11RS0009-01-2022-001112-84
Дело № 2-598/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,
с участием помощника прокурора Княжпогостского района Республики Коми Яшник Е.В.,
представителя ответчика – администрации МР «Княжпогостский» ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 августа 2022 года в г. Емве гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Княжпогостский» об обязании обеспечить регулярные пассажирские перевозки,
установил:
прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрацию муниципального района «Княжпогостский» в срок до 01.09.2022 обеспечить регулярные пассажирские перевозки населения от г. Емва до с. Серегово, а также в обратном направлении.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об организации пассажирских перевозок установлено, что населенный пункт с. Серегово транспортным обслуживанием не обеспечен, в связи с чем неопределенный круг лиц лишен права передвижения по территории муниципального района.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, не возражала против установления срока для исполнения решения суда до 01 января 2023 года.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности ФИО1 не согласилась с заявленными требованиями, однако просила в случае удовлетворения заявленных требований установить срок для исполнения решения суда до 01.01.2023, поскольку для его исполнения необходимо выделение из бюджета денежных средств. Данный вопрос, возможно, разрешить на сессии депутатов, которая состоится в октябре. Также необходим срок для объявления конкурса и заключения контрактов по пассажирским перевозкам.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции РФ. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации определено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131- Ф3) отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения в границах поселения либо двух и более поселений одного муниципального района, уполномоченные органы местного самоуправления, в границах которого находятся указанные поселения, устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым или нерегулируемым тарифам (подп. 7 п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 11, п. 1 ст.14, п.1 ст.17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №220-ФЗ).
На территории Республики Коми отношения, связанные с организацией регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах, урегулированы Законом Республики Коми от 03.10.2016 № 89-РЗ «О некоторых вопросах организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Республики Коми», нормы 12 которого содержат аналогичные положения ранее приведенным федеральным нормам.
Уставом Муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» предусмотрено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района является полномочием администрации МР «Княжпогостский», как постоянно действующего исполнительно-распорядительного органа.
В состав территории муниципального района входят межселенные территории и территории девяти муниципальных образований, в том числе сельского поселения Серегово. Административным центром муниципального района является город Емва (части 2 и 3 статьи 4 Устава).
Постановлением администрации МР «Княжпогостский» от 26.04.2022 № 146 утвержден Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МР «Княжпогостский», согласно пункта 2.1 которого решение об установлении, изменении или отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) осуществляется администрацией муниципального района «Княжпогостский».
Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратурой Княжпогостского района по обращению ФИО4 проведена проверка соблюдения требований законодательства об организации пассажирских перевозок, в результате которой установлено, что администрацией полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района реализуются ненадлежащим образом - населенный пункт с. Серегово транспортным обслуживанием не обеспечен. При этом, каких-либо действенных мер к изменению ситуации администрацией муниципального района «Княжпогостский» длительное время не предпринимается. До настоящего времени перевозки населения из с. Сереговодо районного центра администрацией муниципального района «Княжпогостский» не организованы.
Постановлением администрации МР «Княжпогостский» утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в районе, однако, ни один муниципальный маршрут, не обеспечивает регулярное автобусное сообщение от или до села Серегово.
Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания свидетельствует о неисполнении администрацией МР «Княжпогостский» полномочий, возложенных на нее пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.
Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, что автобусы, которые осуществляют перевозку граждан из г. Емва по направлению в г. Сыктывкар, проезжают с. Серегово, но не заезжают в село, где проживает основная часть жителей с.Серегово, и расположены социально –значимые объяты данного населенного пункта.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с целью защиты интересов неопределенного круга лиц. Интересы неопределенного круга лиц заключаются в возможности реализации социальной потребностей человека различной направленности в условиях, отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан
Установив указанные обстоятельства, применив к спорным правоотношениям требования Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд приходит к выводу, что сложившаяся ситуация влечет ограничение прав жителей с.Серегово на передвижение и свидетельствует об уклонении администрации муниципального района «Княжпогостский» от исполнения полномочий, возложенных на нее пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 204 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Таким образом, в соответствии с данной статьей суд вправе установить срок исполнения решения.
Суд, выслушав позицию участников процесса, считает возможным определить срок исполнения настоящего судебного решения 01 января 2023 года.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Княжпогостского района Республики Коми удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального района «Княжпогостский» обязанность в срок до 01.01.2023 года обеспечить регулярные пассажирские перевозки населения от г. Емва до с. Серегово, а также в обратном направлении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 05 августа 2022 года, путем подачи апелляционных жалобы, представления прокурора через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт - Петербург) в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья – О.Н. Мишина