ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-59/14842/20 от 28.01.2020 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ)

Дело № 2-59/14842/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2020 года г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Иванова Д.Ю., при секретаре судебного заседания Шоя Г.В., с участием истца ФИО4, представителей ответчиков Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>ФИО5, Открытого акционерного общества «Специальный трест » ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело № 2-59/14842/2020 по исковому заявлению ФИО4 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> и Открытому акционерному обществу «Специальный трест № 1» (<данные изъяты>) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периода работы с тяжёлыми условиями труда, внесении сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в систему обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно,

установил:

ФИО4 обратился в суд с исковым заявлением, уточнённым в порядке ст. 35 ГПК РФ, к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (далее – ОПФР по <адрес>) и Открытому акционерному обществу «Специальный трест № 1» (<данные изъяты>) (далее – ОАО «Специальный трест № 1») о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периода работы с тяжёлыми условиями труда (далее – специальный стаж), внесении сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в систему обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (далее – сведения индивидуального учёта пенсионного страхования) и обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно с момента возникновения такого права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец, ссылаясь на пенсионное законодательство Российской Федерации, межправительственные соглашения Российской Федерации и Республики Казахстан, разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости досрочно, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ОАО «Специальный трест № 1» в должности производителя работ, то есть более <данные изъяты> лет проработал на работах с тяжёлыми условиями труда. Решением ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине недостающего специального стажа, так как данные обстоятельства не подтверждены сведениями индивидуального учёта пенсионного страхования. Считая, что ОПФР по <адрес>, отказав ему в назначении досрочной пенсии по старости нарушило его права, он просил суд обязать ОАО «Специальный трест № 1» скорректировать сведения индивидуального (персонифицированного) учёта на обязательное пенсионное страхование в ОПФР по <адрес> за периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учётом особых условий труда (далее – специальный стаж), включения указанного специального стажа в сведения индивидуального учёта пенсионного страхования, для досрочного назначения пенсии по старости на льготных условиях, признать незаконным данное решение ОПФР по <адрес> и обязать его назначить ему страховую пенсию по старости досрочно с момента возникновения такого права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ФИО4 на исковых требованиях в окончательной форме настаивал по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в ОАО «Специальный трест № 1» в должности производителя работ. Местом работы является <адрес> и комплекс «Байконур». С 1999 года по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, где зарегистрирован по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ. Другого жилья на территории Республики Казахстан и Российской Федерации он не имеет, таким образом является жителем <адрес> в целях пенсионного обеспечения. При вынесении оспариваемого решения специалистами ОПФР по <адрес> в специальный стаж не включены спорные периоды трудовой деятельности, поскольку ОАО «Специальный трест № 1» свою обязанность работодателя как страхователя о предоставлении в пенсионный орган сведений индивидуального учёта пенсионного страхования в отношении застрахованного лица не выполняло, страховые взносы по дополнительному тарифу не производило.

Представитель ответчика ОПФР по <адрес>ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и письменных возражениях. При этом указал, что решение ОПФР по <адрес> вынесено на основании полученных документов и сведений индивидуального учёта пенсионного страхования на момент его принятия. При исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периоды, не связанные с осуществлением работ в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях, не включаются. Кроме того, характер такой работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается только выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица. В то же время данных, подтверждающих характер работы истца на должности, соответствующей Спискам производств, работ, профессий и должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, работа в которых даёт право на страховую пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, пенсионный орган не имел. Также, для назначения страховой пенсии по старости истцу необходимо подтверждение его постоянного проживания в <адрес>, которое он в пенсионный орган в установленный срок не представил. Каких-либо других препятствий для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации ОПФР по <адрес> не установлено.

Представитель ответчика ОАО «Специальный трест № 1» ФИО6 в судебном заседании пояснил, что ФИО4 работает на предприятии в должности «производителя работ» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В данной должности истец работает полный рабочий день с постоянной занятостью. Об особом характере работы, которая засчитывается работнику в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, ОПФР по <адрес> предприятием был уведомлен в соответствующих справках. Однако, представить уточняющие сведения индивидуального учёта пенсионного страхования на работника и произвести начисление по страховым взносам за спорый период, предприятие не может, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), действовавшего в период спорных отношений, такой обязанности у работодателя не имелось.

Изучив доводы истца и представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает исковые требования в окончательной редакции подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что гражданин Республики Казахстан ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>, где имеет регистрацию по месту пребывания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, откуда истец выбыл в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ОАО «Специальный трест » в должности «производителя работ» с местом работы <адрес> и комплекс «Байконур». С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации с присвоением страхового номера , где учтены платежи по страховым взносам с ДД.ММ.ГГГГ года.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями документов на имя ФИО4: удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, адресной справки, трудовой книжки, справками из ЖЭУ ГУП «Жилищное хозяйство» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточки, справкой ООО «Жилсервис» от ДД.ММ.ГГГГ, сообщениями ОАО «Специальный трест № 1» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ОАО «Специальный трест № 1» от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате ФИО4, материалами пенсионного дела , выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратился с заявлением в ОПФР по <адрес> о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, поскольку проработал на работе с тяжёлыми условиями труда более 12 лет 6 месяцев.

В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ОПФР по <адрес> истцу, ответчик указал ему о необходимости представления недостающих документов для назначения страховой пенсии по старости, а именно документы, подтверждающие место жительства и периоды работы, и установил срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа и документа подтверждающего постоянное проживание в <адрес>. При этом, ФИО4 не включены в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «производителя работ» ОАО «Специальный трест № 1», поскольку не подтверждается факт работы по профессии, предусмотренной Списками № 2, выпиской из лицевого счёта застрахованного лица. Фактический специальный стаж ФИО4 установлен в лет месяца дня.

При этом, как следует из выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица и карточки лицевого счёта на имя истца, ответчиком ОАО «Специальный трест № 1» сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица в пенсионный орган за спорный период не представлены, начисления страховых взносов, в том числе дополнительных с учётом имеющихся у истца льгот, не производились.

Порядок начисления страховых пенсий в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Аналогичные требования содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), действовавший до 01 января 2015 года.

В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В подп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 1991 года);

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года (далее - Список № 2 от 1956 года);

- Список № 2 производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список № 2 от 2002 года), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 1);

- Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (далее – Правила № 2);

- Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поименованные Списки и Правила являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат.

На основании указанных Списков и Правил право на досрочную страховую пенсию по старости предоставляется при соблюдении условия: работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях, установленной законом продолжительности.

Списком № 2 от 1991 года право на льготное пенсионное обеспечение установлено производителям работ (раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» поз. 2290000б-24441).

Списком № 2 от 1956 года право на льготное пенсионное обеспечение установлено прорабы (п. «б» раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций»).

Периоды работы в должностях в учреждениях засчитываются в стаж работы в календарном порядке, которые подтверждаются:

- периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа);

- периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - страховые взносы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.

Аналогичные требования изложены в разъяснениях Верховного Суда РФ, содержащиеся в п. 14 и 15 Постановления Пленума от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

В соответствии со ст. 14 и 15 Федерального закона № 400-ФЗ подсчёт страхового стажа работника осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. При этом размер страховой пенсии по старости исчисляется, исходя из суммы страховых взносов, перечисленных за застрахованное лицо страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации, и учтённых на лицевом счёте застрахованного лица.

В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователи обязаны: своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ, страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Из положений ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ следует, что застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие, в том числе по трудовому договору.

В соответствии с абз. 3 и 4HYPERLINK consultantplus://offline/ref=076B588D8A7343B1B8F735E2469D74A45B3CB2EA929EE8B002B400E590BF35 ч. 2 ст. 14 этого же Федерального закона страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта, а также для назначения (перерасчёта) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу ст. 7, 9 и 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-Ф) именно страхователь представляет сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о работающих у него застрахованных лицах. Кроме того, на страхователей возложена обязанность представлять в органы Пенсионного фонда РФ сведения об уплаченных страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учёта, а также сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учёту кадров.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 постановления от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учётом указанных периодов.

Руководствуясь приведёнными нормами права, оценив доводы истца и имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу, что по вине работодателя, а именно ОАО «Строительный трест № 1», сведения о наличии льготного периода у истца на момент вынесения ОПФР по <адрес> оспариваемого решения не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, то есть суммами страховых взносов, перечисленных за застрахованное лицо страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации, и учтённых на его лицевом счёте. Не оспаривалось это и представителем ОАО «Строительный трест ».

Более того, судом установлено ФИО4, работая в должности «производителя работ», в соответствии со Списком № 2 от 1991 года и Списком № 2 от 1956 года, имеет право на льготное пенсионное обеспечение.

Довод представителя ответчика ОАО «Строительный трест № 1» об отсутствии у работодателя обязанности по перечислению страховых взносов по выплатам и иным вознаграждениям, начисленных в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключённым с российской организацией для работы в её обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации, суд отклоняет, поскольку он основан без учёта Соглашений между Российской Федерации и Республики Казахстан.

Исходя из положений ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (абз. 4 ст. 2 Федерального закона № 167-ФЗ).

Аналогичное правило содержится в п. 3 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, (далее - Правила).

Согласно п. 1.1. ст. 1 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (заключён в г. Москва 10 декабря 1994 года) (далее – Договор аренды) комплекс «Байконур» это испытательные, технологические, научные, производственно-технические, социальные и обеспечивающие объекты космодрома «Байконур» и г. Ленинск (ныне г. Байконур) с их движимым и недвижимым имуществом.

<адрес> является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды с размещёнными на его территории объектами космодрома «Байконур», а также другими объектами, создающими необходимые коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома «Байконур», членов их семей и других жителей города (п. 1.3. ст. 1 Договора аренды).

За гражданами Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающими на комплексе «Байконур», сохраняются их конституционные права (п. 10.1. ст. 10 Договора аренды).

Согласно ст. 1 и 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти» (далее – Соглашение о статусе г. Байконур) на период аренды комплекса «Байконур» г. Байконур в отношениях с Россией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

В соответствии со ст. 4 Соглашения о статусе города Байконур жителем города Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации города Байконур.

Пунктом 2 ст. 4 названного Соглашения предусмотрено, что исчисление трудового стажа граждан Российской Федерации, Республики Казахстан, работающим в учреждениях, организациях и на предприятиях комплекса «Байконур», осуществляется в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с сохранением существующих для г. Байконур льгот.

Статьёй 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года (далее – Соглашение о пенсионных правах жителей г. Байконур) предусмотрено, что пенсионное обеспечение жителей города Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации. Выплата пенсий производится в российских рублях.

Из анализа приведённых положений следует, что граждане Республики Казахстан, проживающие на территории комплекса «Байконур», имеют право на осуществление трудовой деятельности и получение пенсионного обеспечения по законодательству Российской Федерации как для граждан, постоянно проживающих на её территории.

При таких обстоятельствах, суд считает, что работа ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «производителя работ» ОАО «Строительный трест № 1» подлежит включению в стаж работы при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от того факта, что страхователем, отвечающим за правильное начисление и перечисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, страховые взносы в указанный (спорный) период за истца не уплачены.

Действующее пенсионное и налоговое законодательство Российской Федерации не содержат норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При вынесении решения суд отвергает как ошибочные доводы ответчика ОПФР по <адрес>, изложенные в оспариваемом решении и письменных возражениях, о том, что истец, являясь гражданином Республики Казахстан и имея регистрацию в <адрес> по месту пребывания, а не по месту жительства, не может считаться постоянно проживающим в <адрес>, по следующим основаниям.

В суде из вышеуказанных доказательств бесспорно установлено, что ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ года проживает и зарегистрирован по месту пребывания на территории <адрес> в жилом помещении, предоставленном ему уполномоченным органом Администрации <адрес> для временного проживания. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время он работает в организациях и предприятиях, находящихся на территории комплекса «Байконур».

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а регистрация по месту жительства или пребывания, представляет собой лишь способ учёта, и её наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Из смысла ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 следует, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

При этом, согласно ст. 20 ГК РФ следует, что местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04 марта 2004 года № 146-О (Постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 04 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 02 февраля 1998 года № 4-П, Определение от 05 октября 2000 года № 199-О), факт постоянного проживания истца в Российской Федерации как основания назначения ему пенсии может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности его пребывания на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела.

Такими обстоятельствами суд полагает возраст истца, его отношение к категории «персонала космодрома» (п. 1.6, 1.7 ст. 1 Договора аренды комплекса «Байконур»), длительность проживания и работы в г. Байконур, а также наличие регистрации по месту пребывания в данном населённом пункте.

Указанное в совокупности позволяет суду признать ФИО4 «жителем города Байконур» по смыслу Соглашения о пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан.

Тем более, что ни названное Соглашение, ни положения Федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение граждан Республики Казахстан с наличием или отсутствием их регистрационного учёта по месту жительства.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Других доказательств, свидетельствующих об обратном, со стороны соответчиков ОПФР по <адрес> и ОАО «Специальный трест № 1» суду не представлено.

Суд также учитывает, что на день вынесения в ОПФР по <адрес> оспариваемого решения истец достиг возраста 55 лет, а размер его страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента не препятствует назначению ему страховой пенсии по старости, что не оспаривалось пенсионным органом, как при вынесении оспариваемого решения, так и его представителями в суде.

На основании изложенного, суд обязывает ответчика ОАО «Специальный трест № 1» начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период работы ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и направить в Пенсионный Фонд Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период за застрахованное лицо, с учётом имеющихся у работника льгот. Кроме того, суд обязывает ответчика ОПФР по <адрес> включить истцу в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «производителя работ» ОАО «Специальный трест № 1».

Учитывая, что иных препятствий для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости не имелось, а оспариваемым решением ОПФР по <адрес> нарушено его право на получение пенсии, суд обязывает ответчика назначить ФИО4 досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения такого права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Остальные незачтённые истцу периоды трудовой деятельности, в силу положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, судом не рассматриваются поскольку предметом спора также не являются.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд, разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, взыскивает с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца понесённые по делу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за подачу искового заявления, в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО4 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> и к Открытому акционерному обществу «Специальный трест № 1» (ОГРН ) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периода работы с тяжёлыми условиями труда, внесении сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в систему обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно удовлетворить.

Решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО4 в назначении страховой пенсии по старости досрочно признать незаконным и отменить.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> включить ФИО4 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «производителя работ» Открытом акционерном обществе «Специальный трест № 1» (ОГРН ) в стаж для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в тяжёлых условиях труда на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить ему страховую пенсию по старости со дня возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Открытое акционерное общество «Специальный трест № 1» (ОГРН ) начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ФИО4 за период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «производителя работ», а также представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации установленным порядком документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта о данном работнике за указанный период, а также для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в пользу ФИО4 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Специальный трест № 1» в пользу ФИО4 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд, через 26 гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31 января 2020 года.

Председательствующий по делу Д.Ю. Иванов