ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5980/2015 от 18.12.2015 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-5980-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск 18 декабря 2015 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Буториной Л.В.,

при секретаре Чернышевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Архангельскоблгаз» в лице Северодвинского филиала о признании незаконным отказа произвести опломбировку и принять в эксплуатацию прибор учета газа, понуждении произвести опломбировку и принять в эксплуатацию прибор учета газа,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Архангельскоблгаз» в лице Северодвинского филиала о признании незаконным отказа произвести опломбировку и принять в эксплуатацию прибор учета газа, понуждении произвести опломбировку и принять в эксплуатацию прибор учета газа, а также произвести перерасчет оплаты за потребленный газ с учетом показаний прибора учета. В обоснование иска указал, что является собственником квартиры ..... дома ..... по улице ..... в городе Северодвинске, дом является газифицированным, ответчик является газоснабжающей организацией. 27 июля 2015 года в его квартире силами специалиста ООО «АРХГАЗ» был установлен прибор учета газа «....., соответствующий всем необходимым требованиям и нормативам. 26 августа 2015 года он обратился к ответчику с заявкой на опломбировку и регистрацию прибора учета, однако ответчик 11 сентября 2015 года отказал в удовлетворении заявки. Полагает, что ответчик отказом нарушил его права, так как считает, что ООО «АРХГАЗ» имел право устанавливать приборы учета газа, так как установку прибора учета может осуществлять любая организация, в том числе не являющейся специализированной.

В ходе рассмотрения дела производство по делу в части требований истца произвести перерасчет оплаты за потребленный газ с учетом показаний прибора учета прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, указав, что все работы с газовым оборудованием, к которому относится прибор учета, должны выполняться специализированной организацией, которая имеет диспетчерскую службу и соответствующие допуски к работам, третье лицо такой организацией не является, а фактически работы выполнял ИП ФИО2, при этом согласования работ с газоснабжающей организацией не было.

Представители третьего лица исковые требования поддержали, указав, что действительно ООО «АРХГАЗ» не является специализированной организацией, в штате которой есть только одно лицо- ее руководитель и отсутствует аварийно-диспетчерская служба, однако полагают, что установка или замена прибора учета газа может производится любым лицом, а не только специализированной организацией, при этом ответчик должен проверить качество установки прибора учета и принять его в эксплуатацию.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является собственником квартиры ..... дома ..... по улице ..... в городе Северодвинске, дом является газифицированным, ответчик является газоснабжающей организацией. 27 июля 2015 года в его квартире силами специалиста ООО «АРХГАЗ» был установлен прибор учета газа «....., соответствующий всем необходимым требованиям и нормативам. 26 августа 2015 года он обратился к ответчику с заявкой на опломбировку и регистрацию прибора учета, однако ответчик 11 сентября 2015 года отказал в удовлетворении заявки. Указанные обстоятельства никем не оспариваются, подтверждаются материалами дела.

Как следует из объяснений истца и представителей третьего лица, а также письменных доказательств, установка прибора учета в квартире истца производилась на основании договора, заключенного истцом с ООО «АРХГАЗ», при этом фактически прибор учета устанавливал ИП ФИО2 на основании договора об оказании услуг по замене и установке газового оборудования, заключенного между ООО «АРХГАЗ» и ИП ФИО2

Вместе с тем, согласно частям 8 и 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 261-ФЗ) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

С 01.07.2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. В соответствии с п. 5.5.2 которых монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.

Пункт 2.12 названных Правил раскрывает понятие «специализированная организация» как газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 года N АКПИ13-826 пункты 2, 6, 7 и 30 Правил N 410 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, признаны недействующими.

Из названного решения следует, что Правила N 410 в части, ограничивающей гражданские права хозяйствующих субъектов на осуществление оспариваемого в рамках настоящего гражданского дела вида деятельности, противоречат требованиям пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 49, статьи 421 ГК РФ, части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", а также ограничивают право потребителя самостоятельно выбрать исполнителя оказываемой ему услуги по техническому обслуживанию, ремонту и замене газового оборудования.

Однако, то обстоятельство, что из понятия «специализированная организация» исключено указание на то, что она может быть только газоснабжающей, не свидетельствует о том, что установка или замена газового оборудования, к которому относятся приборы учета газа, может производиться любым лицом. Суд находит, что из указанных норм следует, что установку приборов учета газа и газоиспользующего оборудования вправе производить специализированная организация, имеющая допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования, а также имеющая аварийно-диспетчерскую службу.

Согласно пункту 19.8 раздела 3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624, для осуществления работ, связанных с устройством газоснабжения, требуется допуск на различные виды работ, в том числе на монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ.

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 4 статьи 55.8).

Истцом и третьим лицом не оспаривается то обстоятельство, что ООО «АРХГАЗ» не является специализированной организацией в соответствии с ее пониманием, указанном в вышеназванных нормах. Как пояснил в судебном заседании представитель ООО «АРХГАЗ» ФИО2, он является единственным работником общества, при этом аварийно-диспетчерская службы в обществе отсутствует, он не имеет допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, фактически работы по установке прибора учета осуществлял ИП ФИО2

Таким образом, указанные обстоятельства и представленные суду доказательства подтверждают, что ООО «АРХГАЗ» и ИП ФИО2 не являются специализированной организацией и не имеют разрешение на осуществление деятельности по установке, замене и техническому обслуживанию внутриквартирного и (или) внутридомового газового оборудования.

Кроме того, Федеральный закон от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяет систему, предназначенную для выполнения функций газоснабжения здания или сооружения, как систему инженерно-технического обеспечения и устанавливает, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (пункт 21 статьи 2, пункт 1 статьи 36).

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, устанавливают, что газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, а также допускают приостановление подачи газа потребителям ввиду отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте (пункты 131 и 132).

Пунктом 6 Правил пользования газом N 410 от 14.05.2013 года также предусмотрено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

Правила технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, устанавливают, что техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает диспетчерское и аварийное обслуживание (пункты 1.8).

Таким образом, вышеперечисленные нормы законодательства предписывают, что обеспечение надлежащего технического состояния внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которое означает, прежде всего, поддержание исправности этого оборудования, осуществляется путем технического обслуживания и ремонта на основании комплексного договора о техническом обслуживании и ремонте, заключенного со специализированной организацией.

Судом установлено, что, третье лицо не осуществляет техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, доказательств фактического осуществления деятельности по обеспечению надлежащего технического состояния смонтированного им внутридомового и внутриквартирного газового оборудования третьим лицом предъявлено не было, из объяснений представителя третьего лица следует, что ООО «АРХГАЗ» произвело установку прибора учета, после чего ответчик обязан его опломбировать принять в эксплуатацию, а следовательно, обеспечивать его надлежащее техническое состояние, что по мнению суда не соответствует требованиям названного законодательства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку в квартире истца был установлен прибор учета организацией, которая не является специализированной, с которой не заключен договор на поддержание исправности этого оборудования путем технического обслуживания и ремонта на основании комплексного договора о техническом обслуживании и ремонте, ответчик не был обязан производить опломбирование прибора учета, а также не был обязан проверять качество выполненных третьим лицом работ по установке прибора учета, а также принимать его в эксплуатацию, в связи с чем, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к открытому акционерному обществу «Архангельскоблгаз» в лице Северодвинского филиала о признании незаконным отказа произвести опломбировку и принять в эксплуатацию прибор учета газа, понуждении произвести опломбировку и принять в эксплуатацию прибор учета газа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий судья Буторина Л.В.