61RS0022-01-2021-011975-72 Дело № 2- 6003 -2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 г. г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Ю.А. Гриценко
при секретаре Л.С. Востриковой
с участием истца Тимофеева М.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева Михаила Евгеньевича к Комитету по управлению имуществом г. Таганрога об обязании заключить договор, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец Тимофеев М.Е. обратился в суд с иском к КУИ г. Таганрога об обязании заключить договор, в обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером №, площадью 24 кв.м., находящийся по адресу <адрес>, о чем в ЕГРН 12.07.2021г. сделана запись регистрации: № №-61/225/2021-3. Данный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «индивидуальное жилищное строительство» и находится у истца в аренде, что подтверждается письмом КУИ г.Таганрога №60.04.5/8488 от 19.08.2021г. С заявлением от 22.07.2021г. истец обратился в КУИ г. Таганрога о заключении с ним договора купли-продажи находящихся в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>. Письмом № 60.04.5/8793 от 27.08.2021г., КУИ г. Таганрога отказал в продаже вышеуказанного земельного участка по причине нахождения спорного земельного участка в двух территориальных зонах Ж1 и УДС, с чем истец не согласен. Считает, что отказ КУИ г.Таганрога незаконный и его права нарушены.
В судебном заседании Тимофеев М.Е. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика КУИ г. Таганрога в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав истца, изучив материалы дела, судья установил следующее.
Согласно ч.8 ст. 22 закона № 218-ФЗ местоположение земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с п.4 ст.30 ГрК РФ и п. 2 ст.85 ЗК РФ каждый земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно п. 18 Приказа Министерства экономического развития РФ «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» от 04.02.2010 № 42, Постановления Правительства РФ «Об информационном взаимодействии при проведении государственного кадастра недвижимости» от 18.08.2008 № 618, регулирующего порядок взаимодействия между органами местного самоуправления и органами кадастрового учета по внесению в ГКН сведений о границах территориальных зон, данные сведения должны были иметься у органа кадастрового учета на основании информационного взаимодействия с Администрацией города Таганрога.
Согласно ст.32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 11 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 618 орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Для каждой территориальной зоны в целях представления в орган кадастрового учета должен составляться отдельный документ, именуемый карта (план) территориальной зоны, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы территориальной зоны, а также иные ее характеристики.
Данная обязанность вытекает из положений ч. 2 ст. 30 ГрК РФ, согласно которым правила землепользования и застройки включают в себя в том числе карту градостроительного зонирования. В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
В силу ч.2 ст.1 ФЗ №218-ФЗ, Единый государственный реестр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе о территориальных зонах, в него вносятся сведения о таких зонах, в том числе индивидуальные обозначения и описание местоположения границ территориальных зон (ст. 10 данного закона).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений: об утверждении правил землепользования и застройки (ПЗЗ), либо о внесении изменений в ПЗЗ, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Согласно ч. 18.1 ст. 32 Закона о регистрации № 218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о регистрации, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек границ таких зон.
Согласно ч.20 ст.32 Закона о регистрации №218-ФЗ Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи (за исключением решений, предусмотренных пунктом 9 части 1 настоящей статьи), а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.
Таким образом, из указанных выше взаимосвязанных положений действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правил землепользования и застройки (изменений в них) представить в Единый государственный реестр недвижимости документацию подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек границ таких зон.
Такие же разъяснения порядка составления землеустроительной документации в отношении территориальных зон и подзон были даны Министерством экономического развития Российской Федерации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Письмо Росреестра от 20.04.2015 N 19-исх/05586-см/15 «О предоставлении позиции»)
Между тем, на сегодняшний день в ЕГРН отсутствует актуальная информация о границах территориальных зон в установленной системе координат в городе Таганроге. Из этого следует, что Правила землепользования и застройки г. Таганрога, как документ градостроительного зонирования, который включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающей границы территориальных зон, утвержденные в установленном порядке, в настоящее время не возможно применить как правовой акт в рассматриваемой ситуации. На основании изложенного нельзя говорить о том, что земельный участок входит в состав двух территориальных зон.
Документы, позволяющие определить границы указанных зон на местности, а также установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав двух зон – УДС и Ж1, Комитете по управлению имуществом не имеет. Кроме того, отсутствует утвержденная документация по планировке территории на линейный объект - дорогу <адрес> между <адрес> и <адрес>.
Право физических и юридических лиц на выкуп арендованного участка регулируются Гражданским и Земельным кодексом РФ, а также федеральными законодательными актами. Своим правом выкупа может воспользоваться каждый гражданин или предприниматель.
В марте 2015 года в Земельном Кодексе РФ начали действовать поправки, которые позволили получать в аренду, в безвозмездное пользование, возмездное, бессрочное пользование, а также в собственность земельные участки всем участникам правоотношений в этой сфере двумя путями: с помощью проведения публичных торгов или без таковых.
В силу действующей статьи 39.1. Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставлены на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
На основании ст.39.2. Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственниками таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок предоставления земельных участков в собственность граждан без проведения торгов, путем обращения в уполномоченный орган.
Статья 39.17 Земельного кодекса РФ предъявляет определенные требования к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов, определяет перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный и исключительно административный порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков в собственность граждан. Право на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, может быть реализовано лишь с соблюдением определенных административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения о передаче такого земельного участка в собственность.
Статья 1 ГК РФ указывает на необходимость в гражданских правоотношениях согласие сторон и свободу, как при вступлении в эти отношения, так и при установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в своем интересе.
В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы истца.
В силу ч.4 ст. 445 ГК РФ, в случае если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-0, на возникающие при реализации исключительного права на приватизацию земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений, правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской федерации, в силу которой государство, закрепляя право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской федерации (Постановление от 03.11.1998 №25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Рассматривая такие дела, суды должны оценивать доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Вышеуказанный земельный участок, расположен в границах г. Таганрога, на землях населенных пунктов, он не изъят из оборота, приватизация его не запрещена федеральными законами, он не зарегистрирован для государственных и муниципальных нужд, это подтверждается данными государственного кадастрового учета (кадастровой карты), что соответственно нет причин, которые могли бы являться ограничением при выкупе данного земельного участка.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тимофеева Михаила Евгеньевича к Комитету по управлению имуществом г. Таганрога об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка - удовлетворить.
Обязать ответчика, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, заключить с Тимофеевым Михаилом Евгеньевичем договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья (подпись) Гриценко Ю.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.10.2021 года