УИД: 57RS0022-01-2020-000331-71
Производство № 2-599/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2020 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Ендовицкой Е.В.,
при секретаре Камзоловой М.В.,
с участием истца – ФИО1 и его представителя в порядке ст. 53 ГПК РФ ФИО4,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области (межрайонному) по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г.Орла гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование иска указано, что 21.11.2019 он обратился в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 17.06.1997 в УПТК «Орелагропромстрой» (ОАО «Агростройкомплект»). Однако в удовлетворении его заявления было отказано по тем причинам, что документов, подтверждающих расположение данной организации на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не имеется. Истец полагает данный отказ незаконным, в связи с чем, просил суд признать решение ответчика от 31.12.2019 об отказе в установлении пенсии незаконным, признать за ФИО1 право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на два года, обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии ФИО1 с 21.11.2019, т.е. со дня обращения за указанной пенсией.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель в порядке ст. 53 ГПК РФ ФИО4 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Пояснили, что истец в период с 26.04.1986 по 17.06.1997 работал водителем в УПТК треста «Орелсельстрой», впоследствии соединенное с «Орелагропромстрой», затем преобразованное в УПТК АО «Орелагропромстрой». Организация, в которой работал истец, фактически располагалась на землях Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновское <...>, в районе населенного пункта дер. Конёвка, т.е. по адресу, который отнесен к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Оспаривая обоснованность предъявленных требований, представитель ответчика УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО5 в судебном заседании указала на то, что документально не подтверждена работа истца на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, права на уменьшение общеустановленного возраста на 2 года для назначения пенсии досрочно он не имеет, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон №1244-1 от 15.05.1991) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно 28.1 Закона №1244-1 от 15.05.1991 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
В силу ст. 34 Закона №1244-1 от 15.05.1991 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
На основании примечания к ст. 35 вышеуказанного Закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 границы зон, на которые разделены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р, с 01 февраля 1998 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 № 1582. С 21.10.2015 г. действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1074.
В вышеуказанных Перечнях населенных пунктов значится населенный пункт – д. Конёвка Орловского района, Орловской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
При разрешении спора судом установлено, что 21.11.2019 ФИО1 обратился в УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно.
Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от 31.12.2019 ФИО1 отказано в назначении пенсии по старости (л.д. 7).
Письмом УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от 14.01.2019 № 27-80 ФИО1 разъяснено, что согласно трудовой книжки в период с 26.04.1986 по 17.06.1997 он работал в УПТК АО «Орелагропромстрой», при этом документов, подтверждающих, что данная организация расположена на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не имеется. Работа на загрязненной территории не подтверждена данными выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФИО1 не имеет (л.д. 8-9).
Проверяя законность и обоснованность отказа пенсионного органа в назначении пенсии истцу, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что 02.09.1982 он был принят шофером 3 класса легковой автомашины УАЗ-469 в УПТК треста «Орелсельстрой», 10.02.1983 переведен грузчиком базы УПТК, 21.03.1983 переведен шофером 3 класса легковой автомашины УАЗ-469, 22.10.1983 переведен электросварщиком 4 разряда в цех несерийных паковок, 25.11.1983 переведен водителем 3 класса автомашины самосвал ММЗ-555, 02.12.1985 переведен водителем 2 класса автомашины «Трубовоз», 20.07.1987 УПТК треста «Орелсельстрой» соединено с УПТК объединение «Орелагропромстрой», 17.02.1990 переведен водителем первого класса автомобиля ЗИЛ-130В, 03.08.1992 УПТК «Орелагропромстрой» преобразовано в филиал «УПТК АО «Орелагропромстрой», 17.06.1997 уволен по собственному желанию (л.д. 11-14).
Согласно справке №331, выданной администрацией Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в декабре 2013 года, УПТК «Орелагропромстрой», затем переименованное в ОАО «Агростройкомплект», действительно находилось на территории земель Платоновского сельского поселения по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновское с/п, ул. Северный парк, д.23 (л.д. 75).
Согласно постановлению Главы администрации Орловского района Орловской области от 31.10.2000 №652 «Об утверждении протокола №1 от 24 октября 2000 г. территориальной адресной комиссии Орловского района в связи с присвоением новых наименований улиц администрацией г. Орла (постановление № 2119 от 02.10.2000г. администрации г. Орла)» был утвержден протокол №1 от 24 октября 2000 г. территориальной адресной комиссии присвоения адресов предприятий и баз, расположенных на землях района, внесены изменения в адреса. Так, организации ОАО «Орелагропромстрой», находившейся до 31.10.2000 по адресу: <...>, был присвоен и утвержден новый адрес – Орловская область, Орловский район, Платоновский с/с, ул.Завозная, д. 11 (л.д. 21-25).
Таким образом, согласно вышеуказанным документам организация, в которой работал истец в спорный период, была зарегистрирована в г.Орле, фактическое место работы истца расположено на территории г.Орла, и не отнесено к населенному пункту с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из письма начальника отдела областного центра санэпиднадзора №112-Ч от 15.06.1993, адресованного директору УПТК усматривается, что согласно радиационно-дозиметрическому обследованию территории предприятия, проведенного областным центром санэпиднадзора, имеет уровни радиоактивного загрязнения территории с плотностью выпадения радионуклидов Цезия-137 от I до 5 кюри на квадратный километр. В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 18 июня 1992г. №3061-1 работники данного предприятия имеют право на компенсации и льготы, установленные вышеуказанным Законом (л.д. 20).
Вместе с тем, из текста отчета отдела радиационной гигиены Орловского областного ЦГСЭН от 06.06.1993 следует, что уровни радиационного фона на обследованной территории базы №1 УПТК АО «Орелагропромстрой» и в помещениях в пределах естественного гамма-фона. Обнаружены локальные «пятна» радиоактивного загрязнения, не требующие дополнительной дезактивации (л.д. 16-19).
Согласно справке от 17.03.2020 №3-б, выданной ОАО «Орелагропромстрой», ФИО1 в период работы в Филиале «УПТК» ОАО «Орелагропромстрой» производилась выплата ежемесячной денежной компенсации, как работающему на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Однако в указанной справке не указаны основания ее выдачи, кроме того суду не представлены первичные документы, подтверждающие начисление и выплату ФИО1 в спорный период вышеуказанной ежемесячной денежной компенсации, а именно лицевые счета по выплате заработной плате. В связи с чем суд критически относится к данной справке.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 суду показал, что организация АО «Орелагропромстрой», в которой они работали с истцом в спорный период, располагалась вблизи дер. Лужна и Стальной Конь Орловского района Орловской области, производственные базы вышеуказанной организации располагались вблизи Силикатного завода.
Свидетель ФИО7 суду показал, что организация АО «Орелагропромстрой», в которой они работали с истцом в спорный период, располагалась по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновский с/с, ул. Северный парк, д.23, и граничила с дер. Коневка Орловского района Орловской области.
Таким образом, из показаний свидетелей не усматривается, что место работы истца относилось непосредственно к территории дер. Коневка Платоновского с/с Орловского района Орловской области.
На основании ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Правовое значение для присвоения населенному пункту статуса зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется фактом наблюдения значения средней плотности загрязнения территории населенного пункта цезием-137 в интервале свыше 1,0 Ки/кв. км до 5,0 Ки/кв. км включительно и условием непревышения средней годовой эффективной дозы облучения жителей населенных пунктов дозового уровня 1 мЗв.
Данные критерии установлены в статье 11 Закона №1244-1 от 15.05.1991.
Так, Законом №1244-1 от 15.05.1991 предусмотрено, что границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов, и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 названного Закона).
Таким образом, установление границ зон радиоактивного загрязнения и перечня населенных пунктов, находящихся в них, отнесено законодателем исключительно к полномочиям Правительства Российской Федерации, которое утверждает такой перечень с учетом данных компетентных органов о плотности радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 и о среднегодовых эффективных дозах облучения жителей населенных пунктов.
Следовательно, выводы отдела радиационной гигиены Орловского областного ЦГСЭН о том, что обследуемая территория базы №1 УПТК АО «Орелагропромстрой» относится к зоне проживания с льготным социально – экономическим статусом, судом не принимаются.
Доказательства, подтверждающие факт размещения УПТК ОАО «Орелагропромстрой» в пределах территориальной границы населенного пункта д. Конёвка, а также свидетельствующие о наблюдении компетентными органами значения средней плотности загрязнения территории предприятия цезием-137 в интервале свыше 1,0 Ки/кв. км до 5,0 Ки/кв. км включительно и об определении средней годовой эффективной дозы облучения работников предприятия, в котором работал истец в спорный период, суду не представлены.
Таким образом, доказательства того, что территория АО «Орелагропромстрой» находилась в пределах населенного пункта дер. Конёвка, а не на других землях Платоновского сельского поселения, и соответствовала критериям, приведенным в статье 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, и была отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, по делу не представлены.
Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области и карты градостроительного зонирования, АО «Орелагропромстрой» в спорный период размещалось в промышленной зоне, которая в силу закона не могла быть отнесена к территории населенного пункта, входящего в перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Доводы представителя истца о том, что территория, на которой расположена организация АО «Орелагропромстрой», относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является несостоятельным, так как при разрешении спора судом установлено, что данная организация не находилась в границах дер. Коневка Орловского района Орловской области.
Позиция представителя истца о том, что границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, не является исчерпывающим, основана на неверном толковании правовых норм.
Ссылка истца на наличие судебных решений о признании права на досрочное назначение пенсии в отношении лиц, работавших в АО «Орелагропромстрой», судом не принимается, поскольку выводы суда по иным решениям, состоявшимся между другими лицами, в силу ст.61 ГПК РФ не имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
Поскольку суду не представлено доказательств, подтверждающих факт работы истца в организации, расположенной в населенных пунктах, относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права на досрочное назначение пенсии.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 08.06.2020.
Судья Е. В. Ендовицкая