ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5/19 от 16.01.2019 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-5/2019 (2-608/2018)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2019 года город Вилючинск Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Вороновой В.М.,

при секретаре судебного заседания Козыревой Н.С.,

с участием представителя ответчика КГКУ ««Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» Кочневой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камалиной Лилии Ильдусовны к Краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о возложении обязанности назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком,

установил:

Истец Камалина Л.И., в лице представителя по доверенности Чумак Г.И., обратилась в Вилючинский городской суд Камчатского края с указанным иском, в котором просила обязать Вилючинский филиал краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее КГКУ «Центр выплат») назначить ей ежемесячное пособие по уходу за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, до 1,5 лет.

В обоснование исковых требований истец указала, что 08 мая 2015 года она обратилась в Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат» с заявлением о предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения. Решением руководителя Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат» от 04 декабря 2015 года ей было отказано в связи с отсутствием справки с места службы отца ребенка ФИО8, о том, что он не использовал отпуск по уходу за ребенком, которая своевременно не была предоставлена войсковой частью 36030, несмотря на запросы Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат». Указанная справка была предоставлена только после обращения супруга истицы в 35 гарнизонный военный суд. До настоящего времени ни истцу, ни ее супругу пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет не назначалось и не выплачивалось. Ранее обратиться за получением пособия не могла по причине не предоставления справки с места службы супруга, а также частых переездов и смены места жительства семьи в связи со службой супруга. Указала, что в апреле 2017 года она обращалась в Вилючинский городской суд с иском к ответчику о возложении обязанности продлить срок рассмотрения ее заявления о назначении вышеуказанного пособия, который первоначально был оставлен без движения, а в дальнейшем возвращен истцу. Ссылаясь на положения ч.3 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2007 года №74, указывая на наличие уважительных причин пропуска срока обращения за назначением пособия, а именно частые переезды и смена места жительства в связи со службой мужа, а также на то, что ею в Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат» весь необходимый комплект документов для назначения пособия был подан своевременно, в свою очередь вышеуказанная справка не была предоставлена не по ее вине, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.

Определением суда от 21 ноября 2018 года на основании ст. 41 ГПК РФ по ходатайству представителя истца Чумак Г.И. судом произведена замена ненадлежащего ответчика Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат» на надлежащего ответчика КГКУ «Центр выплат», а также на основании ст. 43 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Министерство социального развития и труда Камчатского края.

Истец Камалина Л.И. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца Чумак Г.Е. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика КГКУ «Центр выплат» Кочнева С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск и дополнении к отзыву на иск, согласно которым, ссылаясь на положения пп. «ж» п.54 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года №1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», п.5 ч. 2.8 Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по осуществлению выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 28 июня 2012 года №326-П, указала, что 15 мая 2015 года в Вилючинский филиала КГКУ «Центр выплат», являющийся структурным подразделением КГКУ «Центр выплат», предназначенным для реализации непосредственно на территории Вилючинского городского округа функций КГКУ «Центр выплат» по предоставлению государственных и муниципальных услуг по социальной поддержке граждан, предусмотренных законодательством РФ, поступило заявление Камалиной Л.И. о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, до полутора лет. Изначально к указанному заявлению истцом не была приложена справка с места работы отца ребенка ФИО8 (в/ч ()) о том, что он не использовал отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и не получал пособия, при этом заявитель пояснила, что не может получить ее самостоятельно, однако документов, подтверждающих обращение Камалиной Л.И. или ФИО8 в адрес командира войсковой части с заявлением о получении указанной справки и отказом в ее выдаче, Камалиной Л.И. представлено не было. Поскольку Камалина Л.И. до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства в <адрес> для принятия решения о назначении государственной услуги необходимо было направлять межведомственные запросы по предыдущему месту ее жительства, в связи с чем, специалистами Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат» было принято решение запросить недостающую справку с места службы ФИО8 самостоятельно, вместо вынесения решения об отказе в предоставлении государственной услуги и возврате неполного пакета документов. 18 и 19 мая 2015 года специалистами Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат» направлены все необходимые запросы, в том числе в ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» о предоставлении данных в отношении ФИО8 В связи с тем, что в установленный Административным регламентом 30-дневный срок с момента поступления заявления, информация с места работы ФИО8 не поступила, 15 июня 2015 года было принято решение о продлении сроков рассмотрения заявления Камалиной Л.И. до 14 июля 2015 года. 15 июня 2015 года в адрес Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат» поступило письмо из ФКУ «ЕРЦ МО РФ», согласно которому необходимую информацию в отношении ФИО8 необходимо запросить по месту прохождения службы ФИО8 у командира в/ч . Однако, поскольку ответ на направленный в адрес командира в/ч запрос не поступил, 13 июля 2015 года срок рассмотрения заявления Камалиной Л.И. был вновь продлен до 14 августа 2015 года. В последующим в связи с не поступлением ответов на запросы срок рассмотрения заявления Камалиной неоднократно продлевался, а после поступления 25 ноября 2015 года ответа из в/ч о необходимости запроса информации в ФКУ «ЕРЦ МО РФ», в связи с тем, что изначально заявление Камалиной Л.И. было подано с неполным пакетом документов необходимых для предоставления государственной услуги и подлежало возврату заявителю, 04 декабря 2015 года Вилючинским филиалом КГКУ «Центр выплат» принято решение об отказе в назначении Камалиной Л.И. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, о чем Камалиной Л.И. было направлено соответствующее уведомление. Указала, что первоначально Камалина Л.И. обратилась в Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат» в установленный закон срок, однако не представила полный пакет документов для назначения выплаты государственного пособия, а именно не предоставила справку с места службы супруга. В свою очередь, недостающая справка в/ч 36030 поступила в адрес Вилючинского филиал КГКУ «Центр выплат» только 22 июля 2016 года, то есть по истечении 6 месячного срока с момента принятия решения об отказе в назначении Камалиной Л.И. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Доводы стороны истца об уважительности причин пропуска срока обращения за назначение государственного пособия в связи с частыми переездами и изменением места жительства полагала не состоятельными, указав, что при необходимой степени заботы и внимательности Камалина Л.И. имела возможность своевременно обратиться за назначением государственного пособия. Дополнительно представитель ответчика Кочнева С.В. пояснила, что ответчиком право Камалиной Л.И. на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком - ФИО2, 2013 года рождения, до полутора лет не оспаривается, единственным основанием для отказа в назначении и выплате Камалиной Л.И. указанного пособия явилось непредставление заявителем справки с места службы отца ребенка о том, что он не использовал отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и не получал пособие, получить которую ответчик самостоятельно также не смог. В настоящее время ответчик располагает сведениями, что отец ребенка пособие не получал и отпуск по уходу за ребенком ему не предоставлялся, однако это не может являться основанием для назначения истцу указанного пособия, поскольку уже имеется решение об отказе в его назначении, а повторного обращения от истца за назначением пособия не поступало. При этом справка с места службы отца ребенка – ФИО8 поступила ответчику уже за пределами установленного предельного срока обращения за назначением пособия - 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет и после снятия семьи Камалиных с регистрационного учета по Камчатскому краю в связи с переездом на новое место жительство в другой регион.

Третье лицо Министерство социального развития и труда Камчатского края о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, письменного мнения по иску не представило.

Выслушав пояснения представителя ответчика Кочневой С.В., исследовав и проанализировав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это закрепляется в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) (статья 7) в качестве основ конституционного строя государства.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиком, что истец Камалина Л.И. имеет дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении , отцом ребенка указан ФИО8

Согласно п.п. 1.3, 2.1 Устава КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» Учреждение является государственным учреждением системы социальной защиты Камчатского края, с основной целью деятельности обеспечение реализации прав граждан на получение государственных, муниципальных услуг по мерам социальной поддержки на территории Камчатского края, на что уполномочено Правительством Камчатского края.

08 мая 2015 года истец через КГКУ «Многофункциональный центр Камчатского края» обратилась в Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат» с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, до 1,5 лет, приложив к заявлению копию своего паспорта, копию своей трудовой книжки, копию паспорта отца ребенка ФИО8, копию его военного билета, копию свидетельства о рождении ФИО2, копию свидетельства о заключении брака, копию свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства, справку из КГКУ «ЦЗН г. Вилючинка» в отношении Камалиной Л.И. Указанный пакет документов поступил ответчику на рассмотрение 15 мая 2015 года.

Кроме того, 18 мая 2015 года Камалина Л.И. обратилась в Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат» с заявлением об изменении способа выплат, приложив реквизиты банковского счета для перечисления денежной выплаты.

Срок рассмотрения заявления Камалиной Л.И. о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком ответчиком неоднократно продлевался в связи с не поступлением сведений, влияющих на право предоставления государственной услуги, а именно справки с места службы отца ребенка - ФИО8

Решением Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат» от 04 декабря 2015 года истцу было отказано в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, до 1,5 лет, о чем истцу Камалиной Л.И. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 127).

Основанием к отказу Камалиной Л.И. в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения до 1,5 лет явилось отсутствие документа, влияющего на право предоставления выплаты, а именно отсутствие справки с места службы отца ребенка о том, что он не использовал отпуск по уходу за ребенком.

Полагая, что она (истец) имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, а принятое ответчиком решение нарушает ее права на получения гарантированного государством пособия по причинам, не зависящим от заявителя, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Данным Законом, помимо прочих выплат, также предусмотрено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.

Статьей 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в т.ч. матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).

В соответствии со ст.17.2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.

Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной указаны Федеральным законом.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012н «Об утверждении порядка и условий выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (далее по тексту – Порядок ).

Согласно подпункту "д" пункта 39 Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 22.07.2014 N 478н) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай - временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).

В подпункте "в" пункта 45 Порядка определено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах "д" - "ж" пункта 39 данного Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Подпунктом "в" пункта 46 Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 22.07.2014 N 478н) было предусмотрено, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется лицам, указанным в подпункте "д" пункта 39 настоящего Порядка (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях) - со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет;

Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия установлен пунктом 54 Порядка.

Как следует из пп. "ж" п. 54 Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 22.07.2014 N 478н) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет заявителем представляется справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка.

В соответствии с п. 80 Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 22.07.2014 N 478н) ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.

Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 28 июня 2012 года №326-п (действовавшим в период спорных правоотношений) был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее Административный регламент), согласно которого государственная услуга предоставляется гражданам, проживающим в Камчатском крае, имеющим право на получение государственных пособий в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Законом Камчатского края от 04 июля 2008 № 84 «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей и проживающим в Камчатском крае».

Согласно п. 2.2.1 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством через Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» и его филиалы.

В соответствии с п.2.3.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является принятие решения о предоставлении государственной услуги либо мотивированный отказ заявителю в выплате государственных пособий на детей.

Согласно пп.5 п.2.8 Административного регламента для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляется в том числе справка с места службы отца ребенка о том, что он не использует указанный отпуск и не получает пособие.

Поступление заявления о предоставлении государственной услуги с приложением не полного пакета документов, указанных части 2.8 настоящего Административного регламента является одним из оснований для отказа в приеме документов и возврата документов, представленных заявителем для предоставления государственной услуги (пп.2 п.2.9 Административного регламент).

При этом Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (п.2.10), в том числе пп.2 - поступление заявления о предоставлении государственной услуги с приложением не полного пакета документов, в соответствии с видом государственного пособия, указанных в части 2.8 настоящего Регламента.

В судебном заседании установлено, что Камалина Л.И. – мама ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, на момент обращения к ответчику за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, не работала, относилась к категории лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, в свою очередь отец ребенка - ФИО8 являлся военнослужащим, проходил военную службу по контракту в в/ч 36030.

Семья Камалиных, в том числе малолетний ребенок, на момент обращения к ответчику за назначением ежемесячного пособия были зарегистрированы на территории Камчатского края: г. Вилючинск <адрес>.

При обращении к ответчику за назначением рассматриваемого пособия по уходу за ребенком до полутора лет заявитель Камалина Л.И. в своем заявлении указала, что справку с места службы супруга о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособия она предоставить не может, так как справку не выдают, в связи с чем просит произвести запросы в в/ч 52945 (36030) самостоятельно.

Из представленных ответчиком копий материалов по заявлению Камалиной Л.И., а также пояснений представителя ответчика следует, что при поступлении заявления Камалиной Л.И., поданного 08 мая 2015 года о назначении ей ежемесячного денежного пособия по уходу за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, до полутора лет, специалистами Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат», несмотря на отсутствие справки с места службы отца ребенка ФИО8 о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и не получает соответствующее пособие, решение об отказе в предоставлении государственной услуги принято не было, напротив в связи с необходимостью направления иных межведомственных запросов по предыдущему месту жительства заявителя, было принято решение о принятии заявления Камалиной в работу и самостоятельном истребовании недостающей справки с места службы отца ребенка - ФИО8

В целях получения недостающей справки специалистами Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат» были направлены запросы:

- начальнику Управления ФКУ «Едины расчетный центр МО РФ», откуда поступили сведения о необходимости истребования указанной информации у командира в/ч (л.д. 82, 90);

- командиру в/ч () (л.д.89, 101),

- командиру в/ч откуда 24 ноября 2015 года поступили сведения о необходимости запроса информации в ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» (л.д. 110, 122).

В связи с неполучением сведений с места службы ФИО8 решениями руководителя Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат» от 15 июня 2015 года, от 13 июля 2015 года, от 14 августа 2015 года, от 14 сентября 2015 года, от 13 октября 2015 года, от 12 ноября 2015 года срок рассмотрения заявления Камалиной Л.И. неоднократно продлялся (л.д.87, 98, 92, 107, 113, 119), а 04 декабря 2015 года было принято решение об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО2 до полутора лет (л.д.126) в связи с отсутствием справки с места службы отца ребенка.

Иных препятствий для назначения истице ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет не имелось.

При рассмотрении дела также установлено, что в виду не предоставления командованием в/ч 52945 (36030) соответствующей справки ФИО8 в июле 2016 года обратился в 35 военный гарнизонный суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд обязать командира в/ч 52945 (36030) предоставить в Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат» справку о том, что за период службы в этой войсковой части отпуск по уходу за ребенком ему не предоставлялся и пособие по уходу за ребенком ему не выплачивалось.

Определением 35 военного гарнизонного суда от 08 августа 2016 года производство по административному делу №2а-222/2016 по административному иску ФИО8 было прекращено на основании ч.2 ст. 225 КАС РФ, поскольку в судебном заседании было установлено, что вышеуказанная справка была направлена административным ответчиком в адрес административного истца и руководителя Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат» 22 июля 2016 года.

При этом из материалов по заявлению Камалиной Л.И. и пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, следует, что соответствующая справка из в/ч поступила в Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат» 22 июля 2016 года, из ее содержания следует, что ФИО8, проходивший военную службу в в/ч в период с 19 октября 2011 года по 09 июля 2015 года, документы на получение пособия до полутора лет на дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, по месту службы не оформлял, пособия не получал, отпуск по уходу за ребенком до полутора лет ему не предоставлялся (л.д. 132).

Таким образом, из совокупности исследованных судом доказательства с очевидностью следует, что истица Камалина Л.И., как мама малолетней дочери, 14 июля 2013 года рождения, имела намерение на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, которое относится к гарантированным государством мерам материальной поддержки материнства и детства, однако, своевременно обратившись к ответчику за получением указанных мер социальной поддержки, свое право в должной мере реализовать не смогла по причинам независящим от нее.

Так, в судебном заседании установлено, что единственным основанием к отказу в назначении Камалиной Л.И. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, явилось отсутствие справки с места службы супруга истца (отца ребенка) о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и не получает пособие, которая не могла быть предоставлена заявителем по объективным причинам, что связано с прохождения ее супругом ФИО8 военной службы и не поступлением необходимых сведений от командования восковой части.

Предпринятые со стороны ответчика меры направленные на самостоятельное получение указанной справки также не принесли положительного результата, необходимая справка с места службы ФИО8 по запросам ответчика командованием войсковой части по месту службы ФИО8 предоставлена в адрес ответчика не была.

При этом судом установлено, что, несмотря на неоднократные продления срока рассмотрения заявления Камалиной Л.И. именно в связи с непредставлением необходимой справки с места службы ФИО8, Вилючинским филиалом КГКУ «Центр выплат» непосредственно самой Камалиной Л.И. не было указано на конкретные действия, которые ей следовало осуществить для реализации права на получение спорного пособия.

Также при рассмотрении дела установлено, что после обращения ФИО8 в суд за возложением на командование войсковой части обязанности предоставить необходимую для назначения пособия справку, такая справка в июле 2016 года была направлена как в адрес ответчика, так и в адрес самого ФИО8, при этом из содержания справки следует, что заявитель Камалина Л.И. имеет право на получение гарантированных мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком дочерью – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, до достижения ребенком полутора лет, поскольку отец ребенка таким правом по месту службы не воспользовался.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом ответчику справка с места службы ФИО8 не могла быть предоставлена по объективным, независящим от истца обстоятельствам, что в рассматриваемом случае не должно является основанием к лишению ее мер государственной поддержки в виде пособия по уходу за ребенком до полутора лет, за получением которого она своевременно обратилась и право на получение которого при рассмотрении дела нашло свое подтверждение.

В свою очередь отказ в предоставлении права на социальное обеспечение по причине отсутствия справки с места службы супруга истца, объективной возможностью получения которой Камалина Л.И. не располагала, в рассматриваемом случае носит явно непропорциональный характер и нарушает справедливый баланс между правами, свободами и охраняемыми законом интересами истца и ее малолетней дочери и законными интересами других лиц, государства и общества, что противоречит положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в силу которой права и свободы других лиц могут быть ограничены федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Доводы стороны ответчика о том, что заявителем изначально не была предоставлена справка с места службы супруга, а также не были предоставлены документы, подтверждающие, что она обращалась за ее получением к командованию войсковой части, в связи с чем, ее заявление подлежало возврату, суд не принимает во внимание, поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что заявление Камалиной 15 мая 2015 года было принято ответчиком к рассмотрению, ей данное заявление не возвращалось, при этом ответчиком были приняты меры направленные на самостоятельное получение по месту службы отца ребенка необходимой справки, которые положительных результатов в течении полугода не принесли, что в свою очередь подтверждает доводы заявителя об отсутствии у нее возможности получения необходимой справки и как следствие предоставления ее ответчику.

Доводы о том, что справка с необходимыми сведениями поступила по истечении 6-ти месяцев с момента принятия решения об отказе в назначении Камалиной соответствующего пособия по уходу за ребенком, также не могут являться единственным и безусловным основанием к отказу Камалиной Л.И. в удовлетворении ее требований, поскольку данное обстоятельство не зависело от волеизъявления самой заявительницы, а явилось следствием не предоставления таких сведений именно командованием войсковой части, где проходил военную службу супруг заявителя – отец ребенка. При этом установленный шестимесячный срок со дня достижения ФИО2 полуторалетнего возраста заявительницей Камалиной Л.И. при обращением за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет пропущен не был, поскольку ее обращение к ответчику через Многофункциональный центр имело место 8 мая 2015 года, то есть в установленный для этого срок.

То обстоятельство, что в настоящее время семья Камалиных не зарегистрированы на территории Камчатского края в виду изменения с ДД.ММ.ГГГГ места жительства, не является основанием к отказу в удовлетворении ее требований, поскольку на момент обращения за получением мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет необходимые условия, связанные с проживанием на территории Камчатского края заявителем были соблюдены, при этом дальнейшее изменение места жительства в рассматриваемой ситуации, при которой единственным основанием к отказу в назначении пособия явилось отсутствие справки с места службы отца ребенка, не свидетельствует об отсутствии у Камалиной права на получением указанной меры материальное поддержки материнства и детства.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что реализация права на предоставление гарантированных государством мер социальной поддержки в виде пособий и иных выплат не может быть поставлена в зависимость от предоставления сведений, которые не могут быть получены заинтересованным лицом по объективным, не зависящим от него причинам, учитывая установленные по делу обстоятельства, согласно которым истец Камалиной Л.И. в установленный законом срок обратилась за назначением и выплатой ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО2ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, до полутора лет, при этом совокупность представленных документов свидетельствует о наличии у Камалиной Л.И. права на получение соответствующего пособия, которое ей не было предоставлено только по причине отсутствия справки с места службы отца ребенка, суд приходит к выводу об удовлетворению требований истца в полном объеме.

Удовлетворяя требование истца, суд полагает необходимым согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для назначения истцу ежемесячного денежного пособия по уходу за ребенком - 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, при этом исходя из п. 2.1, п.п. 2.2.1-2.2.3 положения о Вилючинском филиале КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», учитывая, что Камалина И.Л. и ее дочь на момент обращения за мерами социальной поддержки являлись гражданами, проживающими на территории Вилючинского городского округа, то обязанность назначить Камалиной Лилии Ильдусовне ежемесячное пособие по уходу за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, до полутора лет, должна быть возложена на ответчика в лице его Вилючинского филиала.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Камалиной Лилии Ильдусовны к Краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о возложении обязанности назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, - удовлетворить.

Обязать Вилючинский филиал краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу назначить Камалиной Лилии Ильдусовне ежемесячное пособие по уходу за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ 2013 года рождения, до 1,5 лет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 21 января 2019 года.

Председательствующий В.М. Воронова