г. Нея Дело № 2 - 6
(УИД 44RS0011-01-2020-000503-75)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
председательствующего - судьи Кудрявцева В.М.
при секретаре Сусловой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Крынина А.Н. к МУП ГПГ «НТС» о расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
Крынин А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к МУП ГПГ «НТС» (Муниципальному унитарному предприятию городского поселения <адрес> «Неятеплосервис») о расторжении договора (о прекращении договорных отношений по оказанию услуг теплоснабжения квартиры).
Крынин А.Н. свои требования мотивирует тем, что он (Крынин А.Н.), проживающий по адресу <адрес> является собственником жилого помещения. Он просит, исходя из иска, уточнений к нему, и пояснений, о расторжении договора (о прекращении договорных отношений по оказанию услуг теплоснабжения квартиры между Крыниным А.Н. и МУП ГПГ «НТС»), основывая свои требования на статье 153 ч.5 ЖК РФ, ст.540 п.1, ст.546 п.1, ст.452 ГК РФ, ссылаясь при этом, что им были поданы заявления на прекращение договорных отношений по оказанию услуги теплоснабжения его квартиры, находящейся в его собственности, по адресу: <адрес>, поставщику тепловой энергии, в т.ч. Муниципальному унитарному предприятию городского поселения город Нея «Неятеплосервис». Считая при этом, что отключение его квартиры от отопления, не смотря на то, что отопление, в т.ч. через его квартиру подается в другие квартиры, не является переустройством. Ссылаясь также, что в силу статьи 540 ГК РФ, если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.
В судебном заседании истец Крынин А.Н. уточненные исковые требования поддерживает в части по изложенным в заявлении основаниям, и пояснил суду, что он, являясь собственником жилого помещения, имеет задолженность по оплате услуг теплоснабжения. Он обращался, в т.ч. к ответчику (Муниципальному унитарному предприятию городского поселения город Нея «Неятеплосервис») с заявлением об отключении его квартиры от отопления, на что ему был дан ответ, что отключить они не могут по ряду причин, в т.ч. что у них нет на это лицензии, что он должен произвести переустройство, представив соответствующие документы. К своему заявлению ранее он прикладывал, только согласие жильцов дома. На его заявление ответчиком ему был дан ответ, но он с ним не согласен, т.к. считает, что отключение его квартиры от отопления не является переустройством. В связи с чем, каких-либо документов для отключения он не предоставлял.
Также пояснил, что кроме него в квартире никто не проживает, собственником жилого помещения, по адресу <адрес>, на момент подачи заявления, являлся только он (Крынин А.Н.). Управление домом, по адресу: <адрес>, управляющей организацией не осуществляется, а осуществляется самими собственниками. Не смотря на это полагает, что отключение от отопления его квартиры, отключение услуг теплоснабжения, либо изменение отопления его квартиры услуг теплоснабжения, по его заявлению лежит на ответчике, МУП городского поселения г.Нея «НеяТеплосервис». В настоящее время квартира присоединена к сети теплоснабжения, но изменение отопления не приведет к переустройству. Он хочет, чтобы было центральное отопление, но иной формы.
Кроме того он пояснил, что к администрации городского поселения г.Нея (администрации городского поселения г.Нея муниципального района г.Нея и Нейский район Костромской области) он обратился, но кроме заявления ничего не подавал.
Также ссылается на ст.ст. 32, 34, 37 Закона РФ "О защите прав потребителей", в т.ч. что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. При этом пояснив, что у него имеется задолженность по оплате услуг теплоснабжения перед МУП ГПГ Нея «НТС».
Просит заявленные уточненные исковые требования Крынина А.Н. к МУП ГПГ «НТС» о расторжении договора (о прекращении договорных отношений по оказанию услуг теплоснабжения квартиры), т.е. о расторжении договора (по оказанию услуг теплоснабжения квартиры),удовлетворить.
В судебном заседании ответчик МУП ГПГ «НТС» (представитель ответчика по доверенности Шачанина Т.А.) с исковыми требованиями не согласна, и пояснила суду, что ответчик, являясь собственником жилого помещения, не выполняет обязательства по оплате услуги теплоснабжения, и имеет задолженность. Крынин А.Н. действительно обращался к ним с заявлением об отключении его квартиры от системы отопления, на что ему был дан ответ, что отключить они не могут по ряду причин, в т.ч. что они не уполномочены это делать, у них нет на это лицензии, необходим ряд документов. Право собственности на имущество, в том числе сети теплоснабжения, принадлежит администрации городского поселения г.Нея. Производить какие-либо действия, в т.ч. отключение теплосетей, они без согласия собственника (администрации городского поселения г.Нея) не могут. Дом многоквартирный, в нем четыре квартиры, нужна реконструкция тепловых сетей, для производства которой собственник жилого помещения должен обращаться в администрацию городского поселения г.Нея, где должны дать заключение.
В судебном заседании ответчик МУП ГПГ «НТС» (представитель ответчика Виноградов С.В.) с исковыми требованиями не согласен, и пояснил суду, что обязанности заключить письменный договор нет, они могут заключить договор, только при обращении собственника, но заявления от истца о заключении договора не было. Могут заключить договор, но если будет переустройство, то для этого нужны соответствующие документы, нужен проект переустройства. Могут расторгнуть договор, но без переустройства отключить не возможно. При этом если расторгать договор, то нужно прекратить поставку услуг, но прекратить не могут, так как несколько квартир. Их ответственность лежит на границе балансовой принадлежности, т.е. до границы дома, а дальше что-либо делать они не могут. Прибора учета в доме нет, и установить его они не могут, т.к. этим не занимаются, и у них отсутствует лицензия.
Также представители ответчиков согласны, что управление домом, по адресу: <адрес> управляющей организацией не осуществляется, а осуществляется самими собственниками. Кроме того у Крынина А.Н. имеется задолженность. Услуги теплоснабжения Крынин А.Н. получает, в т.ч. получал и их в период подачи заявления и получает по настоящее время.
Просят в удовлетворении иска отказать.
Администрация городского поселения г.Нея муниципального района г.Нея и Нейский район Костромской области (его представитель) просит рассмотреть дело в их отсутствие, каких-либо возражений против удовлетворения иска не представили.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, и оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, исковые требования удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании установлено, что Крынин А.Н. проживает по адресу: <адрес> и является собственником указанного жилого помещения, что подтверждается, в том числе свидетельством о государственной регистрации права серии № выданного ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора дарения. А также свидетельством о праве на наследство по закону серии № выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный дом, в т.ч. квартира по адресу: <адрес>, в период времени в который истец предъявлял требования, подключены к центральным тепловым сетям.
Исходя из части 1 статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
При этом, исходя из пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
При этом, исходя из статьи 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по оплате коммунальных услуг, в данном случае услуг теплоснабжения, в период подачи ответчику заявления по настоящее время, в т.ч. собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Крыниным А.Н. не исполнялась, в связи с чем образовалась у собственника задолженность в сумме более ста тысяч рублей.
Исходя из пояснений сторон, материалов дела, управление домом, по адресу: <адрес>, управляющей организацией не осуществляется, а осуществляется самими собственниками.
Право требования муниципального унитарного предприятия городского поселения город Нея «Неятеплосервис» (МУП ГПГ Нея «НТС») к собственнику (ранее собственникам), в т.ч. Крынину А.Н., за указанный период, период подачи Крыниным А.Н. заявления (заявлений), подтверждается материалами дела, в т.ч. об оказании услуг теплоснабжения, и не опровергается сторонами.
Наличие задолженности собственника помещения за центральное отопление, Крыниным А.Н. фактически не оспаривается.
Также суд учитывает, что исходя из пояснений сторон, сособственником жилого помещения является Крынин А.Н. (ранее являлись ФИО2 и ФИО5 (наследником которой является Крынин А.Н.)).
Исходя из пояснений Крынина А.Н., материалов дела, за принятием наследства, после смерти ДД.ММ.ГГГГФИО5, в настоящее время обратился только Крынин А.Н., что сторонами не оспаривается.
Статьей 17 ГК РФ предусмотрено, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Крынин А.Н. не в полной мере оплачивает коммунальные услуги, не оплачивает в полной мере услуги теплоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, подпунктом "и" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в т.ч. плату за тепловую энергию (теплоснабжение).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
В силу пункта 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 ст. 544 ГК РФ).
Согласно пункту 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст. 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Исходя из смысла закона, сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.
При таких обстоятельствах, указанные выше положения закона, регулирующие спорные правоотношения, не связывают возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственниками помещения и соответствующей организацией.
По делу видно, что квартира от центрального отопления не отключена.
Разрешение вопроса о возможности отключения квартиры от центрального отопления связано с переустройством жилого помещения (часть 1 статьи 25 ЖК РФ). В силу положений главы 4 ЖК РФ его разрешение не отнесено к компетенции теплоснабжающей организации.
По делу установлено, подтверждается материалами, исследованными в ходе рассмотрения дела, что Крынин А.Н. является собственником <адрес>, общей площадью № Иных собственников, <адрес>, исходя из пояснений сторон, материалов дела, в настоящее время нет.
Собственник Крынин А.Н. располагал полной и достоверной информацией относительно условий оплаты коммунальных услуг (ежемесячно получал счет - квитанции об оплате коммунальных услуг, где все было расшифровано), а потому мог добровольно в соответствие со своим волеизъявлением принять на себя все права и обязанности, определённые жилищным законодательством.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по своевременной оплате коммунальных услуг (по оплате услуг теплоснабжения) не опровергается сторонами.
По мнению суда, в судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что ответчик нарушает свои обязательства по оплате услуг теплоснабжения.
В установленный законом срок задолженность по оплате услуг теплоснабжения ответчиком не была погашена.
Согласно статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Данные требования закона ответчиком не выполняются.
В тоже время согласно пункта 1 статьи 546 ГК РФ (Изменение и расторжение договора энергоснабжения), в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
При этом доказательств полной оплаты использованной энергии истцом Крыниным А.Н. не представлено. Исходя из показаний сторон, в т.ч. и показаний самого Крынина А.Н. у него имеется задолженность, в т.ч. и перед ответчиком МУП городского поселения г.Нея «НеяТеплосервис».
Также суд учитывает, что уточненные исковые требования Крынина А.Н. к МУП ГПГ Нея «НТС» (Муниципальному унитарному предприятию городского поселения город Нея «Неятеплосервис») о расторжении договора (о прекращении договорных отношений по оказанию услуг теплоснабжения квартиры), в т.ч. путем отключения Муниципальным унитарным предприятием городского поселения г.Нея «Нея Теплосервис» отопления его квартиры, удовлетворению не подлежит, в т.ч. по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
При этом, исходя из пункта 1 статьи 540 ГК РФ, если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Согласно абзаца первого пункта 1 статьи 546 ГК РФ (Изменение и расторжение договора энергоснабжения) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
В тоже время как было сказано выше, истцом полной оплаты использованной энергии не произведено.
В связи с вышеизложенным в удовлетворении иска Крынина А.Н. к МУП ГПГ Нея «НТС» (Муниципальному унитарному предприятию городского поселения город Нея «Неятеплосервис») о расторжении договора (о прекращении договорных отношений по оказанию услуг теплоснабжения квартиры), необходимо отказать.
Кроме того ранее, исходя из материалов дела, в ходе выездного судебного заседания было установлено, что в <адрес>, для возможного отключения от теплоснабжения, необходимо выполнить переустройство, т.к. фактически необходимо осуществить перенос сетей, путем изменения ее конфигурации.
Вышесказанное подтверждается частью 1 статьи 25 ЖК РФ, согласно которой переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Также о необходимости переустройства, в т.ч. в данном случае, свидетельствует и позиция Верховного Суда РФ.
Исходя из позиции Верховного Суда РФ, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ).
При этом, исходя из позиции Верховного Суда РФ, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ).
В тоже время, собственник Крынин А.Н. не желая (не считая необходимым) получить разрешение на переустройство жилого помещения (согласно статьи 26 ЖК РФ) и демонтировать находящиеся в квартире обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ), желает возложить отключение отопления его квартиры (изменение конфигурации системы отопления) на МУП ГПГ Нея «НТС» (Муниципальное унитарное предприятие городского поселения город Нея «Неятеплосервис»), предъявляя в иске требования к МУП ГПГ Нея «НТС» (Муниципальному унитарному предприятию городского поселения г.Нея «Неятеплосервис») о расторжении договора (о прекращении договорных отношений по оказанию услуг теплоснабжения квартиры), т.е. о расторжении договора (по оказанию услуг теплоснабжения квартиры).
При этом фактически возлагая обязанность по получению разрешения на переустройство жилого помещения, в <адрес>, на МУП ГПГ Нея «НТС» (Муниципальное унитарное предприятие городского поселения г.Нея «Неятеплосервис»), которое не является ни собственником <адрес>, ни собственником иного жилого помещения в <адрес>
Также МУП ГПГ Нея «НТС» (Муниципальное унитарное предприятие городского поселения г.Нея «Неятеплосервис») не является и собственником самих тепловых сетей, в т.ч. сетей <адрес>, которые принадлежат городскому поселению г.Нея. При этом предприятие вправе распоряжаться закрепленным имуществом по согласованию на основании постановления или распоряжения Администрации городского поселения г.Нея муниципального района г.Нея и Нейский район Костромской области.
Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ (Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме) переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ).
В ранее действующей редакции части 1 статьи 26 ЖК РФ, также необходимо было согласование с органом местного самоуправления, т.к. переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с частью 2 статьи 26 ЖК РФ, для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 27.12.2018 N 558-ФЗ):
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ).
В ранее действующей редакции части 2 статьи 26 ЖК РФ, для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ):
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Исходя из части 2.1 статьи 26 ЖК РФ, заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе (в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 175-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 27.12.2018 N 558-ФЗ):
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ).
В ранее действующей редакции части 2.1 статьи 26 ЖК РФ, заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе (в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 175-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ): 1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. (часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ).
При этом согласно части 3 статьи 26 ЖК РФ, орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа. (часть 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012)).
Исходя из части 4 статьи 26 ЖК РФ, решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование. (часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012)).
На основании части 5 статьи 26 ЖК РФ, орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ).
В соответствии с ч.6 ст.26 ЖК РФ, предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ).
В ранее действующей редакции ч.6 ст.26 ЖК РФ, предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В тоже время истцом не представлены документы, необходимые для переустройства, как и не представлено решение о согласовании для переустройства.
При этом мнение истца о том, что переустройства в данном случае не будет, основаны на ошибочном толковании законодательства.
Также является необоснованным мнение истца о возложении на МУП городского поселения г.Нея «НеяТеплосервис» отключения либо изменения инженерных сетей Муниципальным унитарным предприятием городского поселения г.Нея «НеяТеплосервис» отопления его квартиры, в т.ч. в связи с отсутствием решения о согласовании для переустройства.
При вынесении решения суд также учитывает, что истец услуги теплоснабжения получает.
При этом суд принимает во внимание, кроме вышеизложенного, что сторона, которой ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
А также учитывает, что в случаях, если при наличии оснований для отказа от договора (исполнения договора) сторона, имеющая право на такой отказ, подтверждает действие договора, в том числе путем принятия от другой стороны предложенного последней исполнения обязательства, последующий отказ по тем же основаниям не допускается.
Также суд считает необоснованными иные ссылки истца о возможности прекращения договорных отношений по оказанию услуг теплоснабжения его квартиры (в т.ч. путем отключения Муниципальным унитарным предприятием городского поселения г.Нея «Неятеплосервис» отопления его квартиры), т.к. истцом не представлено доказательств, в т.ч. о возможности проведения переустройства системы отопления, документа являющего основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Истцом не представлено, в т.ч. заявления о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
При этом истец проживает квартире дома, и доказательств, предусмотренных законодательством, о возможности отключения отопления квартиры истцом суду не представлено.
В тоже время каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При вынесении решения суд учитывает положение ч.3 ст.196 ГПК РФ, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд также не может согласиться на ссылку истца, т.ч. на статью 32 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", как основание для о расторжении договора (по оказанию услуг теплоснабжения квартиры), т.к. исходя из Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
При этом потребитель услуг теплоснабжения Крынин А.Н. условие оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, не исполнил.
Потребитель услуг теплоснабжения Крынин А.Н., как было сказано выше, имеется задолженность за услуги теплоснабжения.
Суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределённый срок и может быть изменён или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьёй 546 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из материалов дела усматривается, что жилое помещение по адресу: <адрес>, представляет собой <данные изъяты> общей площадью № находится в собственности Крынина А.Н..
Многоквартирный жилой дом, в котором расположено жилое помещение истца, подключен к централизованным сетям теплоснабжения, поставка тепловой энергии осуществляется МУП ГПГ Нея «НТС» (МУП городского поселения город Нея «НеяТеплосервис»), имеющим статус единой теплоснабжающей организации.
Управление домом осуществляется собственниками помещений, приборы учёта тепловой энергии отсутствуют.
По жилому помещению истца имеется задолженность по оплате тепловой энергии, взыскание которой неоднократно осуществлялось в судебном порядке, в письменном виде договор между сторонами не заключен.
Обращение истца Крынина А.Н. в суд обусловлено, исходя из уточненных исковых требований, намерением расторжения договора (по оказанию услуг теплоснабжения квартиры) между Крыниным А.Н. и МУП ГПГ Нея «НТС», т.е. прекращения пользования оказываемой МУП городского поселения город Нея «НеяТеплосервис» услугой по теплоснабжению квартиры в том объеме, который оказывается в настоящее время, саму необходимость отключения отопления (его части) истец мотивирует невозможностью оплаты поставляемой тепловой энергии в силу материального положения.
Отказывая в удовлетворении требований Крынина А.Н., в т.ч. суд применительно к пункту 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходит из факта задолженности истца по оплате использованной энергии, а также несоблюдения Крыниным А.Н. установленного жилищным законодательством порядка переустройства жилого помещения.
При этом суд учитывает, что радиаторы отопления в жилом помещении Крынина А.Н. не имеют отключающих устройств.
Ввиду наличия у Крынина А.Н. задолженности по оплате поставленной тепловой энергии, размер которой, исходя из объяснений, материалов дела, на момент разрешения спора составляет более ста тысяч рублей, в связи с чем, положения пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть применены судом.
Вопреки утверждению Крынина А.Н., в силу пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 42 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года № 808, между истцом и МУП городского поселения город Нея «НеяТеплосервис» с очевидностью сложились фактические договорные отношения. При этом, как видно из пояснений сторон, материалов дела, задолженность по оплате тепловой энергии с Крынина А.Н. взыскивалась и в судебном порядке.
Из материалов дела, объяснений истца Крынина А.Н. на протяжении судебного разбирательства, усматривается преследуемая цель либо полностью отключить квартиру от центрального отопления, либо уменьшить объём теплопотребления, а все необходимые для этого работы, по мнению истца, должно выполнить МУП городского поселения город Нея «НеяТеплосервис».
Между тем СанПин 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях предусматривает соблюдение в жилых помещениях определённого температурного режима (приложение 2).
Ранее указанные Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации закрепляют право потребителя при соблюдении определённых условий отказаться от исполнения договора с единой теплоснабжающей организацией при одновременном заключении договора с иной теплоснабжающей организацией (иным владельцем источника тепловой энергии) (пункты 29, 32).
Из пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует возможность перехода на отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии в случаях, определённых схемой теплоснабжения.
В Постановлении от 10 июля 2018 года № 30-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что специфика многоквартирного жилого дома как целостной строительной системы, в которой отдельные помещения представляют собой лишь некоторую часть объёма здания, по общему правилу обуславливает невозможность отказа собственника и пользователя отдельного помещения от коммунальной услуги по отоплению.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П также сформулирована правовая позиция о презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключённого к централизованным сетям многоквартирного жилого дома, а также указано на то, что переход на отопление жилых помещений, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного жилого дома, с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
В данном же случае истец Крынин А.Н. намерен отказаться от отопления жилого помещения путём использования централизованных сетей теплоснабжения без установки иного источника тепловой энергии, либо изменить объём теплопотребления, путем изменения схемы использования централизованных сетей теплоснабжения.
Суд, также анализируя положения главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, в совокупности с ранее приведёнными положениями закона и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, считает, что и в этом случае требуемый истцом отказ от центрального отопления, либо изменение схемы использования централизованных сетей теплоснабжения, по своей сути будет являться переустройством жилого помещения, процедура которого Крыниным А.Н. не соблюдена.
Также суд учитывает, что доводы истца Крынина А.Н. об уменьшении объёма потребления тепловой энергии, то ограничение подачи тепловой энергии по смыслу закона не влечёт прекращение договорных отношений, на чём настаивает истец.
При таких обстоятельствах исковые требования истца Крынина А.Н. не могут быть удовлетворены.
На основании вышесказанного требование Крынина А.Н. к МУП ГПГ «НТС» (МУП городского поселения г.Нея «Неятеплосервис») о расторжении договора (о прекращении договорных отношений по оказанию услуг теплоснабжения квартиры), удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В связи с отказом в иске, расходы по оплате государственной пошлины взысканию с ответчиков не подлежат.
На основании вышеизложенного в удовлетворении иска Крынина А.Н. к МУП ГПГ Нея «НТС» (МУП городского поселения г.Нея «Неятеплосервис») о расторжении договора (по оказанию услуг теплоснабжения квартиры), о расторжении договора (о прекращении договорных отношений по оказанию услуг теплоснабжения квартиры), необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Крынина А.Н. к МУП ГПГ «НТС» о расторжении договора (по оказанию услуг теплоснабжения квартиры), - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через районный суд.
Председательствующий: _____________________ (Кудрявцев В.М.)
25 января 2021 года составлено мотивированное решение суда.