Кинешемский городской суд Ивановской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кинешемский городской суд Ивановской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-60( 2012г.)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Поваровой Э.Е.,
при секретаре Беловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2012 года в городе Кинешме Ивановской области дело по иску
Кинешемского городского прокурора ( в интересах неопределенного круга лиц) к МУП г.Кинешмы « Объединенные котельные и тепловые сети » об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Кинешемский городской прокурор ( в порядке ст.45 ГПК РФ) обратился в суд с иском к МУП г.Кинешмы « Объединенные котельные и тепловые сети» об обязании устранить нарушения законодательства о газо- и теплоснабжении, обеспечении наличия резервного топлива на отопительный период 2011-2012 года.
В судебном заседании представитель истца- пом.прокурора Снегирев А.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержал, просит суд обязать ответчика обеспечить наличие резервного топлива на котельных № 15 и № 16 на отопительный период 2012 года в течение двух месяцев с момента вынесения решения суда.
Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии с п.27 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.05.2002г. № 317, для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного( аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на газе, так и на резервном( аварийном ) топливе и обеспеченность организаций этим топливом.
Согласно п.49 Правил, в целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе.
Распоряжением Правительства Ивановской области от 13.09.2011г. № 259рп ответчик включен в график № 1 перевода покупателей газа Ивановской области на резервные виды топлива при похолоданиях в 1У квартале 2011г., на 1 квартал 2012г. графики утверждены Распоряжением Правительства Ивановской области от 14 декабря 2011г. № 342-рп.
МУП г.Кинешмы « ОКиТС » не принимает должных мер к обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, т.к. в котельных № 15 и № 16 работоспособное топливное хозяйство и нормативный запас резервного топлива отсутствуют, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих в районах, теплоснабжение которых обеспечивается котельными № 15 и № 16.
Представитель ответчика- МУП « ОК и ТС» ФИО1 по доверенности исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление( л.д.34-36).
Представитель третьего лица- Администрации городского округа Кинешма ФИО2 по доверенности возражает против исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве ( л.д.105-106).
Представитель третьего лица- Комитета по управлению имуществом городского округа Кинешма ФИО3 по доверенности возражает против исковых требований.
Представитель третьего лица- Управления Росприроднадзора по Ивановской области в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования не признал.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Ст.45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявляя в порядке ст.45 ГПК РФ требования об обязании ответчика совершить определенные действия, Кинешемский городской прокурор ссылается на нормы ст.14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.27 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. № 317, Распоряжения Правительства Ивановской области от 13.09.2011г. № 259рп по утверждению графиков № 1 и № 2 полагая при этом, что нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Судом установлено, и истцом по делу не оспорено, что решением Арбитражного суда Ивановской области по Делу № А17-1331 от 26.06.2006г. МУП г.Кинешма « Объединенные котельные и тепловые сети» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство( л.д.113-114).
На момент рассмотрения спора Определением Арбитражного суда Ивановской области от 19 декабря 2011 года по Делу № А17-133/05-14Б срок конкурсного производства в отношении МУП г.Кинешма « ОК и ТС» продлен на шесть месяцев, т.е. до 18 июня 2012г. ( л.д.115-116).
Предметом настоящего спора по иску Кинешемского городского прокурора является совершение указанным юридическим лицом определенных действий по обеспечению котельных № 15 и № 16 резервным топливом в течение двух месяцев с момента вынесения решения суда.
В соответствии с п.49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 317 от 17 мая 2002 года, в целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, соблюдать топливный режим.
В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, для обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварий на газотранспортных системах, все организации, обязанные иметь резервные топливные хозяйства, включаются в утверждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации графики перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях и графики аварийного газоснабжения( п.п.1.2 Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случаях аварийных ситуаций на газотранспортной системе, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.12.2002г. № 448).
Такие графики были утверждены Распоряжениями Правительства Ивановской области от 13 сентября 2011г. № 259-рп( 1У квартал 2011 года); от 14 декабря 2011г. № 342-рп( 1 квартал 2012г.).
Как установлено из показаний участников процесса и материалов дела, обе котельные ответчика вводились в эксплуатацию как производственные котельные: котельная № 16 предназначалась для выработки пара для производственных нужд Кинешемской прядильной фабрики № 2, а котельная № 15- для выработки тепловой энергии для производства фабрики « Красная Ветка ».
В настоящее время указанные котельные в связи с закрытием фабрики № 2 и снижением объема производства фабрики « Красная Ветка» в полном объеме обеспечивают теплом социально-бытовую сферу указанных микрорайонов города.
Кроме того, в жилых домах микрорайонов « Ветка», ЗАО « КПТФ» и ткацкой фабрики № 2 за период с 2005 по 2010 год выдано 662 решения о согласовании переустройства жилых помещений в плане установки индивидуальных газовых теплогенераторов, что подтверждено материалами дела( л.д.108).
При этом, имущественный комплекс газовой котельной № 15 с теплосетями ОАО « Красная Ветка» по ул.Красноветкинская, 8б был передан бывшим собственником в муниципальную собственность на основании Постановления Главы администрации города Кинешмы Ивановской области от 11 сентября 1998 года № 1378, по состоянию на 1 октября 1998 года с приложением передаваемого оборудования. Мазутное хозяйство в Приложении № 1 к Акту приема-передачи от 01.10.1998г. не обозначено и в муниципальную собственность не передавалось ( л.д.37-40).
Котельная № 16, расположенная по ул.Социалистическая, 54, эксплуатируется ответчиком на основании Договора субаренды от 30 января 2001 года по настоящее время. Передача здания и оборудования котельной произведена по Акту технического состояния промышленной котельной от 02.02.1999г. Мазутное хозяйство котельной № 16 не эксплуатировалось с 1995 года и на момент передачи котельной находилось в неудовлетворительном состоянии( л.д.41-51).
Мазутное хозяйство ООО « КиТеМА»( ранее ОАО « Кинешемская фабрика № 2») не приобреталось муниципальным образованием- в счете- фактуре 00000054 от 10.09.2009г. ( л.д.139-140), в счете-фактуре 00000068 от 10.09.2009г.( л.д.144) в списке передаваемого имущества мазутное хозяйство отсутствует. Котельная № 16 с оборудованием по ул.Социалистическая, д.54 передана по балансовой стоимости руб( л.д.138).
Актом ООО « Газнадзор» № 28 от 14 ноября 2007 года подтверждено, что РТХ котельной № 15 находится в неудовлетворительном состоянии, а РТХ котельной № 16 находится в зоне водных объектов, есть предписание о выносе. Реконструкция РТХ на других площадках затруднена, требует больших капитальных затрат( л.д.17-20).
По Заключению ООО « Промэкспертиза» № 3656-12-2009, мазутное хозяйство котельной № 16 не соответствует требованиям промышленной безопасности, непригодно для эксплуатации, подлежит ликвидации как опасный производственный объект( л.д.21-32).
С учетом того, что вопрос о восстановлении и реконструкции мазутного хозяйства на вышеуказанных котельных возникал неоднократно, ответчик, принимая во внимание, что котельные расположены в водоохраной зоне водных объектов( расстояние менее 300 метров от русла реки Волга), где установлен специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности, с целью предотвращения загрязнения и засорения водных объектов, обращался в Управление Росприроднадзора по Ивановской области за согласованием проектного решения о возможной реконструкции мазутного хозяйства котельной № 15.
Согласно сообщения Управления Росприроднадзора по Ивановской области от 09.06.2005г. № 03-16/658, в соответствии с Постановлением Правительства РФ « Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» от 23.11.1996г. № 1404, в пределах водоохранных зон запрещается размещение складов горюче-смазочных материалов( л.д.76).
В соответствии со ст.66 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Согласно служебной записки Главного архитектора городского округа Кинешма от 21.12.2011г. № 918, здание, расположенное на территории бывшей фабрики № 2( ул.Социалистическая, д.54), находится в природоохранной зоне реки Волга( л.д.107).
Распоряжением Правительства Ивановской области от 13 сентября 2011 года № 259-рп,утверждены график № 1 перевода покупателей газа Ивановской области на резервные виды топлива при похолоданиях в 1У кв.2011г.( приложение 1) и график № 2 ограничения снабжения газом покупателей Ивановской области и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии в 1У кв.2011г.( Приложение 2)- л.д.109.
В качестве резервного топлива для МУП г.Кинешма « Объединенные котельные и тепловые сети» указан мазут( л.д.112).
Согласно пункта 4.1 раздела 4 « Топливо » СНиП 11-35-76 « Котельные установки» ( в редакции от 11 сентября 1997г. № 18-52), виды топлива- основного, резервного и аварийного, а также необходимость резервного и аварийного вида топлива для котельных устанавливается с учетом категории котельной, исходя из местных условий эксплуатации и по согласованию с топливоснабжающими организациями.
Распоряжением Правительства Ивановской области от 7 июня 2011г. № 183-рп « Об итогах отопительного сезона 2010-2011 годов и задачах по подготовке систем жизнеобеспечения Ивановской области к работе в осенне-зимний период 2011-2012 годов( в редакции от 07.09.2011г. № 249-рп) руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы, имеющим на своем балансе жилищный фонд, объекты энергетического, водопроводно-канализационного хозяйства и инженерные сети, рекомендовано провести необходимые организационные и технические мероприятия по их подготовке к отопительному сезону 2011-2012годов( пункт 3).
Как установлено судом, режимные карты газоиспользующего оборудования на котельных ответчика на отопительные сезоны всегда составлялись с учетом их работы только на природном газе, т.к. топочного мазута никогда не было в наличии.
Кроме того, в жилых домах микрорайонов « Ветка», ЗАО « КПТФ» и ткацкой фабрики № 2 за период с 2005 по 2010 год выдано 662 решения о согласовании переустройства жилых помещений в плане установки индивидуальных газовых теплогенераторов, что подтверждено материалами дела( л.д.108).
В соответствии с п.2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002г. № 317, «резервное топливное хозяйство» представляет из себя комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного( аварийного) топлива.
Как подтвердил суду представитель ответчика, предприятие-банкрот с 2006 года по настоящее время не имеет реальной технической и финансовой возможности для строительства нового резервного топливного хозяйства на котельных № 15 и № 16, а потому до введения процедуры банкротства неоднократно обращался в соответствующие региональные службы с целью исключения предприятия из графиков № 1 и № 2.
Указанные обращения подтверждены материалами дела( л.д.66-75).
Основным источником финансирования указанных мероприятий является включение капитальных вложений в тариф предприятия. Вместе с тем, установление тарифа относится к компетенции Региональной службы Ивановской области по тарифам. Рост тарифа ограничен предельными индексами роста тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. Рост тарифа приведет к непомерному увеличению платы за потребленную потребителями тепловую энергию, что не будет способствовать защите их прав и законных интересов в случае удовлетворения судом исковых требований прокурора( иск заявлен в защиту интересов неопределенного круга лиц).
На момент рассмотрения спора временные сроки, указанные в Распоряжении Правительства Ивановской области от 13.09.2011г., закончились, в связи с чем прокурор просит суд обязать ответчика совершить определенные действия – обеспечить наличие резервного топлива котельных № 15 и № 16 на отопительный период 2012 года.
Указанная формулировка, и соответственно требования прокурора в этой части, по мнению суда, противоречат смысловому назначению принимаемых графиков, ибо отопительный сезон может быть обозначен либо как 2011-2012 годов, либо как 2012-2013 годов, а резервное топливо в соответствии с утвержденными графиками предназначено лишь на период сильных похолоданий.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании ч.4 ст.1 ГПК РФ, по аналогии с ч.4 ст.61 ГПК РФ, вступившее в законную силу постановление и ( или) решение судьи по делу об административном правонарушении обязательно для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении по вопросам о том, имели ли место эти действия( бездействие), и совершены ли они данным лицом ( Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003г. № 23 « О судебном решении »).
В материалах дела содержатся Постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесенные мировым судьей судебного участка № 4 г.Кинешмы Ивановской области Румянцевым В.В. от 21 декабря 2005 года ( л.д.77-78), от 27 января 2006 года ( л.д.79-80), которыми прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Кинешемского муниципального унитарного предприятия « Объединенные котельные и тепловые сети » по ст.20.6 ч.1 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения( не выполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно не выполнения требований правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного и социального назначения по готовности резервных топливных хозяйств и создания необходимого запаса резервного топлива ). С заявлением о привлечении и к административной ответственности юридического лица- МУП « ОКи ТС» также обращался Кинешемский городской прокурор.
Как отмечено мировым судьей, помещения, емкости и другое оборудование, необходимое для приема, хранения и использования такого вида топлива, как мазут, в котельных № 15 и № 16 находятся в неисправном состоянии, не пригодном для использования в указанных целях, в том же виде они находились при передаче котельных по договорам аренды и субаренды с МУП « ОК и ТС», а Кинешемским городским прокурором суду не представлено доказательств наличия у МУП « ОК и ТС» возможности обеспечить котельные № 15 и № 16 запасом резервного топлива- мазута.
Постановления вступили в законную силу, поэтому могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
После вынесения указанных постановлений МУП г.Кинешмы « ОК и ТС» в 2006 году было признано в установленном порядке банкротом, однако никаких изменений с указанного времени мазутное топливное хозяйство котельных № 15 и № 16 не претерпело по настоящее время.
При условии, что котельная № 15 находится в хозяйственном ведении МУП г.Кинешма « ОК и ТС», а имущество включено в конкурсную массу, в соответствии со ст.126 Закона « О несостоятельности( банкротстве )», с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом( в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. № 296-ФЗ).
Временные рамки, указанные истцом для удовлетворения исковых требований,- в течение двух месяцев с момента вынесения решения суда, также не будут способствовать исполнению решения предприятием -банкротом ввиду отсутствия у последнего реальной финансовой возможности для строительства резервного мазутного хозяйства, а в отсутствие такого хозяйства принимать, хранить и перерабатывать резервное топливо ( мазут ) просто невозможно.
Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, и в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Кинешемскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий: