ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-60 от 13.02.2012 Ординского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Ординский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Ординский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Орда Пермского края 13 февраля 2012 года

Ординский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Трясциной Т.Г.

с участием прокурора Новокрещенных А.С.

истца Власовой Л.С.

представителя Администрации Ординского муниципального района Панариной Л.Н.

представителя межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края Накаряковой И.В.

при секретаре Мосеевой Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело по иску прокурора Ординского района в защиту интересов Власовой Людмилы Сергеевны к администрации Ординского муниципального района, о возложении обязанности по постановке на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, обязании приобрести жилое благоустроенное помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, применительно к условиям населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, для предоставления его вне очереди на условиях социального найма Власовой Людмиле Сергеевне,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился с иском к администрации Ординского муниципального района, в интересах Власовой Л.С. о возложении обязанности по постановке на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, о возложении обязанности приобрести жилое благоустроенное помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, применительно к условиям населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, для предоставления его вне очереди на условиях социального найма Власовой Л.С., обосновывая свои требования тем, что Власова (фамилия по рождению и до заключения брака - Кулакова) Л. С., 19.11.1985 года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как до достижения 18-летнего возраста она осталась без попечения родителей в связи с тем, что ее мать Шляпникова Л.А. умерла 11.06.2002 года, отец - Кулаков С. В. умер 07.10.

Согласно постановления администрации Ординского района от 16.09.2002 № 273 за Власовой Л.С. (до вступления в брак Кулаковой Л.С.) была закреплена квартира по адресу: 1. Данное постановление не является основанием для возникновения права собственности на указанный дом по следующим основаниям. Сведения о правах на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу:  — отсутствуют. Указанный дом является бесхозяйным объектом, ранее, до ликвидации колхоза «Колос» в 2003 году дом находился на его балансе. Кроме того, дом находится в аварийном состоянии.

Установлено, что Власова Л.С. на учет детей-сирот и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей администрацией Ординского муниципального района до настоящего времени не поставлена, жилым помещением на условиях договора социального найма не обеспечена, тем самым, нарушены ее права как лица из числа детей оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании прокурор и Власова Л.С. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика администрации Ординского муниципального района Панарина Л.Н. иск признала, суду пояснила, что за Власовой Л.С. было закреплено жилое помещение, однако квартира является бесхозной, в настоящее время дом находится в аварийном состоянии, проживание в доме не возможно.

Представитель Межрайонного территориального управления №3 Министерства социального развития Пермского края Накарякова И.В. исковые требования прокурора поддерживает.

Выслушав стороны, исследовав документы в деле, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Судом установлены следующие обстоятельства:

Родителями Власовой Л.С., 19 ноября 1985 года рождения, являются Ш. и К..

К. умер 07 октября 1988 года. Ш.. умерла 11 июня 2002 года. Власова Л.С. (до заключения брака – Кулакова Л.С.), 19 ноября 1985 года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как до достижения 18-летнего возраста она осталась без попечения родителей.

Власова Л.С. окончила ГОУ НПО «Профессиональное училище № 68» (диплом об окончании от 30.06.2008 № 449). В настоящее время проживает с мужем - В. по адресу:  - 55. По указанному адресу регистрации не имеет. Согласно справке о составе семьи администрации Медянского сельского поселения от 15.11.2011 года имеет следующий состав семьи: муж - В., 02.07.1984 года рождения.

В соответствии со ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют, в том числе право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Судом установлено, что жилое помещение за Власовой Л.С. закреплялось, однако, данный жилой дом не находится в государственном, либо муниципальном жилищном фонде, а следовательно приватизации не подлежит. По информации администрации Медянского сельского поселения от 20 декабря 2011 года  в  до 2003 года принадлежал колхозу «Колос» и находился на его балансе в 2003 году колхоз « Колос» был реорганизован в ООО «Грызаны», дом на баланс ООО «Грызаны» не был передан, в администрации Медянского сельского поселения на балансе не состоит (л.д.24). На условиях договора коммерческого найма и социального найма данный жилой дом Власовой Л.С. и ее родителям не предоставлялся.

Кроме того, согласно справки администрации Медянского сельского поселения в  в  условий для проживания нет: разобраны печки, полы, нет окон и дверей, треснула стена (л.д.21). Актом обследования жилищно-бытовых условий от 21декабря 2011 указанный жилой дом признан аварийным, что делает невозможным проживание в нем Власовой Л.С.: крыша дома протекает, пол и потолок разрушаются, окна и двери выбиты, отсутствуют оконные и дверные проемы, межкомнатные перегородки разрушены -дом находится в аварийном состоянии и непригоден для постоянного проживания (л.д.23).

Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданного 21декабря 2011 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, сведения о зарегистрированных правах Власовой Л.С. на объекты недвижимости отсутствуют.

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах родителей Власовой Л.А. – Ш. Л.А., К. на объекты недвижимого имущества (л.д. 32-33).

Согласно данных Муниципального предприятия «Бюро технической инвентаризации Пермского края» объект недвижимого имущества по адресу с. Грызаны ул. Центральная. 37 на учете не состоит, сведений о регистрации права собственности на Власову Л.С., родителей Власовой Л.С.- К., Шляпниковой Л.Б. нет ( л.д. 34).судом установлено, что Власова Л.С. жилого помещения на праве собственности либо на условиях социального найма не имеет. Судом установлено, что Власова Л.С. на учет детей-сирот и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей администрацией Ординского муниципального района до настоящего времени не поставлена, жилым помещением на условиях договора социального найма не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, тем самым, нарушены ее права как лица из числа детей оставшихся без попечения родителей.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Статья 57 ч. 2 п. 2 Жилищного кодекса РФ закрепляет положение о том, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства).

В силу п. 1 ч.2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденными Указом губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу п. 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года N 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года N 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.

В соответствии с п.п. 2-8 Постановления Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п "Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», жилые помещения гражданам, в том числе детям-сиротам, предоставляются с учетом членов их семей, при этом норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма должна составлять: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Согласно п. 5 Правил учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных указом губернатора Пермской области от 22.06.2000№ 170, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и на основании решения органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, ст. 5,8 Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В соответствии с указанным Положением приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляются органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам.

Суд считает доказанным, что Власова Л.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Власова Л.С. своего жилья не имеет, жилое помещение ему не предоставлено, у родителей Власовой Л.С. в собственности жилье также отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд считает, что права Власовой Л.С. нарушены, по закону при прекращении опеки и попечительства Власова Л.С. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Данное жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Ординского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г., N 159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п. Суд возлагает на администрацию Ординского муниципального района обязанность по постановке Власовой Л.С. на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении и обязанность по приобретению Власовой Л.С. жилого помещения и предоставлению его вне очереди по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Ординского муниципального района Пермского края поставить Власову Людмилу Сергеевну на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.

Обязать администрацию Ординского муниципального района приобрести жилое благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, применительно к условиям населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, для предоставлено его вне очереди на условиях договора социального найма Власовой Людмиле Сергеевне.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: .

.