ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-598/2021 от 13.09.2021 Кизлярского районного суда (Республика Дагестан)

Дело

УИД: 05RS0-88

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> РД

Судья Кизлярского районного суда Республики Дагестан Корголоев С.М., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «сельсовет Крайновский» об обязании администрацию принять меры по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе: определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять положение о конфликте интересов, декларацию о конфликте интересов; внести процедуру информирования работникам работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «сельсовет Крайновский» об обязании администрацию принять меры по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе: определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять положение о конфликте интересов, декларацию о конфликте интересов; внести процедуру информирования работникам работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.

Из искового заявления следует, что в рамках осуществляемой в соответствии с требованиями приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" прокуратурой города в администрации МО СП «сельсовет Крайновский» выявлены нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции.

Так, согласно статье 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Кроме того, в разработанных и утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» методических рекомендациях (п. «б» ст. 25), предназначенных для использования всеми организациями, содержится примерный перечень (далее - Перечень) антикоррупционных мероприятий, предусматривающий:

- разработку и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- разработку и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;

разработку и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;

введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки;

введение процедуры информирования работниками работодателя в случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и

т.п.);

- введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;

- введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;

- введение процедуры защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций;

проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам;

проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, разработки соответствующих антикоррупционных мер;

ротацию работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском;

проведение обучающих мероприятий "по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции;

проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

- организацию индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;

- осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;

осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учет;

осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам;

- периодическое проведение внешнего аудита;

- привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер;

проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;

подготовку и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.

Также, в трудовых договорах работников должны быть указаны как общие, так специальные обязанности работника в сфере предупреждения и противодействия коррупции.

Между тем, вопреки содержащимся в ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» требованиям в администрации МО СП «сельсовет Крайновский»: не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не принято положение о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов; не введена процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Интересы Российской Федерации выражаются в необходимости обеспечения точного и единообразного исполнения норм законодательства о противодействии коррупции.

Непринятие администрацией МО СП «сельсовет Крайновский» предусмотренных действующим законодательством мер допускает неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Федерального закона «О противодействии коррупции», негативно влияет на реализацию антикоррупционной политики государства и, следовательно, нарушает интересы Российской Федерации и жителей MP «<адрес>».

Согласно справки о результатах проверки исполнения муниципальными образованиями сельских поселений муниципального района «<адрес>» требований законодательства о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение поручения прокурора <адрес> и требования прокуратуры города, помощником прокурора <адрес>ФИО3 в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции.

В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Кроме того, в разработанных и утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» методических рекомендациях (п. «б» ст. 25), предназначенных для использования всеми организациями, содержится примерный перечень антикоррупционных мероприятий, предусматривающий:

- разработку и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

разработку и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;

- разработку и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;

- введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью

организации, стандартной антикоррупционной оговорки;

- введение процедуры информирования работниками работодателя в

,

случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.);

- введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации. или иными лицами;

- введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;

введение процедуры защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций;

проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам;

проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, разработки соответствующих антикоррупционных мер;

ротацию работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском;

проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции;

проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

организацию индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;

осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;

осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учет;

осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам;

- периодическое проведение внешнего аудита;

- привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер;

- проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;

- подготовку и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.

В ходе проверки установлено, что в 20-ти администрациях МО СП муниципального района «<адрес>» вышеперечисленные меры не приняты и антикоррупционные мероприятия не проводятся.

В целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства полагал бы необходимым обратиться в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с соответствующим исковым заявлением об обязании разработать и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе: определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять положение о конфликте интересов, декларацию о конфликте интересов; ввести процедуру информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликту интересов. Просит суд обязать администрацию МО СП «Сельсовет Крайновский» <адрес> принять меры по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе: определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять положение о конфликте интересов, декларацию о конфликте интересов; внести процедуру информирования работникам работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании требования поддержала, дала объяснения по доводам и основаниям, изложенном в заявлении.

Представитель ответчика ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направив в адрес суда заявление о признании иска в полном объеме и рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя Администрации.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ, одним из основных принципов противодействия коррупции, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Данная позиция также подтверждается и Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что непринятие организационных мер по противодействию коррупции может способствовать ненадлежащему исполнению уставных целей МО СП «Сельсовет Крайновский» <адрес>, а также делает невозможным исполнение требований федерального закона № 273-ФЗ и нарушает интересы Российской Федерации, путем недостижимости задач и неисполнения функций государства в сфере борьбы с коррупцией, что может нарушить экономический интерес Российской Федерации и препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «сельсовет Крайновский» об обязании администрацию принять меры по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе: определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять положение о конфликте интересов, декларацию о конфликте интересов; внести процедуру информирования работникам работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов, удовлетворить.

Обязать администрацию МО СП «Сельсовет Крайновский» <адрес> принять меры по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе: определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять положение о конфликте интересов, декларацию о конфликте интересов; внести процедуру информирования работникам работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.

Судья С.М. Корголоев