ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-599 от 03.11.2011 Медногорского городского суда (Оренбургская область)

                                                                                    Медногорский городской суд Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Медногорский городской суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-599/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Медногорск 03 ноября 2011 года

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Галегузовой С.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора г. Медногорска Горина С.В.,

представителя ответчика – ООО «Медногорск-Водоканал» Федулаевой Т.В.,

представителей третьих лиц: Комитета по управлению имуществом г. Медногорска Неженской А.А.,

Управления социальной защиты населения г. Медногорска Беловой С.В.,

МУ «Управление по градостроительству, капитальным ремонтам и ЖКХ
г. Медногорска» Невенчанного К.В.,

при секретаре Букреевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора
г. Медногорска в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом г. Медногорска, ООО «Водоканал» о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в задание городской бани,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Медногорска обратился в Медногорский городской суд с вышеуказанным иском, в котором просит суд обязать Комитет по управлению имуществом г. Медногорска произвести необходимые действия по предоставлению доступа инвалидам в помещение городской бани, расположенной по ..., а именно: построить на входе приспособления для маломобильных посетителей (пандус для подъезда на инвалидных колясках), в срок до **.**.****.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой г. Медногорска проведена проверка исполнения на территории города ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Закон). В ходе данной проверки установлено, что на территории города находится городская баня, расположенная по адресу: .... Перед входом в помещение городской бани имеются ступени, пандус для подъезда на инвалидных колясках отсутствует.

Согласно ст. 15 Закона, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, ОМС и организации независимо от организационно – правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно – зрелищным и другим учреждениям).

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.

В случаях, когда действие объекта невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В ходе судебного разбирательства **.**.**** прокурором г. Медногорска уточнены исковые требования, согласно которых прокурор изменил требования относительно ответчика, заменив третье лицо ООО «Медногорск-Водоканал» на ответчика, а ответчика Комитет по управлению имуществом г. Медногороска - на третье лицо. Просил суд обязать ООО «Медногорск-Водоканал» произвести необходимые действия по предоставлению доступа инвалидам в помещение городской бани, расположенной по адресу: ..., а именно, построить на входе приспособления для маломобильных посетителей (пандус для подъезда на инвалидных колясках), в срок до **.**.****.

Определениями суда от **.**.**** и **.**.**** в настоящее гражданское дело в качестве третьих лиц привлечены: Управление социальной защиты населения
г. Медногорска, Медногорская местная организация всероссийского общества инвалидов, МУ «Управление по градостроительству, капитальным ремонтам и ЖКХ г. Медногорска», администрация МО г. Медногорск.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Медногорска Горин С.В. требования утончил, окончательно просил суд обязать ООО «Медногорск-Водоканал» произвести необходимые действия по беспрепятственному доступу инвалидам и маломобильным группам в здание городской бани, расположенной по адресу: ... путем расположения на ступенях, ведущих в здание бани кнопки вызова, в срок до **.**.****. От требований к КУИ г. Медногорска отказался.

Представитель ответчика ООО «Медногорск - Водоканал» Федулаева Т.В. иск не признала, суду показала, что в здании, в котором располагается городская баня, на ..., ими арендуется только часть здания, остальная часть передана в аренду другим лицам. При входе в указанное здание дежурного или охранника нет. Даже если и установить кнопку вызова, это не обеспечит реализацию закона, поскольку баня расположена на * этаже, туда инвалиды-колясочники не поднимутся, туда ведет крутая лестница. Тем более в бане всего * технических работника, кто выйдет на вызов, если в здании расположены и другие учреждения. Смысла в установке данной кнопки нет.

Представитель третьего лица - УСЗН г. Медногорска Белова С.В. представила суду письменный отзыв на иск, согласно которому УСЗН разрабатывается программа первоочередных мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп к социально-значимым объектам. Проблема решается поэтапно в соответствии с программой, которая формируется на основании обращений граждан и проведения обследования специалистами УЗСН социально-значимых объектов инфраструктуры. В настоящее время действует программа, разработанная на *-* годы, в которую не включено обустройство пандуса в городской бане, т.к. обращений по данному объекту не поступало.

В судебном заседании представитель УСЗН сочла требования прокурора не обоснованными, поскольку обращений инвалидов по поводу нарушений их прав при посещении данного объекта, где расположена баня на * этаже, не было. Смысла в установке кнопки вызова тоже нет, указанный вызов не понятно кому будет адресован, поскольку в задании одновременно располагаются несколько арендаторов.

Представитель третьего лица - МУ «Управление по градостроительству, капитальным ремонтам и ЖКХ г. Медногорска» Невенчанный К.В. суду показал, что ступени, ведущие к заданию, расположенному по ... это тоже часть арендуемого здания. Обустроить пандус в это здание не возможно по СНИПам, т.к. крутые ступени, ведущие к заданию. Есть возможность инвалидам пройти в здание бани сбоку, от ул. ..., где нет ступеней, и есть асфальтовое покрытие.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом
г. Медногорска Неженская А.А. иск не признала, суду показала, что КУИ управляет муниципальным имуществом города. Указанное здание является муниципальной собственностью. Часть здания передана в аренду ООО «Медногорск-Водоканал», часть - другим арендаторам. Пандус установить (обустроить) в задание невозможно по техническим условиям, тем более есть проход справа. Кнопку вызова также устанавливать не целесообразно, т.к. там несколько арендаторов, кому будет предназначен вызов, не понятно, кто выйдет инвалиду оказать помощь, не возможно установить. Тем более «Водоканал» арендует только * этаж.

Представитель третьего лица - Медногорской местной организации «Всероссийское общество инвалидов» в судебное заседание не явился, о времени и мест судебного заседания извещен, суд представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель администрации МО г. Медногорск в судебное заседание не явился, о времени месте судебного заседания извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Суд на основании ст. 113,167 ч.3 ГПК РФ определил: рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации от организационно-правовых норм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Руководящим Документом Системы РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденным Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.1999 № 74/51, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 02.12.1995 № 181-ФЗ и Градостроительного кодекса РФ, определены задачи всех участников инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации.

Так, согласно п. 4 РДС в случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов.

Последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст.5806) местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов (п.6).

Анализ указанных норм показал, что последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности определяется целевыми программами, которые разрабатываются с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Из представленных суду материалов установлено, что помещение, расположенное по адресу: ..., является муниципальной собственностью, представляет собой здание площадью * кв. м..

По договору аренды от **.**.**** №* ООО «Медногорск-Водоканал» приняло от Комитета по управлению имуществом г. Медногорска в аренду помещение площадью *, расположенное на * и * этажах кирпичного здания, расположенного по адресу: .... Срок договора с **.**.**** по **.**.****.

Согласно п. **.**.**** договора арендатор за счет собственных средств без дальнейшей их компенсации обязан оборудовать арендуемый объект специальными приспособлениями для обеспечения доступа инвалидов с ограниченной двигательной функцией.

Как следует из справки КУИ г. Медногорска и аналогичных договоров аренды № * от **.**.**** № * от **.**.****, № * от **.**.****, № * от **.**.****, № * от **.**.****, общая площадь помещения, где находится городская баня, составляет * кв. м.. Здание арендуют ООО « Медногорск-Водоканал», а также индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели занимают в общей сложности * кв. м, ООО «Медногорск-Водоканал» под помещение бани и котельной бани занимает * кв.м.

Установлено, что в указанном помещении помимо бани оказываются и другие услуги населению. Помещение бани расположено на * этаже.

Как следует из пояснений представителя МУ «Управление по градостроительству, капитальным ремонтам и ЖКХ г. Медногорска» и фотографий, вход к указанное здание происходит как по ступеням, ведущим к входной двери, также и сбоку справа и слева по асфальтовому покрытию. Этот проход свободный, ступеней не имеет.

Судом установлено из пояснений представителя УСЗН, что обращений, жалоб, предложений от инвалидов относительно ограниченного доступа в здание бани не поступало, в этой связи данный объект не внесен в программу первоочередных мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильным группам в указанное здание.

Разрешая заявленное требование прокурора обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в здание городской бани, расположенной по адресу: ..., путем расположения на ступенях, ведущих в здание бани кнопки вызова, суд с учетом мнения третьих лиц и ответчика установил, что указанное действие не обеспечит инвалидов равных с другими гражданами возможностями в реализации их прав, поскольку не решит цель посещения инвалидами городской бани, т.к. баня находится на * этаже, а кнопка вызова будет направлена на вызов неопределенного круга лиц, арендуемых здание, тем самым не обеспечит защиту прав инвалидов и маломобильных групп. Тем более, что жалоб, бращений и предложений от инвалидов по данному объекту не поступало.

Кроме того, арендатором указанного здания является не только ООО «Медногорск-Водоканал», которое арендует не все здание в целом, есть и другие социальные инфраструктуры, однако прокурор предъявляет иск только к ООО «Медногорск-Водоканал». Установка кнопки вызова не решит проблему посещения инвалидов и маломобильных посетителей бани, расположенной на * этаже. Помещение бани, как часть указанного помещения, арендуется ответчиком на конкретные сроки, и возложение на ответчика обязанности по обеспечению инвалидам беспрепятственным доступом в здание городской бани, расположенной по адресу: ... путем расположения на ступенях, ведущих в здание бани кнопки вызова, не отвечает как требованиям договора аренды, так и требованиям закона, является не целесообразным с практической точки зрения, не основанным на фактических обстоятельствах дела.

Заявленное исковое требование прокурора, таким образом, не обосновано и не подлежит удовлетворению.

При таких данных суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Отказать прокурору г. Медногорска в удовлетворения искового требования к ООО «Медногорск-Водоканал» о понуждении обеспечить в срок до **.**.**** инвалидам и маломобильным посетителям беспрепятственный доступ в здание городской бани, расположенной по адресу: ..., путем расположения на ступенях, ведущих в здание бани кнопки вызова.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде.

Справка: мотивированное решение изготовлено 07.11.2011.

Судья: подпись С.Ю. Галегузова