Дело № 2-598/2021
УИД 19RS0002-01-2021-000635-21
Р Е Ш E H И Е
Именем Российской Федерации
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,
при секретаре Сафроновой В.С., помощнике судьи Поляковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Черногорска Республики Хакасия в интересах ФИО1 к Администрации города Черногорска об обязании произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Черногорска Республики Хакасия в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г. Черногорска об обязании произвести определенные действия. Требования мотивировал тем, что по заявлению ФИО1, являющегося инвалидом 1 группы, была проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты инвалидов органами местного самоуправления, в ходе которой установлено, что инвалид-колясочник ФИО1 проживает в квартире, расположенной по адресу: ***, однако в подъезде дома отсутствует пандус, что ограничивает право ФИО1 на беспрепятственный доступ в жилое помещение. Просил, с учетом уточнения требований, предусмотреть финансирование в местном бюджете города Черногорска на мероприятия по оборудованию входа в подъезд пандусом для инвалида-колясочника, пандуса, либо специального подъемника в тамбуре первого этажа жилого дома, расположенного по адресу: ***, а также осуществить работы по оборудованию входа в подъезд пандусом для инвалида-колясочника, пандуса, либо специального подъемника в тамбуре первого этажа жилого дома, расположенного по указанному адресу, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением суда от 26 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ЖЭУ-7».
В судебном заседании помощник прокурора Могилин В.А. поддержал уточненные требования. Дополнительно пояснил, что в многоквартирном доме, где проживает ФИО1, управляющей компанией ООО «ЖЭУ-7» ранее проводились мероприятия по установке пандуса, однако после обращения жильцов, которые были несогласны с установкой пандуса, были прекращены. Несмотря на имеющиеся в акте обследования жилого помещения от 23 декабря 2020 года выводы об отсутствии технической возможности оборудовать первый подъезд пандусом, полагал, что в подъезде возможно установить откидной пандус.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 иск не признала, представила письменные возражения, которые поддержала. Дополнительно пояснила, что в бюджете г. Черногорска отсутствуют денежные средства для оборудования жилого помещения пандусом, так как расходная часть бюджета превышает доходную часть, имеется большой муниципальный долг.
Истец ФИО1 и представитель третьего лица ООО «ЖЭУ-7», надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Руководствуясь ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в порядке ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Пунктом «а» ч. 1 ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 61/106 от 13 декабря 2006 года, предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
На основании ст. 2 данного Закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 15 названного Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с принципами Конвенции ООН разработан Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605, в котором реализованы требования Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно п.п. 1.5, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3 вышеуказанного нормативного документа проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения (далее - МГН), должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В силу п. 6 указанных Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
По результатам данного обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме (п. 12 Правил)
Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида содержится в разделе III вышеназванных Правил.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных нормативных актов, суд приходит к выводу, что на органе местного самоуправления лежит обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к жилому помещению в домах частного жилищного фонда.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131 - ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.
На территории города Черногорска действует решение Совета депутатов г. Черногорска от 24 октября 2017 года № 22 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Черногорск в новой редакции».
Настоящие Правила устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства территории муниципального образования город Черногорск (далее - МО г. Черногорск).
В соответствии с п. 12.16 Правил благоустройства (раздел 12 «Благоустройство зданий, строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены») входные (участки входов в здания, строения, сооружения) группы зданий, строений и сооружений жилого и общественного использования, общественного управления оборудуются осветительным оборудованием, навесом (козырьком), элементами сопряжения поверхностей (ступени), устройствами и приспособлениями для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения (пандусы, перила).
Кроме того, постановлением Администрации г. Черногорска от 20 декабря 2017 года № 3706-п утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды г. Черногорска на 2018 - 2024 годы» (далее - Программа).
Согласно разделу 8 Программы в перечень мероприятий для реализации муниципальной программы, в том числе входит: благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в целях повышения уровня благоустройства, дворовых территорий (в том числе с обеспечением комфортной среды для инвалидов и маломобильных групп граждан) до 51%.
В соответствии с разделом 10 Программы в ее составе выделены основные направления в рамках приоритетного проекта «Формирование современной городской среды», в том числе проекты, направленные на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ФИО1 является инвалидом-колясочником.
ФИО1 проживет в жилом помещении, расположенном в многоквартирном доме 1984 года постройки по адресу: ***.
Управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный жилой дом по адресу: ***, с 1 мая 2015 года является ООО «ЖЭУ-7» (https://dom.mingkh.ru/hakasiya/chernogorsk/430655).
На основании заявления ФИО1 прокуратурой города Черногорска была проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
По результатам проведенной проверки установлено, что в Администрацию города Черногорска 4 июня 2020 года обратился ФИО1, являющийся инвалидом I группы (маломобильный, инвалид-колясочник) с вопросом обустройства жилого дома (подъезда), расположенного по адресу: *** пандусом.
На заявление ФИО1 администрацией города дан ответ об отсутствии полномочий у муниципалитета по установке пандусов в многоквартирных домах.
23 декабря 2020 года администрацией города Черногорска проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в результате чего составлен акт № 3, в котором указано, что общее имущество многоквартирного дома не оборудовано пандусом. Техническая возможность для приспособления 1 этажа *** отсутствует.
Прокурором города Черногорска в адрес главы города Черногорска внесено представление, в котором предложено принять исчерпывающие меры к устранению нарушений законодательства, для чего необходимо организовать и произвести установку пандусов в многоквартирном доме, где проживает ФИО1
На данное представление 8 февраля 2021 года был дан ответ, из которого следует, что установка пандусов в многоквартирном доме относится к полномочиям управляющей компании, которая по решению собственников многоквартирного дома может установить пандус.
Принимая во внимание, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не доказано отсутствие технической возможности по оборудованию входа в подъезд пандусом для инвалида-колясочника, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного прокурором требования.
Между тем, с учетом представленных процессуальным истцом доказательств, отсутствуют основания для удовлетворения требования по оборудования пандусом либо специальным подъемником тамбура первого этажа жилого дома.
Так процессуальным истцом представлен ответ ООО «ЖЭУ-7» от 17 марта 2020 года № 99, из которого следует, что общее собрание собственников жильцов ***, по вопросу обустройства пандуса в подъезде дома не проводилось. Проектная документация не разрабатывалась. Работы по установке пандуса были начаты сотрудниками ООО «ЖЭУ-7», однако от собственника помещения поступило заявление о том, что они не согласны на установку данного пандуса. 9 апреля 2016 года сотрудниками ООО «ЖЭУ-7» начат демонтаж пандуса. В настоящее время от жильцов данного дома сообщений о необходимости установки пандуса в ООО «ЖЭУ-7» не поступало. В связи с этим в ближайшее время установка пандуса не планируется.
Из ответа Минстроя Хакасии от 4 мая 2021 года на запрос суда о возможности установки стационарных и откидных пандусов следует, что требования к доступности общего имущества в многоквартирном доме для инвалида установлены Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». Согласно п. 31 названных правил внеквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,5 метра, минимальное пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов - размером 1,2 х 1,2 метра, для разворота на 180 градусов - диаметром 1,4 метра. Высота указанных коридоров должна быть не менее 2,1 метра. Перепады уровней и пороги устраняются путем устройства уклонов покрытий или пандусов, заделки или срезки порогов до высоты не более 25 миллиметров.
Оценивая акт обследования от 23 декабря 2020 года № 3, ответ ООО «ЖЭУ-7» от 17 марта 2020 года № 99 и ответ Минстроя Хакасии от 4 мая 2021 года, суд приходит к выводу, что истцом не доказано наличие технической возможности по обустройству подъезда многоквартирного дома пандусом или иным техническим средством для маломобильных групп.
Сам по себе факт установки ООО «ЖЭУ-7» пандуса в 2016 году не свидетельствует о наличии технической возможности его установки, поскольку из ответа также следует, что техническая документация не разрабатывалась. При установке пандуса должны соблюдаться не только права инвалида, но и иных лиц, которые проживают в многоквартирном доме, а также обязательные требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, строительных норм и правил.
Между тем, прокурором не представлено доказательств, что в случае установки пандуса как стационарного, так и откидного будут соблюдены указанные требования.
На основании изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом характера, объема и сложности подлежащих выполнению работ, значительных временных затрат на проведение предусмотренных законом процедур, суд полагает, что срок, указанный прокурором, не отвечает критерию разумности, в связи с чем считает необходимым установить срок исполнения – в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Черногорска предусмотреть финансирование в местном бюджете города Черногорска на мероприятия по оборудованию входа в подъезд пандусом для инвалида-колясочника, а также осуществить работы по оборудованию входа в подъезд пандусом для инвалида-колясочника жилого дома, расположенного по адресу: *** в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.П. Немков
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2021 года