйства Воронежской области первоначально обратилось в суд с указанным, ссылаясь на то, что 27.06.2011 между ним и ФИО2 (арендатор) был заключен договор № 32 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности со сроком по 26.06.2060 года. В соответствии с условиями указанного договора аренды, арендатор имеет право преступить к использованию лесного участка после представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение шести месяцев с момента подписания договора. Пунктом 17 договора предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение арендатором обязанности по предоставлению разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в виде неустойки в размере 5% от размера годовой арендной платы. В связи с тем, что ФИО2 не был разработан и представлен проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в Управление, истец обратился в суд.

Определением суда от 12.01.2021 года принят отказ истца от исковых требований к ФИО2 в части взыскания неустойки за непредоставление проекта в размере 3828,05 рублей и производство в части данных требований прекращено.

Представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования в части возложения на ФИО2 обязанности разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по договору аренды и направить его для проведения государственной экспертизы в управление лесного хозяйства Воронежской области поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик ФИО2 о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, в судебное заседание не явился.

Суд рассматривает дело с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.

В силу ч.1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 239.27 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченном федеральным органом исполнительной власти.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений установлен приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее – Приказ).

Пунктом 3 Приказа предусмотрено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В соответствии с п. 3 Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет – для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных ст. 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества.

Как следует из материалов дела, 27.06.2011 между Управлением лесного хозяйства Воронежской области (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) был заключен договор № 32 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности со сроком по 26.06.2060 года. Предметом договора являлся земельный участок площадью 5,0 га, местоположение: <адрес>. Адрес территориального расположения участка в границах земель лесного фонда: <адрес>, площадь 1071 га; номер государственного учета в лесном реестре: (л.д.7-12).

Указанный земельный участок передан по акту приема-передачи лесного участка 27.06.2011 (л.д.17). Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

В соответствии с пп. «а» п. 12 договора аренды, арендатор имеет право преступить к использованию лесного участка после представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Согласно пп. «в» п. 13 договора аренды, арендатор обязан в течение шести месяцев с момента подписания договора разработать и предоставить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Пунктом 4 ст. 87 Лесного кодекса РФ установлено, что лесохозяйственные регламенты составляются на срок до десяти лет.

С учетом изложенного срок действия лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории Воронежской области, и утвержденных приказом Управления от 28.11.2008 №152 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств» закончился 28.11.2018.

Лесохозяйственный регламент Воронежского лесничества утвержден приказом управления от 03.09.2018 № 848 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Новоусманского лесничества Воронежской области» и вступил в силу с 28.11.2018.

Таким образом, после утверждения лесохозяйственного регламента Новоусманского лесничества, и вступления его в законную силу, Арендатор (ФИО2) обязан разработать соответствующий проект освоения лесов и представить его в уполномоченный орган для проведения государственной экспертизы.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п.1 ст. 310 ГК РФ).

Истцом в адрес ответчика 18.12.2019 направлялась претензия об устранении нарушений договора аренды и уплате неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение арендатором обязанности по предоставлению разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в виде неустойки в размере 5% от размера годовой арендной платы (л.д.23-25).

Однако доказательств предоставления истцу разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы по заключенному договору аренды, либо доказательств расторжения данного договора аренды лесного участка, суду в материалы дела не представлено.

Факт оплаты ответчиком неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение арендатором обязанности по предоставлению разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в виде неустойки в размере 5% от размера годовой арендной платы и последующий отказ истца от исковых требований в данной части свидетельствует об отсутствии у ответчика разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

В связи с изложенным, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления лесного хозяйства Воронежской области к ФИО2 о возложении обязанности разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по договору аренды и направить его для проведения государственной экспертизы в управление лесного хозяйства Воронежской области удовлетворить.

Обязать ФИО2 в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по договору № 32 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 27.06.2011 и направить его для проведения государственной экспертизы в управление лесного хозяйства Воронежской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Михина Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 15.01.2021.

№ 2-597/21

Строка 184г