ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6 от 19.03.2012 Кичменгско-городецкого районного суда (Вологодская область)

                                                                                    Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело 2-6/2012

Резолютивная часть решения оглашена 19 марта 2012 года.

В окончательной форме решение изготовлено 19 марта 2012 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кичменгский Городок 19 марта 2012 года.

Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего: судьи Шемякиной Р.В.,

с участием заместителя прокурора Кичм-Городецкого района Жаравиной Г.П.,

при секретаре Седовой М.В.,

с участием ответчика, представителя ООО «УстюггазСтрой» и третьего лица на стороне ответчика, представителя ООО «Газстройсервис» в лице ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УстюггазСтрой» о признании незаконными действий и бездействия ООО «УстюггазСтрой» при продаже населению сжиженного газа в баллонах и возложении обязанностей по устранению нарушений прав потребителей газа,

установил:

прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «УстюггазСтрой» о признании незаконными действий и бездействия ООО «УстюггазСтрой» при продаже населению сжиженного газа в баллонах и возложении обязанностей по устранению нарушений прав потребителей газа.

Исковые требования прокурор мотивировал тем, что общество с ограниченной ответственностью «УстюггазСтрой», осуществляя на территории Кич-Городецкого района деятельность по розничной продаже населению сжиженного газа в бал­лонах для бытовых нужд, нарушает требования Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

ООО «УстюггазСтрой» при продаже каждого баллона газа с граждан взи­мает 610 руб., в том числе: оплата одного газового баллона - 490 руб., оплата за техническое обслуживание - 120 руб. ООО «УстюггазСтрой» на автомобильной газовой заправочной станции (АГЗС) в  реализует сжиженный газ в баллонах населению по установленной приказом директора ООО «УстюггазСтрой» от 05.01.2011 № цене 700 руб. за 1 баллон (20 кг) сжиженного газа.

Взимание с граждан при продаже каждого баллона газа платы за обслужи­вание и ремонт газового оборудования одновременно с оплатой стоимости газа, осуществляемое ООО «УстюггазСтрой», а также продажа ООО «УстюггазСт­рой» на АГЗС  бытового газа населению по цене 700 руб. за 1 баллон являются незаконными.

В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 «О ме­рах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской об­ласти от 17.12.2010 № 422 «Об утверждении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд» с 1 января 2011 года на территории Вологодской области утверждены предельно максимальные цены на сжиженный газ, реализуемый газоснабжающими организациями области населению, в размере 490 руб. за 1 баллон емкостью 50 л. (20 кг.) с учетом доставки до потребителя.

Указанным постановлением оплата затрат за техническое обслуживание и ремонт газового оборудования не предусмотрены.

Согласно п.6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006, газо­снабжение входит в состав предоставляемых коммунальных услуг, в том числе продажа бытового газа в баллонах. Исходя из Правил, ООО «УстюггазСтрой» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальную услугу по продаже сжиженного газа в баллонах. Из раздела 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам «Особенности продажи бытового газа в баллонах» следует, что продажа баллон­ного газа осуществляется по правилам розничной купли-продажи товара.

При продаже баллонного газа ООО «УстюггазСтрой» навязывается поку­пателям услуга, оказанием которой занимается ООО «Газстройсервис», в виде технического обслуживания газового оборудования, что является нарушением ч.2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в со­ответствии с которой запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). При этом услуга по техническому обслуживанию газового оборудования гражданам ООО «УстюггазСтрой» фактически не оказывается.

Установление  ООО «УстюггазСтрой» стоимости газового бал­лона в 700 руб. и реализация населению газа по указанной цене противоречит требованиям постановления РЭК Вологодской области от 17.12.2010 № 422.

ООО «УстюггазСтрой» при продаже баллона с газом, получая от покупа­теля 490 руб., в которые согласно постановлению РЭК Вологодской области от 17.12.2010 № 422 входит и плата за доставку газа, жителям населенных пунктов за пределами , а также покупателям, приобретающим газовый бал­лон на АГЗС в , доставку газового баллона до потребителя не осу­ществляет.

В сельских населенных пунктах при продаже баллонного газа ООО «Ус­тюггазСтрой» не выдается покупателю документ в подтверждение состоявшейся сделки розничной купли-продажи, что является нарушением п. 105 Правил пре­доставления коммунальных услуг гражданам, в соответствии с которым вместе с газовым баллоном потребителю передается кассовый и товарный чеки, в которых помимо обязательных сведений указываются номер газового баллона, масса газа в баллоне, цена товара и дата продажи.

Пунктом 102 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам устанавли­вает право потребителя бытового газа в баллонах потребовать от продавца про­вести контрольное взвешивание газовых баллонов в своем присутствии. Реализа­ция гражданами указанного права ООО «УстюггазСтрой» не обеспечивается: ав­томашины, на которых перевозятся газовые баллоны для населения по  и по району, контрольных весов не имеют. Возможность провести про­верку уровня наполнения баллона газом методом взвешивания ООО «Устюггаз­Строй» потребителям газа не предоставляет.

Прокурор просит признать незаконными действия общества с ограниченной ответственно­стью «УстюггазСтрой», выразившиеся во взимании с покупателей при продаже сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд платы за обслуживание и ремонт газового оборудования в сумме 120 руб. Признать незаконным приказ  ООО «УстюггазСтрой» от 05.01.2011 № о реализации сжиженного газа в баллонах населению по цене 700 руб. за 1 баллон (20 кг) сжиженного газа. Обязать ООО «УстюггазСтрой» немедленно со дня вступления решения в законную силу произвести действия по устранению нарушений ч.2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а именно: осуществлять продажу населению бытового газа в баллонах на территории Кич-Городецкого района, в том числе и на автомобильной газовой заправочной станции в  (АГЗС) по цене, установленной постановлением Ре­гиональной энергетической комиссии Вологодской области от 17.12.2010 № 422, - 490 руб. за 1 баллон емкостью 50 л. (20 кг.), и выдавать покупателям при со­вершении купли-продажи бытового газа товарный и кассовые чеки. Признать незаконным бездействие ООО «УстюггазСтрой», выразившееся в неосуществлении доставки газового баллона до потребителя; а также в необеспечении условий для проведения кон­трольного взвешивания газовых баллонов в присутствии потребителя. Обязать ООО «УстюггазСтрой» немедленно со дня вступления решения в законную силу при предоставлении коммунальной услуги в виде продажи сжи­женного газа в баллонах: осуществлять доставку газовых баллонов до каждого потребителя; создать условия для проведения проверки уровня наполнения баллона га­зом методом взвешивания в присутствии потребителя каждому, кто обратится с таким требованием.

В судебном заседании прокурор Жаравина Г.П. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении в суд.

Третье лицо на стороне истца, представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Великоустюгском, Никольском, Кичменгско-Городецком районах в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В заключении на исковое заявление Роспотребнадзор указал, что в соответствии с п.п. 102, 105 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, потребитель праве потребовать провести контрольное взвешивание газовых баллонов и продавец обязан передать покупателю вместе с газовым баллоном кассовый и товарный чек. Потребители газа, в том числе в баллонах, обязаны осуществлять обслуживание внутридомового газового оборудования специализированными организациями. Данное обслуживание осуществляется на основании договоров, заключенных потребителями с обслуживающими специализированными организациями. Взимание платы, размер и порядок внесения за техническое обслуживание ВДГО устанавливаются договорами. В случае если договорами, заключенными с потребителями за техническое обслуживание ВДГО, платеж за техническое обслуживание установлен применительно к покупаемым газовым баллонам, то взимание платы при покупке газового баллона является обоснованным. Поэтому требования прокурора по пункту 1 поддерживают в случае, когда договорами на обслуживание ВДГО определена плата за его проведение не в твердой цене, применяемой к баллону газа, и порядок оплаты установлен не по факту приобретения газа в баллоне. В связи с тем, что прокуратурой в требованиях п.2 искового заявления не указано для каких нужд потребителей реализуется газ в баллонах, продажа которых осуществляется на АГЗС  по цене 700 рублей, требования прокурора не поддерживают, так как на реализуемый населению газ для иных целей (не бытовых нужд) газоснабжающая организация вправе самостоятельно устанавливать цены.

Третье лицо на стороне истца представитель Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее РЭК), в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В отзыве на исковое заявление  РЭК области пояснил, что при установлении розничных цен на газ, реализуемый населению, начиная с 2006 года, РЭК не учитывает расходы газоснабжающих организаций на обслуживание внутридомового газового оборудования, техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования, в качестве отдельной части розничной цены на газ, реализуемый населению. Указанные затраты не включены в затраты газораспределительных организаций. В настоящий момент, в соответствии с законодательством РФ, услуги по обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию не подлежат государственному регулированию. В то же время пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. В розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, учитываются затраты по доставке газовых баллонов емкостью 50 литров до потребителя. То есть поставщик сжиженного газа должен осуществлять доставку газовых баллонов до населенного пункта, где проживают потребители. Постановлением Правительства Вологодской области от 3.10.2011 № 1247 на 2012 год на территории Вологодской области газоснабжающей организацией по поставке сжиженного газа для бытовых нужд населения определено ООО «Управление Севергаз». Между ООО «Управлением Севергаз» и ООО «УстюггазСтрой» заключен договор поставки сжиженного газа, поступающего в Вологодскую область по графику прикрепления федерального агентства по энергетике РФ для последующей его реализации населению области на бытовые нужды. По данному договору сжиженный газ поставляется населению в Тотемский, Бабушкинский, Кичменгско-Городецкий и Никольский районы. На 2012 год на данные районы запланировано 1620 тонн газа. Этот объем газа реализуется по розничным ценам, устанавливаемым РЭК области. Объем газа формируется на основании заявок глав муниципальных образований и называется балансовым газом. Кроме балансового газа поставщик может покупать коммерческий газ (цена в 2-2,5 раза выше балансового) и продавать его по нерегулируемым ценам.

Третье лицо на стороне истца  сельского поселения  ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежаще. Из информации, представленной третьим лицом (л.д. 105) видно, что пояснил, что поставка газа в сельское поселение производится на склады, расположенные в , , . Развозка баллонов по селу до потребителей и населенным пунктам, входящим в состав сельского поселения, не производится. Отпуск газа осуществляется 2 раза в месяц в определенные дни. Стоимость одного баллона составляет 610 рублей.

Из протокола судебного заседания от 28 февраля 2012 года следует, что третье лицо на стороне истца  сельского поселения  ФИО3 суду пояснил, что газ в сельское поселение привозится газовой машиной в  и . Доставка газа до дома и подключение баллона к газовой установке производится своими силами. Развозка газа по населенным пунктам сельского поселения не производится. Поэтому потребители, среди которых в основном пожилое население, вынуждено просить посторонних лиц доставить газ до дома и подключить его, соответственно дополнительно заплатить за эту услугу. В течение последних трех лет у него лично обслуживание газовой установки не производилось. Допускает, что в сельское поселение приезжали специалисты ООО «УстюггазСтрой» и проводили техническое обслуживание газового оборудования.

Ответчик,  ООО «УстюггазСтрой» и  ООО «Газстройсервис» ФИО1 исковые требования в части признания незаконным взимания с покупателей при продаже сжиженного газа в баллонах платы за обслуживание и ремонт газового оборудования в сумме 120 рублей и признании незаконным приказа от 05.01.2011 № 12 о реализации сжиженного газа по цене 700 рублей за 1 баллон на АГЗС, не признал. В суде пояснил, что ООО «УстюггазСтрой» является поставщиком сжиженного газа населению Кичм-Городецкого района, используемого в бытовых целях, реализуемого по цене установленной РЭК области, то есть по 490 рублей за 1 баллон весом 20 килограмм и коммерческого газа, реализуемого на АГЗС по цене 700 рублей за баллон. ООО «Газстройсервис» является специализированной организацией, осуществляющей абонентское обслуживание внутридомового газового оборудования. Приказом от 31.12.2010 № 152 утвержден прейскурант стоимости абонентского обслуживания внутридомового газового оборудования, вводного и внутреннего газопроводов по жилищному фонду на сжиженном газе и утвержден перечень регламентированных работ по техническому обслуживанию. Стоимость абонентского обслуживания внутридомового газового оборудования с 01.01.2011 составляет 120 рублей за 1 баллон сжиженного газа. Между ООО «Газстройсервис» и ООО «УстюггазСтрой» заключен агентский договор на осуществление функций по приему денежных средств за техническое обслуживание газового оборудования, работающего на сжиженном газе. Абонентское обслуживание внутридомового газового оборудования производится с гражданами на основании заключенных договоров, где в разделе 4 установлен порядок расчетов. При покупке гражданами сжиженного газа в баллонах, ООО «УстюггазСтрой» отдельно взимает плату за стоимость 1 баллона сжиженного газа 490 рублей и за внутридомовое газовое обслуживание 120 рублей. Соответственно ведется раздельный учет поступивших средств. Сумма 120 рублей переводится на счет ООО «Газстройсервис». Согласно постановлению Правительства РФ от 21.07.2008 № 548 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» газоснабжение потребителя осуществляется при наличии договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и обеспечении надлежащего технического состояния внутридомового газового оборудования. ООО «Газстройсервис» занимается хозяйственной деятельностью, целью которой является извлечение прибыли, поэтому общество не должно бесплатно оказывать услуги гражданам. Цены на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в настоящее время не регулируются государством, затраты на ВДГО не включаются в стоимость 1 баллона сжиженного газа, установленную РЭК области. Расчет стоимости внутридомового газового оборудования произведен, исходя из нормы потребления газа на одну газовую установку в количестве 2 баллонов в год, поэтому считает, что средняя цена на ВДГО в год составит 240 рублей, что значительно меньше, чем при обслуживании потребителей природным газом (лица, заключившие договор на ВДГО с ООО «Вологдаоблгаз» ежегодно уплачивают только за одно техническое обслуживание, без аварийно-диспетчерского, свыше 1200 рублей в год). Утверждает, что в случае потребления газа в большем размере, соответственно потребитель будет чаще обращаться за бесплатным техническим обслуживанием. Утверждает, что потребитель вправе самостоятельно выбрать любую специализированную организацию, оказывающую услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. ООО «УстюггазСтрой» реализует баллон газа за 490 рублей, если потребитель представит договор на техническое обслуживание, заключенный с любой другой организацией (кроме ООО «Газстройсервис»). Если на территории Кичм-Городецкого района отсутствует конкуренция ООО «Газсстройсервис», соответственно население заключает договора только с этой организацией. Цены на коммерческий газ, реализуемый на автомобильной газозаправочной станции (АГЗС), не подлежат государственному регулированию. Баллоны со сжиженным газом, реализуемые на АГЗС используются для заправки автомобилей с газовыми установками и не должны использоваться в бытовых целях, несмотря на то, что они имеют одинаковые характеристики. Считает, что ответчик не должен контролировать фактическое использование газа, приобретенного на АГЗС по коммерческой цене. Они не должны осуществлять доставку газа с АГЗС до потребителя. Доводы прокурора о том, что балансовый газ используется для продажи под видом коммерческого газа, не соответствуют действительности. В организации ведется отдельный учет коммерческого и балансового газа и он несет ответственность за реализацию балансового газа населению районов.

Исковые требования прокурора в части обязания ООО «УстюггазСтрой» осуществлять доставку газовых баллонов до каждого потребителя при наличии соответствующей заявки, создавать условия для проведения проверки уровня наполнения баллона газом методом взвешивания в присутствии потребителя, которые обращаются с таковыми требованиями и обязания выдавать товарный и кассовый чек при продаже сжиженного газа населения признал. ФИО1 пояснил, что доставка сжиженного газа непосредственно до самого потребителя возможна при наличии дорожного сообщения и подъезда непосредственно к жилому дому. Полагает, что главы сельских поселений должны собирать заявки на поставку заявки к жилому дому и содержать подъездные пути в надлежащем состоянии, жилые дома должны иметь адресное хозяйство. В течение 2010-2011 годов в летний период специалисты ООО «Газстройсервис» согласно графику посетили все сельские поселения района и провели техническое обслуживание ВДГО, которое по нормативам должно проводиться 1 раз в три года. Условия для взвешивания баллона с газом и выдаче кассового чека в ООО «УстюггазСтрой» созданы, специализированные автомашины оборудованы напольными весами и кассовыми аппаратами. В случае выявления фактов продажи газа без кассовых чеков, им будут приняты самые строгие меры к виновным лицам.

Третье лицо на стороне ответчика, представитель ООО «Управление Севергаз» в судебное заседание не явился. Представил отзыв, где указал, что стоимость реализации сжиженного газа для нужд населения определена постановлением РЭК Вологодской области, которое обязательно для всех субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих реализацию сжиженного газа населению. Они не обладают какой-либо информацией о взимании ООО «УстюггазСтрой» дополнительной платы с населения за дополнительно оказанные услуги.

Третье лицо на стороне ответчика, представитель Государственной жилищной инспекции Вологодской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя. В заявлении указал, что требования прокуратуры поддерживают, так как на обслуживание внутридомового газового оборудования должен быть заключен отдельный договор.

Свидетель ФИО4  ПУ, пояснил, что поставка газа в сельские поселения производится по устным заявкам. Сжиженный газ в баллонах поставляется на центральные усадьбы сельского поселения. В сельском поселении  баллоны доставляет до потребителя , подключение производит их слесарь. В штате  ПУ состоит 20 слесарей, все они обучены, имеют соответствующий допуск к ремонту газового оборудования. Проблемы доставки газа в сельские поселения решаются на уровне глав. Они будут осуществлять доставку газа до дома потребителя при наличии письменных заявок от глав сельских поселений с указанием адресного хозяйства и проезжей дороги. В то же время не во всех сельских поселениях содержится дорога до склада газового хозяйства. В 2011 году в  поселении ни разу не чистилась дорога к складу. В  к складу, где должен храниться газ, нет проезжей дороги. В весеннее-осенний период нет подъезда к складам во всех сельских поселениях. Приказ об установлении платы за абонентское обслуживание с 01.01.2011 в размере 120 рублей опубликован в газете  то есть доведен до сведения заказчиков через средства массовой информации.

Заслушав мнения сторон, заключение прокурора, полагавшей исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно договору (л.д.75-77) ООО «Управление Севергаз» уполномочило ООО «УстюггазСтрой» реализовывать сжиженный газ населению для бытовых нужд на территории Кичм-Городецкого района.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 17.12.2010 № 422 «Об утверждении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд» с 1 января 2011 года розничная цена за 1 баллон емкостью 50 литров (20 килограмм) составляет 490 рублей, с учетом доставки до населенного пункта, где проживает потребитель.

Как следует из информаций, предоставленных сельскими поселениями , , , , , , , , , , , , (л.д.96-108) сжиженный газ в районе поставляется до склада, по деревням жители развозят газовые баллоны самостоятельно. Оплата производится в основном наличными – , который привезет газ, при этом кассовые чеки не выдаются. Баллоны не взвешиваются, ввиду отсутствия весов. Ответчиком не оспаривается обязанность по доставке газа до потребителя при наличии соответствующей заявки с указанием адреса потребителя, обязанность по выдаче товарного и кассового и обязанность при наличии заявки потребителя произвести взвешивание газового баллона. С учетом требований статьи 449 ГК РФ, пунктов 102, 105 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006, в указанной части исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Суд приходит к выводу о необоснованности заявленных прокурором требований в части признания незаконными действий общества с ограниченной ответственно­стью «УстюггазСтрой», выразившиеся во взимании с покупателей при продаже сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд платы за обслуживание и ре­монт газового оборудования в сумме 120 рублей и признании незаконным приказа  ООО «УстюггазСтрой» от 05.01.2011 № о реализации сжиженного газа в баллонах населению по цене 700 руб. за 1 баллон (20 кг) сжиженного газа, реализуемого на автомобильной газозаправочной станции.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8).

Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549, регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа посредством газоиспользующего оборудования, (к которым относится индивидуальная газовая установка), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Глава III Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан определяет права и обязанности сторон при исполнении договора.

Так, в соответствии с подпунктом "к" пункта 21 Правил абонент как сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его, должен обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Из содержания данной нормы следует, что законом или иным правовым актом может быть установлена обязанность абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования посредством своевременного заключения договора о техническом обслуживании данного оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Абонентом может выступать гражданин, в том числе собственник жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Исходя из выше приведенного, находит необоснованными доводы истца об ущемлении прав потребителей, поскольку Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривает, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными, о чем указано в решении Верховного Суда от 02.10.2008 № ГКПН08-1788.

Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 № 239, зарегистрированного в Минюсте РФ 17.09.2009 № 14788, где пунктом 2 определено, что в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа. Пунктом 4.1 Порядка установлены виды работ, проводимых при техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, среди которых указано техническое обслуживание и ремонт групповых и индивидуальных баллонных установок. Определено, что проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение. Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования должно производиться в сроки, установленные изготовителем, но не реже одного раза в три года. Замена баллонов в групповой или индивидуальной баллонной установке сжиженного углеводородного газа должна проводиться персоналом специализированной организации.

В судебном заседании установлено, что ООО «Газстройсервис» заключает с владельцами жилых домов, где установлено внутридомовое газовое оборудование, договор на абонентское обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования (л.д.81-84) и в разделе 4 указан порядок расчетов за абонентское обслуживание. Оплата за абонентское обслуживание производится одновременно с оплатой стоимости сжиженного газа и в случае изменения Прейскуранта цен исполнитель вносит в одностороннем порядке соответствующие изменения в договор, уведомив об этом заказчика за 10 дней через средства массовой информации.

Из договоров, заключенных ООО «Газстройсервис» с потребителями газа (л.д.81-84) следует, что стороны самостоятельно определили вид оплаты по абонентскому обслуживанию внутридомового газового оборудования применительно к стоимости 1 баллона сжиженного газа одновременно с оплатой стоимости газа. Поскольку действующим законодательством услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования не подлежат государственному регулированию, в силу части 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Определенная сторонами стоимость оплаты услуги и порядок расчетов не противоречат требованиям ст. 781 ГК РФ и не ограничивает потребителя в выборе специализированной организации, осуществляющей работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Из Положения об автомобильной газозаправочной станции, утвержденного приказом  ООО «УстюггазСтрой» от 2011 видно, что АГЗС предназначена для приема сжиженных углеводородных газов, поступающих автомобильным транспортом, для хранения его и заправки газобаллонных автомобилей сжиженным углеводородным газом (п.2.1). Продажа сжиженного газа в баллонах на АГЗС не обусловлена целями обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, поэтому цены не подлежат государственному регулированию и в силу ст. 454 ГК РФ устанавливаются продавцом самостоятельно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, руд

решил:

исковые требования прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «УстюггазСтрой», выразившееся в необеспечении условий для проведения контрольного взвешивания баллонов со сжиженным газом в присутствии потребителя.

Обязать ООО «УстюггазСтрой» со дня вступления решения в законную силу при предоставлении коммунальной услуги в виде продажи сжиженного газа в баллонах:

осуществлять доставку баллонов со сжиженным газом до потребителя при условии поступления заявок о доставке, с указанием адресного хозяйства;

при совершении купли-продажи сжиженного газа в баллонах выдавать покупателям товарный и кассовые чеки;

создать условия для проведения проверки уровня наполнения баллона газом методом взвешивания в присутствии потребителя каждому, кто обратится с таким требованием.

В удовлетворении требований прокурора о признании незаконными действий ООО «УстюггазСтрой» по взиманию с покупателей при продаже сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд платы за обслуживание и ремонт газового оборудования в сумме 120 рублей, признании незаконным приказа  ООО «УстюггазСтрой» от 05.01.2011 № о реализации сжиженного газа в баллонах населению, осуществляемой на автомобильной газозаправочной станции (АГЗС), по цене 700 рублей за 1 баллон сжиженного газа, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья - Р.В.Шемякина.