Дело № 2-6002/2019
Решение в окончательной форме изготовлено 24.10.2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 октября 2019 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Линчевской М.Г.,
при секретаре Бабушкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кировска в защиту интересов неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» об обязании выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кировска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» об обязании выполнить определенные действия. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки по обращению врио начальника Управления Росгвардии по Мурманской области от 16.07.2019 осуществлена проверка исполнения предписания Управления Росгвардии по МО от 28.09.2017 об устранении нарушений требований федерального законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса со стороны ПАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт». Вместе с тем, поверкой организации и обеспечения антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса-кировской нефтебазы пао «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт», расположенной по адресу: <адрес> установлены факты неисполнения предписания. Учитывая, что выявленные нарушения представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, просили суд обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на приведение территории и сооружений Кировской нефтебазы в соответствие с требованиями законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
В процессе рассмотрения дела по существу истец заявленные требования уточнил, просил суд обязать в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения принять меры, направленные на приведение территории и сооружений нефтебазы г. Кировска в соответствие с требованиями правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением правительства РФ №458 от 05.05.2012, а именно:
- оборудовать главные ворота нефтебазы г. Кировска средствами дистанционного управления контролером (постовым) контрольно-пропускного пункта;
- оборудовать контрольно-постовой пункт для железнодорожного транспорта нефтебазы г. Кировска постовой будкой со средствами связи и тревожной сигнализации, семафором;
- оборудовать охранное освещение по периметру территории в зоне резервуарного парка нефтебазы г. Кировска (сооружение №1 приложения №1 к паспорту безопасности объекта ТЭК Нефтебаза г. Кировска ПАО «НК «Роснефть» -Мурманскнефтепродукт»);
- оборудовать средствами системы охранной телевизионной зоны резервуарного парка нефтебазы г. Кировска (сооружение №1 приложения №1 к паспорту безопасности объекта ТЭК Нефтебаза г. Кировска ПАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт») и железнодорожный въезд (ворота) на территорию нефтебазы г. Кировска.
Представитель истца помощник прокурора г. Кировска в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика ПАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» в судебном заседании поддержал ранее представленные возражения.
Представитель третьего лица Управления Росгвардии по Мурманской области в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в отзыве, указав, что ПАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» относится к критически важным объектам топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения. Управлением Росгвардии по Мурманской области от 16.07.2019 проведена проверка комплекса, по результатам которой выдано предписание от 28.09.2017 об устранении выявленных нарушений. Однако предписание в полной мере не исполнено. Исковые требования просили удовлетворить.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, с учетом мнения специалиста, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) "О противодействии терроризму" устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина, приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритете мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Статьей 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» к объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.
В соответствии со статьями 6, 7, 9 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства. Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.
В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что Кировская нефтебаза ПАО «НК Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» передана во временное владение и пользование ПАО «НК Роснефть» - Мурманскнефтепродукт», согласно продлеваемому договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ
Объект расположен по адресу: <адрес>
Управлением Росгвардии по Мурманской области в период с 11.09.2017 по 28.09.2017 проведены проверки топливно - энергетических объектов в ходе которых, были выявлены нарушения требование правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.12.2012 №458 дсп «Об утверждении правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».
По результатам проверок ответчику выдано предписание от 28.09.2017 об устранении выявленных недостатков в срок до 02.04.2018.
Согласно паспорту безопасности объекта топливно-энергетического комплекса основной вид деятельности объекта: перевалка и хранение горюче-смазочных материалов. Общая площадь территории объекта 3574 кв.м. периметр наружного ограждения объекта 874 м. Общая численность персонала, работающего на объекте 15 человек. Режим работы объекта - односменный, максимальная численность в дневное время – 8 человек. Наличие на объекте подразделения по защите государственной <данные изъяты> и соблюдения режима секретности не имеется. Категория объекта по степени потенциальной опасности - низкая.
Ввиду недостаточности информации об устранении выявленных нарушений, указанных в предписаниях, в соответствии с распоряжениями врио начальника Управления Росгвардии по Мурманской области в период с 11.04.2019 по 06.05.2019 проведена внеплановая проверка нефтебазы ПАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» на предмет исполнения предписания от 28.09.2017, в ходе которой установлено, что требования предписания ответчиком исполнены не в полном объеме, а именно:
- п.3 предписания – имеющиеся основные ворота не механизированы, приводятся в действие вручную в нарушение 141 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №458, противотаранное устройство с внешней стороны досмотровой площадки отсутствует (в нарушение правил п.138 Правил), входные двери на КПП смотровым глазком не оборудованы (в нарушение п.116 Правил).
-п.4 предписания-КПП для железнодорожного транспорта не оборудован постовой будкой со средствами связи, и тревожной сигнализацией, семафором в нарушение подп.«в» п.2, подп.«в» п.3 Приложения №1 в Правилам, пп.101, 148 подп. «б» п.151 Правил.
-п.5 предписания-по периметру территории нефтебазы вдоль основного ограждения охранное освещение отсутствует (в нарушение п.247,250 подп. «а», «б» п.255 Правил).
-п.6 предписания - камеры видеонаблюдения по периметру нефтебазы в уязвимых местах, включая КПП для железнодорожного транспорта, не установлены (в нарушением подп. «а», «б» п.232 Правил).
-п.7 предписания-оконные конструкции первого этажа КПП смешанного типа остеклены обычным стеклом без защитных конструкций в нарушение подп. «г» п.2., Приложения №1 к Правилам, п.103 Правил.
16.07.2019 Управление Росгвардии по Мурманской области обратилось в прокуратуру, указав на нарушения со стороны ответчика.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» к критически важным объектам топливно-энергетического комплекса – относятся объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Постановлением правительства от 05.05.2012 № 458 утверждены правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно п.п «б» п.131 Правил №458 досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям: исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспорта.
В соответствии с п.139 Правил №458 досмотровая площадка оборудуется основными и вспомогательными воротами (шлагбаумами). Ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота оборудуются фиксаторами. Вместо ворот могут применяться автоматизированные (с ручным управлением) шлагбаумы, которые устанавливаются на линии основного ограждения и на конце досмотровой площадки (п.140 Правил №458).
Согласно пункту 141 Правил управление воротами и шлагбаумами должно осуществляться дистанционно контролером (постовым) контрольно-пропускного пункта на запасных въездах (выездах) могут устанавливаться немеханизированные ворота.
В соответствии с пунктом 148 правил КПП для железнодорожного транспорта состоят из досмотровой площадки и служебных помещений.
В соответствии с пунктом 101 правил постовые будку устанавливаются на КПП или в запретной зоне и предназначаются для размещения в них средств служебной связи, тревожно-вызывной сигнализации, кабин (лотков) с пропусками водителей транспортных средств и сопровождающих транспорт (груз) сотрудников, рамок с образцами пропусков, подписей и слепков печатей, постовой одежды.
В соответствии с подп. «в» п. 2 Приложения №1 к Правилам (Состав инженерно-технических средств охраны в зависимости от категории объектов ТЭК) объекты ТЭК низкой, средней и высокой категорий опасности оборудуются постовыми будками.
В соответствии с подп. «в» п. 3 Приложения №1 к Правилам (Состав инженерно-технических средств охраны в зависимости от категории объектов ТЭК) КПП железнодорожного транспорта объекты ТЭК низкой, средней и высокой категорий опасности оборудуются досмотровой площадкой, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ, средствами связи и тревожной сигнализацией, охранным освещением, переносными светильниками, устройствами принудительной остановки, семафорами.
В соответствии с. п. 247 Правил система охранного освещения объекта обеспечивает необходимые условия видимости ограждения территории, периметров зданий, зоны внешней территории, прилегающей к объекту, дорог и троп для движения служебного транспорта и пеших нардов (караула), мест несения службы подразделений охраны.
В соответствии с п. 250 Правил светильники охранного освещения устанавливаются на кронштейнах на основном ограждении или отдельных опорах. Их количество, высота установки и мощность ламп определяются заданным уровнем освещенности.
В соответствии с подп. «а, б» п. 255 Правил система охранного освещения объекта должна обеспечивать: а) освещенность на уровне земли в горизонтальной плоскости или на уровне 0,5 метра от земли на одной стороне вертикальной плоскости, перпендикулярной к линии границы, не менее 0,5 люкс (в темное время суток), б) равномерно освещенную сплошную полосу шириной не менее 3 метров по периметру объекта.
В соответствие с подпунктами «а, б» п. 232 Правил средствами системы охранной телевизионной оборудуются локальные зоны объекта: а) периметр территории объекта или его наиболее уязвимые части, б) все контрольно-пропускные пункты и запасные проходы (проезды) на объект.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста старший инспектор отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Мурманской области <данные изъяты> пояснил, что требования предписания основаны на Правилах по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. С целью предотвращения нападения на контролера-постового в момент открытия ворот, главные (основные) ворота должны быть оборудованы системой дистанционного открывания. Установка охранного освещения по периметру территории в зоне резервуарного парка нефтебазы г. Кировска (сооружение №1 приложения №1 к паспорту безопасности объекта ТЭК Нефтебаза г. Кировска ПАО «НК «Роснефть» -Мурманскнефтепродукт), а также средств системы охранной телевизионной зоны резервуарного парка нефтебазы г. Кировска (сооружение №1 приложения №1 к паспорту безопасности объекта ТЭК Нефтебаза г. Кировска ПАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт) и железнодорожный въезд (ворота) на территорию нефтебазы г. Кировска необходима для исключения возможности создания угрозы так называемым «внутренним нарушителем».
Таким образом в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что требования правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации № 458 от 05.05.2012 в соответствии с предписанием Росгвардии и исковым заявлением прокурора г.Кировска не исполнены.
Данные нарушения существенно снижают антитеррористическую защищенность опасного объекта, допускают возможность несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса и допущены в результате бездействия ПАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» в виде неисполнения требований Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
При таких обстоятельствах, проанализировав установленные по делу обстоятельства, учитывая, что требования Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации № 458 от 05.05.2012 в соответствии с предписанием Росгвардии и исковым заявлением прокурора г.Кировска не исполнены, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом суд отклоняет доводы ответчика со ссылкой на отсутствие в приложении 1 в п. 8 указания на необходимость устанавливать видеонаблюдение, поскольку как указано в примечании 1 Приложения № 1 настоящее приложение содержит общие рекомендации к составу инженерно-технических средств охраны объектов. Объекты одной категории опасности могут значительно различаться по своему функциональному назначению, характеристикам строительных конструкций, месту положения и другим параметрам, что необходимо учитывать при формировании систем безопасности и антитеррористической защищенности объекта и выборе типа инженерно-технических средств охраны конкретного объекта.
В паспорте безопасности объекта ТЭК указано, что на объекте имеется критический элемент (резервуарный парк), который, по мнению суда, подлежит особой защите системами безопасности и антитеррористической защищенности
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого решения суда должно быть исполнено, суд полагает возможным установить срок – пять месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом суд находит обоснованными доводы стороны ответчика о невозможности исполнить требования оборудовать контрольно-постовой пункт для железнодорожного транспорта нефтебазы г.Кировска постовой будкой со средствами связи и тревожной сигнализации, семафором, в связи с чем, суд полагает возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда до 30.06.2020 в данной части.
Оснований для предоставления отсрочки исполнения других требований суд не усматривает, поскольку сам по себе зимний период не препятствует исполнению решения суда, доказательств невозможности исполнения данных требований в связи с необходимостью согласования финансирования на дату рассмотрения дела суду не представлено.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу Закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г. Кировска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу ««НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» об обязании выполнить определенные действия -удовлетворить.
Обязать ПАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры направленные на приведение территории и сооружений нефтебазы г. Кировска ПАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» в соответствие с требованиями Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ №458 от 005.05.2012, а именно:
1. оборудовать основные (главные) ворота нефтебазы средствами дистанционного управления контролером (постовым) контрольно-пропускного пункта;
2. оборудовать контрольно-постовой пункт для железнодорожного транспорта нефтебазы постовой будкой со средствами связи и тревожной сигнализации, семафором;
3. оборудовать охранное освещение в зоне резервуарного парка нефтебазы (сооружение № 1 приложения№1 к паспорту безопасности объекта ТЭК Нефтебаза г. Кировска ПАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт»);
4. оборудовать средствами системы охранной телевизионной зону резервуарного парка нефтебазы (сооружение № 1 приложения№1 к паспорту безопасности объекта ТЭК Нефтебаза г. Кировска ПАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт») и железнодорожный въезд (ворота) на территорию нефтебазы.
Взыскать с ПАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Предоставить ПАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» отсрочку исполнения решения суда в части исполнения пункта 2 решения до 30 июня 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий М.Г. Линчевская