Дело №2-5996/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2016 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре
в составе председательствующего судьи - Устьянцевой-Мишневой О.О.
при секретаре - Самсоновой В.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению «Комсомольский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» о признании незаконным части приказа, взыскании неначисленной части заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. С (дата) она работает в КГБУ «Комсомольский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», в том числе с (дата) в должности (иные данные). (дата) директором Учреждения был издан приказ (№) о начислении истцу 40 баллов за эффективность деятельности в (дата) г. При этом, начисленная к выплате за данные баллы денежная сумма является выплатой стимулирующего характера за (дата) г., составляющей часть заработной платы за (дата) Согласно вышеуказанным документам истцу были не начислены 20 баллов за эффективность деятельности за (дата) составляющих в процентном соотношении 20 % от общей 100% максимальной суммы стимулирующих выплат за апрель 2016 г., за наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, а именно наличие кредиторской задолженности перед ООО «ШелТЭК» за (дата). Основанием для назначения и начисления выплаты стимулирующего характера за апрель (дата) не в полном объёме явилось решение комиссии, осуществляющей оценку деятельности работников Учреждения в целях установления им выплат стимулирующего характера за (дата) принятое на основании информационного материала о деятельности главного бухгалтера, составленного и предоставленного в комиссию директором Учреждения и листа оценки эффективности деятельности главного бухгалтера за (дата) г. При этом договор (государственный контракт (№) на отпуск тепловой энергии в горячей воде) по состоянию на (дата) отсутствовал и был заключен Учреждением с ООО «ШелТЭК» лишь (дата), что делало невозможным проведение оплаты за данный договор в более ранний период времени в связи с возникшим бы у Учреждения в случае такой оплаты факта нецелевого использования средств краевого бюджета, что неоднократно доводилось до сведения директора Учреждения. Таким образом, истцу была не начислена и не выплачена часть заработной платы за (дата) в размере /руб/ по следующим расчётам: (Стоимость 1 балла * количество баллов) + 50% районный коэффициент + 50% надбавка за стаж работы в организациях, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Стоимость 1 балла = /руб/ Считает, что невыплата части стимулирующих выплат за (дата), являющейся составной частью заработной платы истца за (дата), носит дискриминационный характер за отказ от выполнения требований директора Учреждения по оплате услуг по незаключенному договору, является незаконной и нарушает трудовые права истца. Просит суд: признать незаконным положения приказа от (дата)(№)-лс в части неназначения и неначисления 20 баллов за эффективность деятельности за (дата). признать незаконным невыплату суммы выплаты стимулирующего характера (части заработной платы) за (дата). в размере /руб/, - взыскать с ответчика неначисленную часть заработной платы за (дата) в размере /руб/
В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований. Дополнительно суду пояснила, что она принимала участие в решении вопросов о начислении баллов. В том числе решался вопрос и по начислению баллов непосредственно ей. С двумя пунктами, по которым ей не были начислены баллы она согласна, а с неначислением баллов за имеющуюся просроченную задолженность по ООО «ШелТэк» не согласна, поскольку задолженности у предприятия просто не могло быть.
Представитель ФИО1 – ФИО2 настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным в иске основаниям. Дополнительно просил приобщить пояснения в письменном виде.
Представитель ответчика ФИО3, действующая по должности, исковые требования не признала. Заработная плата работников учреждения состоит из должностного оклада, компенсационных выплат и стимулирующих выплат. Стимулирующие выплаты работнику (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты - ст. 129 Трудового кодекса РФ) за отчетный период устанавливаются на основании решения комиссии по оценке эффективности деятельности работников учреждения в соответствии с разработанными в учреждении показателями эффективности деятельности работников учреждения.
Показатели эффективности деятельности работников учреждения утверждены приказом от (дата)(№)-од «Об организации работы по оценке эффективности деятельности работников краевого государственного бюджетного учреждения «Комсомольский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», согласованы с представителем трудового коллектива учреждения. Лист оценки эффективности деятельности (иные данные) содержит пять показателей, один из которых «Целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств». Критерием оценки по данному показателю является факт отсутствия любой задолженности и нарушений финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Обоснованность или необоснованность образования задолженности в данном показателе не предусмотрена. О наличии задолженности по оплате за потребленную теплоэнергию ООО «ШелТЭК» директору учреждения стало известно из письма Комитета по развитию топливно-энергетического комплекса Правительства Хабаровского края вх. 139/03-05 от 21.03.2016 года. Ненадлежащее исполнение главным бухгалтером трудовых обязанностей в части осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения привело к образованию указанной задолженности, а именно, несвоевременное информирование руководителя учреждения об отсутствии договора с ООО «ШелТЭК». В (дата) главным бухгалтером заявок на финансирование учреждения для оплаты коммунальных услуг ООО «ШелТЭК» не делалось. (дата) главным бухгалтером была подана кассовая заявка на оплату коммунальных услуг в сумме /руб/. (дата) произведена оплата коммунальных услуг ООО «ШелТЭК» в сумме /руб/. (дата) подана кассовая заявка на сумму /руб/. на оплату коммунальных услуг. (дата) произведена оплата оставшейся по задолженности суммы /руб/. Таким образом, по состоянию на (дата) в учреждении имелась задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию. Полагает, что нарушения в работе комиссии не имелось, тот факт, что она подписала лист эффективности не имеет значение, поскольку все остальные члены комиссии подписали указанный лист эффективности. Возможно, если бы ранее ФИО1 указала на те же обстоятельства, о которых она говорит в судебном заседании, то ответ вышестоящему руководству был бы другим.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 с (дата) работает в КГБУ «Комсомольский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». В должности (иные данные) с (дата), что подтверждается приказами.
(дата) директором Учреждения был издан приказ (№) о начислении истцу 40 баллов за эффективность деятельности в (дата) При этом, начисленная к выплате за данные баллы денежная сумма является выплатой стимулирующего характера за (дата), составляющей часть заработной платы за (дата) Согласно вышеуказанным документам истцу были не начислены 20 баллов за эффективность деятельности за (дата), составляющих в процентном соотношении 20 % от общей 100% максимальной суммы стимулирующих выплат за (дата), за наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, а именно наличие кредиторской задолженности перед ООО «ШелТЭК» за (дата)
Основанием для назначения и начисления выплаты стимулирующего характера за (дата) не в полном объёме явилось решение комиссии, осуществляющей оценку деятельности работников Учреждения в целях установления им выплат стимулирующего характера за (дата), принятое на основании информационного материала о деятельности главного бухгалтера, составленного и предоставленного в комиссию директором Учреждения и листа оценки эффективности деятельности главного бухгалтера за (дата)
Вместе с тем, договор (государственный контракт (№) на отпуск тепловой энергии в горячей воде) по состоянию на (дата) отсутствовал и был заключен Учреждением с ООО «ШелТЭК» лишь (дата), что делало невозможным проведение оплаты за данный договор в более ранний период времени в связи с возникшим бы у Учреждения в случае такой оплаты факта нецелевого использования средств краевого бюджета.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).В силу ст.144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.1.1, 1.5 Коллективного договора Учреждения, настоящий договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в учреждении и его действие распространяется на всех работников. Согласно п.2.1 коллективного договора работодатель оплачивает труд работников в соответствии с Положением об оплате труда, Положением об установлении выплат стимулирующего характера работникам учреждения.
В соответствии с п.1.5 Положения об оплате труда учреждения условия оплаты труда, включая размер оклада работника, повышающих коэффициентов к окладу, компенсационных выплат, стимулирующих выплат, являются обязательными для включения в трудовой договор, заключенный в соответствии с ТК РФ. В соответствии с п.3.1 Положения заработная плата директора, его заместителя, главного бухгалтера состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с п.5 Положения порядок, размер и условия осуществления каждого вида выплат стимулирующего характера установлен Положением по установлению стимулирующих выплат в учреждении на основании показателей и критериев эффективности труда, в пределах фонда оплаты труда Учреждения.
Согласно положениям п.5.2 Положения работникам устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, год).
В соответствии с п.п.5.3, 5.4 Положения выплаты стимулирующего характера устанавливаются с учетом показателей и критериев оценки эффективности труда, при этом разработка показателей и критериев деятельности работников осуществляется, в том числе с учетом принципа объективности – размер вознаграждения должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда.
Согласно п.6 Положения для определения размера стимулирующих выплат создается соответствующая комиссия из представителей работников и директора учреждения. Состав комиссии утверждается приказом руководителя учреждения по согласованию с представительным органом работников Учреждения. Комиссия является коллегиальным органом, действующим на основании положения о комиссии, утвержденного локальным нормативным актом.
В соответствии с п.5.7 Положения размер и условия установления выплат за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ для всех категорий работников Учреждения определяется на основе формализованных показателей и критериев оценки деятельности, измеряемых качественными и количественными показателями.
В соответствии с п.2.1 Положения об установлении стимулирующих выплат за качество и интенсивность работы, выполняемых работниками Учреждения стимулирующие выплаты устанавливаются приказом директора на основании протокола комиссии по оценке эффективности деятельности работников Учреждения. Пунктом 2.2 Положения стимулирующие выплаты устанавливаются работнику в соответствии с разработанными показателями эффективности.
Пунктами 2.7, 2.8 данного положения размер стимулирующих выплат устанавливается в баллах с фиксированной стоимостью одного балла, определяемой в соответствии с положениями о порядке расчета стоимости балла.
Согласно приказу от (дата)(№) стоимость одного балла для категории работников Учреждения – главный бухгалтер, заместитель директора, утверждается в размере /руб/.
Согласно ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок.
В соответствии с п.4.4 Положения об оплате труда и заработной платы работников Учреждения, выплачивается районный коэффициент за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно п.4.5 Положения в учреждении выплачивается процентная надбавка за работу в районах местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере до 50%.
Согласно п.3.4 Положения о комиссии, осуществляющей оценку деятельности работников Учреждения, утвержденному приказом от (дата)(№) одной из функций комиссии является оформление результатов экспертизы в виде листов оценки эффективности деятельности работников учреждения.
В силу п.4.1 Положения информационные листы за отчетный период о деятельности главного бухгалтера предоставляются руководителем учреждения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец работает в должности (иные данные) с (дата). Приказом о поощрении работников от (дата)(№)-м ФИО1 приказано произвести выплату по показателям эффективности исходя из 40 баллов. То есть со 100% не назначено 20 баллов за отсутствие фактов нарушения сроков предоставления бухгалтерской отчетности, 20 баллов за качество предоставляемой бюджетной и статистической отчетности, 20 баллов за отсутствие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и нарушения финансово-хозяйственной деятельности. В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 не оспаривала неначисление 40 баллов по первой и второй позиции листа эффективности, однако утверждала, что задолженности перед ООО «Шелтэк» не имеется и не могло образоваться по следующим основаниям. Договор (государственный контракт (№) на отпуск тепловой энергии в горячей воде) по состоянию на (дата) отсутствовал и был заключен Учреждением с ООО «ШелТЭК» (дата) Истец ФИО1 неоднократно во избежание нецелевого использования бюджетных средств государственного учреждения в устной форме информировала директора Учреждения об отсутствии государственных контрактов, в том числе на поставку тепловой энергией ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п.1.6 должностной инструкции главного бухгалтера – главный бухгалтер в своей деятельности руководствуется законодательными актами РФ. В силу п.5.8 данной инструкции главный бухгалтер имеет право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения должностных обязанностей. согласно п.6.7 Инструкции главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству.
Отсутствие кредиторской задолженности подтверждается данными бухгалтерской отчетности по форме 0503769 «Сведения по кредиторской задолженности» по состоянию на (дата). Положением об учетной политике учреждения утвержден счет (№) Согласно сведениям за апрель 2016 года кредиторской задолженности в указанном счете не имеется.
Кроме того, из материалов дела следует, что директор Учреждения направил в комиссию по оценке эффективности сведения о эффективности работы главного бухгалтера ФИО1 При этом сам Директор ФИО3 подписала лист эффективности.
Между тем, согласно Положению, утвержденному приказом директора Учреждения от (дата)(№) лист эффективности после проведенной экспертизы эффективности деятельности работников учреждения подписывается комиссией. Из представленного в суд листа эффективности следует, что за (дата) лист оценки эффективности составлен директором ФИО3 Указанные действия директора свидетельствуют о нарушении процедуры регламентированной Положением.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для неначисления 20 баллов за наличие кредиторской задолженности не имелось.
Проверив представленный истцом расчет, суд находит его верным, произведенным в соответствии с действующим законодательством и локальными актами Учреждения.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца, признать незаконным приказ (№)-лс от (дата), взыскать в пользу истца /руб/ неначисленных за эффективность деятельности главного бухгалтера.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст. ст. 333-19, 333-20 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере /руб/.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению «Комсомольский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» о признании незаконным части приказа, взыскании неначисленной части заработной платы - удовлетворить.
Признать незаконным приказ от (дата)(дата) в части неназначения и неначисления 20 баллов за эффективность деятельности за (дата)
Признать незаконным невыплату суммы выплаты стимулирующего характера (части заработной платы) за апрель (дата) в размере /руб/.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения «Комсомольский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» в пользу ФИО1 неначисленную часть заработной платы за (дата) в размере /руб/
Взыскать Краевого государственного бюджетного учреждения «Комсомольский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере /руб/
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья О.О.Устьянцева-Мишнева