УИД 25RS0023-01-2022-000114-46
Дело №2-59/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2022 года п.Ольга Приморского края
Ольгинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Штольп Э.В.,
при секретаре судебного заседания Кульбякиной Н.В.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ ДСД «Дальний Восток» к ФИО1, ФИО2 о взыскании ущерба
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ДСД «Дальний Восток» обратилось с данным иском к ответчикам, указав в его обоснование, что 16.02.2019 в 12 час. 47 мин. на стационарном пункте весового контроля км (10 т/ось), принадлежащего федеральному казенному учреждению «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства», путем статического взвешивания посредством весов №, свидетельство о поверке № от 18.09.2018, государственными инспекторами Восточно-Сибирского МУГАДН выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесного груза, о чем составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось № от 16.02.2019. Согласно указанного акту, у автопоезда, состоящего из грузового автомобиля – тягач «К Скорпион», государственный регистрационный знак № и полуприцепа «FUJI», государственный регистрационный знак №, было зафиксировано превышение осевых нагрузок транспортного средства, а также выявлено превышение по массе транспортного средства. На момент осуществления перевозки специальное разрешение на движение транспортного средства отсутствовало. Согласно свидетельствам о регистрации собственником грузового автомобиля – тягач «К Скорпион», государственный регистрационный знак № является ФИО1, а собственником полуприцепа «FUJI», государственный регистрационный знак №, является ФИО2 Перевозка осуществлялась водителем автопоезда ФИО6 по маршруту движения: – , по автомобильной дороге федерального значения, находящейся в оперативном управлении истца. Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 установлен расчет размера вреда, в соответствии с которым размер суммы за провод тяжеловесного груза с начислением базового компенсационного индекса текущего года, составил 97440 руб. 47 коп. 26.05.2021 в адрес ответчиков были направлены претензии в целях добровольной уплаты ущерба, которые оставлены без ответа. На основании вышеизложенного, истец просит взыскать с ответчиков ущерб, причиненный транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге федерального значения, в размере 97440 руб. 47 коп.
Истец ФКУ ДСД «Дальний Восток» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, настаивая на заявленных требованиях.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, представив заявление, в котором просит отказать в удовлетворении иска, полагая, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд.
Ответчик ФИО2 и его представитель ФИО7, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что с исковыми требованиями не согласны, т.к. истцом пропущен срок исковой давности, который просят применить.
Исследовав материалы дела и доказательства, представленные сторонами, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п.1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Как следует из материалов дела, 16.02.2019 в 12 час. 47 мин. на стационарном пункте весового контроля км (10 т/ось), принадлежащего федеральному казенному учреждению «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства», путем статического взвешивания посредством весов ВА-20Д-2 №, свидетельство о поверке № от 18.09.2018, государственными инспекторами Восточно-Сибирского МУГАДН ФИО11., ФИО8 выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесного грузов, о чем составлен акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства № от 16.02.2019.
Согласно указанного акта, у транспортного средства- автопоезд, состоящего из тягача марки «К Скорпион», государственный рег. знак №, и полуприцепа марки FUJI, государственный рег. знак № было зафиксировано превышение осевых нагрузок транспортного средства: на первую ось – 5,07 т, с учетом погрешности весов – 5,05 т при допустимой нагрузке 9 т; на вторую ось – 11,35 т, с учетом погрешности весов 11,33 т при допустимой нагрузке 8 т, на третью ось – 10,68 т, с учетом погрешности весов – 10,66 т при допустимой нагрузке 8 т, на четвертую ось – 10,29 т, с учетом погрешности весов – 10,27 т при допустимой нагрузке 7,50 т, на пятую ось – 9,04 т, с учетом погрешности весов – 9,02 т при допустимой нагрузке 7,50 т, на шестую ось – 6,15 т, с учетом погрешности весов – 6,13 т при допустимой нагрузке 7,50 т.
Кроме того, выявлено превышение по массе транспортного средства: - допустимый норматив - 44 т; - фактическая масса ТС – 52,58т; - превышение (перегруз) по полной массе (справочно) – 8,58 т (19,50%).
Согласно свидетельству о регистрации серии № от 16.11.2012 транспортное средство – тягач марки «К Скорпион», государственный регистрационный знак №, принадлежит ФИО1
Из свидетельства о регистрации серии № от 11.05.2010 следует, что полуприцеп FUJI, государственный регистрационный знак №, принадлежит ФИО2
Указанное транспортное средство осуществляло перевозку груза по маршруту движения: – , по автомобильной дороге федерального значения, находящейся в оперативном управлении истца, что подтверждено формой сопроводительного документа на транспортировку древесины № от 16.02.2019, путевым листом №, протоколом опроса свидетеля от 16.02.2019.
24.05.2021 истцом в адрес ответчиков были направлены претензии от 28.04.2021 в целях добровольной уплаты ущерба, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, в размере 97440 руб. 47 коп.
Ответчиком ФИО1 претензия получена 04.06.2021, а ответчиком ФИО2 претензия не была получена, и выслана обратно истцу, что подтверждено реестром почтовых отправлений, а также отчетами об отслеживании почтовых отправлений.
Допустимые массы и осевые нагрузки, а также предельно допустимые габариты транспортных средств, определены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №272 (действовавшими до 01.01.2021).
В соответствии с частью 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно пункта 2 Приказа Минтранса от 24.07.2012 N258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (действовавшим до 05.08.2019) специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства выдается уполномоченными органами, указанными в части 10 статьи 31 Закона N 257-ФЗ.
Пунктом 2 ч. 10 статьи 31 Закона N 257-ФЗ установлено, что выдача специального разрешения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в отношении движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5.4.6. Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве "Федеральное дорожное агентство осуществляет выдает специальное разрешение, при наличии которого в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям 2 и более субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.3 Устава, утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 N801, истец является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства.
Согласно пункта 3.3.11 Устава истец осуществляет предоставление государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации в рамках предоставлении Федеральным дорожным агентством полномочий.
Согласно пункта 2, 3 Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N934 "Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (действовавшим до 01.02.2020) вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, на момент осуществления перевозки такое разрешение у ответчиков отсутствовало.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.2 и 3.3.18 Устава истец наделен полномочиями по обращению в судебные органы Российской Федерации, в обязанности в том числе входит проведение соответствующей претензионно-исковой работы по взысканию с владельцев тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, не уплаченной в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, платы в счет возмещения вреда, причиненного тяжеловесными транспортными средствами.
Согласно предоставленного истцом расчета размер вреда, за провоз тяжеловесного груза с начислением базового компенсационного индекса текущего года, составляет 97440 руб. 47 коп. Данный расчет не опровергнут ответчиками, иного расчета суду не представлено.
Таким образом, исследовав материалы дела, суд соглашается с предоставленным расчетом истца и приходит к выводу о том, что исковые требования истца к ответчикам о взыскании ущерба, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге федерального значения, являются правомерными.
Между тем, ответчиками заявлены ходатайства о применении последствий пропуска срока исковой давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года, со дня определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно разъяснениям абзаца 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Судом установлено, что акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось, составлен 16.02.2019, соответственно с указанного времени истцу было известно о нарушении своего права, а также последний располагал информацией о том, что собственниками транспортных средств являются ответчики, следовательно, срок исковой давности по требованию о взыскании ущерба автомобильной дороге начал течь с 16.02.2019.
Таким образом, срок исковой давности по требованию с данным основанием истек 16.02.2022, в то время как истец обратился в суд с рассматриваемым иском 24.03.2022 (согласно почтовому штемпелю на конверте), то есть по истечении трех лет со дня, когда он узнал о нарушении своего права, при этом ходатайств о восстановлении пропущенного срока исковой давности истцом не заявлено, как и не представлено доказательств уважительности причин пропуска указанного срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФКУ ДСД «Дальний Восток» к ФИО1, ФИО2 о взыскании ущерба оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения – 29 апреля 2022 года.
Председательствующий судья Э.В.Штольп