ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-598/19 от 14.05.2019 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-598/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2019 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре Егоровой Е.О.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1к Министерству обороны РФ, Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, военному комиссариату Саратовской области о признании решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий,

установил:

ФИО1 (далее по тексту – истец) обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что с 15 мая 1978 года он проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР в войсковой части 20530 на большом противолодочном корабле «Зоркий». В период с 23 июня 1979 года по 03 августа 1979 года в составе войсковой части 45612 он нес боевую службу у берегов Юго-Западной Африки с заходом в порт Луанда. В указанный период времени личный состав БПК «Зоркий» и непосредственно истец принимали участие в боевых действиях на территории Анголы, за что он был награжден жетоном за «Дальний поход». В целях получения удостоверения ветерана боевых действий истец обратился в военный комиссариат Саратовской области. Решением комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее по тексту – комиссия) от 20 сентября 2018 года обращение истца было оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия подтверждения его личного участия в боевых действиях. С данным решением ФИО1 не согласен, полагает, в силу особенностей ведения боевых действий на флоте несение боевой службы должно приравниваться к ведению боевых действий.

На основании изложенного, истец просил признать решение комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 20 сентября 2018 года незаконным, обязать ответчиков выдать ФИО1 удостоверение ветерана боевых действий.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

В своих возражениях ответчики иск не признали, просили в удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его статье 3.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Приложением к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

Разделом III указанного Перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены боевые действия в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года (абзац введен Федеральным законом от 02.10.2008 г. №166-ФЗ).

В силу положений ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 г. № 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, согласно пункта 8 которого определено, что для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», к обращению об оформлении и выдаче удостоверения ветеран боевых действий прикладываются, в том числе, документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал;

По смыслу вышеуказанных положений, получение лицом удостоверения ветерана боевых действий предполагается военнослужащими, относящимися к категориям граждан, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», направленными в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшими участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах. При этом участие в боевых действиях является обязательным критерием для получения удостоверения ветерана боевых действий и может подтверждаться только письменными доказательствами.

Таким образом, для получения удостоверения ветеран боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 года №595 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветеран боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а также гражданам, пребывающим в запасе и состоящим на воинском учете в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации военного округа, приказом командующего войсками Центрального военного округа от 24.04.2018 года №252 «О создании комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий» создана комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.

Для получения удостоверения «Ветеран боевых действий» военнослужащему, проходящему военную службу в ВС РФ, через командира войсковой части, а в иных случаях через территориальный военный комиссариат необходимо обратиться с соответствующим заявлением и предоставить все необходимые документы в соответствующую территориальную комиссию военного округа.

Общие правила доказывания в гражданском процессе урегулированы положениями главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как указано в ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судом установлено, что 12.05.1978 года ФИО1 был призван на действительную военную службу в Вооруженные Силы СССР.

Согласно записям в военном билете ФИО1 проходил военную службу в период с 16.05.1978 года по 27.03.1981 года в войсковой части в воинском звании матроса, старшины 2 статьи, старшины 1 статьи.

В 2018 году ФИО1 обратился в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», в котором указал, что принимал участие в боевых действиях на территории Анголы в период с 23.06.1979 года по 03.08.1979 года в составе войсковой части 45612.

20.02.2018 года решением комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий ФИО1 отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по причине того, что «боевая служба это основной вид боевой деятельности Военно-Морского Флота и высшая форма поддержания боевой готовности сил флота в мирное время. Понятие «боевая служба» не тождественно понятию «боевые действия», поэтому несение боевой службы или только военное присутствие корабля в странах, где велись боевые действия, не является основанием для предоставления льгот членам экипажей кораблей».

С указанным решением ФИО1 не согласился и обратился в суд с настоящим иском.

В ходе судебного разбирательства по делу судом установлено, что в 2012 году ФИО1 обращался во Фрунзенский районный суд г. Саратова с иском к Министерству обороны РФ, Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, военному комиссариату Саратовской области и просил установить юридический факт его участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории Анголы в период с 23.06.1979 года по 03.08.1979 года.

Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 23.10.2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17.01.2013 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 было отказано.

При разрешении спора судом было установлено, что ФИО1 участия в боевых действиях на территории Анголы в период времени с 23.06.1979 года по 03.08.1979 года не принимал, в связи с чем суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

С указанным выводом согласился суд апелляционной инстанции.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ вышеуказанные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 23.10.2012 года, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию сторонами при рассмотрении настоящего дела, они являются обязательными для суда.

Поскольку правоотношения сторон спора не носят длящийся характер, то у суда не имеется оснований устанавливать факт участия ФИО1 в боевых действиях на территории Анголы при разрешении настоящего спора.

Таким образом, судом установлено, что в период времени с 23.06.1979 года по 03.08.1979 года ФИО1 участия в боевых действиях на территории Анголы не принимал.

Утверждение истца о равноценности понятий «боевой службы» и «боевых действий» с учетом особенностей прохождения военной службы в Военно-Морском Флоте основано на неверном толковании норм материального права.

Так Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 № 1495 были утверждены общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Из преамбулы данного устава следует, что он распространяет действие, в том числе, на Военно-Морской Флот, поскольку им руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, и лица гражданского персонала, замещающие воинские должности. Положения Устава, в том числе обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей и подразделений.

Как следует из п. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, в том числе в случаях участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; исполнения должностных обязанностей; несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; участия в учениях или походах кораблей и т.д.

Тем самым понятия «боевые действия» и «боевая служба» неравнозначны, являются самостоятельными боевыми задачами. Из текста Устава следует, что понятие «боевая служба» приравнивается к боевому дежурству.

В силу п. 25 Устава, военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, в объектовом карауле, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и носят, как правило, временный характер.

Учитывая положения Устава корабельной службы Военно-Морского флота РФ от 2001 г., в силу которого боевая служба представляет собой основной вид боевой деятельности ВМФ и высшую форму поддержания боевой готовности сил флота в мирное время, выполнение специальных задач не означает участия в боевых действиях.

В силу прямого указания Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся лица, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях (ст. 3). Следовательно, удостоверение ветерана боевых действий может быть выдано только указанным лицам, к которым ФИО1 не относится.

При таких обстоятельствах, решение комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий от 20.02.2018 года об отказе ФИО1 в выдаче удостоверения ветерана боевых действий является законным и обоснованным, поскольку истцом не было представлено достоверных доказательств, бесспорно свидетельствующих о непосредственном участии в боевых действиях на территории Анголы.

Сам по себе факт нахождения истца на территории Народной Республики Ангола в период ведения боевых действий, без подтверждения его непосредственного участия в боевых действиях, не влечет признания за истцом права на присвоение статуса участника боевых действий и возложения на ответчиков обязанности выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий».

С учетом изложенного, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1к Министерству обороны РФ, Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, военному комиссариату Саратовской области о признании решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Срок составления мотивированного решения – 20 мая 2019 года.

Судья М.В. Агишева