ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5/2022УИД140022-01-2021-000377-54 от 18.01.2022 Оймяконского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-5/2022 УИД 14RS0022-01-2021-000377-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Соколовской Л.В.,

при секретаре Соловьевой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Усть-Нера

18 января 2022 года

гражданское дело по иску Данильченко В.Е. к Акционерному обществу «Теплоэнергосервис» о взыскании расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском. Свои требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен очередной отпуск с оплатой проезда к месту проведения отпуска. К месту проведения отпуска в <адрес>, истец добирался на такси. По возвращении из отпуска Данильченко В.Е. в установленный срок обратился в администрацию Оймяконского филиала АО «Теплоэнергосервси» с заявлением об оплате проезда. В компенсации денежных средств, затраченных на оплату проезда к месту проведения отпуска, истцу было отказано. Просит взыскать с ответчика компенсацию расходов на оплату проезда отпуск в сумме 10 000 руб. 00 коп.

Истец Данильченко В.Е. в судебное заседание исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО4 иск не признала, указала, что истцом не был предоставлен полный пакет документов, в связи с чем ему было оказано в оплате проездных документов. Согласно Положения об оплате труда в обязательном порядке необходимо предоставить полный пакет документов, в том числе проездной билет с кассовым чеком и копию лицензии о перевозке, в связи с чем просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд принимает решение на основании следующего:

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 50-ФЗ) компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.

В силу части первой ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Частью восьмой ст. 325 ТК РФ предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Как следует из материалов дела, на основании приказа -о от ДД.ММ.ГГГГ Данильченко В.Е. предоставлен отпуск с оплатой проезда до г. судак и обратно за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ Данильченко В.Е. сдан в бухгалтерию авансовый отчет с приложением проездных документов: билеты на автобус, электронные билеты, посадочные талоны на общую сумму 43815 руб. 00 коп. (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ Оймяконским филиалом АО «Теплоэнергосервис» Данильченко В.Е. выдана справка об отказе в компенсации оплаты проезда по маршруту <адрес><адрес>, в связи с не предоставлением полного пакета документов.

Отношения, связанные с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регулируются Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 1 данного Федерального закона N 54-ФЗ указанным законом определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Исходя из положений ст. 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ пользователем (контрольно-кассовой техники) является организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов.

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021.

Согласно п. 1 письма Министерства финансов Российской Федерации от 19.07.2019 г. № 03-01-15/54173 индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при оказании услуг, в том числе услуг по перевозке пассажиров и грузов, вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие услуги до 01.07.2021.

В материалах дела имеется билет на автобус серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <адрес><адрес> на сумму 10000 руб., выдан Индивидуальным предпринимателем ФИО6 (ИНН , лицензия , вид транспортного средства <данные изъяты>), при этом билет на автобус не подтвержден контрольно-кассовым чеком, что является подтверждением произведенного платежа.

Размер компенсации расходов работникам АО «Теплоэнергосервис» на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно регулируется «Положением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно» Акционерного общества «Теплоэнергосервис», введенном с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.п. 1.1 ч. 1 указанного Положения, введенного к применению ДД.ММ.ГГГГ, компенсация расходов стоимости проезда и провоза багажа к одному месту использования отпуска и обратно предоставляется работнику только по основному месту работы.

Право на компенсацию расходов стоимости проезда и провоза багажа к одному месту использования отпуска и обратно за первый и второй годы работы возникает у вновь принятого работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска (его части) за первый год работы в Обществе.

В дальнейшем у работника Общества возникает право на компенсацию расходов стоимости проезда и провоза багажа к одному месту использования отпуска и обратно за третий и четвертый годы непрерывной работы в Обществе – начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и т.д., но не чаще одного раза в календарном году.

Согласно п. 1.13.3 ч. 1.13 Положения, для подтверждения проезда в отпуск на такси (автомобильный и водный транспорт) лицензированными перевозчиками между населенными пунктами Республики Саха (Якутия), работник предоставляет: отпускное удостоверение с отметкой (ЖЭУ, гостиниц, санаториев, органа исполнительной власти или иных организаций) о прибытии в конечный пункт следования, подтверждающий проведение работником отпуска в другой местности и выбывания из него; копию разрешения (лицензию) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым и водным такси; один из оригиналов документов об оплате услуг: 1) кассовый чек перевозчика; 2) квитанцию на оплату пользования легковым такси (бланк строгой отчетности с указанием наименования перевозчика, марки транспортного средства, на котором производится перевозка, дата перевозки, маршрут перевозки и других обязательных реквизитов) в случае оказания услуг населению без применения контрольно-кассовой техники; 3) иной разработанный перевозчиком бланк строгой отчетности (с указанием обязательных реквизитов, идентифицирующих перевозку) в случае оказания услуг населению без применения контрольно-кассовой техники (Форма пример в Приложении № 1.3 к Положению).

Истец Данильченко В.Е. с Положением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ Оймяконского филиала АО «Теплоэнергосервис» был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления.

Таким образом, судом установлено, что работодателем правомерно было отказано в компенсации расходов стоимости проезда к месту использования отпуска. Отсутствие контрольно-кассового чека лишает работодателя возможности произвести отчисление в отношении работника.

При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска не могут подлежать удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Данильченко В.Е. к Акционерному обществу «Теплоэнергосервис» о взыскании расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд РС (Я) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:Л.В. Соколовская

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

подлинник находится в Оймяконском районном суде Республики Саха (Якутия) в материалах уголовного (гражданского) дела