ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-59/2024 от 14.02.2024 Чкаловского районного суда (Нижегородская область)

Дело №2-59/2024

УИД 52RS0054-01-2023-000558-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Чкаловск 14 февраля 2024 года

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Плеханова В.А., при секретаре судебного заседания Лавровой Н.Е., с участием представителя истца заместителя прокурора Чкаловского района Нижегородской области Сударикова П.Б., представителя ответчика Пуреховского МУП ЖКХ Чкаловского района Нижегородской области Ощерина С.Ю., представителя третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Гоготовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Пуреховскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Чкаловского района Нижегородской области о возложении обязанности выполнить требования законодательства в области недропользования,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к Пуреховскому МУП ЖКХ, в котором с учетом уточнений просит обязать в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда Пуреховское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства представить в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области документы и сведения, предусмотренные постановлением Правительства Нижегородской области от 19.05.2015 №307, для получения права пользования подземными источниками недр, а именно 10 артезианскими скважинами: 2 артезианские скважины в с. Вершилово, артезианская скважина в д. Урково, 4 артезианские скважины в с. Пурех, артезианская скважина в д. Андреево, артезианская скважина в д. Новая, артезианская скважина в д. Зарубино.

В обосновании исковых требований указано, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства об охране и использовании недр при добыче подземных вод из артезианских скважин, расположенных в г.о.г. Чкаловск Нижегородской области. Природоохранной прокуратурой установлено, что администрацией г.о.г. Чкаловск Нижегородской области Пуреховскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства на праве хозяйственного ведения переданы 15 артезианских скважин, в числе которых 10 вышеуказанных артезианских скважин, что подтверждается ответом администрации муниципального образования от 30.08.2023 № Исх-145-450769/23.

В нарушение требований действующего законодательства Пуреховское МУП ЖКХ осуществляет добычу подземных вод из скважин в отсутствие соответствующей лицензии на право пользования недрами, что подтверждается письмом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 28.06.2023 № Исх-319-331492/23. Пуреховское МУП ЖКХ не имеет в настоящее время права пользования участком недр, поскольку забор воды из скважины осуществляется без геологического изучения самой возможности добычи подземных вод без оказания вреда для месторождения. Самовольное пользование недрами ведет к неизбежному истощению водных подземных ресурсов, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ и гарантированные государством.

Государственным органом, осуществляющим в данном случае права я обязанности Российской Федерации и выступающим от ее имени является Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, который в соответствии с п. п. 1.1., 3.14, 3.142, 3.19, 3.21 3.1071 является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством, распоряжается совместно с федеральными органами государственной власти государственным фондом недр на территории Нижегородской области, подготавливает региональный перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, для утверждения его Правительством Нижегородской области совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр, осуществляет лицензирование пользования недрами в отношении участков недр местного значения, принимает решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения недр в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи, осуществляет оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода в отношении участков недр местного значения, за исключением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ.

Выявленные в деятельности Пуреховского МУП ЖКХ нарушения посягают на охраняемые законом интересы Российской Федерации в лице Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, что в силу ст.1065 ГК РФ и ст.80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке. Однако, учитывая социальную значимость деятельности ответчика, а также негативные социальные последствия в случае приостановления данной деятельности Пуреховского МУП ЖКХ, природоохранная прокуратура находит целесообразным не заявлять требования о приостановлении (запрещении) деятельности предприятия, в то же время, настаивая на обеспечении ответчиком выполнения требований федерального законодательства о недропользовании.

Природоохранной прокуратурой по вышеуказанному факту в адрес директора Пуреховского МУП ЖКХ 30.06.2023 внесено представление, однако, предприятием действенных мер, направленных на получение лицензии на право пользования недрами, до настоящего времени не принято.

В судебном заседании, действующий на основании поручения Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, заместитель прокурора Чкаловского района Нижегородской области Судариков П.Б. заявленные исковые требования с учетом их уточнений поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Пуреховского МУП ЖКХ Ощерин С.Ю. с заявленными прокурором исковыми требованиями согласились, пояснив, что неполучение лицензии обусловлено трудным финансовым положением предприятия и необходимостью длительной подготовки всех соответствующих документов. Просили увеличить срок исполнения заявленных требований до 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Гоготова Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, также высказав мнение о целесообразности увеличения срока для исполнения ответчиком исковых требований, в силу необходимости выполнения последним большого объема работ.

Третье лицо - администрация г.о.г. Чкаловск Нижегородской области, будучи извещенным о времени, дате и места рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В представленном письменном отзыве указало, что объекты водоснабжения (скважины) переданы ответчику на праве хозяйственного ведения в соответствии с договором. Считает, что именно Пуреховское МУП ЖКХ в рамках действующего законодательства обязано самостоятельно проводить необходимые мероприятия и нести расходы, связанные с получением лицензии на водопользование на объекты водоснабжения, как поставщик услуг.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ст.1 того же Закона компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Частями 1 и 3 ст.2 Федерального закона РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч.1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».

Согласно статье 1.2 этого Закона недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Из абз.5 ст.9 Закона «О недрах» следует, что, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии с абз.1 ст.11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (абз.3)

В силу абз.4 ст.12.1 Закона «О недрах» оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными органами и подведомственными ему государственными казенными учреждениями, а лицензий на пользование участком недр местного значения - уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Форма лицензии на пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Согласно ч.2 ст.50 ГК РФ муниципальные унитарные предприятия относятся к юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями.

В соответствии с ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии со ст.ст. 2, 3, 4 Закона РФ «О недрах» участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водных объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения, порядок пользования которыми устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.

В силу ст.22 Закона «О недрах», п. 2 ст. 8 Закона Нижегородской области от 03.11.2010 №169-З «О недропользовании на территории Нижегородской области» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.05.2015 №307 утвержден порядок предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их разведки и добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - Порядок).

В соответствии с п.4.3 раздела IV Порядка, для получения права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи подземных вод заявитель готовит и направляет в адрес Минэкологии Нижегородской области заявку на получение права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи подземных вод.

Согласно п.4.4 раздела IV Порядка, заявка, указанная в пункте 4.3 настоящего Порядка, подается в виде заявления на получение права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи подземных вод по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку, с приложением перечисленных документов и информации.

По результатам проверки, проведенной Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения и организаций городского округа город Чкаловск Нижегородской области осуществляет Пуреховское МУП ЖКХ. Для реализации указанной цели предприятию на праве хозяйственного ведения на основании договора передано муниципальное имущество - 15 артезианских скважин, в числе которых 10 артезианских скважин: 2 артезианские скважины в с. Вершилово, артезианская скважина в д. Урково, 4 артезианские скважины в с. Пурех, артезианская скважина в д. Андреево, артезианская скважина в д. Новая, артезианская скважина в д. Зарубино.

В нарушение приведенных выше требований действующего законодательства Пуреховское МУП ЖКХ осуществляет добычу подземных вод из скважин при отсутствии соответствующей лицензии на право пользования недрами. Указанные обстоятельства ответчиком признаны и другими лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета, и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды, является нерациональным использованием природных ресурсов, что создает угрозу истощения недр, создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде, и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Закон о недрах. В соответствии с действующим законодательством требуется обязательное наличие лицензии на право пользования недрами.

Таким образом, исковые требования прокурора к Пуреховскому МУП ЖКХ о возложении обязанности по направлению в уполномоченный орган документов для получения лицензии на право пользования недрами (подземными водами), суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просит установить ответчику такой срок в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определяя срок, в течение которого решение суда, должно быть исполнено, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом принципов разумности и соблюдения балансов интересов сторон, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, находя данный срок обоснованным и разумным.

Согласно положениям ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика Пуреховского МУП ЖКХ в доход муниципального образования городской округ город Чкаловск Нижегородской области подлежат взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Пуреховское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Чкаловского района Нижегородской области (ИНН 5236002880, ОГРН 1025201682340, дата регистрации 30.11.2002) в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу представить в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области документы и сведения, предусмотренные постановлением Правительства Нижегородской области от 19.05.2015 №307, для получения права пользования подземными источниками недр, а именно 10 артезианскими скважинами: 2 артезианские скважины в с. Вершилово, артезианская скважина в д. Урково, 4 артезианские скважины в с. Пурех, артезианская скважина в д. Андреево, артезианская скважина в д. Новая, артезианская скважина в д. Зарубино.

Взыскать Пуреховского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Чкаловского района Нижегородской области (ИНН 5236002880, ОГРН 1025201682340, дата регистрации 30.11.2002) в доход муниципального образования городской округ город Чкаловск Нижегородской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Чкаловский районный суд Нижегородской области.

Судья В.А. Плеханов. Решение не вступило в законную силу.