Дело № 2-59/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Ельники 25 апреля 2016 г.
Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Кашуркина В.Н.,
при секретаре Шаталиной Е.М.,
с участием:
истца ФИО7, ее представителя ФИО8, действующего на основании ордера № 9 от 10.03.2016,
представителя ответчика ФИО9, действующей на основании доверенности №14 от 08.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию и включении периодов работы в специальный стаж,
установил:
ФИО7 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия, Пенсионный фонд) о признании права на досрочную трудовую пенсию и включении периодов работы в специальный стаж.
В обосновании иска ссылается на то, что в феврале 2013 года она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностью. Решением Пенсионного фонда № 1 от 22 февраля 2013 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 19 пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В специальный стаж не засчитаны следующие периоды: с 13 октября 1989 года по 14 октября 1989 года, с 16 октября 1989 года по 17 октября 1989 года – период нахождения в командировке за получением спортинвентаря; 15 августа 1990 года по 01 августа 2001 года период работы в должности инструктора по физической культуре ясли-сада «Теремок»; с 01 сентября 2002 года по 18 февраля 2013 года – период работы в должности инструктора по физической культуре в Ельниковском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в связи с тем, что в разделе «Наименование должностей» должность инструктора по физической культуре отсутствует.
Истица считает данный отказ незаконным и необоснованным, противоречащим статье 39 Конституции Российской Федерации, подпункту 19 пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разъяснениям пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», поскольку она осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность. За весь спорный период ее работы с 01 сентября 1987 года по настоящее время (работа в ясли-сад «Теремок» и в социальном реабилитационном центре для несовершеннолетних) в должности руководителя физического воспитания и инструктора по физической культуре она выполняла одни и те же обязанности, как педагогический работник, занималась воспитанием детей, проводила занятия, писала планы, занималась с детьми, то есть выполняла обязанности руководителя физического воспитания. По мнению истицы, имело место неверное наименование ее должности, так как она фактически выполняла обязанности руководителя физического воспитания в указанных учреждениях.
Просит суд признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 1 от 22 февраля 2013 года об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать Пенсионный фонд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды ее работы: с 13 октября 1989 года по 14 октября 1989 года, с 16 октября 1989 года по 17 октября 1989 года – период нахождения в командировке за получением спортинвентаря; 15 августа 1990 года по 01 августа 2001 года период работы в должности инструктора по физической культуре ясли-сада «Теремок»; с 01 сентября 2002 года по 18 февраля 2013 года - период работы в должности инструктора по физической культуре в Ельниковском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты подачи заявления о назначении пенсии.
В судебном заседании истица ФИО7 исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Суду пояснила, что в спорные периоды времени она осуществляла педагогическую деятельность. Период работы на должности руководителя физического воспитания в Ельнивском СПТУ - 16 с 01 сентября 1987 года по 15 августа 1990 года ответчик включил в педагогический стаж работы, вместе с тем необоснованно исключил из указанного периода – периоды нахождения в командировке за получением спортинвентаря с 13 по 14, с 16 по 17 октября 1989 года. В эти периоды времени за ней сохранялась заработная плата, нахождение ее в служебной командировке являлось выполнением возложенных на нее должностных обязанностей вне основного места работы, с оплатой по занимаемой ею должности, и необходимыми отчислениями в Пенсионный фонд. Периоды работы с 15 августа 1990 года по 01 августа 2001 года в должности инструктора по физической культуре ясли-сада «Теремок», с 01 сентября 2002 года по 18 февраля 2013 года в должности инструктора по физической культуре в Ельниковском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних она работала в дошкольном образовательном учреждении и учреждении для социального обслуживания несовершеннолетних, осуществляла педагогическую деятельность по физическому воспитанию и обучению детей. При этом считает, что право на досрочную пенсию вытекает не из наименования детского учреждения или должности, а из самого факта занятия педагогической деятельностью в образовательном учреждении. Указанная в ее трудовой книжке должность «руководитель физического воспитания» в период с августа 2001 по август 2002 год в Ельниковском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. После перевода с должности руководителя физического воспитания на должность инструктора по физической культуре ее функциональные и должностные обязанности ни чем не изменились. За весь период ее работы на должности руководителя физического воспитания с 02 августа 2001 года до 01 сентября 2002 года, так и в последующий спорный период с 01 сентября 2002 года по 18 февраля 2013 года ее функциональные обязанности не менялись, ей начислялась набавка за работу в сельской местности, как педагогическому работнику. Также как педагогический работник она имеет право на предоставление ей длительного отпуска до одного года. Считает, что указанные в исковом заявлении периоды подлежат включению в ее специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Представитель истца ФИО7 – ФИО8, действующий на основании ордера, исковые требования ФИО7 поддержал, и просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что осуществление педагогической деятельности по физическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении и в социальном учреждении для несовершеннолетних подтверждается, представленными суду доказательствами. В назначении досрочной трудовой пенсии по основаниям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ФИО7 отказано необоснованно.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики ФИО9 с иском не согласилась, основываясь на законности вынесенного решения. Суду пояснила, что для назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности необходим стаж работы в учреждениях для детей независимо от их возраста не менее 25 лет. Списки соответствующих работ, производств профессий и должностей, специальностей и учреждений утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанная истицей должность (инструктор по физической культуре) не входит в указанный Список, в связи с чем истице не хватает 25 лет педагогического стажа. Стаж ее педагогической работы, которая дает право на назначение указанной пенсии, составляет 5 лет, 26 дней, в связи с чем оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности отсутствует.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав представленные суду доказательства и материалы дела, суд считает, что иск ФИО7 подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 18 февраля 2013 года истица обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 48-54).
Ответчик своим решением № 1 от 22 февраля 2013 года принял к зачету периоды её работы, связанные с педагогической деятельностью, длительностью 5 лет 0 месяцев 26 дней, не засчитав в специальный стаж оспариваемые периоды работы с 13 октября по 14 октября 1989 года, с 16 октября по 17 октября 1989 года – периоды нахождения в командировке за получением спортинвентаря; с 15 августа 1990 года по 01 августа 2001 года работу в должности инструктора по физической культуре ясли-сада «Теремок», с 01 сентября 2002 года по 18 февраля 2013 года работу в должности инструктора по физической культуре в Ельниковском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (л.д. 44-45).
Как основание для этого ответчик указал, что в наименовании должностей Списка от 29.02.2002 № 781 должность инструктора по физической культуре не предусмотрена.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из трудовой книжки истицы следует, что 15 августа 1990 года она принята на работу инструктором по физической культуре в ясли-сад «Теремок» на основании приказа №161 от 15.08.1990. 01 августа 2001 года уволена с работы в связи с переводом в реабилитационный центр, приказ № 31 от 31.07.2001. 02 августа 2001 года принята на должность руководителя физического воспитания в Ельниковский реабилитационный центр на основании приказа № 83 от 10.08.2001. 03 января 2002 года Ельниковский реабилитационный центр для несовершеннолетних детей переименован на Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей. 01 сентября 2002 года должность «руководителя физического воспитания» на основании приказа № 92 «а» от 03.08.2002 изменена на должность «инструктора по физической культуре». Истица по настоящее время работает в указном учреждении на указанной должности (л.д. 6-14).
В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации не допустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом. Все граждане, отработавшие необходимый льготный стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Работа истицы с 15 августа 1990 года по 01 августа 2001 года в должности инструктора по физической культуре ясли-сада «Теремок», с 01 сентября 2002 года по 18 февраля 2013 года в должности инструктора по физической культуре в Ельниковском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних подтверждается представленными письменными доказательствами - записями в трудовой книжке (л.д. 6-14) и ответчиком не оспаривается.
Согласно справке МКУ «Центр обслуживания муниципальных учреждений Ельниковского муниципального района» от 04.06.2013, тарификационные списки и штатные расписания детских дошкольных учреждений с 1980 по 1995 годы не сохранились (л.д. 187).
Из архивной справки № 223 от 05.04.2016 следует, что штатные расписания по детскому саду «Теремок» за 1990-2001 годы в архив на хранение не сдавались и место нахождение архиву не известно. Тарификационные списки по детскому саду «Теремок» за 1990-1994, 1996-1998 годы в архив на хранение не сдавались и место нахождение архиву не известно (л.д. 217).
Из сообщения МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок» от 19.04.2016 следует, что штатные расписания ясли-сада «Теремок» за 1990-2001 годы в настоящее время отсутствуют (л.д. 223).
Из тарификационных списков работников детского сада «Теремок» за 1995 г., на 01.04.1999, на 01.09.199, на 01.09.2000 и на 01.09.2001 следует, что истица ФИО7 протарифицирована была на должности «физ.рук» и «инстр. по физ» (л.д. 218-222).
Из штатных расписаний Ельниковского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей за 2002 - 2013 года следует, что в указанном учреждении имелась одна единица должности «инструктор по физической культуре», по мимо указанной должности, также предусмотрены 15 единиц должности «воспитатель», должность руководителя физического воспитания не предусмотрена (л.д. 162-176).
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 29.10.2002 N 781 перечислена должность руководителя физического воспитания, должность инструктора по физической культуре не предусмотрена.
Нет в перечне должностей инструктора по физической культуре и в Списках профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённых постановлениями Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 и Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067.
Требование о включении указанных периодов в педагогический стаж основаны истицей на тождественности выполняемой ею работы в должности «инструктора по физической культуре» работе в должности «руководителя по физическому воспитанию», то есть в должности, предусмотренной Списком от 29.10.2002 года N 781.
Между тем, доводы истицы не основаны на нормах законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Так, должность инструктора по физической культуре в детском дошкольном учреждении была введена приказом Министерства просвещения СССР от 31.08.1987 N 167 "О дополнении штатов дошкольных учреждений, условиях оплаты труда и продолжительности отпуска инструкторов по физкультуре этих учреждений".
Действующий на тот момент Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, устанавливал право на льготное пенсионное обеспечение заведующих, руководителей - воспитателей и воспитателей детских садов и объединенных яслей - садов, и изменений в него после дополнения штатов детских дошкольных учреждений инструкторами по физической культуре не вносилось.
Инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" разъясняло, что при назначении пенсии за выслугу лет необходимо было строго руководствоваться указанным Перечнем, который расширительному толкованию не подлежал.
Должность "инструктор по физической культуре" не была поименована и принятыми в дальнейшем "Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, и "Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В указанном Списке должность "инструктор по физической культуре", "инструктор по плаванию", "инструктор" отсутствуют, поименована в нем должность "руководитель физического воспитания" в дошкольных образовательных учреждения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Следовательно, вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативных правовых актах.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, вступившим в действие с 01.01.1996, наряду с должностью "руководитель физического воспитания" была предусмотрена и должность "инструктор по физической культуре". При этом должность "руководитель физического воспитания" включена в указанный выше Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а должность "инструктор по физической культуре" - нет. То обстоятельство, что должности "инструктор по физической культуре" и "руководитель физического воспитания" являются различными должностями, отражено как в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, так и в Общероссийском классификаторе занятий, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 298, и в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования".
Согласно с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, вопрос о тождественности выполняемых истцов работ, решается судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела. При этом установление тождественности наименований работ, профессий должностей не допускается.
Доказательств, подтверждающих неправильное наименование должности работодателем, а также то обстоятельство, что функции, должностные обязанности, характер работ в должности «инструктор по физической культуре» были аналогичны работе в должности «руководитель физического воспитания», истицей не представлены.
Свидетель ФИО1 пояснила в судебном заседании, что она с 1990 по 1993 год работала воспитателем, а с 06 сентября 1993 года по настоящее время работает заведующей МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок», где в период с 1990 по 2001 год ФИО7 работала на должности инструктора по физической культуре. Штатные расписания в период с 1990 по 2001 год в детском сад-ясле «Теремок» не составлялись. В штате указанного учреждения за указанный период должность руководителя физического воспитания не была предусмотрена. Работая на должности инструктора по физической культуре, ФИО7 проводила занятия с детьми по физической культуре совместно с воспитателями групп. В ее обязанности входило разъяснение воспитателям методики проведения занятий с детьми по физической культуре. Согласно Постановлению Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. N 88 нормативы численности работников детских садов предусматривают в указанном учреждении должность инструктора по физической культуре, а не руководителя по физическому воспитанию. Должность ФИО7 – инструктор по физической культуре в детском саду была поименована правильно.
Свидетель ФИО2 – директор ГКУСО РМ «Ельниковский социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей» с 21 сентября 1995 г. по настоящее время пояснила суду, что 02 августа 2001 г. ФИО7 была принята в указанное учреждение на должность руководителя физического воспитания в порядке перевода с детского сада «Теремок». В штатном расписании Ельниковского реабилитационного центра для несовершеннолетних должность руководителя физического воспитания предусмотрена не была, ФИО7 была принята на указанную должность в счет вакантной должности социального педагога. Должности руководителя физического воспитания и инструктора по физической культуре в нормативах штатной численности организаций социального обслуживания Республики Мордовия не предусматривались. В ходе проведенной проверки в 2002 году Министерством социальной защиты было дано указание о приведении штатного расписания в соответствие действующим на тот период нормативам штатной численности. Учитывая, что в штатной численности Ельниковского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей должность руководителя физического воспитания не могла быть, а также то, что ФИО7 ранее в детском саду работала на должности инструктора по физической культуре ею было принято решение о переводе ФИО7 за счет той же вакантной должности социального педагога на должность инструктора по физической культуре, на которой с 01 сентября 2002 г. по настоящее время последняя и работает. Функциональные обязанности ФИО7 как в период ее работы на должности руководителя физического воспитания, так и в период ее работы на должности инструктора по физической культуре не изменились, она осуществляла педагогическую деятельность, занимаясь с детьми физическим воспитанием.
Свидетели ФИО3, музыкальный руководитель, ФИО4, воспитателя детского сада «Теремок», а также ФИО5 и ФИО6, воспитатели ГКУСО РМ «Ельниковский социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей» суду подтвердили, что ФИО7 занималась с детьми физическим воспитанием: проводила утреннюю зарядку, занятия по физической культуре, и другие мероприятия по физическому воспитанию.
Суд не принимает во внимание довод истицы о том, что на протяжении всего времени работы в должности инструктора по физической культуре ею выполнялась педагогическая работа с детьми дошкольного возраста наравне с остальными педагогическими работниками детского сада и реабилитационного центра для несовершеннолетних, она имеет высшее специальное образование по специальности «Физическое воспитание», вела работу с детьми по развитию физического воспитания. Поскольку выполнение работы в должности инструктора по физической культуре, хотя и связано с воспитательными функциями, однако само по себе это обстоятельство не может означать выполнение функций руководителя физического воспитания, и не влечет признание тождественности этих должностей.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. N 88 нормативы численности работников яслей, яслей-садов и детских садов предусматривают в названных учреждениях должность инструктора по физической культуре, а не руководителя по физическому воспитанию.
В нормативах численности учреждений социального обеспечения для несовершеннолетних должность руководителя физического воспитания также не предусмотрена. В Ельниковский реабилитационный центр для несовершеннолетних детей ФИО7 была принята на должность руководителя физического воспитания не в рамках нормативной численности штата, а в счет вакантной должности социального педагога.
С учетом указанных выше требований закона и фактических обстоятельств дела, требования истицы о включении в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периода работы в должности инструктора по физической культуре в ясли-саде «Теремок» с 15 августа 1990 года по 01 августа 2001 года, в Ельниковском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних с 01 сентября 2002 года по 18 февраля 2013 года не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования ФИО7 о включении в педагогический стаж периодов нахождения истицы в командировке, суд приходит к выводу о незаконности решения ответчика в этой части.
Из акта документальной проверки работы истицы № 3 от 21.01.2013 следует, что на основании приказов по Ельниковскому СПТУ №16 от 13 и 14 октября 1989 года № 95 и № 96 ФИО7 была командирована в г. Саранск за получением спортинвентаря сроком на 4 дня (л.д. 79-81).
Статьей 116 КЗоТ РСФСР от 09.12.1971, действовавшей в спорный период времени, было предусмотрено, что в период направления истицы в командировки, за командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность) и средний заработок.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии с положениями названной статьи, а также в силу статей 166, 167 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 173-ФЗ время нахождения в служебной командировке, на курсах повышения квалификации является периодом работы, когда за работником сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель начисляет страховые взносы, в том числе в ПФР.
Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений прав работника в результате исполнения приказов работодателя о направлении в командировки, на курсы повышения квалификации, в том числе при решении вопроса о зачете этого времени в специальный стаж.
Оспариваемым решением ответчика период ее работы с 01 сентября 1987 г. по 15 августа 1990 г. в должности руководителя физического воспитания в Ельниковском СПТУ включен в льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Учитывая, что периоды нахождения истицы в командировке (с 13 по 14 и 16 по 17 октября 1989 года) совпадают с периодом ее работы в указанной должности, работа в которой зачтена в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, ответчик необоснованно отказал в зачете указанного периода.
Следовательно, периоды нахождения истицы на командировке с 13 по 14 и 16 по 17 октября 1989 года подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Общий итог учтенного стажа составляет 5 лет 30 дней. Судом не установлено ошибок при учете указанных периодов. Однако указанный стаж не дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с учетом вышеуказанных требований Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения обязательств на Пенсионный фонд о назначении пенсии с 18 февраля 2013 года (даты подачи заявления, как указано в исковом заявлении).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО7 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию и включении периодов работы в специальный стаж удовлетворить частично.
Решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 1 от 22 февраля 2013 года в части отказа ФИО7 во включении в стаж работы периодов с 13 октября 1989 года по 14 октября 1989 года, с 16 октября 1989 года по 17 октября 1989 года нахождения в командировке признать незаконным и отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы ФИО7 с 13 октября 1989 года по 14 октября 1989 года, с 16 октября 1989 года по 17 октября 1989 года - нахождение в командировке.
В удовлетворении требований ФИО7 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия об обязании включить в стаж работы периодов с 15 августа 1990 года по 01 августа 2001 года работы в должности инструктора по физической культуре ясли-сада «Теремок»; с 01 сентября 2002 года по 18 февраля 2013 года работы в должности инструктора по физической культуре в Ельниковском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 18 февраля 2013 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовии в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2016 г.
Председательствующий В.Н. Кашуркин
Дело № 2-59/2015