ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5/2021 от 26.02.2021 Грибановского районного суда (Воронежская область)

2-5/2021

РЕШЕНИЕ

пгт Грибановский

26 февраля 2021 года

2-5/2021

РЕШЕНИЕ

пгт Грибановский

26 февраля 2021 года

– обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем принятия мер, в том числе, в судебном порядке, направленных на расторжение дополнительного соглашения от 15.01.2020 к договору аренды земельных участков от 23.04.2014, согласно которому существенное условие, предусмотренное подпунктом 8.1.1 пункта 8.1 договора «осуществить строительство животноводческого комплекса с полным производственным циклом на территории Грибановского района» определено до 31.12.2022.

Заявленные требования мотивирует тем, что считает нарушенным порядок передачи в аренду земельных участков с кадастровыми номерами , что повлекло нарушение прав территориального муниципального образования – Грибановского муниципального района Воронежской области.

Так, 23.04.2014 между администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области (арендодателем) и ООО «Агропродукт Грибановский» (арендатором) был заключен договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами и сроком на 49 лет до 22.04.2063.

Подпунктом 8.1.1 пункта 8.1 договора в качестве особого условия указана обязанность арендатора осуществить строительство животноводческого комплекса с полным производственным циклом на территории Грибановского муниципального района Воронежской области в течение 5 лет с даты подписания договора аренды, срок начала строительства 2014 год.

Договор заключен в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) в действующей на тот момент редакции, то есть, по результатам предварительного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации (в газете «Молодой коммунар» от 21.03.2014) и рассмотрения единственного поступившего 18.04.2014 заявления от ООО «Агропродукт Грибановский».

Однако статья 34 ЗК РФ регулировала порядок предоставления находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков гражданам, а не юридическим лицам.

Как следовало из части 2 статьи 34 ЗК РФ, инициатором приобретения земельного участка в аренду должен был выступать гражданин или организация. После поступления соответствующего заявления собственник земельного участка должен был предварительно и заблаговременно опубликовать сообщение о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в СМИ.

В данной ситуации в газете «Молодой коммунар» от 21.03.2014 изначально была опубликована информация о наличии земельных участков с целью предоставления в аренду сроком на 49 лет, и только после этого 18.04.2014 в администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области поступило заявление ООО «Агропродукт Грибановский».

Статья 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды от 23.04.2014) регулировала порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Однако в газете «Молодой коммунар» от 21.03.2014 была опубликована информация о наличии земельных участков с кадастровыми номерами и с целью предоставления в аренду для строительства животноводческого комплекса с полным производственным циклом.

Предоставление земель в аренду с целью строительства могло осуществляться не в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, а лишь в порядке статьи 30 ЗК РФ в соответствующей редакции.

Согласно названной статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (часть 1).

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществлялось в порядке, предусмотренном частью 4 названной статьи, в том числе с определением разрешенного использования земельного участка, с проведением торгов (конкурсов, аукционов) или принятием решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Данный порядок соблюден не был.

Земли сельхозназначения не предусматривают какого-либо капитального строительства. Целевое использование земельных участков, предоставляемых для строительства животноводческого комплекса, должно было быть изменено с сельскохозяйственного назначения на промышленное, что регулировалось статьями 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, чего администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области сделано не было.

Согласно Правилам землепользования и застройки Малогрибановского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области и Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в территориальной зоне СХ 2 и СХ 1 соответственно (информация администрации Грибановского муниципального района Воронежской области от 16.12.2020 № 6502). В соответствии с основными и вспомогательными видами разрешенного использования строительство животноводческого комплекса с полным производственным циклом на данных земельных участках сельскохозяйственного назначения не допускается (в частности, без изменения их целевого назначения или определением разрешенного использования).

Кроме того, арендатором не выполнены существенные условия договора.

09.06.2016 между ООО «Агропродукт Грибановский» (первоначальный арендатор) и ООО «Россия-Агро» (новый арендатор) заключен договор, согласно которому права арендатора по договору аренды земельных участков от 23.04.2014 уступлены ООО «Россия-Агро» (с 01.08.2018 наименование изменено на ООО «Агрокомплекс Грибановский»). Согласно пункта 1.5 договора от 09.06.2016 первоначальный арендатор гарантирует, что все обязанности, вытекающие из договора аренды от 23.04.2014, выполнены надлежащим образом и в полном объеме.

Однако ни по состоянию на 09.06.2016, ни по истечении установленного подпунктом 8.1.1 пункта 8.1 договора аренды от 23.04.2014 пятилетнего срока, ни на настоящий момент животноводческий комплекс с полным производственным циклом на территории Грибановского муниципального района Воронежской области не построен, строительство ни в 2014 году, ни на настоящее время не начиналось. Фактически подпункт 8.1.1 пункта 8.1 договора не выполнен.

Условие строительства животноводческого комплекса является существенным. Его невыполнение – безусловное основание для досрочного расторжения договора аренды в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области принято постановление от 15.01.2020 № 5 и с ООО «Агрокомплекс Грибановский» заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельных участков от 23.04.2014, согласно которому существенное условие, предусмотренное подпунктом 8.1.1 пункта 8.1, изменено – строительство животноводческого комплекса определено до 31.12.2022.

Указанные постановление и дополнительное соглашение являются незаконными, поскольку в силу части 8 статьи 448 ГК РФ оснований для изменения существенного условия договора не имелось.

С учетом изложенного 19.03.2020 прокуратурой района внесено представление в адрес и.о. главы администрации Грибановского муниципального района Воронежской области с требованием о принятии мер по отмене постановления администрации Грибановского муниципального района Воронежской области от 15.01.2020 № 5 и по расторжению дополнительного соглашения от 15.01.2020 к договору аренды земельных участков от 23.04.2014 в добровольном (при согласии арендатора - ООО «Агрокомплекс Грибановский») или в принудительном судебном (в случае отсутствия согласия) порядке.

20.04.2020 администрация Грибановского муниципального района Воронежской области отклонила представление прокуратуры Грибановского района Воронежской области, сославшись на то, что к рассматриваемой ситуации положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не применимы, а также на то, что на дополнительное соглашение к договору аренды земельных участков от 23.04.2014, заключенное с ООО «Агрокомплекс Грибановский» 15.01.2020, требования законодательства, в том числе о защите конкуренции, как на договор, заключенный по результатам торгов, не распространяются.

В связи с тем, что договор аренды от 23.04.2014 заключен в нарушение земельного законодательства, арендатор в течение нескольких лет не исполняет обязанность в виде строительства животноводческого комплекса, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области необходимо расторгнуть ничтожный договор аренды, так как оспариваемый договор не соответствует интересам муниципального образования.

Нарушение прав муниципального образования - Грибановского муниципального района Воронежской области заключается в том, что если бы существенное условие о строительстве животноводческого комплекса не было бы ранее включено в содержание договора аренды, другие участники смогли бы подать заявки на предоставление им в аренду земельных участков, соответственно, арендная плата могла бы быть выше.

Срок исковой давности по делу не пропущен. 25.09.2019 в прокуратуру Грибановского района поступило обращение ФИО1, из содержания которого впервые стало известно о возможном нарушении закона при заключении договора аренды. В 2016 году прокурором Грибановского района направлялся запрос в администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области о предоставлении перечня заключенных администрацией района договоров аренды, связанных использованием земельных участков. Данная информация была необходима для формирования статистики. В числе других в списке имелось указание на спорный договор, но на наличие нарушений данный договор аренды проверен не был, ему не давалась правовая оценка.

В судебном заседании помощник прокурора Грибановского района Воронежской области Тронев М.О. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, ФИО2, действующая на основании доверенности № 24 от 20.04.2020, л.д. 91, исковые требования не признала.

В судебном заседании показала, что иск не подлежит удовлетворению в связи с избранием истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права. Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) содержит перечень способов защиты нарушенных прав. Избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению нарушенных оспариваемых прав.

Арендные отношения являются обязательственными договорными правоотношениями, основания и порядок прекращения которых урегулирован нормами обязательственного права. Договор аренды земельных участков от 23.04.2014 в настоящее время является действующим и надлежащим образом исполняется сторонами. При наличии действующего, исполняемого сторонами договора оспариванию подлежит сам договор (требование о признании недействительным, о его расторжении и т.д.).

Избрание истцом ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Прокурор основывает свои требования нарушением процедуры заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, что является основанием для признания сделки недействительной (оспоримой или ничтожной). Однако прокурором заявлено требование неимущественного характера, направленное принудить сторону сделки обратиться в суд с требованием о расторжении договора аренды земельных участков.

Такие требования даже в случае их удовлетворения не восстановят нарушенные права без признания сделки недействительной. Для обращения в Арбитражный суд Воронежской области администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области должен быть соблюден обязательный досудебный претензионный порядок и администрацией должна быть направлена другой стороне договора претензия с указанием, какие нормы права были нарушены. Администрация Грибановского муниципального района Воронежской области считает, что нарушений при заключении и исполнении договора нет. Прокурором доказательств существенного нарушения сторонами условий договора не представлено. Срок, предусмотренный для строительства животноводческого комплекса, был установлен дополнительным соглашением и в настоящее время не истек.

Просит применить срок исковой давности и отказать в иске, так как оспариваемый договор был заключен 23.04.2014 года, а прокурор обратился в суд с иском в 2020 году.

Представитель ответчика, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, ФИО3, действующая на основании доверенности № 30-юр от 26.10.2020, л.д. 137, исковые требования не признала.

В судебном заседании 29.12.2020 показала, что из содержания искового заявления можно сделать вывод о том, что основанием для расторжения договора аренды и дополнительного соглашения к нему прокурор указывает нарушение процедуры заключения договора и невыполнение обязательств арендатора по строительству животноводческого комплекса.

По мнению администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, процедура заключения договора аренды земельных участков, определенная предусмотренным на тот период законодательством, была соблюдена.

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения, в том числе, образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, регулируется специальным законом, Федеральным законом № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Земельные участки по спорному договору аренды являются земельными участками сельскохозяйственного назначения и не предполагали строительство животноводческого комплекса именно на них, предполагалось строительство животноводческого комплекса на территории Грибановского района Воронежской области.

Статьей 19 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-03 (в редакции, действующей на момент заключения договора аренды) определено, что сообщения по обороту земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земельных долей в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» подлежат опубликованию в газете «Молодой коммунар». Информационное сообщение уполномоченным органом опубликовано 21.03.2014 в газете «Молодой коммунар».

Информация о возможности заключить договор аренды земельных участков была доступна для неопределенного круга лиц, все желающие имели возможность обратиться в отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области для получения разъяснений и ознакомления с условиями договора аренды земельных участков.

18.04.2014 в адрес администрации Грибановского муниципального района Воронежской области поступило заявление о предоставлении земельных участков, указанных в информационном сообщении, от ООО «Агропродукт «Грибановский». При этом иные заявления не поступали, иные лица для ознакомления с условиями аренды земельных участков не обращались.

Договор аренды земельных участков был заключен 23.04.2014 на основании постановления администрации Грибановского муниципального района Воронежской области от 23.04.2014 № 301 «О предоставлении в аренду земельных участков обществу с ограниченной ответственностью «Агропродукт «Грибановский»» администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области в лице отдела по управлению муниципальным имуществом, который является уполномоченным органом на заключение, исполнение и расторжение договоров по распоряжению муниципальным имуществом от имени администрации Грибановского муниципального района Воронежской области.

Срок аренды земельных участков установлен с 23.04.2014 по 22.04.2063 (49 лет), договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

В заключенном договоре аренды земельных участков содержались особые условия исполнения договора. Так, подпунктом 8.1.1. пункта 8.1. была предусмотрена обязанность арендатора по строительству животноводческого комплекса с полным производственным циклом на территории Грибановского района в течение 5 лет с даты подписания договора аренды, срок начала строительства 2014 год.

Условия договора аренды земельных участков от 23.04.2014 не предусматривают точного места расположения животноводческого комплекса. Главное, чтобы животноводческий комплекс располагался на территории Грибановского муниципального района Воронежской области.

21.06.2016 в адрес администрации Грибановского муниципального района Воронежской области от ООО «Агропродукт «Грибановский» поступило уведомление о заключении договора уступки прав аренды по договору аренды земельных участков от 23.04.2014.

Указанный договор уступки прав был зарегистрирован в установленном порядке. Права и обязанности по договору аренды перешли к ООО «Россия-Агро» (переименовано в 2018 году в ООО «Агрокомплекс Грибановский»).

Права муниципального образования договором аренды земельных участков от 23.04.2014 не нарушены. Арендатор надлежащим образом использует земельные участки в соответствии с их целевым назначением, регулярно и своевременно поступает арендная плата в бюджет Грибановского муниципального района Воронежской области, отсутствуют претензии со стороны контролирующих органов, оснований для досрочного расторжения договора нет.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и договор аренды заключен на срок более пяти лет, досрочное расторжение такого договора по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором (пункт 9 статьи 22 ЗК РФ).

В настоящее время условия договора аренды земельных участков от 24.04.2014 выполняются арендатором надлежащим образом с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением, заключенным 15.01.2020, оснований для обращения в суд с требованием о расторжении договора аренды земельных участков от 23.04.2020 у администрации Грибановского муниципального района Воронежской области не имеется.

Суду предоставлены письменные возражения, л.д. 139-147.

Представитель ответчика, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, ФИО4, действующая на основании доверенности № 31 от 14.12.2020, л.д. 138, в судебных заседаниях 29.12.2020 и 03.02.2021 показала, что работает в должности руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области и принимала участие в заключении договора аренды от 24.04.2014. Считает договор заключенным на законных основаниях, исковые требования прокурора Грибановского района не подлежащими удовлетворению.

Обратила внимание суда на то обстоятельство, что согласно нормам статьи 10 ФЗ № 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2014 году земельные участки предоставлялись как на основании аукциона, так и на основании предварительного опубликования извещения в соответствии со статьей 34 ЗК РФ. По ранее действовавшему законодательству размещение на официальном сайте администрации «Торги» подобной информации не требовалось, информация размещалась только об имуществе, требование о размещении информации о земельных участках появилось только в 2015 году.

В течение месяца с момента опубликования в СМИ извещения о предоставлении в аренду земельных участков никто, кроме ООО «Агропродукт Грибановский», в администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области не обратился.

18.04.2014 в адрес администрации Грибановского муниципального района Воронежской области поступила заявка на предоставление земельных участков в аренду.

21.04.2014 состоялось заседание комиссии по проведению торгов и аукционов, на котором было принято решение о предоставлении в аренду земельных участков. Администрацией было вынесено соответствующее постановление.

23.04.2014 между ООО «Агропродукт Грибановский» и администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области заключен договор аренды. Арендная плата начислена исходя из кадастровой стоимости земельных участков и ставки арендной платы. Ставки арендной платы утверждаются Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области. Арендная платы выплачивается своевременно и надлежащим образом. Со стороны администрации Грибановского муниципального района Воронежской области к арендатору претензий нет.

Нарушений процедуры заключения договора аренды и нарушений условий договора не имеется.

Дополнительное соглашение также было заключено в соответствии с нормами действующего законодательства. В объявлении о предоставлении в аренду земельных участков указано, что срок аренды составляет 49 лет, который в настоящий момент не истек.

На землях сельскохозяйственного назначения, согласно нормам ЗК РФ, не запрещено строительство при соблюдении условий, предусмотренных Правилами землепользования и застройки. Кроме того, по нормам ЗК РФ возможен перевод земель из одной категории в другую.

В договоре аренды от 23.04.2014 и в дополнительном соглашении не указано, на каком конкретно земельном участке должно осуществляться строительство животноводческого комплекса. На тот период времени ООО «Агропродукт Грибановский» на территории Грибановского муниципального района Воронежской области имел в аренде земельные участки общей площадью 665 га и планировал строительство трех животноводческих комплексов на разных земельных участках. Впоследствии ООО «Агропродукт Грибановский» по договору цессии передал все земельные участки ООО «Агрокомплекс Грибановский». Администрация Грибановского муниципального района Воронежской области об этом была надлежащим образом уведомлена.

Прокурору Грибановского района Воронежской области было известно о наличии спорного договора. В 2016 году в администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области из прокуратуры Грибановского района поступал запрос о предоставлении перечня договоров аренды земельных участков и недвижимом имуществе, на который был направлен ответ согласно представленной форме. В числе других был предоставлен спорный договор аренды земельных участков от 23.04.2014.

Представитель третьего лица, ООО «Агрокомплекс Грибановский», ФИО5, действующий на основании доверенности № 18 от 26.11.2020, л.д. 95, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В случае расторжения договора аренды земельных участков будут нарушены права ООО «Агрокомплекс Грибановский», который понесет значительные финансовые потери.

Полагает, что нарушений при заключении договора аренды и дополнительного соглашения сторонами не допущено, права муниципального образования не нарушены.

Доводы прокурора о том, что порядок предоставления земельных участков, регламентированный статьей 34 ЗК РФ, распространяется исключительно на граждан, но не на юридических лиц, считает ошибочными. Учитывая, что спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, в отношении них должна действовать специальная норма, а именно, Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ в редакции от 28.12.2013 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пункт 2 статьи 10 которого является отсылочной нормой и отсылает к статье 34 ЗК РФ, которой определен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В соответствии со статьей 34 ЗК РФ в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, торги не проводятся. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Вместе с тем статьей 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Во исполнение указанной нормы, с целью выявления лиц, заинтересованных в заключении договора аренды земельных участков, и принятия решения о необходимости проведения торгов 21.03.2014 администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области в газете «Молодой коммунар» было опубликовано соответствующее информационное сообщение, которое соответствовало всем требования вышеуказанной нормы и содержало всю необходимую информацию без каких либо приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан или юридических лиц.

Прокуратурой района также ошибочно сделана ссылка на нарушение части 8 статьи 448 ГК РФ при заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельных участков, заключенного без проведения торгов, на основании публикации в газете.

Статья 448 ГК РФ определяет организацию и порядок проведения торгов, а часть 8 данной статьи предусматривает, что условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:

1) по основаниям, установленным законом;

2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);

3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

Таким образом, даже если допустить, что договор заключен в соответствии с данной нормой, то при заключении дополнительного соглашения стороны действовали в соответствии с пунктом 3 данной статьи, т.е. заключили дополнительное соглашение об изменении пункта договора, не повлиявших на его условия, имевшие существенное значение для определения цены.

Так как организация торгов допускается Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при наличии нескольких претендентов, выявленных после публикации в средствах массовой информации сообщения о наличии земельных участков, предлагаемых для аренды, администрацией было принято решение не проводить торги и заключить договор аренды земельных участков с единственным заявителем, который выразил намерение заключить договор аренды на указанных в объявлении условиях.

Учитывая, что в течении 30 дней никто, кроме ООО «Агропродукт Грибановский» не обратился с заявлением о предоставлении земельных участков, 23.04.2014 между администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области и ООО «Агропродукт Грибановский» был заключен договор аренды земельных участков, который прошел правовую экспертизу Росреестра и был зарегистрирован.

Пунктом 8.1.1 договора предусмотрены особые условия, согласно которым арендатор обязуется осуществить строительство животноводческого комплекса с полным производственным циклом на территории Грибановского района в течение 5 лет с даты подписания договора. При этом ни договором, ни иной документацией не предусмотрено, что строительство должно осуществляться именно на данных земельных участках.

В июне 2016 года в связи с тяжелым материальным положением ООО «Агропродукт Грибановский» предложил ООО «Россия-Агро» (после переименования ООО «Агрокомплекс Грибановский») заключить договор уступки прав аренды земельных участков.

После согласования всех условий договора между ООО «Агропродукт Грибановский» и ООО «Россия-Агро» был заключен договор уступки прав аренды, согласно которому все права и обязанности по договору были переданы за плату новому арендатору ООО «Россия-Агро».

Учитывая, что вместе с передачей прав и обязанностей по договору аренды земельных участков к новому арендатору перешло и обязательство по строительству животноводческого комплекса на территории Грибановского района Воронежской области, а с момента заключения договора уже прошло более двух лет, новый арендатор обратился к арендодателю с просьбой о продлении срока строительства.

По результатам рассмотрения заявления было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельных участков, согласно которому дата окончания строительства была изменена на 31.12.2022. Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждает его законность и соответствие действующему законодательству и условиям договора. В связи с тем, что указанный срок еще не наступил, требования прокуратуры преждевременны и не основаны на нормах действующего законодательства.

До обращения прокурора в суд с настоящим иском ООО «Агрокомплекс Грибановский» вел работы по поиску организации для составления проекта и определения сметной стоимости животноводческого комплекса, но до окончания рассмотрения гражданского дела работы приостановлены.

Просит применить последствия пропуска истцом срока исковой давности. Оспариваемый договор был заключен 23.04.2014, прокуратура Грибановского района неоднократно проводила проверку администрации Грибановского муниципального района Воронежской области на предмет исполнения законодательства о противодействии коррупции, в том числе, в части заключения договоров аренды земельных участков, а обратилась в суд за защитой нарушенного права только 13.11.2020, с пропуском срок исковой давности.

Суду предоставлены письменные возражения, л.д. 219-222, и дополнения к ним, л.д. 234-237.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что 23.04.2014 администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области принято постановление № 301 «О предоставлении в аренду земельных участков ООО «Агропродукт Грибановский», в соответствии с которым постановлено передать в аренду ООО «Агропродукт Грибановский» земельные участки из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения:

- с кадастровым , находящийся по адресу: <адрес>, площадью 3433528 кв.м;

- с кадастровым , находящийся по адресу: <адрес>, площадью 12926225 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровых паспортах участков, сроком на 49 лет, л.д. 22-23.

23.04.2014 между администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области в лице отдела по управлению муниципальным имуществом (арендодателем) и ООО «Агропродукт Грибановский» (арендатором) был заключен договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами и сроком на 49 лет до 22.04.2063.

Общая сумма арендной платы в год составляет 949959 рублей (пункт 3 договора).

Подпунктом 8.1.1 пункта 8.1 договора в качестве особого условия предусмотрена обязанность арендатора осуществить строительство животноводческого комплекса с полным производственным циклом на территории Грибановского муниципального района Воронежской области в течение 5 лет с даты подписания договора аренды, срок начала строительства 2014 год, л.д. 24-29.

В соответствии с актом приема-передачи арендатор сдал, а арендодатель принял земельные участки в аренду, л.д. 30.

09.06.2016 между ООО «Агропродукт Грибановский» (первоначальный арендатор) и ООО «Россия-Агро» (новый арендатор) был заключен договор уступки прав аренды земельных участков, в соответствии с которым первоначальный арендатор уступает, а новый арендатор принимает в полном объеме права и обязанности арендатора земельных участков по договорам аренды, в числе которых – договор аренды от 23.04.2014, заключенный между администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области и ООО «Агропродукт Грибановский» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и сроком по 22.04.2063, л.д. 33-40.

21.06.2016 генеральный директор ООО «Агропродукт Грибановский» уведомил администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области о состоявшейся уступке прав аренды, л.д. 32.

Постановлением администрации Грибановского муниципального района Воронежской области № 5 от 15.01.2020 по рекомендации заместителя председателя Правительства Воронежской области от 09.12.2019 К№17-12/А-11088 было постановлено внести изменения в договор аренды земельных участков от 23.04.2014, заключенный с ООО «Агрокомплекс Грибановский»: подпункт 8.1.1. пункта 8.1 раздела 8 договора аренды изложить в новой редакции: «8.1.1. Осуществить строительство животноводческого комплекса с полным производственным циклом на территории Грибановского района до 31.12.2022», л.д. 41.

15.01.2020 между администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области и ООО «Агрокомплекс Грибановский» заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым подпункт 8.1.1. пункта 8.1 раздела 8 договора аренды изложен в новой редакции: «8.1.1. Осуществить строительство животноводческого комплекса с полным производственным циклом на территории Грибановского района до 31.12.2022», л.д. 43.

Дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Воронежской области 21.01.2020, л.д. 44.

Считая заключенный договор и дополнительное соглашение незаконными, прокурор Грибановского района Воронежской области 19.03.2020 обратился в администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области с представлением об устранении нарушений земельного законодательства, в котором предложил в течение месяца со дня внесения представления принять меры к отмене постановления администрации Грибановского муниципального района Воронежской области от 15.01.2020 № 5 и по расторжению дополнительного соглашения от 15.01.2020 к договору аренды земельных участков от 23.04.2014 в добровольном (при согласии арендатора ООО «Агрокомплекс Грибановский») или принудительном судебном (в случае отсутствия согласия) порядке, л.д. 49-52.

Администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области представление прокурора рассмотрено и отклонено со ссылкой на законность заключенных договора и дополнительного соглашения, л.д. 53-57.

В связи с этим прокурор Грибановского района Воронежской области обратился в суд с настоящим исковым заявлением в интересах муниципального образования – Грибановского муниципального района Воронежской области.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Вместе с тем, из искового заявления непонятно, в чем заключается нарушение прав муниципального образования и какие права нарушены. В ходе судебного разбирательства доказательств нарушения прав муниципального образования – Грибановского муниципального района Воронежской области договором аренды земельных участков от 23.04.2014 и дополнительным соглашением от 15.01.2020 в суд также не представлено.

Доводы прокурора о том, что если бы существенное условие о строительстве животноводческого комплекса не было бы включено в содержание договора аренды, то другие участники могли бы подать заявки на предоставление им в аренду земельных участков и в связи с этим арендная плата, поступающая в бюджет муниципального района, могла бы быть выше, суд считает надуманными, бездоказательными и необоснованными. Администрация Грибановского муниципального района Воронежской области, представляющая интересы муниципального образования, не усматривает оснований для расторжения договора аренды и дополнительного соглашения.

Доказательства того, что спорные договор и дополнительное соглашение нарушают права неопределенного круга лиц, также отсутствуют и истцом в материалы дела не представлены. Требования в защиту неопределенного круга лиц не заявлены.

При вынесении решения в исковом производстве суд действует в пределах заявленных требований (часть 3 статьи 196 ГПК РФ), то есть рассматривает их по существу исходя из выбранного истцом способа защиты нарушенного права. По настоящему делу суд соглашается с доводами ответчика об избрании прокурором ненадлежащего способа защиты права.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Способ защиты права, который не предусмотрен законом, не соответствует характеру правоотношения либо не приведет к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав, будет являться ненадлежащим способом защиты нарушенного права. Согласно Определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2020 № 308-ЭС20-16542 по делу № А32-27793/2019 избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Указывая на нарушение процедуры заключения договора аренды, по сути, прокурор ссылается на незаконность договора, но требования о признании его недействительным не заявлены. В судебном заседании прокурор пояснил, что договор аренды считает недействительной сделкой, но правильным полагает заявление иска именно в такой форме – о понуждении администрации Грибановского муниципального района Воронежской области принять меры к расторжению договора и дополнительного соглашения.

Заявленное прокурором требование – обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области обратиться в суд за защитой прав муниципального образования – не предусмотрено действующим гражданско-процессуальным законодательством. Удовлетворение такого требования не приведет к восстановлению прав, поскольку непонятно, какие права нарушены, каким образом они будут восстановлены, решение будет неисполнимо.

Кроме того, в силу общеправового принципа, изложенного в пункте 2 статьи 1 и пункте 1 статьи 9 ГК РФ, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав, недопустимость обязания юридического лица реализовать принадлежащие ему права.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом прокурор не лишен права самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением об оспаривании договора аренды и дополнительного соглашения по существу. При этом срок исковой давности по делу не пропущен, заявление ответчика и третьего лица о применении срока исковой давности и отказе в иске по данному основанию удовлетворению не подлежит. Как установлено в судебном заседании, о возможных нарушениях, допущенных при заключении договора аренды, прокурору стало известно в 2019 году, в ходе проведения проверки по жалобам депутатов Совета народных депутатов Грибановского муниципального района Воронежской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Грибановского района Воронежской области, действующего в защиту интересов муниципального образования Грибановского муниципального района Воронежской области, к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: п/п ФИО6

Мотивированное решение составлено 03 марта 2021 года.

Копия верна: Судья:

Секретарь:

1версия для печатиДело № 2-5/2021 (2-503/2020;) ~ М-480/2020 (Решение)