ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-59/2022 от 01.04.2022 Партизанского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-59/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2022 года с. Владимиро-Александровское

Партизанский районный судв составе: председательствующего судьи Сычевой Е.Е.,

при секретаре Шиленковой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Седовой Н.В. о признании действий администрации Партизанского муниципального района –незаконными и возложении на обязанности повторно рассмотреть ранее поданное заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,

УСТАНОВИЛ:

истица обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к ответчику, с учетом уточнений, просила признать отказ Администрации Партизанского муниципального района в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Реконструкция здания магазина по адресу: » расположенный на двух земельных участках с кадастровыми и (уведомление об отказе от ДД.ММ.ГГГГ) –незаконным. Возложить на администрацию Администрации Партизанского муниципального района обязанность повторно рассмотреть ранее поданное Седовой Н.В. заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Реконструкция здания магазина по адресу: » расположенного на двух земельных участках с кадастровыми и , выдать Седовой Н.В. разрешение на ввод в эксплуатацию объекта - здания магазина по адресу: » расположенного на двух земельных участках с кадастровыми и в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В обосновании иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ Седовой Н.В. в администрацию Партизанского муниципального района подано заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Реконструкция здания магазина по адресу: », расположенного на двух земельных участках с кадастровыми и по разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ на строительство торгово-гостиничного комплекса. ДД.ММ.ГГГГ администрацией предоставлен ответ, согласно которому разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ выдано на строительство торгово -гостиничного комплекса, площадью застройки . м., ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения на кадастровый учет нежилого здания с кадастровым , без установления границ с адресом:, площадью застройки . м., разрешенное использование и форма собственности не установлены. В соответствии со статьей 55 ГрК РФ по разрешению от ДД.ММ.ГГГГ на построенный объект «Торгово-гостиничный комплекс» разрешение на ввод объекта капитального строительства администрацией Партизанского муниципального района не выдавалось. В заявлении о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ указан объект ввода в эксплуатацию «Реконструкция здания магазина по адресу: расположенный на двух земельных участках с кадастровыми и с разными правовыми формами-собственности и аренда. Градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми номерами (разрешенный вид использования-под общественную застройку) и (разрешенный вид использования -для реконструкции магазина) отсутствуют в АПМР и заявителем не представлены. Соответственно в соответствии со ст.38 ГрК РФ не установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Объект капитального строительства возводить на двух земельных участках с разными правовыми формами противоречит действующему законодательству.

В соответствии с п.2.1.5 административного регламента о предоставлении администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации Партизанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

а) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство,

б) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Учитывая вышеуказанное, на основании пп в), д) п.2.1.5 раздела административного регламента о предоставлении администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации Партизанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ отказывает в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Реконструкция здания магазина по адресу: »

ДД.ММ.ГГГГ Седовой Н.В. был приобретен в собственность земельный участок с кадастровым разрешенное использование под общественную застройку площадью адрес объекта:здание -магазин назначение: жилое, 1- этажное, общей площадью . Седова Н.В. обратилась в АПМР о предоставлении дополнительного земельного участка в аренду для возможности осуществить реконструкцию магазина.

Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ Седовой Н.В. предоставлен земельный участок в аренду на 5 лет, дополнительно к ранее выделенному для реконструкции магазина из земель населенных пунктов площадью . ДД.ММ.ГГГГ АПМР выдано разрешение на строительство , согласно которого, разрешается строительство торгово-гостиничного комплекса, количество этажей-, расположенного по адресу: собственность, кадастровым номером участка: , площадью кв.м, аренда -, в м. на юго-восток от ориентира (дом нежилой) расположенный за пределами участка, адрес ориентира: , кадастровым номером участка: площадью кв.м,, с кадастровым номером участка : - кв.м.

Как усматривается из оспариваемого отказа, основанием для отказа явилось нахождение реконструируемого объекта на 2 земельных участках. Между тем, действующее законодательство в градостроительной сфере не содержит норм, запрещающих или ограничивающих возможность строительства одного объекта на двух и более земельных участков, равно как и не содержит таких норм для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта на двух или более смежных земельных участках. Полагает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения.

Представитель истца заявленные требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала.

Ответчик в суд не явился, администрация Партизанского муниципального района предоставила возражения на административное исковое заявление Седовой Н.В., просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в иске отказать.

Администрация Новолитовского сельского поселения в суд не явилось, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав представленные по делу материалы, суд полагает следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Седовой Н. В. на основании постановления администрации Партизанского муниципального района на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым , площадью кв. м, в метрах на юго-запад от ориентира (жилой дом ), сроком на 5 лет, для реконструкции магазина, ранее существующего объекта.

В постановлении администрации Партизанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения о возможности продления договора аренды земельного участка с кадастровым , площадью кв.м. по основаниям, предусмотренным п.3 статьи 22 ЗК РФ

То есть, по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 ЗК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Партизанского городского района и Седовой Н.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым , для реконструкции магазина, определены границы земельного участка необходимые для осуществления реконструкции магазина.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Новолитовского сельского поселения . заключен договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым на новый срок, для реконструкции магазина.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Новолитовского сельского поселения Седовой Н.В. выдано разрешение » «» на строительство торгово -гостиничного комплекса, площадью застройки кв.м..

ДД.ММ.ГГГГ Седовой Н.В. получен Акт о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта-Торгово-гостиничного комплекса, этажа

ДД.ММ.ГГГГ Седовой Н.В. написано заявление в администрацию Партизанского муниципального района на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ заявление рассмотрено, администрацией Партизанского муниципального района отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по причине того, что разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ выдано на строительство торгово -гостиничного комплекса, площадью застройки кв.м., ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения на кадастровый учет нежилого здания с кадастровым без установления границ с адресом:, площадью застройки кв.м разрешенное использование и форма собственности не установлены.

В соответствии со статьей 55 ГрК РФ по разрешению от ДД.ММ.ГГГГ на построенный объект «Торгово-гостиничный комплекс» разрешение на ввод объекта капитального строительства администрацией Партизанского муниципального района –не выдавалось.

В заявлении о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ указан объект ввода в эксплуатацию «Реконструкция здания магазина по адресу: » расположенный на двух земельных участках с кадастровыми номерами и с разными правовыми формами-собственности и аренда. Градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми (разрешенный вид использования-под общественную застройку) и (разрешенный вид использования –для реконструкции магазина) отсутствуют в АПМР и заявителем не представлены.

Суд с данными доводами административного ответчика согласиться не может, так как ранее выданные Администрацией Новолитовского сельского поселения и Администрацией Партизанского муниципального округа постановления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду с разрешенным видом использования: для реконструкции магазина

Реконструируемый Седовой Н.В. объект недвижимого имущества расположен на двух земельных участка, что допускается действующим законодательством, п.п. 7 пункта 73 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 42, установлено, что в случае, если здание расположено на нескольких земельных участках, в реестр сведений о зданиях вносятся кадастровые номера всех таких земельных участков

Таким образом, в силу данной нормы следует, что законодательством допускается расположение объекта недвижимости на нескольких земельных участках

Судом установлено, что реконструируемый объект –торгово-гостиничный комплекс находится на двух смежных земельных участках один из которых специально выделен Администрацией Партизанского муниципального района под реконструкцию объекта.

В соответствии со статьей 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются границы земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке; информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков. Согласно статье 45 ГрК РФ подготовка и утверждения градостроительного плана земельного участка относится к компетенции органов местного самоуправления.

В данном случае осуществлялось реконструкция существующего объекта на двух смежных земельных участках.

Администрацией Партизанского муниципального района данные документы суду не предоставлены.

Согласно имеющихся документов в материалах дела земельный участок с кадастровым находится в собственности Седовой Н.В., земельный участок с кадастровым находится в пользовании на праве аренды.

Действующее законодательство в градостроительной сфере не содержит норм, запрещающих или ограничивающих возможность строительства одного объекта на двух и более земельных участков, равно как и не содержит таких норм для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта на двух или более смежных земельных участках. Законодательство допускает ситуацию, когда здание, построенное на двух земельных участках, может быть введено в эксплуатацию и использоваться.

Поэтому довод административного ответчика о том, что разрешение не может быть выдано ввиду несоответствия с законодательством о градостроительной деятельности, поскольку здание заявителя построено на 2 земельных участках, а также довод о том, что строительство объекта капитального строительства возможно только в границах одного земельного участка, не обоснованно.

Подпунктом 7 пункта 73 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 42, предусматривалось, что если здание расположено на нескольких земельных участках, в реестр объекта недвижимости вносятся кадастровые номера всех таких земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, регулирование кадастровых отношений базируется, в том числе, на нормах градостроительного законодательства. Административный ответчик не учел тот факт, что расположение объекта недвижимости на двух земельных участках является следствием необходимости реконструкции данного объекта.

В силу ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Правообладатель земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Один из довод административного ответчика, изложенный в уведомлении об отказе Седовой Н.В. о «выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», что разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ не является разрешением на реконструкцию, не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Разрешения на строительство выдаются в соответствии и в порядке, установленном федеральным законодательством, а именно Градостроительным кодексом РФ

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно статьи 51 ГрК РФ действовавшей на дату выдачи разрешения на строительство (ДД.ММ.ГГГГ):

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

21.5. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

21.6. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованный земельный участок, вправе осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство.

21.7. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.

То есть разрешение выданное истцу, содержит разрешение на реконструкцию объекта на двух земельных участках, а значит нельзя переложить на истца ответственность, за выдачу ему земельного участка под реконструкцию объекта и выполнение на нем разрешенной реконструкции

Действующее законодательство не предусматривает запрета на строительство зданий на двух смежных участках. При этом в обязательном порядке не должно меняться целевое назначение земельных участков.

В силу части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ в целях ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявитель предоставляет определенный данной статьей перечень необходимых документов.

Частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса к основаниям отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отнесены следующие обстоятельства:

1) отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.

Как усматривается из оспариваемого отказа, основанием для отказа явился п.2 ч.6 ст. 55 ГрК РФ, по мнению ответчиков, реконструируемый объект находится на 2 земельных участках.

Соответствие перечня представленных документов Седовой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Партизанского муниципального района требованиям Градостроительного Кодекса РФ ответчиком не оспаривалось.

Между тем, действующее законодательство в градостроительной сфере не содержит норм, запрещающих или ограничивающих возможность строительства одного объекта на двух и более земельных участков, равно как и не содержит таких норм для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта на двух или более смежных земельных участках.

Поэтому довод о том, что разрешение не может быть выдано ввиду несоответствия с законодательством о градостроительной деятельности, поскольку здание заявителя построено на 2 земельных участках, а также довод о том, что строительство объекта капитального строительства возможно только в границах одного земельного участка, судом не принимается.

Ответчиком не представлено доказательств того, что реконструкция объекта принадлежащего Седовой Н.В. осуществлено не в пределах отведенных смежных земельных участков и не соответствует требованиям градостроительного плана.

Подпунктом 7 пункта 73 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 42 (действовавший в спорный период), предусматривалось, что если здание расположено на нескольких земельных участках, в реестр объекта недвижимости вносятся кадастровые номера всех таких земельных участков.

Суд разъясняет, что данный Порядок регулировал до ДД.ММ.ГГГГ кадастровые отношения и норма по аналогии может быть применена и в сфере градостроительных отношений.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, иное законодательство РФ, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, регулирование кадастровых отношений базируется, в том числе, на нормах градостроительного законодательства. Ответчиками не учитывается тот факт, что расположение объекта недвижимости на двух и земельных участках является следствием необходимости реконструкции данного объекта.

В силу Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами. Правообладатель земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Ответчик в данном случае не доказал нарушение со стороны заявителя и норм земельного законодательства. Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы, у ответчика отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 - 228 КАС РФ, суд

решил:

признать отказ Администрации Партизанского муниципального округа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Реконструкция здания магазина по адресу: », расположенного на двух земельных участках с кадастровыми и (уведомление об отказе от ДД.ММ.ГГГГ) –незаконным

Возложить на администрацию Партизанского муниципального района обязанность повторно рассмотреть ранее поданное Седовой Н.В. заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Реконструкция здания магазина по адресу: », расположенного на двух земельных участках с кадастровыми и выдать Седовой Н.В. разрешение на ввод в эксплуатацию объекта - здания магазина по адресу: » расположенного на двух земельных участках с кадастровыми и в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано ввой суд через Партизанский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Е. Сычева