ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5/2022 от 10.01.2022 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело №2-5/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2022 года город Уфа

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Тухбатуллиной Л.Х.,

при секретаре Сунагатовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестерова Ю.А. к Премьер-министру Правительства Российской Федерации, Главе Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, главе Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, начальнику УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ООО «Лимакмаращавтодороги», Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управлению по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействий незаконными, возложении обязанности восстановить подъездную дорогу, принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования,

у с т а н о в и л:

Нестеров Ю.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, УЖКХиС Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБУ «Служба по благоустройству Калининского района городского округа город Уфа», ООО «Лимакмаращавтодороги», Прокуратуре г.Уфы о признании бездействий, действий в виде письменных ответов незаконными, обязании принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования подъездную дорогу, запланировать в бюджете средства на ее ремонт и содержание, провести паспортизацию подъездной дороги, провести ремонт подъездной дороги, обязании ООО «Лимакмаращавтодороги» восстановить подъездную дорогу до первоначального состояния, запретить ООО «Лимакмаращавтодороги» дальнейшее использование подъездной дороги для большегрухной и тяжелой техники, обязании МБУ «Служба по благоустройству Калининского района городского округа город Уфа» ежемесячно выделять грейдер для планирования инертных материалов, из которых состоит подъездная дорога, обязании Прокуратуры г.Уфы сообщить решение по результатам проведенной проверки.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что связь садоводов СНТ «Кедр», «Юрмаш», «Ольховое», «Черемушки-9», «Каскад», «Ягодка» с городом Уфа и другими населенными пунктами осуществляется посредством дороги от СНТ до д.Федоровка Калининского района г.Уфы. Кроме садоводов, проживающих в СНТ в летний период, есть садоводы, которые проживают в СНТ вместе с семьями круглый год. Дороги, ведущие к СНТ, принадлежат органам муниципальной власти: районным, городским, поселковым, а расположенные внутри товарищества являются имуществом общего пользования всех его членов и их общей собственностью. Поэтому содержать и ремонтировать эти транспортные пути должны собственники, то есть все дороги, утвержденные кадастровым планом СНТ, должны приводиться в порядок за счет членов товарищества. Решение принимается на общем собрании, на нем оговаривается способ ремонта, назначаются ответственные лица по сбору средств и контролю за проведением работ. Содержанием и ремонтом подъездных дорог к СНТ занимаются местные администрации. Однако, подъездная дорога, ведущая от д.Федоровка к «Кедр», «Юрмаш», «Ольховое», «Черемушки-9», «Каскад», «Ягодка», которая была построена за счет собранных садоводами более 40 лет тому назад средств, не относится к автодорогам общего пользования местного значения, не стоит на балансе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В результате садоводы указанных СНТ вынуждены содержать данную дорогу за свой счет. Например, в 2020 году на ремонт дороги потрачено около 200 000 рублей, из расчета цен этого года в указанную дорогу вложено 8 миллионов рублей. Вынужденное содержание указанной подъездной дороги вызвано тем, что городские власти отказали садоводам в ее строительстве и содержании. Однако. с вступлением в силу закона о садоводстве и огородничестве №217-ФЗ товарищества больше не имеют права оплачивать какие-либо услуги за пределами своей территории. Обеспечение надлежащего состояния транспортных путей является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Кроме ремонта и содержания дороги, нужна из модернизация из-за несоответствия современным строительным нормам, предусмотренным СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения (с Изменением №1)». В настоящее время мимо рядом расположенных СНТ «Кедр», «Юрмаш», «Ольховое», «Черемушки-9», «Каскад», «Ягодка» начато и ведется строительство новой автомагистрали М-5 «Урал-Уфа-Челябинск», соединяющей г.Уфу и г.Челябинск, которое ведет ООО «Лимакмаращавтодороги». В результате использования подъездной дороги в целях строительства трассы тяжелой техникой, указанная дорога пришла в негодность, проезд по ней легкого транспорта стал практически невозможен. Кроме того, строители заявили садоводам, что ДД.ММ.ГГГГ указанную дорогу они ликвидируют. В результате садоводы будут лишены возможности попасть на свои участки, а их дети дойти до школы в д.Федоровка. При этом разрешение на использование дороги у них не спрашивали. В целях сохранения подъездной дороги в проезжем состоянии, возможности садоводам попасть на свой земельный участок, а также возможности посещения детьми школы, ДД.ММ.ГГГГ в адрес соответствующих должностных лиц направлено обращение с просьбой: Главе РБ взять данный вопрос на контроль; Главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поставить дорогу на баланс ГО г.Уфа и запланировать на ее содержание бюджетные средства в необходимом размере; Главе Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщить каким законом установлено, что подъездные дороги к СНТ должны содержаться за счет СНТ; начальнику УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязать МБУ предоставить грейдер для СНТ «Юрмаш»; ООО «Лимакмаращавтодороги» на период строительства трассы регулярно поддерживать указанную подъездную дорогу в проезжем для легкового транспорта состоянии. Глава региона направил обращение в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, от которой ответа нет. В результате нарушено право истца на получение своевременного, законного и обоснованного ответа в предусмотренные законом сроки. Администрация Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что данная дорога должна содержаться и ремонтироваться за счет средств садоводов, при этом каким законом руководствовались, не указали. В результате нарушено право истца на получение законного и обоснованного ответа. Начальник УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в ответе от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, то автомобильная дорога на балансе и обслуживании ГО г.Уфа РБ не состоит, выделение на нее бюджетных средств на ее отсыпку не представляется возможным. Подъездные дороги к СНТ обустраивались за счет садоводов и должны поддерживаться в проезжем состоянии и ремонтироваться СНТ. Кроме того, УЖХ направило письмо в адрес МБУ «Служба по благоустройству Калининского района городского округа город Уфа» с просьбой о содействии путем предоставления грейдера для планировки инертных материалов. В результате нарушено право истца на получение законного и обоснованного ответа. При этом аналогичный письменный ответ ранее неоднократно давал также начальник УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Истец многократно давал заявки в МБУ «Служба по благоустройству Калининского района городского округа город Уфа», однако, безрезультатно, за 7 месяцев 2020 года грейдер выделен не был ни разу. ООО «Лимакмаращавтодороги» ответ по существу не дан, но со стороны ответчика были попытки дорогу «подлатать». В результате нарушено право истца на получение законного и обоснованного ответа в предусмотренные законом сроки. Кроме того, истец обратился в Прокуратуру РБ, в своем ответе начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Коровкин Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что обращение истца направлено в Прокуратуру Калининского района г.Уфы. В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ и.о.заместителя прокурора Бадертдинов Т.Ф. сообщил, что результаты проверки обращения направлены в Прокуратуру г.Уфы. Однако, какое решение приняла прокуратура, неизвестно.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены заместитель главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Нуртдинов Р.Б., начальник УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Варин Р.Н. (т.1 л.д.70).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратура г.Уфы РБ исключена из числа ответчиков и привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратура РБ, Прокуратура Калининского района г.Уфы исключены из числа ответчиков и привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят частичный отказ от исковых требований, а именно от требований:

признать, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ года , подписанное заместителем заведующего отделом организации приема граждан Управления Главы РБ по работе с обращениями и приему граждан, противоречит ФЗ от 2 мая 2006 года №59-ФЗ, поэтому является незаконным и обязать устранить допущенные недостатки;

признать, что уведомление председателя Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ №И за подписью главного консультанта, противоречащие ФЗ от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», является незаконным и обязать устранить допущенные недостатки;

признать, что бездействие прокуратуры Калининского района г.Уфы РБ, которое выразилось в не рассмотрении требования председателя ТСН СНТ «Юрмаш» о запрете ООО «Лимакмаращавтодороги» использовать спорную подъездную дорогу в своих целях, обязании восстановить спорную дорогу, привлечении ООО «Лимакмаращавтодороги» к ответственности за самоуправство, является незаконным и устранить допущенные недостатки.

Также исключено из числа ответчиков Министерство транспортного и дорожного хозяйства РБ и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Главархитектуры Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

С учетом неоднократных уточнений исковых требований, истец указал в качестве ответчиков премьер-министр Правительства РФ, глава Республики Башкортостан, Правительство РБ, глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, глава Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, начальник УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ООО «Лимакмаращавтодороги», и просит суд:

- признать, что бездействие премьер-министра Российской Федерации, которое заключается в том, что им не дан письменный ответ по существу на поставленные в обращении председателя ТСН СНТ «Юрмаш» вопросов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: «О выделении денежных средств Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в 2021 году на строительство и содержание альтернативной дороги взамен снесенной от д.Федоровка Калининского района г.Уфы до СНТ «Юрмаш» и вышеуказанных СНТ. Проведении проверки изложенных фактов, принятии мер к виновным лицам, выделении денежных средств на строительство и содержание альтернативной дороги по согласованию с СНТ «Юрмаш» в 2021 году. Обязании соответствующих организаций построить альтернативную дорогу взамен снесенной в 2021 году. О результатах рассмотрения обращения просьба сообщить», - является незаконным;

- обязать Правительство Российской Федерации решить вопрос о выделении в 2022 году субсидий из федерального бюджета, необходимых на софинансирование расходных обязательств Республики Башкортостан, с реализацией мероприятий по строительству и реконструкции подъездной дороги общего пользования с твердым покрытием к ТСН СНТ «Юрмаш» от дороги «Федоровка-Елкибаево» в Калининском районе г.Уфы, отходящей от дороги «Федоровка-Елкибаево»;

- признать, что бездействие главы Республики Башкортостан, которое заключается в том, что им не дан ответ по существу поставленных в обращении председателя СНТ «Юрмаш» от ДД.ММ.ГГГГ вопросов, а именно: «О взятии вопроса по подъездным путям к СНТ «Юрмаш» под личный контроль», является незаконным;

- признать, что бездействие Правительства РБ, которое заключается в том, что им не осуществляется надлежащий контроль за деятельностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по вопросам выявления бесхозяйных дорог общего пользования в Калининском районе ГО г.Уфа, взятия их на свой баланс, постановки на кадастровый учет и паспортизацию, является незаконным;

- признать, что бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которое заключается в том, что дорожная деятельность в Калининском районе ГО г.Уфа РБ осуществляется ненадлежащим образом, чем нарушаются законные права и интересы граждан на безопасную организацию дорожного движения, является незаконной и обязать устранить допущенные нарушения;

- признать, что письменный ответ начальника УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, который заключается в том, что подъездные дороги к СНТ «Юрмаш» должны содержаться и ремонтироваться за счет средств членов СНТ, является незаконным;

- признать, что письменный ответ заместителя главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, который заключается в том, что подъездные дороги к СНТ «Юрмаш» должны содержаться и ремонтироваться за счет средств членов СНТ, является незаконным;

- признать, что бездействие генерального подрядчика ООО «Лимакмаращавтодороги», осуществляющего строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан (Восточный выезд), которое выразилось в том, что им не дан письменный ответ по существу поставленных в обращении председателя СНТ «Юрмаш» от ДД.ММ.ГГГГ вопросов, является незаконным и обязать его устранить допущенные нарушения;

- обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять на свой баланс и включить в перечень дорог общего пользования проезд к ТСН СНТ «Юрмаш» от дороги «Фкдоровка-Елкибаево» протяженностью 4 000 м в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан привести в соответствие с Ведомственными строительными нормами (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», паспортизацию подъезда к ТСН СНТ «Юрмаш» от дороги «Федоровка-Елкибаево» протяженностью 4 000 м;

- обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести ремонт подъезда к ТСН СНТ «Юрмаш» от дороги «Федоровка-Елкибаево» протяженностью 4 000 м в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, обеспечивающей автотранспорту бесперебойное движение с разрешенной ПДД скоростью, в срок ДД.ММ.ГГГГ, для чего определить состав и виды дорожных работ на указанном подъезде к ТСН СНТ «Юрмаш», после чего организовать проведение установленного вида ремонта с целью приведения дорожного покрытия в соответствие с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог;

- обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан совместно с ГКУ Транспортная дирекция РБ разработать проектную документацию альтернативной подъездной дороги и провести конкурсные процедуры по определению подрядчика для выполнения строительно-монтажных работ по строительству альтернативной подъездной дороги к ТСН СНТ «Юрмаш» взамен демонтированной от д.Федоровка протяженностью с твердым покрытием 2 000 м в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать генерального подрядчика ООО «Лимакмаращавтодороги» в период производства работ по строительству объекта концессионного соглашения дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан (Восточный выезд), обеспечить постоянный проезд садоводов к ТСН СНТ «Юрмаш» к свои участкам по существующему в настоящее время маршруту к ТСН СНТ «Юрмаш» от дороги «Федоровка-Елкибаево».

В судебном заседании истец, его представитель Рыкунов В.В. уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представители ответчиков – Администрации ГО г.Уфы, Администрации Калининского района ГО г.Уфы – Мухина А.А., ООО «Лимакмаращавтодороги» - Тураев Ю.Е., Министерства земельных и имущественных отношений РБ – Бородина А.З., ООО ГКУ Транспортная дирекция РБ – Никулина К.А., Емельянову Н.В., представитель третьих лиц – Прокуратуры Республики Башкортостан, Прокуратуры Калининского района г.Уфы – Валиуллиной А.А., возражали против удовлетворения исковых требований.

Ответчики - Премьер-министр Правительства Российской Федерации, Глава Республики Башкортостан, представитель Правительства Республики Башкортостан, глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, глава Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, начальник УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, представитель Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, представитель Министерства транспортного и дорожного хозяйства РБ, представитель ответчика Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Таким образом, принимая во внимание право истца на рассмотрение дела в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, и с целью недопущения нарушения этого права, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся сторон.

Изучив и оценив материалы гражданского дела, выслушав стороны, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

Статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) определено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании с ч.ч.1, 2 ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение постановленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Судом установлено, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальником УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан дан ответ Нестерову Ю.А. на обращение по вопросу содержания и ремонта подъездной дороги к СНТ «Юрмаш» о том, что автомобильная дорога к СТ «Юрмаш» на балансе и обслуживании городского округа г.Уфа РБ не состоит и выделении бюджетных средств на ее отсыпку не представляется возможным; подъездные дороги обустраивались за счет садоводов и должны поддерживаться в проезжем состоянии и ремонтироваться садоводческими товариществами; Администрация готова оказать содействие в благоустройстве дороги путем предоставления тракторной техники для планировки инертных материалов, приобретенных садовыми товариществами за счет собственных средств (т.1 л.д.202).

ДД.ММ.ГГГГ председатель ТСН СНТ «Юрмаш» Нестеров Ю.А. направил обращение главе Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой дать указание руководству УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении грейдера на ремонт подъездной дороги в ТСН СНТ «Юрмаш» (т.1 л.д.203).

ДД.ММ.ГГГГ Нестерову Ю.А. дан ответ исх., по своему содержанию аналогичный ответу от ДД.ММ.ГГГГ исх. с дополнением о том, что в адрес МБУ «Служба по благоустройству Калининского района городского округа город Уфа» направлено письмо с просьбой оказать содействие в благоустройстве указанной территории путем предоставления тракторной техники для планировки инертных материалов, приобретенных садовыми товариществами за счет собственных средств (т.1 л.д.204).

ДД.ММ.ГГГГ председатель Правления ТСН СНТ «Юрмаш» Нестеров Ю.А. обратился к начальнику УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой обязать МБУ «Служба по благоустройству Калининского района городского округа город Уфа» представить грейдер для СНТ «Юрмаш», главу Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан – сообщить, в связи с чем подъездные дороги к СНТ должны содержаться за счет садоводов, главу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - поставить подъездную дорогу на баланс ГО г.Уфа, руководство ООО «Лимакмаращавтодороги» - поддерживать дорогу в проезжем для легкового транспорта состоянии, главу Республики Башкортостан – взять данный вопрос под личный контроль. Копия обращения направлена главе Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководителю ООО «Лимакмаращавтодороги», главе Республики Башкортостан (т.1 л.д.59-60).

Заместителем заведующего отделом организации приема граждан Управления Главы РБ по работе с обращениями и приему граждан С.Михайловым Нестерову Ю.А. направлено уведомление исх. от ДД.ММ.ГГГГ о том, что его обращение направлено в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (т.1 л.д.61).

Начальником УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Нестерову Ю.А. дан ответ исх. от ДД.ММ.ГГГГ о том, что автомобильная дорога к СТ «Юрмаш» на балансе и обслуживании городского округа г.Уфа РБ не состоит и выделении бюджетных средств на ее отсыпку не представляется возможным; подъездные дороги обустраивались за счет садоводов и должны поддерживаться в проезжем состоянии и ремонтироваться садоводческими товариществами; Администрацией в адрес МБУ «Служба по благоустройству Калининского района городского округа город Уфа» направлено письмо с просьбой оказать содействие в благоустройстве указанной территории путем предоставления грейдера для планировки инертных материалов. Ответ дан на обращения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.62).

Письмом Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ исх. Нестерову Ю.А. дан ответ на обращения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам содержания и ремонта подъездной дороги к СНТ «Юрмаш», которое по содержанию аналогично ответу исх. от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.67).

ДД.ММ.ГГГГ председатель Правления ТСН СНТ «Юрмаш» Нестеров Ю.А. обратился к главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой решить в ближайшее время вопрос организации автотранспортного маршрута из <адрес> через д.Фкдоровка до СНТ «Кедр», «Юрмаш», «Ольховое», «Черемушки», «Каскад», «Ягодка» (т.1 л.д.50).

27 и ДД.ММ.ГГГГ председатель Правления ТСН СНТ «Юрмаш» Нестеров Ю.А. обратился к премьер-министру Правительства Российской Федерации с просьбой выделить денежные средства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в 2021 году на строительство и содержание альтернативной дороги взамен снесенной от с.Федоровка Калининского района г.Уфы до СНТ «Юрмаш» и рядом расположенным СНТ (т.1 л.д.212-213, т.2 л.д.9-10).

Письмами исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ Нестеров Ю.А. уведомлен, что его обращения направлены в Правительство РБ (т.1 л.д.217, 2018).

ДД.ММ.ГГГГ председатель Правления ТСН СНТ «Юрмаш» Нестеров Ю.А. обратился к премьер-министру Правительства РФ с просьбой выделить денежные средства на строительство и содержание альтернативной подъездной дороги по согласованию с СНТ «Юрмаш» в 2021 году, обязать соответствующие организации построить альтернативную дорогу взамен снесенной в 2021 году (т.1 л.д.215-216).

Письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ аппарата Правительства РБ Нестерову Ю.А. дан ответ, что финансирование на проектирование и строительство дороги, ведущей к СНТ «Юрмаш», ранее не выделились и на 2021 год не предусмотрены. В целях строительства объекта «Автомобильная дорога общего пользования Республики Башкортостан – новый выезд из города на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд») разработала и утверждена проектная документация, согласно которой предусмотрены работы по демонтажу существующих подъездных автомобильных дорог к СНТ на пикеты 173+82,62 (вторая дорога от д.Федоровка, не доезжая до д.Елкибаево вправо через р.Юрмашка до СНТ «Юрмаш») и 179 (первая дорога от остановки в д.Федоровка напрямик через р.Юрмашка до СНТ «Юрмаш»). ГКУ Транспортная дирекция РБ совместно с представителями генерального подрядчика ООО «Лимакмаращавтодороги» и проектной организацией рассмотрен ряд технических предложений, в том числе с выездом на местность. По результатам принято решение о том, что в целях обеспечения бесперебойного проезда автотранспорта к СНТ ООО «ЛМА» обеспечит постоянный проезд на период строительства объекта по существующему маршруту. После завершения строительства в соответствии с проектной документацией проезд к СНТ будет организован путем строительства путепровода над автомобильной дорогой на пикете 173+82,62 (т.2 л.д.4-5).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. аппарата Правительства РБ Нестерову Ю.А. дан ответ аналогичный по содержанию ответу исх. от ДД.ММ.ГГГГ, с дополнением, что существующая дорога находится в проезжем состоянии, кроме того, ООО «Лимакмаращавтодороги» выполнили работы по устройству альтернативной дороги к коллективным садоам с переходным типом покрытия. Вместе с тем, существует препятствие в виде ручья. Работы в водоохранной зоне невозможны без соответствующих разрешительных документов, которые самостоятельно генеральный подрядчик получить не может. Сообщены варианты решения вопроса: Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан взять на баланс альтернативную дорогу для разработки проектной документации и проведения конкурсных процедур по определению подрядчика для выполнения работ по строительству искусственного сооружения; генеральный подрядчик готов в период производства работ по строительству объекта концессионного соглашения обеспечит постоянная проезд по существующему маршруту (т.2 л.д.148).

ДД.ММ.ГГГГ председатель Правления ТСН СНТ «Юрмаш» Нестеров Ю.А. обратился к прокурору РБ с просьбой провести проверку по факту порчи подъездной дороги к СНТ, запретить ООО «Лимакмаращавтодороги» использовать дорогу в своих целях, обязать ООО «Лимакмаращавтодороги» восстановить дорогу, привлечь ООО «Лимакмаращавтодороги» к ответственности за самоуправство в результате которого садоводам СНТ «Юрмаш» причинен значительный ущерб (т.1 л.д.219).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратуры РБ обращение председателя Правления ТСН СНТ «Юрмаш» Нестерова Ю.А. (от ДД.ММ.ГГГГ) о нарушении законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности направлено в Прокуратуру Калининского района г.Уфы (т.1 л.д.65).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратуры РБ обращение председателя Правления ТСН СНТ «Юрмаш» Нестерова Ю.А. (от ДД.ММ.ГГГГ) о нарушении законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности направлено в Прокуратуру Калининского района г.Уфы (т.1 л.д.221).

Прокуратурой Калининского района г.Уфы Нестерову Ю.А. дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. о том, что его обращения от ДД.ММ.ГГГГ вх., от ДД.ММ.ГГГГ вх., 2384 о нарушениях требований законодательства об автомобильных дорогах рассмотрены. Указано, что единственная подъездная дорога к товариществам «Кедр», «Юрмаш», «Ольховое», «Черемушки», «Каскад», «Ягодка» от д.Федоровка на балансе и обслуживании городского округа г.Уфа РБ не состоит; дорога поддерживалась в надлежащем состоянии членами садовых товариществ. В настоящее время подъездная дорога используется в том числе группой компаний «Лимакмаращ» при строительстве объекта «Восточный выезд» с применением тяжелой строительной техники, что приводит к ее фактическому разрушению и невозможности использования гражданами, постоянно проживающими в коллективных садах. В этой связи прокуратурой Калининского района г.Уфы в прокуратуру г.Уфы направлено представление для рассмотрения вопроса о его внесении в Администрацию ГО г.Уфа РБ. Разъяснено право ознакомления с материалами проверки (т.1 л.д.66, 112).

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих прокурора уведомлять граждан о результатах рассмотрения представлений, направляемых прокурорами районов г.Уфы в адрес главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. При этом истец не был лишен права ознакомления с материалами проверки, о чем ему было разъяснено.

ДД.ММ.ГГГГ Несетрову Ю.А. на обращение от ДД.ММ.ГГГГ №ВО о ликвидации подъездной дороги к коллективным садам дан ответ по содержанию аналогичный ответу от ДД.ММ.ГГГГ исх. (т.2 л.д.52).

Обращение Нестерова Ю.А. вх.№ВО от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в Прокуратуру РБ направлено для разрешения прокурору Калининского района г.Уфы РБ (т.2 л.д.150).

Таким образом, все обращения Нестерова Ю.А. рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на поставленные вопросы ему даны развернутые ответы, Нестеров Ю.А. уведомлялся о перенаправлении его обращений в иные компетентные органы. Одно лишь несогласие истца с данными ему ответами не влечет их незаконность или бездействие должностных лиц в виде нерассмотрения поданных обращений.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области дорожной деятельности.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.п.6 ч.1 ст.13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ч.3 ст.15 указанного закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии со п.п.4,5 п.1 ст.4 Устава Городского округа- города Уфа Республики Башкортостан к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В полномочия администрации города входит: разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, требовании к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.10 ч.1 ст.6).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Постановлением ГК РБ по строительству и архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки и межевания территории объекта: «Автомобильная дорога общего пользования регионального значения Республики Башкортостан – новый выезд из города Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд»)» (т.1 л.д.104).

Строительство данного объекта реализуется в рамках концессионного соглашения, заключенного между Правительством РБ и ООО «Башкирская концессионная компания». Уполномоченным органом является ГКУ Транспортная дирекция РБ. Согласно проектной документации предусмотрены работы по демонтажу существующих подъездных автомобильных дорог к садоводческим товариществам.

Из ответа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по информации ГКУ Транспортная дирекция РБ, в целях обеспечения бесперебойного проезда автотранспорта к садоводческим товариществам генеральный подрядчик ООО «Лимакмаращавтодороги» обеспечить постоянный проезд на период строительства объекта по существующему маршруту, а после его завершения в соответствии с проектной документацией проезд будет организован путем строительства путепровода над автомобильной дорогой. На сегодняшний день проезд к СНТ «Юрмаш» в Калининском районе г.Уфы организован путем обеспечения примыкания подъездного пути к автомобильной дороге Федоровка-Елкибаево. Данный проезд построен хозяйственным способом за счет членом садоводческих товариществ и не состоит на балансе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. ДД.ММ.ГГГГ состоялось выездное совещание с представителями ГКУ Транспортная дирекция РБ, председателями ТСН СНТ «Юрмаш» и СНТ «черемушки-9», в ходе которого принято решение об обустройстве альтернативного проезда в указанные садоводческие товарищества силами генерального подрядчика ООО «Лимакмаращавтодороги» до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на производство работ в зоне зеленых насаждений в соответствии с решением Совета городского округа г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.161-162).

ГКУ Транспортная дирекция РБ совместно с представителями генерального подрядчика ООО «Лимакмаращавтодороги» и проектной организацией рассмотрен ряд технических предложений, в том числе с выездом на местность.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ аппарата Правительства РБ рассматриваются варианты решения вопроса: Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан взять на баланс альтернативную дорогу для разработки проектной документации и проведения конкурсных процедур по определению подрядчика для выполнения работ по строительству искусственного сооружения; генеральный подрядчик готов в период производства работ по строительству объекта концессионного соглашения обеспечит постоянная проезд по существующему маршруту (т.2 л.д.148).

Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает, что работы ООО «Лимакмаращавтодороги» выполняются в рамках заключенного концессионного соглашения, в соответствии с проектной документаций 5-768-Р-ТКР-3.3.

В соответствии с проектной документации в целях строительства объекта «Автомобильная дорога общего пользования Республики Башкортостан – новый выезд из города на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд») предусмотрены работы по демонтажу существующих подъездных автомобильных дорог к СНТ на пикеты 173+82,62 (вторая дорога от д.Федоровка, не доезжая до д.Елкибаево вправо через р.Юрмашка до СНТ «Юрмаш») и 179 (первая дорога от остановки в д.Федоровка напрямик через р.Юрмашка до СНТ «Юрмаш») (т.2 л.д.139-227).

Из письма ГУ архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ исх./ПР следует, что проекты планировки и проекты межевания территорий садоводческих некоммерческих товариществ «Юрмаш» и «Черемушки» не разрабатывались и не утверждались.

При этом, приказом Госстроя РБ «Об утверждении проекта планировки и межевания территории объекта» «Автомобильная дорога общего пользования регионального значения Республики Башкортостан – новый выезд из города Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд») был принят ДД.ММ.ГГГГ.

Документация по планировке и межеванию территории линейного объекта (раздел 8 ПП РБ от ДД.ММ.ГГГГ) выполнена в соответствии с постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядков установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения»; схемой территориального планирования Республики Башкортостан до 2020 года; проектом планировки и межевания территории линейного объекта «Восточный выезд из г.Уфы», утвержденным постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ; Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ; проектом планировки жилого района Елкибаево-Федоровка-Самохваловка Калининского района городского округа г.Уфа, утвержденным постановлением Администрации ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ; генеральным планом Русско-Юрмашского сельсовета.

ДД.ММ.ГГГГ Проект планировки и межевания размещен на официальном сайте Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан, находится в открытом доступе в сети «Интернет».

Таким образом, работы по строительству автомобильной дороги ведутся в соответствии с действующим законодательством, в рамках утвержденного проекта, решение об их проведении принято в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, в связи с этим доводы истца о нарушении прав указанными действиями, суд находит несостоятельными.

Суд учитывает, что вопрос о подъездной дороге к коллективным садам будет организован путем строительства путепровода над автомобильной дорогой на ПК 173+82,62, завершение данного этапа работ планируется на сентябрь 2022 года; на период строительства объекта ООО «Лимакмаращавтодороги» обеспечит постоянный проезд к СНТ по временной объездной дороге; тем самым истцом не доказано нарушение прав членов СНТ на беспрепятственный проезд в товарищества.

Далее. Истцом заявлены требования о принятии на баланс и включение в Перечень дорог общего пользования подъезд к ТСН СНТ «Юрмаш» от дороги «Федеровка-Елкибаево» протяженностью 4000 м в срок до ДД.ММ.ГГГГ; привести в соответствие с Ведомственными строительными нормами (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», паспортизацию подъезда к ТСН СНТ «Юрмаш» от дороги «Федоровка-Елкибаево» протяженностью 4 000 м; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести ремонт подъезда к ТСН СНТ «Юрмаш» от дороги «Федоровка-Елкибаево» протяженностью 4 000 м в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, обеспечивающей автотранспорту бесперебойное движение с разрешенной ПДД скоростью, в срок ДД.ММ.ГГГГ, для чего определить состав и виды дорожных работ на указанном подъезде к ТСН СНТ «Юрмаш».

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги (раздел 4 Методологических положений по статистике транспорта, утв. Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ).

Требования к проектированию, строительству и реконструкции грунтовой автомобильной дороги предусмотрены СП 99.13330.2016, СП 19.13330.2019.

Если грунтовая дорога является внутрихозяйственной автомобильной дорогой, то разрешение на ее строительства и реконструкцию выдается органом местного самоуправления сельского поселения, на территории которого предполагается осуществлять указанные работы.

При проектировании сети внутрихозяйственных магистральных дорог должны быть учтены соответствующие технические требования.

В силу положений ст. 10 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) объектом капитального строительства являются задние, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек и т.п.

Автомобильные дороги относятся к линейным объектам, следовательно, являются объектом капитального строительства, исходя из содержания ст. 10.1 ГрК РФ и Письма Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ

По смыслу содержания ст. 51 ГрК РФ для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Следовательно, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получения разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).

Между тем, подъездная дорога к ТСН СНТ «Юрмаш» расположена за пределами территории СНТ и не является имуществом общего пользования и не может быть передана на баланс Администрации ГО г.Уфа без соблюдения определенной процедуры.

Таким образом, у Администрации ГО г.Уфа не имеется законных оснований на строительство альтернативной подъездной автомобильной дороги с ТСН СНТ «Юрмаш», а также постановки ее на баланс и обслуживание.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Нестерова Ю.А. о признании бездействий незаконными, возложении обязанности восстановить подъездную дорогу, принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования не имеется.

руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Нестерова Ю.А. к Премьер-министру Правительства Российской Федерации, Главе Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, главе Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, начальнику УЖКХиС Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ООО «Лимакмаращавтодороги», Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управлению по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействий незаконными, возложении обязанности восстановить подъездную дорогу, принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья Л.Х. Тухбатуллина