№2-599/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2017 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
под председательством судьи Клименко Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Тимощенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.И. к Краевому государственному казённому учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
А.И. обратился с иском в суд к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что ответчик заявлял ему о том, что он, как (иные данные) может воспользоваться льготным проездом по единому соцбилету только на транспорте МУП «ПАТП-1» и МУП «Трамвайное управление». Считает, что ответчик преднамеренно обманывал его, ущемляя его права, в связи с чем просит признать действия ответчика незаконными и взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 10 ООО руб.
Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Истец А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске и пояснил, что согласно ответам директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» Н.Ю.., он, как гражданин, относящийся к льготной категории имел право на бесплатный проезд по социальному билету на городском общественном транспорте коммерческих перевозчиков. Однако, ранее ответчик утверждал обратное. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии с законодательством возмещение расходов по перевозке граждан льготных категорий, в том числе по единому социальному проездному билету на транспорте общего пользования, осуществляется центрами социальной поддержки населения путем перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях. Возмещение расходов перевозчикам, не заключившим договор на перевозку льготных категорий пассажиров по единому социальному проездному билету, действующим законодательством не предусмотрено. КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» до 1 ноября 2015 года производило возмещение затрат связанных с перевозкой льготных категорий граждан, по проезду в муниципальном транспорте в следующем размере: МУП «ПАТП-1» в размере 69,5 %, и МУП «Трамвайное управление» - 30,5 %, на основании заключенных с ними договоров. Однако законодательством не предусмотрена безусловная обязанность перевозчика осуществлять бесплатно перевозку в общественном городском транспорте льготной категории пассажиров - инвалидов. Такая обязанность возникает у перевозчика только в том случае, если понесенные перевозчиком в связи с этим расходы возмещаются из краевого бюджета на основании заключенного с перевозчиком договора. С 01 ноября 2015 года единый социальный проездной билет в связи с отменой данного постановления Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года №122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края» не выдаётся. Просил в удовлетворении иска отказать. Также пояснил, что для возмещения расходов необходимо заключение договоров. Поскольку перевозчиками договоры не заключались, основания для возмещения затрат отсутствовали.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело было рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 12 и подпунктом 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (подпункт 12 пункта 2); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.. ..в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2).
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Во исполнение указанных полномочий, принято Постановление Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года за № 122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края».
Пунктом 8.3 Постановления от 17 мая 2005 года № 122 определено, что Министерство промышленности и транспорта края совместно с главами городских округов и муниципальных районов края должны обеспечить перевозку льготных категорий граждан по социальному проездному билету на транспорте общего пользования в городском сообщении.
На территории городского округа г. Комсомольска-на-Амуре условия и порядок транспортного обслуживания населения городского округа определены постановлением Главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 01.10.2007 года № 195 (в редакции от 21.11.2011 года № 222), которым утверждено Положение о проведении конкурса на право выполнения регулярных пассажирских перевозок на маршрутах движения автомобильного транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Положения, местная администрация на территории городского округа организует обслуживание населения в соответствии с требованиями законодательства, выставляя на конкурс право заключить договор на перевозку пассажиров на территории муниципального образования городского округа по определенному в конкурсной документации маршруту(ам), графику(ам) движения с указанием начала и окончания движения транспортных средств, с указанием интервалов движения, расчетного количества автобусов.
Из изложенного следует, что организация общественного транспорта на перевозку льготных категорий пассажиров (в том числе, имеющих право льготного проезда на основании ЕСПБ) на территории городского округа г. Комсомольск-на-Амуре входит в полномочия администрации г. Комсомольска-на-Амуре. При этом, согласно данному Положению участие в данном конкурсе и победа в нем не является обязательным условием для осуществления перевозок на территории муниципального образования. Перевозчики, признанные победителями конкурса, имеют право получения компенсации расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, в силу заключенных с ними договоров с КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на- Амуре».
Частями 1,5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что за перевозку грузов, Пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением от 17 мая 2005 года № 122 в целях реализации мер социальной поддержки в виде льготного проезда предусмотрен порядок возмещения расходов транспортным предприятиям, осуществляющим перевозку граждан по социальным проездным билетам.
Так, абзацем 3 пункта 3 Постановления от 17 мая 2005 года №122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края».
В соответствии со ст.ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В обоснование требований А.И. представлены ответы директора КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» ФИО2, которые не влекут гражданско-правовых последствий, в связи с чем не могут быть признаны судом допустимым доказательством, свидетельствующим о нарушении ответчиком его прав, и как следствие, оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.
Поскольку в судебном заседании установлено, что в действиях ответчика не предусмотрено нарушении прав истца А.И., суд приходит к выводу о том, что предъявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований А.И. по иску к Краевому государственному казённому учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение одного месяца со дня его вынесения, через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Е.Г. Клименко