ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-599/2021 от 24.03.2021 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иркутск 24 марта 2021 года

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., с участием помощника прокурора Кировского района г.Иркутска ФИО11, при секретаре ФИО12,

с участием истца ФИО5, представителя истца ФИО13, действующей на основании ордера, представителя истца ФИО18, действующей на основании ордера, представителей ответчика ФИО19, ФИО14, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным и отмене распоряжения /А от 30.11.2020г., признании незаконным и отмене распоряжения /к от 14.12.2020г., восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, обязании оформить дубликат трудовой книжки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным и отмене распоряжения /А от 30.11.2020г., признании незаконным и отмене распоряжения /к от 14.12.2020г., восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, обязании оформить дубликат трудовой книжки.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 04.02.2019г. ФИО5 был назначен на должность начальника жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области с 26.02.2019г. из кадрового резерва. На основании пункта 3 указанного распоряжения, с истцом был заключен служебный контракт на неопределенный срок. Профессиональная служебная деятельность осуществлялась истцом на основании заключенного с ним служебного контракта, и в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Иркутской области, замещающего должность начальника жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области, утвержденным 01.09.2018г. министром имущественных отношений Иркутской области. 18.11.2020г. Распоряжением ответчика /А министром назначена служебная проверка по поручению первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 от 16.11.2020г. . На основании пункта 4 указанного распоряжения истцу и сотрудникам жилищного отдела предписано представить письменные объяснения по фактам, указанным в пункте 1 указанного распоряжения. По результатам проведенной служебной проверки, распоряжением ответчика от 30.11.2020г. /А к истцу было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в направлении недостоверной информации в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области. В этот же день 30.11.2020г. распоряжением ответчика /А назначена служебная проверка по неисполнению пункта 2 Протокола межведомственного совещания от 10.04.2020г. . На основании пункта 4 указанного распоряжения истцу и сотрудникам жилищного отдела предписано представить письменные объяснения по фактам, указанным в пункте 1 указанного распоряжения. По результатам указанной служебной проверки, распоряжением ответчика от 14.12.2020г. /к ответчиком постановлено: расторгнуть служебный контракт от 04.02.2019г. , освободить от занимаемой должности государственной гражданской службы и уволить с государственной гражданской службы Иркутской области ФИО5, замещающего должность начальника жилищного отдела, 15.12.2020г. за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (пункт 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Истец считает распоряжения, принятые в отношении него о применении дисциплинарных взысканий от 30.11.2020г. /А, от 14.12.2020г. /к принятыми с нарушением норм действующего законодательства, а увольнение незаконным. В соответствии с Законом Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» министерство имущественных отношений Иркутской области является уполномоченным органом государственной власти по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), жилых помещений на территории Иркутской области по договорам найма специализированных жилых помещений. В рамках государственной программы Иркутской области «Доступное жилье на 2019-2024 годы», подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы, министерством осуществляется формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области, предоставление жилых помещений детям-сиротам. Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета. Согласно Положению о министерстве имущественных отношений Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп полномочий по подготовке проектов соглашений и дополнительных соглашений между Российской Федерацией и Правительством Иркутской области в электронном бюджете не имеется. Согласно Положению о жилищном отделе министерства имущественных отношений Иркутской области, утвержденного министром имущественных отношений Иркутской области ФИО15 12.12.2019г., полномочий по подготовке проектов соглашений и дополнительных соглашений между Российской Федерацией и Правительством Иркутской области в электронном бюджете не имеется. Согласно Должностного регламента государственного гражданского служащего Иркутской области, замещающего должность начальника жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области, утвержденного министром имущественных отношений Иркутской области ФИО15 от 01.09.2018г., с которым ФИО5 ознакомлен 26.09.2018г., полномочий по подготовке проектов соглашений и дополнительных соглашений между Российской Федерацией и Правительством Иркутской области в электронном бюджете не имеется. Согласно статье 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания. На основании пп.1, части 2 статьи 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлен факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка. В соответствии с распоряжением от 30.11.2020г. /А «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО35.» ответчик применяет к истцу дисциплинарное взыскание за дисциплинарный проступок - направление недостоверной информации в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области-Председателя Правительства Иркутской области. Между тем, в должностные обязанности истца не входило направление какой-либо информации в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области-Председателя Правительства Иркутской области; никакой информации (ни достоверной, ни недостоверной) истец не направлял в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области. При таких обстоятельствах в действиях истца отсутствует состав вменяемого ему дисциплинарного проступка, в связи с чем, ответчиком вообще не установлен факт совершения Истцом дисциплинарного проступка. Истцом, не было представлено какой- либо недостоверной информации должностным лицам министерства имущественных отношений Иркутской области. 13.11.2020г. должностными лицами ответчика в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области, за подписью заместителя министра ФИО16 была направлена служебная записка № СЛ-51 -4777/20, текст которой был подготовлен Истцом. Необходимость обращения с указанной служебной запиской была разъяснена в объяснении Истца, представленной им комиссии по проведению служебной проверки. При таких обстоятельствах, действия истца, как начальника отдела были направлены на обеспечение исполнения министерством имущественных отношений Иркутской области возложенных на него функций и недопущению нарушения бюджетного законодательства в части обеспечения получения средств федерального бюджета бюджетом Иркутской области. Как следует из Заключения комиссии по проведению служебной проверки от 24.11.2020г. указанные доводы Истца комиссией никаким образом не были проверены и им не было дано какой - либо правовой оценки, чем нарушено требование статьи 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", об объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела. Факт отсутствия всесторонней и объективной проверки в спорном случае подтверждается и отсутствием в Заключении комиссии по проведению служебной проверки от 24.11.2020г. анализа самого поручения первого Заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 от 16.11.2020г. , ни из текста Заключения, ни из текстов распоряжений ответчика о проведении служебной проверки от 18.11.2020г. и о применении дисциплинарного взыскания от 30.11.2020г. /А не следует содержания указанного поручения и его сути. При таких обстоятельствах распоряжение ответчика от 30.11.2020г. /А является незаконным. Кроме указанного, распоряжение от 30.11.2020г. не соответствует требованиям действующего законодательства и по формальным основаниям. Из текста указанного распоряжения не представляется возможным установить, в чем конкретно выразились виновные действия Истца, какие обязанности, возложенные в соответствии с должностным регламентом, Истцом нарушены, поскольку распоряжение не содержат описания конкретного дисциплинарного проступка, обстоятельства и дату его совершения. Истец полагает, что наличие соответствующего Заключения комиссии об обстоятельствах вмененного Истцу дисциплинарного проступка само по себе не освобождает Нанимателя от обязанности в распоряжении о применении дисциплинарного взыскания изложить фабулу того дисциплинарного проступка, который, по мнению Нанимателя, совершен государственным гражданским служащим и дату его совершения. Кроме того, в заключении комиссии так же отсутствуют ссылки на конкретные нормативные правовые акты, которые были нарушены Ответчиком при исполнении им должностных обязанностей. Пунктом 2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе" предусмотрено, что служебный контракт может быть, расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы, в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. По мнению истца, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства: имело ли место неисполнение истцом должностных обязанностей, послужившее поводом для привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде замечания, в виде увольнения; допущены ли истцом нарушения, явившиеся поводом для его увольнения; имеется ли признак неоднократности неисполнения истцом без уважительных причин трудовых обязанностей, то есть такого неисполнения трудовых обязанностей, которое было допущено после наложения на него ранее дисциплинарного взыскания; соблюдены ли Нанимателем процедура и сроки применения дисциплинарного взыскания. Поводом для издания распоряжения об увольнении истца от 14.12.2020г. по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" явилось вменяемое ему неоднократное неисполнение без уважительных причин должностных обязанностей. В этой связи следует установить (пока без обсуждения существа проступка, который истец не совершал), когда совершено нарушение, за которое Истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, совершено ли оно после применения к истцу 30.11.2020г. дисциплинарного взыскания в виде замечания либо допущено до указанной даты. Как следует из заключения по результатам проведения служебной проверки от 10.12.2020г., в соответствии с пунктом 2 протокола межведомственного совещания под председательством исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 по вопросу приобретения жилых помещение для дальнейшего предоставления детям - сиротам и лицам из их числа от 10.04.2020г. министерству имущественных отношений Иркутской области (ФИО17) поручено в срок до 01.01.2020г. внести изменение в подпрограмму «Обеспечение жилыми помещениями детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы государственной программы «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, предусмотрев в рамках Закона Иркутской области от 20.12.2019г. «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» перераспределение выделенных денежных средств с целью исполнения судебных решений в отношении детей - сирот и лиц из числа детей - сирот, не стоящих в Едином списке по Иркутской области, но имеющих судебное решение, по которому возбуждено исполнительное производство. Срок исполнения до 01.06.2020г. Истцу вменяется ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей по результатам указанной проверки. Данные обстоятельства могут свидетельствовать о том, что вменяемое Истцу нарушение (без обсуждения отсутствия вины истца), послужившее основанием к увольнению, совершено 01.06.2020г., то есть до привлечения его к дисциплинарной ответственности по приказу от 30.11.2020г., что исключает признак неоднократности. Комиссия по проведению служебной проверки данное обстоятельство оставила без исследования и правовой оценки, то есть не устанавливала, имеются ли признаки неоднократности неисполнения истцом без уважительных причин служебных обязанностей. Ввиду изложенного, выводы комиссии по проведению служебных проверок о наличии у Нанимателя оснований для увольнения Истца по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за неоднократное нарушение должностных обязанностей, как имеющего дисциплинарное взыскание (замечание), нельзя признать основанным на законе, так как эти выводы сделаны без установления юридически значимых для разрешения настоящего спора обстоятельств. При таких обстоятельствах увольнение истца нельзя признать законным. В связи с указанным невозможно признать законным и распоряжение Ответчика от 14.12.2020г., поскольку оно принято с существенными нарушениями норм действующего законодательства. В действиях Истца отсутствует состав вменяемого ему дисциплинарного проступка, поскольку отсутствует вина Истца в неисполнении п. 2 протокола межведомственного совещания под председательством исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 Истцом была обоснована позиция в объяснительной. Как следует из Заключения комиссии по проведению служебной проверки от 10.12.2020г. доводы Истца комиссией никаким образом не были проверены и им не было дано какой - либо правовой оценки, чем нарушено требование статьи 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", об объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела. Факт отсутствия всесторонней и объективной проверки в спорном случае подтверждается и отсутствием в Заключении комиссии по проведению служебной проверки от 10.12.2020г. анализа самого поручения первого Заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 от 10.04.2020г. , ни из текста Заключения, ни из текстов распоряжений Ответчика о проведении служебной проверки от 30.11.2020г. и об увольнении от 14.12.2020г. не следует содержания указанного поручения и его сути (отсутствуют какие-либо объективные данные, позволяющие установить, какой объем действий обязан был выполнить Истец, для исполнения п. 2 протокола от 10.04.2020г. и почему Ответчиком был в одностороннем порядке, без учета функций других министерств - исполнителей поручения, определен объем указанных действий). Между тем, из текста указанного поручения следует, что министерство имущественных отношений Иркутской области не является единственным и основным исполнителем указанного поручения, ни при каких обстоятельствах Истец не мог повлиять на исполнение указанного поручения первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО36., при этом, в связи с выполнением возложенных на Истца должностных обязанностей, функция министерства имущественных отношений Иркутской области в части выполнения данного поручения была исполнена в полном объеме. Кроме указанного, распоряжение от 14.12.2020г. не соответствует требованиям действующего законодательства и по формальным основаниям. Из текста укачанного распоряжения не представляется возможным установить, в чем конкретно выразились виновные действия Истца, какие обязанности, возложенные в соответствии с должностным регламентом, Истцом нарушены, поскольку распоряжение не содержат описания конкретного дисциплинарного проступка, обстоятельства и дату его совершения. Истец полагает, что наличие соответствующего Заключения комиссии об обстоятельствах вмененного Истцу дисциплинарного проступка само по себе не освобождает Нанимателя от обязанности в распоряжении о применении дисциплинарного взыскания изложить фабулу того дисциплинарного проступка, который, по мнению Нанимателя, совершен государственным гражданским служащим и дату его совершения. Кроме того, в заключении комиссии так же отсутствуют ссылки на конкретные нормативные правовые акты, которые были нарушены Ответчиком при исполнении им должностных обязанностей. Кроме изложенного, Истец считает, что срок применения дисциплинарного взыскания (в виде увольнения) по факту нарушения п. 2 протокола от 10.04.2020г. истек. Как следует из Заключения комиссии, срок исполнения поручения от 10.04.2020г. - 01.06.2020г. В связи с указанным, Ответчик не мог и должен был обнаружить дисциплинарный проступок (без обсуждения вины Истца) не позднее 02.06.2020г. Проведение служебной проверки назначено Распоряжением Ответчика 30.11.2020г., то есть спустя 6 месяцев. Распоряжение о применении к Истцу дисциплинарного взыскания в форме увольнения применено к Истцу 14.12.2020г., то есть спустя шесть месяцев со дня якобы совершения дисциплинарного проступка. При таких обстоятельствах, увольнение Истца нельзя признать законным. В связи с незаконным увольнением, ответчик должен восстановить истца на работе и выплатить средний заработок за время вынужденного прогула, выдать дубликат трудовой книжке без записи об увольнении. Кроме того, действиями ответчика истцу причинён моральный вред, который также должен быть компенсирован.

Просил суд, с учетом уточнений заявленных исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, признать незаконным и отменить распоряжение от 30.11.2020г. /А о применении дисциплинарного взыскания к ФИО5; признать незаконным и отменить распоряжение от 14.12.2020г. /к Об увольнении ФИО5; восстановить ФИО5 на работе в Министерстве имущественных отношений Иркутской области в должности начальника жилищного отдела с 15.12.2020г.; взыскать с Министерства имущественных отношений Иркутской области средний заработок за время вынужденного прогула в размере 302 032 рублей 71 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области оформить дубликат трудовой книжки в соответствии с п. 33 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ о трудовых книжках.

В судебном заседании истец ФИО5, представитель истца ФИО13, действующая на основании ордера, представитель истца ФИО18, действующая на основании ордера, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлениях, в пояснениях, данных в ходе судебного разбирательства. Просили суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчика ФИО19, ФИО14, действующие на основании доверенностей, заявленные исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в пояснениях, данных в ходе судебного разбирательства. Просили суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Выслушав мнения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. № 79-ФЗ.

В соответствии со ст. 73 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же федерального закона.

В части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ содержится перечень оснований, по которым служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы.

Так, пункт 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ называет в качестве основания для расторжения служебного контракта с гражданским служащим, освобождения его от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Судом установлено, что 04.02.2019г. между Министерством имущественных отношений Иркутской области и ФИО37 был заключен служебный контракт №1 о прохождении государственной гражданской службы Иркутской области и замещении должности государственной гражданской службы Иркутской области.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 04.02.2019г. ФИО5 назначен на должность начальника жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области с 26.02.2019г. из кадрового резерва министерства имущественных отношений Иркутской области.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области /А от 30.11.2020г. к ФИО5 – начальнику жилищного отдела применена мера дисциплинарного взыскания в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в направлении недостоверной информации в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области. Основанием явилось заключение комиссии по проведению служебной проверки от 24.11.2020г.

С распоряжением ФИО5 ознакомлен 02.12.2020г.

Истец, обращаясь с иском в суд, полагает указанное распоряжение незаконным.

Проверяя законность Распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области /А от 30.11.2020г., суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.11.2020г. первым заместителем губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области ФИО21 в адрес Министерства имущественных отношений Иркутской области было направлено поручение о проведении служебной проверки в отношении должностных лиц министерства имущественных отношений Иркутской области, представивших служебную записку в его адрес, содержащую недостоверную информацию о невозможности внесения изменений в проект дополнительного соглашения в информационной системе «Электронный бюджет», и обеспечении внесение запрашиваемых системой корректных реквизитов для подписания дополнительного соглашения в установленном порядке.

Распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ/А «О проведении служебной проверки» была назначена служебная проверка по поручению Первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 от 16.11.2020г. . Указанным распоряжением у ФИО5 были истребованы письменные объяснения.

Из заключения комиссии по проведению служебной проверки от 24.11.2020г. следует, что к компетенции жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области отнесены функции по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Работа по подготовке проекта и его согласованию в целях заключения дополнительного соглашения к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Иркутской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 11.02.2019г. (далее – Дополнительное соглашение) относится также к компетенции жилищного отдела, электронный допуск к работе в Подсистеме бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет» оформлен на заместителя начальника жилищного отдела ФИО20 Наличие указанных должностных обязанностей не отрицается ФИО5, письменно подтверждается должностным регламентом, Положением о жилищном отделе, личным письменным объяснением ФИО5 В ходе подписания проекта Дополнительного соглашения изменились реквизиты правового акта, на основании которого от имени Иркутской области действовал и подписывал Дополнительное соглашение Первый заместитель Губернатора Иркутской области - Председатель Правительства Иркутской области ФИО21, а именно Указ Губернатора Иркутской области от 16 апреля 2020 года 29-угк заменен Указом Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-угк, в связи с чем в проект Дополнительного соглашения требовалось внесение соответствующих изменений и замена приложения (Указа). Данные изменения имеют важное правовое значение, поскольку влияют на правовую легитимность документа (наличие юридически подтвержденных полномочий у лица, подписавшего соглашение). Начальником жилищного отдела ФИО5ДД.ММ.ГГГГ подготовлена служебная записка № СЛ-51-4777/20 в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 за подписью заместителя министра ФИО22 о необходимости подписания в системе «Электронный бюджет» Дополнительного соглашения без внесения указанных выше изменений (замена Указа Губернатора о назначении ФИО21 на должность). Согласно устным пояснениям ФИО22 первоначальные варианты служебной записки носили категоричный, безапелляционный тон и были неоднократно возвращены на исправление. Настоятельные просьбы ФИО5 о срочном подписании данной служебной записки ФИО22, не наделенной на тот момент полномочиями министра по подписанию документов финансового характера, он объяснял необходимостью срочного возвращения денежных средств в бюджет области для освоения, отсутствием технической возможности на внесение изменения в электронную версию проекта Дополнительного соглашения. Такие же доводы приводились ФИО5 при подписании документов у министра ФИО17 Министром ФИО17 в устном порядке доложена ситуация о проблемах подписания в системе «Электронный бюджет» первому заместителю Губернатора Иркутской области - Председателю Правительства Иркутской области ФИО21, из-за некорректной работы в системе помощника (первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО21) ФИО23 Данная информация помощником первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 опровергнута, согласно ее пояснениям изменения в проект Дополнительного соглашения внесены, Указ Губернатора Иркутской области о назначении ФИО21 заменен, какие-либо препятствия к этому отсутствовали. Кроме того, проект Дополнительного соглашения требовал доработки в части указания (уточнения) платежных реквизитов получателя, для чего необходимо было взаимодействие с Министерством финансов Иркутской области, что ФИО5 обеспечено не было. Факт подготовки и направления ФИО5 в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области недостоверной информации - установлен.

Согласно письменным объяснениям ФИО5 от 19.11.2020г., в полномочия жилищного отдела входит подготовка проектов в электронном бюджете для подписания Соглашения между Иркутской областью и Правительством РФ по программе предоставления субсидии для реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В жилищном отделе работа в электронном бюджете возложена на заместителя начальника отдела ФИО20, на которую одну оформлен электронный допуск. После проведения работы по согласованию проектов в интегрированной информационной системе «Электронный бюджет» дополнительного соглашения о возврате денежных средств из федерального бюджета (субсидии) Иркутской области для оплаты государственных контрактов 2019 года, оно прошло согласование в Министерстве просвещения и Министерстве финансов РФ, а также 03.11.2020г. согласовано министерством финансов Иркутской области для подписания со стороны Иркутской области (СЛ-51-4582/20, СЛ-52-3269/20-4-3-21). После всех согласований, ФИО20 (с её слов) обратилась 05.11.2020г. к помощнику ФИО21ФИО24 с целью поставить подпись в электронном бюджете и согласовать со стороны Правительства Иркутской области дополнительное соглашение уже подписанное Правительством РФ. 06.11.2020г. ФИО24 указала на то, что поставить подпись не может, поскольку в приложении к дополнительному соглашению в информационной системе прикреплена копия Указа Губернатора от 16.04.2020г. -угк, а нужно от 19.09.2020г. -угк. ФИО24 было разъяснено, что прикрепить в информационной системе «Электронный бюджет» последний вариант Указа Губернатора жилищному отделу не представляется возможным, так как дополнительное соглашение было сформировано 19.08.2020г. и файлы с документами были размещены в это же время. С 07.09.2020г. дополнительное соглашение проходило согласование в Министерствах просвещения и финансов РФ и было согласовано еще в сентябре текущего года (после согласования и подписания одной из сторон вход в документ с правками для жилищного отдела недоступен). ФИО20, согласно предоставленных ей прав для работы в электронном бюджете, для замены Указа требовалось полностью отклонить дополнительное соглашение, после чего Соглашение снова было бы направлено для согласования в Министерство просвещения РФ и Министерство финансов РФ, что потребовало бы большего количества времени. В тоже время, подписантам соглашения требуется подтверждения того, что подписант действительно занимает указанную в соглашении должность. С момента Указа Губернатора от 16.04.2020г. и до настоящего времени ФИО21 занимает туже должность, ключ ЭП не поменялся. По данному поводу была направлена 11.11.2020г. служебная записка СЛ-51-4700/20, на которую ФИО21 наложил визу «Прошу согласовать проект соглашения с ГПУ (с учётом возможным последствий указания устаревшего нормативного правового акта)». Служебной запиской СЛ-51-4777/20 от 13.11.2020г. требуемое согласование от ФИО25 и ФИО26 было получено. Дополнительное соглашение ФИО24 было подписано 19.11.2020г. без внесения жилищным отделом изменений в дополнительное соглашение. ФИО5 не вводил в заблуждение Первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 в заблуждение и предоставил в своих служебных записках СЛ-51-4700/20 и СЛ-51-4777/20 достоверную информацию об отсутствии возможности жилищного отдела, без полного отклонения дополнительного соглашения, изменять текст дополнительного соглашения, такая техническая возможность в правах предоставленных отделу отсутствует. В случае отклонения жилищным отделом дополнительного соглашения, с учётом времени на прохождение согласования, денежные средства в сумме более 100 миллионов рублей федерального бюджета, которые уже законтрактованы и требуют кассового расхода, могли не поступить в Иркутскую область в 2020г.

Из представленной суду служебной записки от 13.11.2020г. № СЛ-51-4777/20 на имя первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 следует, что она была направлена за подписью заместителя министра имущественных отношений Иркутской области ФИО22.

В ходе проведения служебной проверки комиссией были рассмотрены: служебная записка от 13.11.2020г. № СЛ-51-4777/20 на имя первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области ФИО39; дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Иркутской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 11.02.2019г. с приложениями и листом согласования; Положение о жилищном отделе министерства имущественных отношений Иркутской области; должностные регламенты сотрудников жилищного отдела. На комиссии были заслушаны устные пояснения заместителя министра ФИО22

Согласно ответу на судебный запрос от 16.03.2021г. первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области ФИО21, в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, заключаются соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Иркутской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Иркутской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Соглашения, дополнительные соглашения, квартальная и годовая отчетности размещаются в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Министерством просвещения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ было сформировано дополнительное соглашение о возврате денежных средств на оплату государственных контрактов 2019 года для заполнения разделов соглашения министерством имущественных отношений Иркутской области. Министерством были внесены сканированные документы в раздел «Приложения», в том числе Указ Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-ук «О назначении на должность ФИО21». Дополнительное соглашение было «согласовано» Министерством просвещения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и направлено на согласование в министерство финансов Иркутской области. При подписании дополнительного соглашения министерству было сделано замечание о необходимости внесения изменения записи в преамбулу дополнительного соглашения в связи с новым Указом Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-ук «О назначении на должность ФИО21». Поручение министерством выполнено не было. В преамбулу дополнительного соглашения были внесены изменения им. Дополнительное соглашение подписано 19.11.2020г.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о незаконности привлечения ФИО5 к дисциплинарной ответственности в виде замечания, при этом исходит из следующего.

Первым заместителем губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 было дано поручение о проведении служебной проверки в отношении должностных лиц Министерства имущественных отношений Иркутской области, представивших служебную записку в его адрес.

Служебная записка от 13.11.2020г. на имя первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 была направлена за подписью заместителя министра имущественных отношений Иркутской области ФИО22.

Комиссией в ходе проведения служебной проверки отбирались объяснения только у ФИО5 и была установлена только его вина.

Вместе с тем, суд полагает, что служебная проверка была проведена ответчиком необъективно и поверхностно. Поскольку не установлены обстоятельства совершения дисциплинарного проступка истцом (каким образом должны были быть внесены изменения в Дополнительное соглашение, у кого имелись полномочия, обладал ли правом внесения изменений в Дополнительное соглашение на данной стадии жилищный отдел Министерства имущественных отношений, возглавляемый истцом и т.д.). Кроме того, объяснения были отобраны только у ФИО5, тогда как служебная записка подписана ФИО22 Из объяснений ФИО5 следует, что данным вопросом занималась ФИО20, у неё объяснений не отбиралось. Так же отсутствуют пояснения ФИО24 (ответчик не лишён был возможности в рамках служебной проверки запрашивать пояснения по обстоятельствам подписания Дополнительного соглашения и о тех указаниях, которые были даны).

Ссылка в заключении служебной проверки на устные пояснения, суд считает несостоятельными, поскольку это не отвечает целям и задачам проводимой проверки и такой вид сбора информации не отвечает требованиям относимости и допустимости.

Из распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области /А от 30.11.2020г. следует, что к ФИО5 было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в направлении недостоверной информации.

Вместе с тем, в приказе о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, в силу наличия у работодателя обязанности по доказыванию оснований для наложения дисциплинарного взыскания и соблюдения порядка его наложения, должны быть изложены конкретные обстоятельства вменяемого работнику дисциплинарного проступка, указаны конкретные нормы закона, иных нормативных актов, служебного контракта, должностного регламента, приказов работодателя (представителя нанимателя), которые были нарушены работником, при исполнении должностных обязанностей.

Из обжалуемого распоряжения не усматривается, какое конкретно нарушение допустил ФИО5, какие нормы закона, должностного регламента, служебного контракта были им нарушены. При этом комиссия, в своём заключении, делая выводы о причинах и условиях, способствовавших допущенному нарушению (безответственное отношение к своим должностным обязанностям гражданского служащего ФИО5, отсутствие инициативы и старательности при исполнении должностных обязанностей, завышенная самооценка, отсутствие чувства служебной субординации, личная некоммуникабельность, недоговороспособность с коллегами и служащими иных государственных органов по вопросам исполнения служебных обязанностей), не обосновала этих выводов, в ходе судебного разбирательства данные обстоятельства не установлены и доказательств этому не представлено. По мнению суда, данные выводы сделаны комиссией на основании субъективной оценки личности самого истца, что не допустимо.

Указанные судом обстоятельства, свидетельствуют о неправомерности распоряжения о привлечении ФИО5 к дисциплинарной ответственности.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области /к от 14.12.2020г. расторгнут служебный контракт от 04.02.2019г. , освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы Иркутской области ФИО5, замещающий должность начальника жилищного отдела, 15.12.2020г. за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (пункт 2 части 1 статьи 37 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

С распоряжением ФИО5 ознакомлен 14.12.2020г.

Истец, обращаясь с иском в суд, полагает указанное распоряжение незаконным.

Проверяя законность Распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской <адрес>/к от 14.12.2020г., суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 части 1 статьи 37 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

В приказе о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, в силу наличия у работодателя обязанности по доказыванию оснований для наложения дисциплинарного взыскания и соблюдения порядка его наложения, должны быть изложены конкретные обстоятельства вменяемого работнику дисциплинарного проступка, указаны конкретные нормы закона, иных нормативных актов, служебного контракта, должностного регламента, приказов работодателя (представителя нанимателя), которые были нарушены работником, при исполнении должностных обязанностей.

Вместе с тем, из обжалуемого распоряжения не усматривается, какое конкретно нарушение допустил ФИО5, основание для привлечения к такому виду дисциплинарной ответственности не указано.

Из пояснений стороны ответчика следует, что основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности явилось заключение служебной проверки от 10.12.2020г., проведенной на основании распоряжения министра имущественных отношений /А от 30.11.2020г.

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области /А от 30.11.2020г. назначена служебная проверка по невыполнению п.2 Протокола межведомственного совещания от 10.04.2020г. . Указанным распоряжением у ФИО5 были истребованы письменные объяснения.

Согласно заключению служебной проверки от 10.12.2020г., в соответствии с пунктом 2 протокола межведомственного совещания, под председательством исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО21, по вопросу приобретения жилых помещений для дальнейшего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа от ДД.ММ.ГГГГ министерству имущественных отношений Иркутской области поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ внести изменение в подпрограмму «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы государственной программы «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, предусмотрев в рамках Закона Иркутской области от 20.12.2019г. -ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» перераспределение выделенных денежных средств с целью исполнениясудебных решений в отношении детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, нестоящих в Едином списке по Иркутской области, но имеющих судебноерешение, по которому возбуждено исполнительное производство. Такиерешения приняты в отношении трех граждан: ФИО27, ФИО28,ФИО29 В соответствии с государственной программой Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп, ответственным исполнителем указанной государственной программы является министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, министерство имущественных отношений Иркутской области является соисполнителем указанной государственной программы, а также ответственным исполнителем подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы государственнойпрограммы «Доступное жилье» на 2019-2024 годы (далее - Подпрограмма). Согласно пункту 8 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп (далее - Положение), соисполнители государственной программы, т.е. органы государственной власти Иркутской области, являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограмм, входящих в состав государственной программы, разрабатывают и согласовывают проект изменений в государственную программу в частиподпрограмм, за реализацию которых несут ответственность. В соответствии с пунктом 22 указанного Положения соисполнители государственной программы вправе самостоятельно осуществлять разработку проектов изменений в государственную программу по согласованию с ответственным исполнителем государственной программы, министерством финансов Иркутской области и министерством экономического развития Иркутской области в случае, если указанные изменения не затрагивают деятельность иных соисполнителей, участников государственной программы. В рамках Подпрограммы министерством имущественных отношений Иркутской области осуществляется формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области. Указанные полномочия отнесены к компетенции жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области, что подтверждается Положением о жилищном отделе, а также должностными регламентами начальника жилищного отдела, заместителя начальника жилищного отдела. В связи с чем, указанное в пункте 2 протокола межведомственного совещания от 10.04.2020г. поручение о внесении изменений в подпрограмму «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы государственной программы «Доступное жилье» на 2019-2024 годы относится к полномочиям жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области. Согласно системе ДЕЛО-web ответственным исполнителем по исполнению пункта 2 протокола межведомственного совещания от ДД.ММ.ГГГГ является начальник жилищного отделаФИО5, заместитель начальника жилищного отдела ФИО20 Начальником жилищного отдела ФИО5ДД.ММ.ГГГГ подготовлена служебная записка № СЛ-51-2121/20 за подписью первого заместителя министра имущественных отношений Иркутской области ФИО31 в адрес исполняющей обязанности министра финансовИркутской области ФИО30 с просьбой внести изменение в Подпрограмму, ответственным исполнителем по которой является министерство имущественных отношений Иркутской области. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ изменения в указанную Подпрограмму не внесены. В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп, ФИО5, ФИО20 должны были обеспечить разработку проекта изменений в Подпрограмму, а также обеспечить его согласование с ответственным исполнителем государственной программы «Доступное жилье» на 2019-2024 годы - министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, соисполнителем указанной подпрограммы - министерством социального, развития, опеки и попечительства Иркутской области, а также с министерством финансов Иркутской области, министерством экономического развития Иркутской области. Начальником жилищного отдела ФИО5, заместителем начальника жилищного отдела ФИО20 мероприятия, необходимые для внесения изменений в подпрограмму «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы, не осуществлены,изменения в указанную подпрограмму не внесены. Комиссией установлено, что ФИО5, ФИО20 не исполнен пункт 2 протокола межведомственного совещания от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не подготовлен и не согласован с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Иркутской области проект изменений в Подпрограмму, необходимые изменения в указанную подпрограмму не внесены. При той степени осмотрительности, какая требовалась по характеру обязанностей начальник жилищного отдела ФИО5, заместитель начальника жилищного отдела ФИО20 не приняли всех необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, в связи с чем, ФИО5, ФИО20 допущены виновные действия, выразившееся в неисполнении своих должностных обязанностей. Вина гражданских служащих - ФИО5, ФИО20, которыми не исполнен пункт 2 протокола межведомственного совещания от ДД.ММ.ГГГГ установлена.

Из объяснений ФИО5 следует, что ДД.ММ.ГГГГ по итогам межведомственного совещания Председателем Правительства Иркутской области ФИО21 было поручено министерству имущественных отношений (ФИО17) внести изменение в программу «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот» и перераспределить денежные средства для исполнения решения судов, установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ. 13.04.2020г. ФИО17 поручила исполнение решений протокола первому заместителю министра ФИО31 и истцу. ФИО31 14.04.2020г. отписал указанный документы ФИО32 (ответственная), ФИО33 (отчет) и ФИО5 По поручению ФИО31, в рамках исполнения поручения, им была подготовлена служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ, которая направлена за подписью ФИО31 на имя министра финансов Иркутской области ФИО34, о внесении изменений в программу. Он самостоятельно внести изменение в программу не мог, это могут сделать только уполномоченные органы, и только за подписью ФИО17 или ФИО31 Он сделал для исполнения п.2, указанного протокола всё, что ему было поручено и в рамках своих полномочий. Исходя из программы ВЭБ Дело, служебная записка от 21.05.2020г. была перенаправлена в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, которые уполномочены вносить изменение в программу «доступное жилье». Почему уполномоченные лица из министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области не внесли изменение в программу на основании указанной служебной записки, ему не известно. Ему больше поручений от ФИО17 и ФИО31 по данному поводу не поступало. Считает, что его вины в неисполнении п.2 протокола совещания не имеется.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о незаконности привлечения ФИО5 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по пункту 2 части 1 статьи 37 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при этом исходит из следующего.

Как установлено судом, 08.04.2020г. состоялось межведомственное совещание под председательством исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО21 по вопросу приобретения жилых помещений для дальнейшего предоставления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот. По результатам которого Министерству имущественных отношений Иркутской области (ФИО17) было поручено внести изменения в подпрограмму «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы государственной программы «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, предусмотрев в рамках Закона Иркутской области от 20.12.2019г. № 130-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» перераспределение выделенных денежных средств с целью исполнениясудебных решений в отношении детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, нестоящих в Едином списке по Иркутской области, но имеющих судебноерешение, по которому возбуждено исполнительное производство. Срок – до 01.06.2020г.

Согласно данным программного обеспечения дело-WEB данное поручение 13.04.2020г. было отписано министром имущественных отношений ФИО17 начальнику жилищного отдела ФИО5 и первому заместителю министра имущественных отношений Иркутской области ФИО31 13.04.2020г. данное поручение ФИО5 было отписано заместителю начальника отдела ФИО20

21.05.2020г. первым заместителем министра имущественных отношений Иркутской области ФИО31 в адрес исполняющей обязанности министра финансов Иркутской области ФИО30 была направлена служебная записка о необходимости внесения изменений в Подпрограмму и предусмотреть новое расходное обязательство для реализации указанного решения, путем перераспределения в 2020 году для министерства имущественных отношений Иркутской области бюджетных средств.

Иных действий совершено не было. Изменения в подпрограмму не внесены, п.2 протокола межведомственного совещания не исполнен.

Вместе с тем, из заключения служебной проверки не следует, какие действия необходимо было сделать для исполнения указанного поручения, каким образом должны были быть внесены изменения в Подпрограмму, и что не было сделано со стороны истца, при наличии иных исполнителей и соисполнителей. Кроме того, заключение также содержит субъективную оценку членов комиссии в отношении личности истца, в отсутствие соответствующих доказательств.

Распоряжение от 14.12.2020г. /к издано формально и не содержит сведений о допущенном истцом проступке, явившимся основанием для его увольнения, как и само основание для принятия такого решения.

В ходе судебного разбирательства, истцом заявлено о пропуске ответчиком срока для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Согласно положениям ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Согласно протоколу межведомственного совещания под председательством исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО40 по вопросу приобретения жилых помещений для дальнейшего предоставления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот от 08.04.2020г., срок для исполнения поручения Министерством имущественных отношений Иркутской области – 01.06.2020г.

Истец привлечён к дисциплинарной ответственности – 14.12.2020г.

Таким образом, дисциплинарное взыскание было применено к истцу по истечении шестимесячного срока со дня совершения проступка.

Доводы ответчика о том, что данное нарушение является длящимся, суд считает несостоятельными, поскольку был установлен конкретный срок для исполнения поручения.

При этом не влияют на выводы суда доводы ответчика о том, что министру имущественных отношений Иркутской области ФИО17 стало известно о неисполнении поручения только 27.11.2020г., после получения письма из Министерства финансов Иркутской области, которое не было рассмотрено при проведении служебного расследования. Поскольку срок был установлен для Министерства имущественных отношений Иркутской области и ФИО17, как руководитель данного учреждения, обязана была осуществлять должный контроль за исполнением подчиненными ей сотрудниками данных поручений. В связи с этим, о неисполнении данного поручения работодатель должен был узнать 02.06.2020г., после истечения установленного срока.

Суд также считает обоснованными доводы истца об отсутствии оснований для его увольнения по пункту 2 части 1 статьи 37 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В силу пункта 2 части 1 статьи 37 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Указанное основание увольнения тождественно п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, согласно которому трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 33 Постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.

Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса, допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания.

Таким образом, применение такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение возможно в случае, когда работник (сотрудник) совершает повторное нарушение служебной дисциплины, будучи ранее привлеченным к дисциплинарной ответственности.

Издавая распоряжение /к от 14.12.2020г. об увольнении истца, ответчик исходил из того, что на момент издания данного распоряжения у ФИО5 имеется неснятое и непогашенное дисциплинарное взыскания, наложенное распоряжением /А от 30.11.2020г. в виде замечания.

Вместе с тем, как установлено судом, о совершенном проступке, за совершение которого истец подвергнут увольнению, работодателю должно было стать известно 02.06.2020г., после истечения срока исполнения поручения. При этом на указанную дату у истца не имелось дисциплинарных взысканий.

При таких обстоятельствах увольнение истца по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 37 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" нельзя признать законным.

Указанная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике, отраженной в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2014 года N 78-АПГ14-8.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований ФИО5 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным и отмене распоряжения /А от 30.11.2020г., признании незаконным и отмене распоряжения /к от 14.12.2020г., восстановлении на работе.

В силу статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

При расчете заработной платы за время вынужденного прогула суд учитывает, что согласно представленной ответчиком справке о заработной плате истца, среднедневной заработок – 4 794,17 рублей.

С момента незаконного увольнения до вынесения судебного решения о восстановлении на работе истец находился в вынужденном прогуле в течение 63 рабочих дня.

Следовательно, заработок ФИО5 за время вынужденного прогула составляет 302 032 рубля 71 копейка (4 794,17 руб. * 63 рабочих дня).

Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца.

Согласно п. 33 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателя, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 225 при наличии в трудовой книжке записи об увольнении или переводе на другую работу, признанной недействительной, работнику по его письменному заявлению выдается по последнему месту работы дубликат трудовой книжки, в который переносятся все произведенные в трудовой книжке записи, за исключением записи, признанной недействительной. Трудовая книжка оформляется в установленном порядке и возвращается ее владельцу.

Учитывая, что в трудовую книжку внесены сведения об увольнении истца по инициативе работодателя, признанного незаконным, суд приходит к выводу об обязании ответчика выдать ФИО5 дубликат трудовой книжки.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. , учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Поскольку в ходе судебного разбирательства факт грубого нарушения ответчиком трудовых прав ФИО5 судом достоверно установлен, требования истца о компенсации морального вреда являются обоснованными. С учетом нарушения прав истца, принципов разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда, по мнению суда, должен быть определен в размере 20 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО5 – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области /А от 30.11.2020г. «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО5».

Признать незаконным и отменить распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области /к от 14.12.2020г. «Об увольнении ФИО5».

Восстановить ФИО5 в должности начальника жилищного отдела Министерства имущественных отношений Иркутской области.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Иркутской области в пользу ФИО5 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 302 032 рублей 71 копейки, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области оформить дубликат трудовой книжки ФИО5, в соответствии с п. 33 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 225 "О трудовых книжках".

В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО5 в оставшейся части – отказать.

Решение суда в части восстановления ФИО5 в должности начальника жилищного отдела Министерства имущественных отношений Иркутской области в силу ст. 211 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья О.В. Луст

Мотивированный текст решения изготовлен 31.03.2021г.

Судья О.В. Луст