ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5/2014 от 09.01.2014 Тюкалинского городского суда (Омская область)

  Дело № 2- 5\2014

 Решение

 Именем Российской Федерации

 Тюкалинский городской суд Омской области

 В составе :председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,

 С участием пом. Тюкалиснкого межрайонного прокурора Белогур Е.С.,

 При секретаре Балашовой Н.В.,

 Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Тюкалинске 09 января 2014 года

 Дело по иску ФИО1 к Совету депутатов Тюкалинского муниципального района Омской области, Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области о признании недействующим п.п. «в» п.2 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (пенсии по инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тюкалинского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета депутатов Тюкалинского муниципального района №15 от 26.02.2010 года, признании незаконным отказа в установлении стажа муниципальной службы, установлении стажа муниципальной службы в период с 18.05.1976 года по 12.11.1991 года, признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии и возложении обязанности по назначению ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии,

 Установил:

               ФИО1 обратилась в суд с первоначальным иском к Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области об установлении стажа муниципальной службы для исчисления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как муниципальному служащему, возложении обязанности о выдаче справки в подтверждение стажа, назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии из расчета стажа в 15 лет 05 месяцев.

                В дальнейшем ФИО1 в судебном заседании требования были дополнены и уточнены, истец просила суд о признании незаконным п.п. «в» п.2 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (пенсии по инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тюкалинского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета депутатов Тюкалинского муниципального района №15 от 26.02.2010 года, признании незаконным отказа в установлении стажа муниципальной службы, установлении стажа муниципальной службы в период с 18.05.1976 года по 12.11.1991 года, признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии и возложении обязанности по назначению ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

       Истцом требования заявленные были обоснованы тем, что свою трудовую деятельность в Тюкалинске она начинала в Тюкалинском райфинотделе с 18.05.1976 года в должности инспектора государственных доходов, и закончила эту деятельность в должности старшего государственного налогового инспектора в государственной налоговой инспекции 12.11.1991 года. Данный общий стаж муниципальной службы составил 15 лег 5 месяцев и 24 дня. За указанный период она исполняла обязанности по привлечению доходов в бюджет района, области и государства. Несмотря на перемещения по службе, обязанности оставались прежние. Заработную плату она получала из бюджета и относилась к служащим, название которые впоследствии стало муниципальные. В настоящее время она является пенсионером по старости и инвалидом 3 группы. Она обратилась 31.10.2013 года в Администрацию Тюкалинского муниципального района с просьбой для исчисления стажа муниципальной службы и возможности установления доплаты к трудовой пенсии по старости как лицу, имеющему трудовой стаж муниципального служащего более 15 лет. 07.11.2013 года получила письменный отказ, в котором Администрация Тюкалинского муниципального района, в лице главы муниципального района ФИО2, ссылается на Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (пенсии по инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тюкалинского муниципального района Омской области, утвержденное решением Совета депутатов Тюкалинского района Омской области от 26.02.2010 № 15. Она не согласна с отдельными пунктами этого Положения. А особенности с п. «в»., так как этот пункт противоречит Федеральным законодательным актам о пенсиях, об исчислении стажа, об основах муниципальной службы, о государственной службе и пенсионном обеспечении, т. к в нем конкретно указывается дата, что люди работавшие до 6 августа 1996 года не являются муниципальными служащими. Ее письмо даже не было передано в комиссию по исчислению стажа муниципальной службы, создаваемом в каждом муниципальном образовании и соответственно не было рассмотрено ею. Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Согласно статье 25 Федерального закона N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях Муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы). Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы насчитывается в Стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу. За весь указанный период в ее обязанности входило привлечение доходов в бюджет, а исполнение бюджета является законом на любых уровнях. Считает, что отказ в исчислении ее муниципального стажа незаконным, так как нарушаются ее права по Конституции, и не исполняется Федеральный Закон, гарантирующий право на установленную Законом надбавку к пенсии. Доплата муниципальным служащим надбавки к трудовой пенсии относится к социальным гарантиям муниципальных служащих и обязательна к выплате.

                В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным выше основаниям.

                Представитель Совета депутатов Тюкалинского муниципального района Омской области ФИО3 и представитель Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признали.

       В обоснование заявленных возражений ФИО3 было представлено письменное возражение, в котором было указано, что Федеральным законом от 31.07.1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» определены права и гарантии государственного служащего в т.ч. в части пенсионного обеспечения. Указом Президента РФ № 854 от 16.08.1995 года в целях обеспечения социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, впредь до принятия соответствующих федеральных законов установлено, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств. Законом Омской области № 69-03 от 26.07.1996 года (вступил в силу 6.08.1996 года) в ст. 17 установлено, что государственные служащие, замещавшие государственные должности государственной службы, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» при увольнении с государственной службы по указанным в законе основаниям, если освобождение от должности имело место не ранее 6.08.1996 года. В Кодексе о государственных должностях Омской области и государственной
гражданской службе Омской области (№601-03,22.12.2004) в ст. 19. установлены гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные
должности Омской области, указано, что лица, замещавшие государственные должности Омской области, получавшие денежное вознаграждение за счет областного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, если освобождение от замещаемой государственной должности Омской области имело место не ранее 6 августа 1996 года, за исключением случаев, предусмотренных статьей 50 настоящего Кодекса. В законе Омской области N 852-03 от 2 февраля 2007 года «О внесении
изменений в Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной
гражданской службе Омской области» указано: дополнить Кодекс статьей 47.1 следующего содержания: лица, замещавшие должности государственной гражданской службы, при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», если увольнение с замещаемой должности государственной гражданской службы имело место не ранее 6 августа 1996 года. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8.01.1998 года № 8-ФЗ (вступил в силу 12.01.1998 года и утратил силу 1.06.2007 года в связи с принятием Федерального закона от 2.03.2007 года № 25-ФЗ) установил, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, что законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.» Таким образом, Положение об установлении, выплате и перерасчёте размера ежеме_сячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тюкалинского муниципального района Омской области утверждённое решением Сове_та депутатов Тюкалинского муниципального района Омской области в качестве стартового срока для получения права на получение доплаты к пенсии муниципальным служащим устанавливает дату начала действия областного закона № 297- ОЗ, то есть 6.08.1996 года. Момент возникновения права на доплату к пенсии муниципальному служащему возникает с 6.08.1996 года, а истец была уволена 12.11.1991 года.

      В судебном заседании указанные выше доводы ФИО3 поддержал.

                Представитель Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области ФИО4 в судебном заседании доводы ФИО3 поддержала и указала, что отказ Администрации на обращение истца является обоснованным, не имеется оснований для установления стажа муниципальной службы и признании за истцом права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.

                Заслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключения помощника Тюкалинского межрайонного прокурора Белогур Е.С, полагавшей не подлежащими удовлетворению требования истца по признанию недействующим п.п. «в» п. 2 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (пенсии по инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тюкалинского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета депутатов Тюкалинского муниципального района №15 от 26.02.2010 года, суд приходит к следующему.

               По ч.1 ст. 25 ФЗ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:

 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

 2) муниципальных должностях;

 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;

 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

                По ч.2 данной статьи порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

               Статьей 3 Закона Омской области от 10.03.2010 года № 1241-ОЗ «О стаже муниципальной службы в Омской области» установлен порядок зачета в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности и порядок исчисления стажа муниципальной службы. В частности предусмотрено, что в стаж муниципальной службы представителем нанимателя (работодателем) по представлению подразделения по вопросам муниципальной службы и кадров органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования (при его отсутствии - уполномоченного на решение соответствующих вопросов муниципального служащего) засчитываются в том числе периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим в Омской области для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего в Омской области. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.

 В данной статье указано, что стаж муниципальной службы исчисляется представителем нанимателя (работодателем), решение представителя нанимателя (работодателя) о зачете в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности оформляется соответствующим муниципальным правовым актом.

              31.10.2013 года истец обратилась с заявлением на имя главы Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области ФИО2 в котором просила подтвердить письменно ее трудовой стаж муниципального служащего и рассмотреть возможность установления ей выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, как лицу, имеющему трудовой стаж муниципального служащего более 15 лет.

              ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ на поступившее заявление истца главой муниципального района, в котором было указано, что согласно Закону Омской области от 10.03.2010 года № 1241-ОЗ «О стаже муниципальной службы в Омской области» стаж муниципальной службы исчисляется нанимателем (работодателем), поскольку в трудовых отношениях ФИО1 с органами местного самоуправления Тюкалинского муниципального района Омской области не состоит, то исчислять стаж муниципальной службы не представляется возможным. В данном ответе также было указано, что Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (пенсии по инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тюкалинского муниципального района Омской области, утвержденным решением Совета депутатов Тюкалинского муниципального района №15 от 26.02.2010 года, установлено, что лица, замещавшие должности муниципальной службы Тюкалинского муниципального района Омской области имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (пенсии по инвалидности) при наличии одновременно всех условий, предусмотренных п. 2 Положения. Было указано, что, согласно представленной истцом копии трудовой книжки, за №14 от 30.06.1990 года имеется запись об увольнении из Тюкалинского горфинотдела в связи с переводом в распоряжение государственной налоговой инспекции по г. Тюкалинску, после указанной даты сведений о замещении должности муниципальной службы нет, у Администрации отсутствуют основания для установления ежемесячно доплаты к трудовой пенсии.

               Суд полагает указанные выводы по отказу истцу в исчислении муниципального стажа и установлении ежемесячной доплаты обоснованными.

               При рассмотрении требований иска судом учитывается, что решением Совета депутатов Тюкалинского муниципального района №15 от 26.02.2006 года утверждено Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (пенсии по инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тюкалинского муниципального района Омской области, данный нормативный правовой акт опубликован в Бюллетене Тюкалинского муниципального района Омской области №39 от 26.02.2010 года.

              Пунктом 2 Положения установлено, что лица, замещавшие должности муниципальной службы, предусмотренные Перечнем должностей муниципальной службы Тюкалинского муниципального района, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (пенсии по инвалидности), назначенной в соответствие с законодательством Российской Федерации, при наличии одновременно следующих условий:

             а) стаж муниципальной службы составляет не менее 15 лет;

             б) увольнение с муниципальной службы имело место по одному из следующих оснований:

             - сокращение численности или штата муниципальных служащих в органе местного самоуправления Тюкалинского муниципального района (его структурном подразделении);

              - достижение предельного возраста, установленного законом для замещения должностей муниципальной службы;

               -собственное желание в связи с выходом на трудовую пенсию по старости (пенсию по инвалидности);

            в) увольнение с замещаемой должности муниципальной службы имело место не ранее 06.08.1996 года.

            Оценивая доводы сторон в отношении оспариваемого истцом п.п. «в» п.2 Положения, суд не может не учесть ниже следующее.

             Согласно ст.24 ФЗ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Аналогичное положение содержалось и в статье 18, ранее действовавшего ФЗ от 08.01.1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

              Права и гарантии государственного служащего, в том числе и в области пенсионного обеспечения, были установлены Федеральным законом от 31.07.1995 года №119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации». В целях обеспечения социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, впредь до принятия соответствующих федеральных законов, Указом Президента РФ №854 от 16.08.1995 года было постановлено, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Настоящим Указом было рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

               В Законе Омской области от 26.07.1996 года №69-ОЗ «О государственной службе Омской области», вступившим в силу с 06.08.1996 года, в статье 17, было установлено, что государственные служащие, замещавшие государственные должности государственной службы, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» при увольнении с государственной службы при условии, что увольнение с замещаемой государственной должности государственной службы по указанным в настоящем пункте основаниям имело место не ранее 06.08.1996 года.

               В Законе Омской области от 22.12.2004 года № 601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области», в ст.19, также было указано что лица, замещавшие государственные должности Омской области, получавшие денежное вознаграждение за счет областного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, если освобождение от замещаемой государственной должности Омской области имело место не ранее 06.08. 1996 года.

               Таким образом, анализируя перечисленный выше нормативный материал, суд не может не согласиться с утверждением представителя Совета по установлению момента возникновения права на доплату- с 06.08.1996 года, в связи с чем полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований о признании недействующим п.п. «в» п. 2 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (пенсии по инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тюкалинского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета депутатов Тюкалинского муниципального района №15 от 26.02.2010 года.

                  Принимая во внимание представленные суду документы, установленные указанным Положением условия возникновения права на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, суд полагает необходимым в удовлетворении требований иска ФИО1 отказать.

                   Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

 Решил:

                  В иске ФИО1 к Совету депутатов Тюкалинского муниципального района Омской области, Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области о признании недействующим п.п. «в» п. 2 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (пенсии по инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тюкалинского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета депутатов Тюкалинского муниципального района №15 от 26.02.2010 года, признании незаконным отказа в установлении стажа муниципальной службы, установлении стажа муниципальной службы в период с 18.05.1976 года по 12.11.1991 года, признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии и возложении обязанности по назначению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии отказать.

                 Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд Омской области в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Судья Тюкалинского городского суда

 Омской области                                                                                             О.А. Кузнецова