ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5/2015 от 03.04.2015 Игарского городского суда (Красноярский край)

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Игарский городской суд <адрес> края в составе председательствующего судьи ФИО6, при секретаре судебных заседаний ФИО2, с участием представителя заявителя ФИО5, представителя ДООО «<адрес>» ФИО3, действующего на основании доверенности от 01.01 2015 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Дочернему обществу с ограниченной ответственностью «<адрес>» (далее ДООО «<адрес>») об обязании сделать перерасчет по начислению жилищно-коммунальных услуг за период 2012-2014 года,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с требованиями обязать Дочернее общество с ограниченной ответственностью «<адрес>» сделать перерасчет по начислению жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из начисления по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5234,04 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5451,66 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5847,84 руб. в месяц.

Свои доводы обосновывает тем, что ответчик, оказывая ему жилищно-коммунальные услуги, обязан их предоставлять в соответствии с установленными в России стандартами.

Считает, что стоимость жилищно-коммунальных услуг рассчитана ответчиком неверно по следующим основаниям.

В 2006 году депутаты <адрес> горсовета приняли тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения города, применив предельные индексы к тарифам, установленным в 2004 году. Эти тарифы действуют до настоящего времени, так как с ДД.ММ.ГГГГ на федеральном уровне были приняты нормативные акты, согласно которым органы местного самоуправления утрачивают возможность принимать решения по этим тарифам для населения, «замораживаются» и ежегодно индексируются.

В 2012-2014 годах Правительством РФ были приняты нормативные акты, согласно которым федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2012 году был равен 93,8 руб. за 1 кв. м. общей площади жилья (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012-2014 годы»), в 2013 году – 97,7 руб. за 1 кв.м. общей площади жилья, в 2014 году – 104,8 руб. за 1 кв.м. общей площади жилья (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральных коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2013-2015 годы», «Федеральными стандартами Российской Федерации на 2013-2015 годы»).

Начисленная ответчиком стоимость жилищно-коммунальных услуг в 2012 году составила 143,07 руб. за 1 кв.м. общей площади жилья (7983,56 руб./55,8кв.м.), в 2013 году – 141,37 руб. за 1 кв.м. общей площади жилья (7888,49 руб./55,8 кв.м.), в 2014 году – 158,82 руб. за 1 кв.м. общей площади жилья (8862,41 руб./55,8 кв.м.).

В связи с тем, что органами местного самоуправления <адрес> с 1997 года не были выполнены требования Федерального законодательства о приведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения к уровню Федерального стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг за 1 кв.м. общей площади жилья, тарифы на жилищно-коммунальные услуги в 2014 году следует исчислять исходя из установленных на федеральном уровне федеральных стандартов предельной стоимости оплаты ЖКУ за 1 кв.м. общей площади жилья или 104,8 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения.

Таким образом, считает, что стоимость ЖКУ по его квартире в январе 2012 года должна была быть не более 5234,04 руб. в месяц (93,8 руб. *55,8 кв.м.), в 2013 году – не более 5451,66 руб. в месяц (97,7 руб. * 55,8 кв.м), в 2014 году – не более 5847,84 руб. в месяц (104,8 руб. *55,8 кв.м.).

ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. О причинах неявки суд не уведомил.

Представитель Администрации <адрес> будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Просят дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель <адрес> городского Совета депутатов <адрес> края, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Просят дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Выслушав мнение участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1, представителя Администрации <адрес>, представителя <адрес> городского Совета депутатов <адрес> края.

Представитель заявителя ФИО5 в судебном заседании поддержал требования ФИО1 в полном объеме и пояснил, что ФИО1 имеет задолженность по квартплате в размере 121108 руб.08 коп. Претензий к тарифам утвержденных Региональной аналитической комиссией по оплате Жилищно – коммунальных услуг не имеет. Просит требования ФИО1 удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал и пояснил, что согласно протокола подведения итогов заочного голосования собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, на первоначальном общем собрании, организация Дочернее общество с ограниченной ответственностью «<адрес> была выбрана управляющее компанией с 2009 года до 2014 года, в том числе по дому, где проживает ФИО1 В 2014 году по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления – администрацией <адрес>, Дочернее общество с ограниченной ответственностью «<адрес>» вновь была выбрана управляющее компанией, в том числе по дому, где проживает ФИО1, был заключен соответствующий договор от ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, Дочернее общество с ограниченной ответственностью «<адрес>» оказывает услуги по управлению домом, в котором проживает ФИО1 с 2009 года.

Коммунальные услуги для дома, в котором проживает ФИО1, предоставляются:

- в части электро – и теплоснабжения – обществом с ограниченной ответственностью «<адрес>, ранее называвшееся открытым акционерным обществом «<адрес> Тарифы на услуги этой организации были утверждены в установленном порядке Региональной энергетической комиссией <адрес>.

- в части водоснабжения и водоотведения (канализации) – дочерним обществом с ограниченной ответственностью «<адрес>». Тарифы на эти услуги до 2013 г. устанавливались Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (далее МинЖКХ края), а с 2013 г. Региональной энергетической комиссией <адрес> края (далее <адрес> края).

Таким образом, все тарифы на коммунальные услуги, оказывающие влияние на размер платы населения утверждены уполномоченными органами государственной власти. Правовые акты указанных органов об установлении тарифов приняты и опубликованы в установленном порядке, никем не обжаловались, не опротестовывались и имеют юридическую силу на момент их принятия.

ФИО1 имеет задолженность на ДД.ММ.ГГГГ в размере 121108,04 руб.. Субсидию он оформил только в ноябре 2014 года. Права его никто не нарушает. Данным заявлением он пытается защитить свои интересы, нарушая при этом интересы ДООО «<адрес>». Заявитель не оплачивает коммунальные услуги, имеет огромную задолженность, при этом отмечает, что население города оплачивает жилищно-коммунальные услуги в установленном размере.

Оснований делать перерасчет по начислению жилищно-коммунальных услуг не имеется.

Суд, заслушав стороны, оценив в совокупности все представленные по делу возражения, доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, учитывая установленные по делу обстоятельства, вышеприведенные нормы права, полагает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Из анализа законодательства, регулирующего порядок установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, действовавшего на момент издания <адрес> N можно сделать следующий вывод.

Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в части 4 статьи 15 предусматривает, что Правительством РФ устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ежегодно федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаются правила содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандарты качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методика перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного, а также ненадлежащего качества.

Во исполнение этого положения Закона РФ Постановлением Правительства РФ N 89 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Из анализа правовых положений этих Основ следует, что при установлении цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги не применяются и не учитываются федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг и стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, которые утверждаются органами власти субъектов РФ.

Согласно пунктам 5 и 6 Основ методами установления цен и тарифов являются экономическая обоснованность расходов и индексация с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли РФ.

Часть 5 статьи 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.

В части 6 этой же статьи указано, что федеральные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях; региональные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в межбюджетных отношениях.

Именно об этой цели принятия федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг указано в Постановлении Правительства N 441 от 26.08.2004,

Необходимость и цель установления стандартов предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилья изложена в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ N 425 от 28.04.1997.

В абзаце первом раздела V Концепции указано, что при сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг будет создана система, при которой объем финансирования из федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) будет рассчитываться исходя из федеральных стандартов. При этом, субъектам РФ рекомендуется использовать аналогичный механизм распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями.

В ряду других стандартов в абзаце четвертом V раздела Концепции приведен стандарт предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилья и указан порядок его расчета.

Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Одновременно, названная статья предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит условия, при котором размер платы гражданина должен был бы соответствовать федеральному стандарту предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, так как размер платы гражданина, рассчитанный по установленным тарифам и нормативам, и федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг – разные правовые понятия, не имеющие прямой взаимосвязи между собой.

Действующим законодательством компетенция субъектов Российской Федерации по установлению региональных стандартов определена статьей 159 Жилищного кодекса РФ, из которой следует, что стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, главным образом, применяются для расчета размера финансовой помощи бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, а также расчета размера субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, то есть используются в межбюджетных отношениях.

Компетенцией по установлению тарифов на коммунальные услуги, перечисленные в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, наделены в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые в соответствии с требованиями действующего законодательства в пределах своих полномочий издают соответствующий нормативно-правовой акт по установлению тех или иных тарифов.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую населению, устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации в области государственного регулирования тарифов - Региональная энергетическая комиссия <адрес> (ст. ст. 2, 6 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ").

Тарифы на иные коммунальные услуги устанавливаются органами местного самоуправления.

Таким образом, из положений Жилищного кодекса РФ следует, что стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг и тарифов на услуги ЖКХ являются различными понятиями, которые используются при регулировании различных правоотношений.

<адрес> "О краевом бюджете на 2005 год" N от ДД.ММ.ГГГГ (в посл. редакциях) для регулирования межбюджетных отношений при определении расходов на жилищно-коммунальное хозяйство предусмотрены расходы в рамках фонда компенсаций (ст. ст. 18, 22, приложение 27).

Учитывая изложенное, суд считает, что довод заявителя о влиянии устанавливаемых на федеральном и региональном уровне стандартов предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилья на расчет тарифов и цен на предоставляемые гражданам жилищно-коммунальные услуги является не состоятельным, соответственно, заявленные требования об обязании <адрес>» сделать перерасчет по начислению жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из начисления по квартире заявителя, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> года из расчета - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5234,04 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5451,66 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5847,84 руб. в месяц удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к Дочернему обществу с ограниченной ответственностью «<адрес>» об обязании сделать перерасчет по начислению жилищно-коммунальных услуг за период 2012-2014 года оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в <адрес> краевой суд подачей жалобы через <адрес> городской суд.

Судья ФИО7