66RS0004-01-2019-007445-06
Гражданское дело № 2-5987/2019 (24)
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 18 ноября 2019 года
Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Лазаревой В.И., при секретаре Романычевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Екатеринбурга о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Екатеринбурга о возложении обязанности оборудовать в продольном
профиле автомобильной дороги прилегающей к железнодорожному переезду,
расположенному на 495 км ПК5 перегона Шувакиш - Екатеринбург -
Сортировочный, вблизи остановочного пункта п.Шувакиш, горизонтальную
площадку протяженностью не менее 10 м от крайнего рельса.
В обоснование требований указано, что Свердловской транспортной прокуратурой по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в части содержания железнодорожного переезда, расположенного на 495 км ПК5 перегона Шувакиш - Екатеринбург - Сортировочный, вблизи остановочного пункта п.Шувакиш (далее - Переезд), по итогам которой установлено, что поселок Шувакиш находится в составе муниципального образования «город Екатеринбург» и подчинён его Железнодорожному району. Автомобильная дорога, ведущая из поселка в направлении Детской клинической городской больницы №9 г. Екатеринбурга, а также иным объектам социальной инфраструктуры, проходит через железнодорожный переезд, расположенный на 495 км ПК5 перегона Шувакиш - Екатеринбург -Сортировочный. По итогам совещания, а также по результатам рассмотрения представления прокуратуры принято решение о возможности открытия железнодорожного переезда для проезда общественного транспорта, но с условием проведения работ по реконструкции автодороги, в том числе обустройства горизонтальной площадки в соответствии с требованиями п.18 Приказа Минтранса России №237, а именно обустройства горизонтальной площадки на расстоянии не менее 10м от крайнего рельса.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по предмету и основаниям, не возражал против срока исполнения судебного акта с учетом мнения ответчика, представленного в письменном отзыве.
Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении требований просил отказать, указав, что требование прокурора по сроку - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу исполнить обязанность по оборудованию в продольном профиле автомобильной дороги горизонтальной площадки протяженностью не менее 10 м от крайнего рельса - не соответствует федеральному законодательству, необходимо не менее двух лет.
Представитель 3 лица ОАО «Российские железные дороги» в судебном заседании исковые требования просил удовлетворить.
Заслушав лиц, участвующих в деле и исследовав письменные материалы дела, суд находит требования обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Свердловской транспортной прокуратурой по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в части содержания железнодорожного переезда, расположенного на 495 км ПК5 перегона Шувакиш - Екатеринбург - Сортировочный, вблизи остановочного пункта п.Шувакиш, по итогам которой установлено, что поселок Шувакиш находится в составе муниципального образования «город Екатеринбург» и подчинён его Железнодорожному району. Автомобильная дорога, ведущая из поселка в направлении Детской клинической городской больницы №9 г. Екатеринбурга, а также иным объектам социальной инфраструктуры, проходит через железнодорожный переезд, расположенный на 495 км ПК5 перегона Шувакиш - Екатеринбург -Сортировочный.
Вопрос открытия автобусного транспортного обслуживания для жителей поселка Шувакиш имеет важное социальное значение, поскольку затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся услугами городского наземного транспорта.
Согласно п.1 условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2015 №237, последние устанавливают, в том числе требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним.
В период с 19.03.2019 по 29.03.2019 Свердловской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращениям жителей поселка Шувакиш о нарушениях таконодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о содержании и эксплуатации автомобильных дорог, повлекших наложение запрета на передвижение общественного автотранспорта через Переезд.
По итогам совещания, а также по результатам рассмотрения представления прокуратуры принято решение о возможности открытия железнодорожного переезда для проезда общественного транспорта, но с условием проведения работ по реконструкции автодороги, в том числе обустройства горизонтальной площадки в соответствии с требованиями п.18 Приказа Минтранса России №237, а именно обустройства горизонтальной площадки на расстоянии не менее 10м от крайнего рельса.
Указанное нарушение также отмечено в акте выездной проверки Свердловской транспортной прокуратуры от 05.09.2019.
Согласно составленного 28.11.2018 протокола выездного совещания, устройство горизонтальной площадки возможно только, при подъеме профиля прилегающих к Переезду автодороги на величину до 55мм.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативно - правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
Вопросы пересечения автомобильных дорог железнодорожными путями урегулированы статьей 21 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в п.1 которой указано, что устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 21 Закона №257-ФЗ владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Владельцем Переезда является Свердловская дирекция инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «Российские железные дороги», следовательно, на ОАО «Российские железные дороги» возлагается обязанность по оборудованию железнодорожного переезда устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения и надлежащему содержанию переезда.
Пунктами 22, 23, 24 Приложения № 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 №286 определены устройства, обеспечивающие безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств на железнодорожных переездах не обслуживаемые дежурным, которые включают метрическое освещение, переездную сигнализацию, извещающей водителей автотранспортных средств о подходе поезда, типовой настил и подъезды, огражденные столбиками или перилами, а также наличие предупредительных знаков: со стороны подхода поездов - сигнальный знак «С» о подаче свистка, а со стороны автомобильной дороги знаки, предусмотренные нормативными правовыми актами в области безопасности дорожного движения.
Обустройство десятиметровой горизонтальной площадки к устройствам, обеспечивающим безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств на железнодорожных переездах, которыми должен быть оборудован железнодорожный переезд, не относится.
В соответствии с ч.4 ст.16 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, утверждены классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 3 Главы 2 и пункта 6 Главы 4 Классификации, изменение продольного профиля автомобильной дороги (земляного полотна, увеличение высоты насыпи и глубины выемок) не относится к содержанию дороги, а является работами но ее капитальному ремонту, а именно восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна (в том числе на пересечениях и примыканиях).
Согласно ст.З Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» капитальный ремонт автомобильной дороги также определен, как комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Таким образом, буквальное толкование указанных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что ч.2 ст.21 Закона №257-ФЗ не возлагает на ОАО «Российские железные дороги» обязанность в проведении работ по подъему профиля автодорог на величину до 55 мм, собственником которых оно не является.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы, в том числе обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закон №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст.3 Закон №257-ФЗ).
Согласно перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного постановлением администрации города Екатеринбурга от 04.06.2012 №2360, автомобильная дорога в поселок Шувакиш, в том числе десятиметровый участок автодороги, который примыкает к Переезду, является собственностью города Екатеринбурга.
Длительное непринятие администрацией г. Екатеринбурга мер по соблюдению требований Приказа Минтранса России №237 напрямую влияет на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, создает угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортной инфраструктуры, интересам личности, общества и государства в сфере транспортной инфраструктуры, и напрямую ущемляет права граждан.
Таким образом, судом установлены достаточные обстоятельства для удовлетворения иска Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности оборудовать в продольном
профиле автомобильной дороги прилегающей к железнодорожному переезду,
расположенному на 495 км ПК5 перегона Шувакиш - Екатеринбург -
Сортировочный, вблизи остановочного пункта п.Шувакиш, горизонтальную
площадку протяженностью не менее 10 м от крайнего рельса. С учетом возражений представителя ответчика, исходя из исполнимости решения суда, суд полагает возможным установить срок исполнения требований по октябрь 2022 года (включительно).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на администрацию города Екатеринбурга обязанность оборудовать в продольном
профиле автомобильной дороги прилегающей к железнодорожному переезду,
расположенному на 495 км ПК5 перегона Шувакиш - Екатеринбург -
Сортировочный, вблизи остановочного пункта п.Шувакиш, горизонтальную
площадку протяженностью не менее 10 м от крайнего рельса в срок по октябрь 2022 года (включительно).
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга.
Судья