ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5997/18 от 04.10.2018 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Дело № 2-5997/2018

Абаканский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Канзычаковой Т.В.

при секретаре Бондаревой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» об обязании возвратить денежные средства,

с участием представителя прокуратуры РХ ФИО1 (на основании удостоверения), представителя ответчика ФИО2 (на основании доверенности), представителя третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ ФИО3 (на основании доверенности), представителя третьего лица Министерства финансов РХ ФИО4 (на основании доверенности),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Хакасия, действуя в интересах неопределенного крагу лиц, обратился в Абаканский городской суд с иском к некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее - Фонд, региональный оператор) об обязании возвратить денежные средства, полученные в качестве процентов за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 050 274 руб. 30 коп. на расчетные счета: ФИО8

Требования истца мотивированы тем, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и Законом Республики Хакасия» №ДД.ММ.ГГГГ для организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории республики, за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств постановлением Правительства Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ образована Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (Фонд капремонта РХ, региональный оператор), учредителем которого является Правительство Республики Хакасия. В ходе проведенной Прокуратурой Республики Хакасия проверки на предмет соблюдения ответчиком требований федерального законодательства выявлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с банковских счетов, на которых размещались средства собственников, формирующие фонд капитального ремонта, ответчиком получены проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящиеся на счетах регионального оператора в ДД.ММ.ГГГГ г.г. в кредитной организации в сумме 9 050 274 руб. 30 коп, которые были израсходованы на уплату налогов, государственной пошлины, услуги по печати и формированию квитанций, что противоречит жилищному законодательству, что действующим законодательство и п.3.7 Устава Фонда определено, что обеспечение текущей деятельности регионального оператора (оплата труда сотрудников, административные, хозяйственные и прочие расходы, необходимые для обеспечения работы и выполнения уставных задач) осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, направляемых в форме регулярных взносов. Таким образом, использование фондом на собственные нужды 9 050 274 руб. – процентов, полученных за размещение денежных средств собственников помещения в многоквартирном доме, формирующихся фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, нарушает законные интересы собственников МКД, оплачивающих денежные средства в фонд капитального ремонта, так как незаконно сокращает доход фонд капитального ремонта. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском в суд.

В судебном заседании представитель прокуратуры РХ ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО2 действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, приведя доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, дополнительно суду пояснила, что проценты, начисленные кредитной организацией за пользование денежными средствами, находящиеся на счете регионального оператора, входят в состав имущества последнего и собственникам в силу жилищного законодательства, не принадлежа. Согласно письму Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящиеся на счете, счетах регионального оператора, фонд капитального ремонта не образуют и не имеют целевого назначения в виде использования указанных средств на проведение капительного ремонта общего имущества в МКД, следовательно, данные средства являются дополнительным доходом регионального оператора и могут использоваться им на собственные нужды. Кроме того, в соответствии с письмом Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ проценты от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на счете регионального оператора, не относятся к средствам, составляющим фонд капитального ремонта, обязанность целевого расходования средств фондов капитального ремонта, формируемых на счетах регионального оператора, предусмотрена ЖК РФ только в отношении средств, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах, что до вступления в силу

ДД.ММ.ГГГГ цели расходования процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах регионального оператора были не определены и юридически к средствами фонда капитального ремонта они не относились, правлением Фонда были приняты решения об их использовании в качестве внебюджетных источников финансирования деятельности регионального оператора, по направлениям, определенным сметой расходов (доставка квитанций на уплату взносов на капительный ремонт, прием взносов, оплата налога на прибыль, ведение судебной деятельности (оплату государственной пошлины), просила истцу в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства финансов РХ ФИО4, действующая на основании доверенности, приведя доводы в письменном отзыве, полагает, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат, дополнительно суду пояснила, что проценты на счете регионального оператора, не были отнесены к средствам Фонда капитального ремонта и, следовательно, могли быть использованы на административно- хозяйственные нужды.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ ФИО3, действующая на основании доверенности, приведя доводы в письменном отзыве, полагает, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат, дополнительно суду пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ проценты, начисленные кредитной организацией за пользование денежными средствами, находящиеся на счете регионального оператора, не образуют фонд капитального ремонта, не относятся к средствам, полученным от собственников помещений в многоквартирных домах, а относятся к иным средствам, входящим в состав имущества регионального оператора, и являются доходом регионального оператора.

Выслушав пояснения сторон, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, определив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, оценив все представленные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.

В ходе судебного заседания установлено, что во исполнение требований Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Закона Республики Хакасия № 55-ЗРХ от 28.06.2013 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республики Хакасии» Правительством Республики Хакасия вынесено Постановление ДД.ММ.ГГГГ о создании некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», определив основным видом ее деятельности организацию проведения и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, распложенных на территории Республики Хакасия.

Согласно Уставу Фонда учредителем фонда является Правительство Республики Хакасия (п.1.4), что имущество фонда формируется за счет взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующихся фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда, других не запрещенных законом источников (п.3.1). Средства полученные Фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонда капитального ремонта на счете, счетах Фонда, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах, использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно- хозяйственных расходов Фонда, не допускается (п.3.4). Фонд вправе в соответствии с частью 3 ст. 179 Жилищного кодекса РФ размещать временно свободные средства Фонда капитального ремонта, формируемого на счете Фонда, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным ст.176 жилищного кодекса РФ, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в ч.1 ст. 174 Жилищного кодекса РФ (п.3.6).

Ответчик является владельцем счета (счетов), на который поступают взносы собственников, формирующих фонд регионального оператора, и специальных счетов в отношении домов, которые избрали регионального оператора владельцем таких счетов.

Истец, обращаясь с настоящим иском, указывает на то, что в ходе проведенной Прокуратурой Республики Хакасии проверки на предмет соблюдения ответчиком требований федерального законодательства, в ходе которой было установлено, что проценты, полученные от средств собственников жилых помещений перечисленные ими в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, ответчиком были использованы на собственные нужды (доставка квитанций на уплату взносов на капительный ремонт, прием взносов, оплата налога на прибыль, ведение судебной деятельности, оплату государственной пошлины) за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 050 274 руб., что нарушает законные интересы собственников многоквартирных домов, оплачивающих денежные средства в фонд капитального ремонта, как незаконно сокращает дохода фонда капитального ремонта.

Ответчик, возражая против заявленных требований, указывает на законность своих действий по использованию процентов, начисленных кредитной организацией за пользование денежными средствами, находящимися на счете регионального оператора, ссылаясь на письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что полученные проценты не входят в состав имущества Фонда, фонд капитального ремонта не образуют и могут использоваться ответчиком на собственные нужды.

Согласно ч.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ (в редакции ФЗ № 176-ФЗ от 29.06.2015, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Указанная статья в действующей редакции ФЗ № 257-ФЗ от 29.07.2017 определяет, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Таким образом, в полном объеме все виды денежных средств, привлеченных для проведения капитального ремонта, образуют фонд капитального ремонта, независимо от выбранного способа их формирования (части 2 и 7 ст. 169 ЖК РФ), а также независимо от избранного владельца данного счета (ч.2 и 3 ст. 175 ЖК РФ).

В силу ч.1 ст. 174 Жилищного кодекса РФ (в редакции в редакции ФЗ № 176-ФЗ от 29.06.2015) средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

Согласно ч.3 ст. 179 Жилищного кодекса РФ в данной же редакции, закреплено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 настоящего Кодекса, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса.

Аналогичные правила установлены ст. 175.1 Жилищного кодекса РФ к использованию доходов, полученных от размещения временно свободных средств Фонда капитального ремонта, формируемого на специальных счетах.

Данные правила нашли отражение и п. 3.4 Устава Фонда, согласно которому средства полученные Фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонда капитального ремонта на счете, счетах Фонда, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах, использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно- хозяйственных расходов Фонда, не допускается.

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что средства Фонда капитального ремонта, формируемые на счете регионального оператора, в том числе доходы (проценты), полученные от размещения временно свободных средств в кредитных организациях, могут быть использованы только по целевому назначению и не могут быть использованы владельцем счета по своему уморению.

При этом, использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно - хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается как прежней, так и действующей редакций указанных норм жилищного права.

Несмотря на отсутствие до 04.07.2016 в жилищном законодательстве положений, прямо запрещающих использование процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящиеся на счете, счетах регионального оператора, как источника формирования фонда капитального ремонта, ст.ст. 174 и 179 Жилищного кодекса РФ как в действующей, так как и в ранее действующих редакциях одинаково определили правовой режим использования средств, полученных региональным оператором от собственников жилых помещений в качестве взносов и средств фондов капитального ремонта.

По смыслу ст.7, ч.2 ст.1 и ч.ч.1,2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ с учетом основных начал жилищного законодательства право на денежные средства Фонда капитального ремонта, включая прав распоряжения ими, может принадлежать только собственникам помещений многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах, средства Фонда в полном объеме, в том числе и указанные проценты, относятся к средствам собственников жилья и не могут быть направлены на содержание и собственные нужды регионального оператора, что фонд капитального ремонта, сформированный на счете регионального оператора в период с ДД.ММ.ГГГГ, фактически уменьшен на размер процентов 9 050 274 руб., что нарушает законы интересы собственников, так как незаконно сокращает доход фонда капитального ремонта.

При этом суд обращает внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством, Уставом Фонда, обеспечение текущей деятельности фонда (оплат сотрудников, административные, хозяйственные и прочие расходов, необходимые для обеспечения работы Фонда и выполнения его уставных задача), осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия (п.3.7 Устава Фонда).

Ссылку стороны ответчика на письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ФИО9, Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ суд находит несостоятельной, поскольку данные письма не отвечают признакам нормативных правовых актов и содержащиеся в них положения не подлежат обязательному применению.

На основании изложенного, суд находит, что исковые требования прокурора Республики Хакасия, заявленные к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

С учетом положения ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета полежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать некоммерческую организацию «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» возвратить в фонд капитального ремонта денежные средства, полученные в качестве процентов за ДД.ММ.ГГГГг. в размере 9 050 274 руб. 30 коп. на следующие расчетные счета:

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

ФИО10

Взыскать с некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.

Председательствующий Т.В. Канзычакова

Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.