Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Петрозаводский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-5997/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Степановой Т.Г.,
при секретаре Мариной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ОАО «Корм» о понуждении произвести определенные действия,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Корм» о понуждении произвести определенные действия по следующим основаниям. Управлением Росприроднадзора по РК проведена проверка, из материалов которой следует, что ОАО «Корм» не соблюдаются требования водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. ОАО «Корм» осуществляет следующие виды деятельности: выращивание цыплят-бройлеров, инкубация яиц и продажа суточного и подращенного молодняка, промышленная переработка птицы на мясо, изготовление полуфабрикатов, копченостей, переработка другой сельхозпродукции, производство комбикорма, мясокостной муки, витаминно-травяной муки, заготовка и реализация органических удобрений, торфа, оптовая и мелкорозничная торговля, торгово-закупочная деятельность.
ОАО «Корм» расположено в черте г. Петрозаводска в микрорайоне ......... Отстойники производственных отходов (пометохранилища в количестве двух штук) располагаются со стороны юго-западной границы микрорайона в южной промышленной зоне города.
В ходе проверки ОАО «Корм» было установлено, что при эксплуатации пометохранилища, под действием талых и дождевых вод происходит смыв куриного помета с асфальтобетонного покрытия площадки и подъездной дороги на прилегающую территорию – происходит загрязнение болота отходами производства. Далее посредством гидрологической связи растворенные ингредиенты загрязняющих веществ (ион аммония, азот аммонийный, фосфор фосфатов) попадают в реку ......... По результатам количественного химического анализа воды в р. ........ выявлены превышения ПДК рыбохозяйственного водоема по фосфатам и иону аммония. Таким образом, пометохранилище используется с нарушением экологических требований, а именно не устроено ограждение твердого покрытия площадки, препятствующее загрязнению прилегающей территории. Действиями ОАО «Корм» нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного Карельским межрайонным природоохранным прокурором заявлено требование о понуждении ОАО «Корм» оборудовать площадку разгрузки на пометохранилище в микрорайоне ........ в г. Петрозаводске обваловкой, препятствующей смыванию куриного помета на прилегающую территорию, в срок до 01 октября 2010 года.
Карельский межрайонный природоохранный прокурор РК Аскерова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенном в исковом заявлении.
Представитель ответчика Любек Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Третьи лица - Министерство природных ресурсов РК, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (далее также – Управление Росприроднадзора по РК)в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2007 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также – Закон) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды.
Согласно п.1 ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Силу п.1 ст. 34 Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статьей 42 Закона предусмотрено, что при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.
Согласно ст.11 и 12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные закон; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу п.1 ст.60 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом установлено, что ОАО «Корм», расположенным в г. Петрозаводска в микрорайоне ........, осуществляется деятельность по выращиванию цыплят-бройлеров, инкубация яиц и продаже суточного и подращенного молодняка, промышленная переработка птицы на мясо, изготовление полуфабрикатов, копченостей, переработка другой сельхозпродукции, производство комбикорма, мясокостной муки, витаминно-травяной муки, заготовка и реализация органических удобрений, торфа. При этом ОАО «Корм» устроены и используются отстойники производственных отходов (пометохранилища в количестве двух штук) со стороны юго-западной границы микрорайона в южной промышленной зоне города.
ОАО «Корм» осуществляется использование пометохранилища с нарушением экологических требований, а именно не устроено ограждение твердого покрытия площадки, препятствующего загрязнению прилегающей территории при эксплуатации пометохранилища, в результате чего под действием талых и дождевых вод происходит смыв куриного помета с асфальтобетонного покрытия площадки и подъездной дороги на прилегающую территорию – происходит загрязнение болота отходами производства. Далее посредством гидрологической связи растворенные ингредиенты загрязняющих веществ (ион аммония, азот аммонийный, фосфор фосфатов) попадают в реку ......... По результатам количественного химического анализа воды в р. ........ выявлены превышения ПДК рыбохозяйственного водоема по фосфатам и иону аммония.
Данные обстоятельств не оспаривались ответчиком и подтверждаются материалами дела, а именно актом проверки №137 от 15.06.2010 года, проводившейся Министерством природных ресурсов РК, Актом №55-Э/24-В от 16.06.2010 года Управления Росприроднадзора по РК проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Таким образом, ОАО «Корм» нарушены ст.ст.39, 42 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, ст.ст.11, 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ.
В отношении ОАО «Корм» было возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии со ст.8.1 Кодекса об административным правонарушениях РФ. 16.06.2010 года в отношении ОАО «Корм» Управление Росприроднадзора по РК было вынесено предписание №55-О о необходимости в срок до 01.10.2010 года оборудовать площадку разгрузки на пометохранилище в микрорайоне ........ в г. Петрозаводске обваловкой, препятствующей смыванию куриного помета на прилегающую территорию.
09.07.2010 года Министерством природных ресурсов РК в отношении исполнительного директора ОАО «Корм» Крамарова А.Б. составлен протокол №137-Адл об административном правонарушении по фактам загрязнения водного объекта. Постановлением Министерства природных ресурсов РК №137-Ндл от 13.07.2010 года исполнительный директор ОАО «Корм» Крамаров А.Б. признан виновным в нарушениях ст.ст.56 и 60 Водного кодекса РФ, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в размере 1000 рублей.
Учитывая положения ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что Карельский межрайонный природоохранный прокурор обоснованно обратился в суд с настоящим иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, действуя в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В письменном отзыве на исковое заявление ОАО «Корм» признало исковые требования прокурора. Подобную позицию ответчика подтвердил в судебном заседании и его представитель.
На основании изложенного, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, а также признание ответчиком исковых требований, суд считает нужным обязать ответчика оборудовать площадку разгрузки на пометохранилище в микрорайоне ........ в г. Петрозаводске обваловкой, препятствующей смыванию куриного помета на прилегающую территорию, в срок до 01 октября 2010 года.
В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Корм» оборудовать площадку разгрузки на пометохранилище в микрорайоне ........ в г. Петрозаводске обваловкой, препятствующей смыванию куриного помета на прилегающую территорию, в срок до 01 октября 2010 года.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Корм» в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 4000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательном виде.
Судья (подпись) Т.Г. Степанова