ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-600/19 от 01.02.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского краю в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.,

с участием представителя истца помощника прокурора г.Сочи Слепакова Д.О.,

представителя ответчика У. Р. по Краснодарскому краю ФИО1,

представителя ответчика ООО "Аэропорт Девелопмент" ФИО2,

представителя третьего лица без самостоятельных требований МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея ФИО3,

представителей третьего лица без самостоятельных требований АО "Международный аэропорт Сочи" ФИО4 и ФИО5,

представителя третьего лица без самостоятельных требований ФГБУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" ФИО6,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сочи в интересах Российской Федерации к У. Р. по Краснодарскому краю, ООО "Аэропорт Девелопмент" о признании права отсутствующим,

установил:

Прокурор г.Сочи просит суд признать отсутствующим право собственности ООО "Аэропорт Девелопмент" на Вертодром площадью 12735 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>; обязать У. Р. по Краснодарскому краю исключить из ЕГРН сведения о регистрации прав ООО "Аэропорт Девелопмент" и ОАО "Международный аэропорт Сочи" на Вертодром площадью 12735 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>.

В обоснование иска указывает, что прокуратурой г.Сочи по обращению ФГБУ "ЮРПСО МЧС России" проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в ходе которой установлено следующее.

Распоряжением филиала Росимущества по Краснодарскому краю в г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГС Вертодром литер V площадью застройки 12735 кв.м, расположенный по <адрес> г.Сочи, включенный в состав федерального имущества Российской Федерации, передан на праве хозяйственного ведения ФГУП "Аэропорт Сочи".

ГУП КК "Крайтехинветаризация" по г.Сочи изготовлен технический паспорт на объект "Вертодром" по состоянию на 15.08.2006, площадь застройки составила 12735 кв.м.

Распоряжением филиала Росимущества по Краснодарскому краю в г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГС ФГУП "Аэропорт Сочи" приватизировано в форме преобразования в ОАО "Международный аэропорт Сочи", в состав приватизированного имущества в соответствии с приложением № 1 передан, в том числе, Вертодром по <адрес> г.Сочи. Право собственности акционерного общества на объект зарегистрировано 13.09.2006.

10.03.2014 между ОАО "Международный аэропорт Сочи" и ООО "Аэропорт Девелопмент" заключен договор купли-продажи указанного имущества. Право собственности ООО "Аэропорт Девелопмент" зарегистрировано 03.07.2014.

Согласно сведениям ЕГРН Вертодром расположен на земельном участке с кадастровым номером площадью 25900 кв.м, который находится в собственности Российской Федерации. В состав земельного участка входят участки с кадастровыми номерами , . Разрешение использование земельного участка - для посадки вертолетов.

Вместе с тем установлено, что Вертодром не обладает признаками недвижимого имущества, в связи с чем, предоставление земельного участка федеральной собственности для эксплуатации данного объекта приведет к нарушению права Российской Федерации на установленный законом порядок распоряжения земельным участком.

Так, согласно п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" плоскостные сооружения (мощения, асфальтовые площадки) недопустимо относить к объектам недвижимости.

Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз.1 п.1 ст.130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз.2 п.1 ст.130 ГК РФ).

По смыслу ст.131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п.1 ст.130 ГК РФ).

Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.

При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (п.1 ст.130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (п.1 ст.133 ГКРФ).

Кроме того, прокуратурой города с привлечением эксперта ООО "Митра" ФИО7 (квалификация - инженер по специальности "Промышленное и гражданское строительство", стаж работы экспертом 6 лет, общий стаж работы 12 лет) 13.09.2018 проведено обследование, по результатам которого установлено, что Вертодром является замощением площадки асфальтовым покрытием территории земельного участка с кадастровым номером , не имеет прочной связи с землей и не отвечает признакам объекта недвижимого имущества.

Данные обстоятельства подтверждаются техническим заключением ООО "Митра" от 13.09.2018 № 969/18.

Объект Вертодром, как комплекс сооружений, является объектом особого технического значения, для строительства которого в силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ требуется разрешение на строительство. Данное разрешение органами местного самоуправления г.Сочи либо органами государственной власти не выдавалось.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.09.2013 № 1160/13 отмечено, термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества".

Как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в вышеуказанном постановлении, требования о государственной регистрации прав установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права, если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных гражданских прав.

Из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.01.2012 № 4777/08 следует, что асфальтовое покрытие как объект - сооружение не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживает только земельный участок, на котором расположено, поэтому является его неотъемлемой частью и не может в силу статей 128, 130 ГК РФ относиться к недвижимому имуществу, в силу чего асфальтовое замощение не может являться самостоятельным объектом гражданских прав, право на который подлежит государственной регистрации, поскольку данное асфальтовое замощение является составной частью данного земельного участка.

Наличие у ООО "Аэропорт Девелопмент" зарегистрированного права на Вертодром, не обладающий признаками недвижимого имущества, в силу ст.39.20 Земельного кодекса РФ предоставляет Обществу исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, правообладателем которого является Российская Федерация.

Данные обстоятельства нарушают право Российский Федерации на установленный законом порядок распоряжения земельными участками, что в силу ст.45 ГПК РФ предоставляет прокурору право для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Определением Центрального районного суда г.Сочи от 28.09.2018 отказано в принятии данного искового заявления в связи с неподсудностью спора суду общей юрисдикции и подсудностью спора арбитражному суду.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским дела Краснодарского краевого суда от 20.11.2018 определение Центрального районного суда г.Сочи от 28.09.2018 по представлению прокурора г.Сочи отменено, иск направлен в суд первой инстанции для рассмотрения его по существу, в связи с чем иск принят к производству Центрального районного суда 18.12.2018.

Ответчиком Управлением Росреестра по Краснодарскому краю представлен отзыв на иск.

В обоснование возражений ответчик Управление Росреестра по Краснодарскому краю указывает, что исходя из положения, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2009 № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии" Управление Росреестра по Краснодарскому краю является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в соответствии с компетенцией органа государственной власти.

Согласно п.53 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" регистрирующий орган не является субъектом материальных правоотношений, связанных с правами на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку не владеет, не пользуется и не распоряжается спорным имуществом.

Следовательно, Управление Росреестра по Краснодарскому краю не может привлекаться ответчиком по данной категории дел, поскольку никаких материально-правовых притязаний у Управления к другим сторонам не может быть, а также не было, нет и не может быть у сторон к Управлению никаких материально-правовых притязаний, связанных со спорным объектом недвижимого имущества.

В связи с чем, отве5тчик Управление Росреестра по Краснодарскому краю просит суд исключить из числа ответчиков Управление Росреестра по Краснодарскому краю и перевести его в положение третьих лиц, в остальной части заявленных исковых требований решение оставляют на усмотрение суда согласно действующему законодательству РФ.

Ответчиком ООО "Аэропорт Девелопмент" представлен отзыв на иск, согласно которого ответчик иск не признает, просит в его удовлетворении отказать.

В обоснование возражений указывает, что ООО "Аэропорт Девелопмент" в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 10.03.2014 является собственником объекта недвижимости "Вертодром Сочи", площадью 12735 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес> (далее Объект). Право собственности ООО "Аэропорт Девелопмент" на Объект подтверждается Свидетельством о праве собственности от 03.07.2014 № 715840. "Вертодром Сочи" находится в границах многоконтурного земельного участка с КН . Указанный участок состоит из 2 контуров с КН и с КН . "Вертодром Сочи" распложен в границах контура с КН , площадью 18260 кв.м.

В основу исковых требований истец ставит довод, о том, что объект "Вертодром" не является объектом недвижимого имущества. Ссылаясь на следующее: техническое заключение ООО "Митра"; отсутствие разрешения на строительство; разницу в толковании терминов "объект капитального строительства" и "объект недвижимого имущества"; судебную практику в отношении "мощений" и "площадок".

Доводы истца считает не законными, не обоснованными, противоречащими фактическим обстоятельствам и материалам дела и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Относительно довода от том что объект "Вертодром Сочи" не является объектом недвижимого имущества поскольку это установлено техническим заключение ООО "Митра".

Представленное суду техническое заключение ООО "Митра" не может являться основанием для выводов о не принадлежности объекта "Вертодром Сочи" к объектам недвижимого имущества, поскольку перед экспертом поставлен вопрос "Является ли асфальтированная площадка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером , капитальным объектом недвижимости".

В заключении указаны регалии специалиста, фото площадки с отдельных ракурсов, выводы из отдельных судебных актов в отношении асфальтовых покрытий, далее следует вывод о том, что "Замощение площадки территории земельного участка с кадастровым номером асфальтовым покрытием не отвечает признакам объекта недвижимого имущества и не является таковым", далее идут свидетельства и сертификаты специалиста.

Указанное техническое заключение не содержит каких-либо технических исследований в отношении объекта недвижимого имущества "Вертодром Сочи". Объект "Вертодром" специалистом не исследовался, вывод сделан в отношении некой абстрактной площадки без ее идентификации, кадастрового номера и указания площади, на основании отдельных судебных актов, не имеющих отношения к объектам аэропортовой инфраструктуры.

Более того, в рамках рассмотрения арбитражным судом Краснодарского края дела № А32-43842/2016, суду было представлено Техническое заключение, проведенное АО "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ".

Исследование проводилось с целью признания объекта - сооружение Вертодром Сочи - покрытие лит. V площадью 12735 кв.м, КН , расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, г.Сочи, <адрес> к недвижимому (движимому) имуществу.

По результатам исследований специалистом сделан следующий вывод:

Сооружение Вертодром Сочи - покрытие лит. V, площадью 12735 кв.м КН расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, г.Сочи, <адрес> является объектом недвижимого имущества и является объектом капитального строительства т.к.: имеет фундамент, обеспечивающий прочную связь с землей; состоит из асфальтобетона, что подразделяет его к капитальным видам аэродромной одежды; демонтаж имущества не возможен без потери целостности сооружения.

При подготовке заключения эксперт БТИ в том числе, основывается на строительных нормах и правилах "Аэродромы" (СНиП -2.05.08-85 "Аэродромы").

В разделе 1 указанных Правил предусмотрено, что нормы и правила распространяются на вновь строящиеся, расширяемые и реконструируемые сооружения аэродромов (вертодромов).

В пп.6.1.2 Правил указано, что Покрытия подразделяются по степени капитальности на: капитальные (с жестким и асфальтобетонным покрытиями); облегченные (с нежестким покрытием, кроме покрытия из асфальтобетона).

Пунктом 6.1.3 Правил установлено, что аэродромные покрытия должны отвечать требованиям: безопасности и регулярности выполнения взлетно-посадочных операций воздушных судов; прочности, надежности и долговечности конструкции в целом и составных ее элементов (обеспечиваются расчетом прочности и выполнением требований к строительным материалам); ровности и шероховатости поверхности в соответствии с таблицей 8; охраны окружающей среды в соответствии с разделом 9.

Нормативные требования, которые следует выполнять и контролировать при строительстве каждого слоя аэродромного покрытия, и методы контроля приведены в таблице 8.

Из указанного очевидно, что объект "Вертодром Сочи" является объектом недвижимого имущества и объектом капитального строительства.

Относительно довода об отсутствие разрешения на строительство объекта "Вертодром Сочи".

В соответствии со ст.7.1 Воздушного Кодекса РФ к объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся, в том числе вертодромы.

В соответствии с пп.4 п.5 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции аэропортов или иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта.

В соответствии с пп.2 п.17 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на строительство не требуется, в том числе, в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Из указанного очевидно, что объект "Вертодром Сочи" является объектом капитального строительства, поскольку является объектом инфраструктуры воздушного транспорта и для его строительства требуется соответствующее разрешение.

Указанный довод прямо подтвержден истцом в исковом заявлении.

В соответствии с Выпиской из технического паспорта объекта "Вертодром Сочи" от 2006, разделом II "Экспликация зданий и сооружений", объект "Вертодром Сочи" введен в эксплуатацию в 1961.

При этом истец ссылается на требования Градостроительного кодекса от 2004.

Истцом не представлено, каких-либо доказательств о нарушении градостроительных норм при строительстве и вводе в эксплуатацию объекта недвижимого имущества "Вертодром Сочи" от 1961.

Относительно довода о разнице в толковании терминов "объект капитального строительства" и "объект недвижимого имущества".

Само появление указанного довода говорит о том, что истец признает факт того что, объект "Вертодром Сочи" является объектом капитального строительства.

В обоснование довода истец ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13 указавшего, что термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.

При этом истец не учел, что далее суд в указанном Постановлении указывает, что речь идет о вспомогательном объекте благоустройства (ограждении) обладающим признаками капитального строения и суд указывает так как ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, выводы судов о необходимости государственной регистрации права собственности на него не могут быть признаны обоснованными.

Учитывая, что объект недвижимого имущества "Вертодром Сочи" является единственным (основным) в границах земельного участка с КН , имеет самостоятельное целевое назначение, для посадки и стоянки вертолетов, он не является вспомогательным строением и элементом благоустройства.

Относительно ссылки истца на судебную практику в отношении "мощений" и "площадок".

В обоснование указанного довода истец ссылается на п.38 Постановления ВС РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" указывая вывод, что "плоскостные сооружения (мощения, асфальтовые площадки) недопустимо относить к объектам недвижимости".

При этом п.38 Постановления ВС РФ от 23.06.2015 № 25 не содержит вывода, указанного истцом, а именно судом указано, что замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (п.1 ст.133 ГК РФ).

Очевидно, что выводы, сделанные Верховным Судом РФ и указанные истцом, разные.

Более того, в основу исковых требований о признании объекта недвижимого имущества "Вертодром Сочи" истец ставит практику относительно мощений, не учитывая практику, сложившуюся в отношении непосредственно вертодромов.

В отношении вертодромов суды приходят к выводу об отнесении указанных объектов к объектам недвижимого имущества.

Согласно СНиП 32-03-96 "Аэродромы" аэродромом (вертодромом) является земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

Пунктом 1 ст.40 Воздушного кодекса РФ установлено, что аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Исходя из п.1.1 ст.40 Воздушного кодекса РФ вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.

В ч.7 ст.40 Воздушного кодекса РФ содержится понятие посадочной площадки, под которой понимается участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и, стоянки воздушных судов. Требования к посадочной площадке устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Из совокупного анализа вышеизложенных норм права и исходя из системного толкования действующего законодательства, суд приходит к выводу, что вертолетные посадочные площадки относятся к объектам авиационной инфраструктуры, а, соответственно, к особо опасным и технически сложным объектам, которые, в свою очередь, являются самостоятельными объектами капитального строительства.

Преюдиция.

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен Вертодром, находится в федеральной собственности.

Уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества Российской Федерации, в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).

Арбитражным судом Краснодарского края, вступившим в законную силу решением от 11.08.2017 по делу № А32-43842/2016 по иску ООО "Аэропорт Девелопмент" к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея, установлена принадлежность Вертодрома к объектам недвижимого имущества.

Судом указано: Арбитражным судом принята во внимание сложившаяся практика арбитражных судов, определенная Верховным Судом РФ и сводящаяся к недопустимости отнесения к объектам недвижимости плоскостных сооружений (мощения, асфальтовые площадки и т.п. – п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25. Вместе с тем, при отнесении того или иного мощения или площадки к объектам недвижимости или к отказу в признании таковым следует учитывать и особое назначение объекта, представленного в виде площадки. Значимость площадки как самостоятельного объекта права, отличного от земельного участка, в данном случае подтверждается тем, что она представляет собой вертодром - специально подготовленную асфальтированную площадку для посадки, взлета и стоянки вертолетов на территории г.Сочи. В противном случае такие объекты как вертодромы и аэродромы будут и вовсе исключены из состава объектов недвижимости, что может повлечь в целом негативные последствия для сферы грузовых и пассажирских перевозок.

Правильность выводов суда первой инстанции подтверждаются также Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 по делу № A32-43842/2016: Арбитражным судом принята во внимание сложившаяся судебная практика арбитражных судов, определенная Верховным Судом ОФ и сводящаяся к недопустимости отнесения к объектам недвижимости плоскостных сооружений (мощения, асфальтовые площадки и т.п. – п.38 Постановления ВС РФ от 23.06.2015 № 25) и мотивировано ее неприменение в рассматриваемом споре ввиду специфики вертодрома как объекта недвижимого имущества. Суд правомерно отметил, что при отнесении того или иного мощения или площадки к объектам недвижимости или к отказу в признании таковым следует учитывать и особое назначение объекта, представленного в виде площадки. Так, например, не вызывает сомнения отнесение к объектам недвижимости автомобильных дорог. Значимость площадки как самостоятельного объекта права, отличного от земельного участка, в данном случае подтверждается тем, что она представляет собой вертодром - специально подготовленную асфальтированную площадку для посадки, взлета и стоянки вертолетов на территории г.Сочи. В противном случае, такие объекты как вертодромы и аэродромы будут и вовсе исключены из состава объектов недвижимости, что может повлечь в целом негативные последствия для сферы грузовых и пассажирских перевозок.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.04.2018 по делу № А32-43842/2016 выводы судов обеих инстанций признаны обоснованными.

Также отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2012 по делу № А32-8771/2011 Росимуществу было отказано в иске к ОАО "Международный аэропорт Сочи" о признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества (в т.ч. Вертодром) и их истребовании из чужого незаконного владения.

Законность и обоснованность данного решения также подтверждена судами вышестоящих инстанций (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.01.2013, определение Высшего Арбитражного Суда РФ об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ № ВАС-2437/13 от 19.03.2013.

В соответствии с ч.3 ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Как в деле № А32-43842/2016, так и в настоящем споре, участвует Российская Федерация (в деле № А32-43 842/2016 лицом, представлявшим интересы РФ, выступало Росимущество, в деле № 2-6165/2018 - Прокурор), и ООО "Аэропорт Девелопмент", таким образом факты, установленные судебными актами в отношении принадлежности объекта Вертодром к объектам недвижимого имущества по делу № А32-43842/2016, в соответствии с ч.3 ст.61 ГПК имеют преюдициальное значение по настоящему делу.

Третьим лицом без самостоятельных требований ФГБУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", согласно которого в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации, в полном объеме поддерживает заявленные исковые требования, полагает, что они основаны на законе и фактических материалах дела, просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Третьим лицом без самостоятельных требований АО "Международный аэропорт Сочи" представлен отзыв на иск, согласно которого АО "Международный аэропорт Сочи" с исковыми требованиями не согласно, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Как следует из искового заявления, истец, полагает, что Вердодром не является недвижимым имуществом так как является замощением площадки асфальтовым покрытии территории земельного участка с кадастровым номером , не имеет прочной связи с землей и не отвечает признакам недвижимого имущества.

Кроме того, в обоснование требований истец ссылается на необходимость получения разрешения на строительство в силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ, которое органами местного самоуправления на строительное вышеуказанного объектов не выдавалась, в связи с чем объект не является недвижимым имуществом.

Между тем, указанные доводы являются несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.

Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2005 № 1306-р был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества на 2006 и основные направления приватизации федерального имущества на 2006-2008 гг.

Распоряжением филиала Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю в г.Сочи от 24.08.2006 № 02-04/3196С "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Сочи" было принято решение о приватизации ФГУП "Аэропорт Сочи".

В соответствии с п.2 вышеуказанного распоряжения утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного предприятия "Аэропорт Сочи" согласно приложению № 1.

В соответствии с п.1.4.52 приложения № 1 к распоряжению от 24.08.2006 № 02-04/3196С право собственности на объект "Вертодром"" (далее - Вертодром), площадью 12735 кв.м, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес> перешло к ОАО "Международный аэропорт Сочи". Право собственности было зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.09.2006 серии 23 АА № 728900.

Как следует из вышеуказанного приложения № 1 к распоряжению от 24.08.2006 № 02-04/3196С вертодром был создан Российской Федерацией как "Сооружение", о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Аэропорт Сочи" от 21.08.2006 Серии 23-АА №696991.

К объектам капитального строительства законодатель относит здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, данный объект был сформирован Российской Федерацией до приватизации имущественного комплекса Аэропорта Сочи как самостоятельный объект капитального строения, основания правомерности регистрации которого не оспорены.

Согласно "ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) к основным фондам относятся сооружения для строительной индустрии, транспорта и связи (ОКОФ 220.41.20.20.600), магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов (ОКОФ 220.42.11.10).

Статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ определен перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, к которым относятся и объекты авиационной инфраструктуры (п.6 ч. 1).

При решении вопроса об отнесении имущества к сооружениям инфраструктуры воздушного транспорта Минфин России рекомендует руководствоваться Федеральным законом от 08.01.1998 № 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" и Воздушным кодексом РФ, а также нормами Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (письма от 16.11.2011 № 03-05-05-01/88, от 25.10.2011 № 03-05-04-01/37).

Понятие авиационной инфраструктуры содержится в Федеральном законе от 08.01.1998 № 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации".

Согласно абз.6 ст.1 Федерального закона от 08.01.1998 № 10-ФЗ к авиационной инфраструктуре относятся аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника. К летательным аппаратам относятся самолеты, вертолеты, летательные ракеты и др.

Исходя из п.1.1 ст.40 Воздушного кодекса РФ вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.

В соответствии с п.6 ст.40 ВК РФ порядок допуска к эксплуатации аэродрома, аэропорта или вертодрома устанавливается федеральными авиационными правилами.

Из совокупного анализа вышеизложенных норм права следует, что вертодромы, так же как и аэродромы, относятся к объектам авиационной инфраструктуры, а, соответственно, к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства (объектам недвижимого имущества).

В силу пунктов 1, 2 ст.41 Воздушного кодекса РФ аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным ст.48 настоящего Кодекса. Форма и порядок оформления указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации. Аэродромы государственной авиации и вертодромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов и вертодромов государственной авиации РФ. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области обороны.

Спорный вертодром включен в Государственный реестр вертодромов (п.98, наименование "Пластунка", дата и номер регистрации: от 09.11.11 № ЮПЗ-91).

При отнесении того или иного мощения или площадки к объектам недвижимости или к отказу в признании таковым следует учитывать и особое назначение объекта, представленного в виде площадки. Так, например, не вызывает сомнения отнесение к объектам недвижимости автомобильных дорог. Значимость площадки как самостоятельного объекта права, отличного от земельного участка, в данном случае подтверждается тем, что она представляет собой вертодром - специально подготовленную асфальтированную площадку для посадки, взлета и стоянки вертолетов на территории г.Сочи. В противном случае, такие объекты как вертодромы и аэродромы будут и вовсе исключены из состава объектов недвижимости, что может повлечь в целом негативные последствия для сферы грузовых и пассажирских перевозок.

Признание площадки для вертолетов самостоятельным, отличным от земельного участка, объектом недвижимости обусловлено потребностями профессиональной сферы деятельности в области авиационных перевозок, стратегической значимостью таких объектов как аэродромы и вертодромы, необходимостью обеспечения их самостоятельного учета как недвижимого имущества для обеспечения постоянного доступа к этим объектам, их бесперебойного и непрерывного обслуживания, обеспечения соблюдения на их территории норм и правил авиационной безопасности, беспрепятственного и постоянного доступа к аэродромам и вертодромам.

В рамках рассмотрения арбитражным судом Краснодарского края дела № А32-43842/2016, суду было представлено Техническое заключение, проведенное АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".

Исследование проводилось с целью признания объекта - сооружение Вертодром Сочи - покрытие лит. V площадью 12735 кв.м, КН расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, г.Сочи, <адрес> к недвижимому (движимому) имуществу.

По результатам исследований специалистом сделан следующий вывод:

Сооружение Вертодром Сочи - покрытие лит. V, площадью 12735 кв.м, КН расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, г.Сочи, <адрес> является объектом недвижимого имущества и является объектом капитального строительства.

Согласно ч.3 ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Таким образом, факт того, что сооружение Вертодром Сочи - покрытие лит. V, площадью 12735 кв.м, КН расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, г.Сочи, <адрес> является объектом недвижимого имущества и является объектом капитального строительства установлен и не подлежит доказыванию.

Исходя из изложенного и в силу специфических свойств объект Вертодром является объектом недвижимого имущества и является объектом капитального строительства.

В последующем АО "Международный аэропорт Сочи" осуществляло права собственника в отношении указанного объекта. Право собственности на вышеуказанный объект до настоящего времени никем не оспорено, равно, как и не оспорена сделка приватизации, на основании которой было выдано свидетельство о государственной регистрации права.

10.03.2014 между АО "Международный аэропорт Сочи" и ООО "Аэропорт Девелопмент" был заключен договор купли-продажи № 231/14-МАС.

В соответствии с п.1.2 договора и актом приема-передачи объект недвижимости был передан в собственность ООО "Аэропорт Девелопмент", в том числе - Вертодром Сочи, Литер V, назначение - сооружение нежилое назначение.

Вышеуказанная сделка была зарегистрирована 03.07.2014.

Таким образом, все права и обязанности по объекту - Вертодром Сочи, Литер V, назначение - сооружение нежилое назначение перешли к ООО "Аэропорт Девелопмент". Между тем указанная сделка не нарушает права третьих лиц и никем не оспорена.

При таких обстоятельствах требования истца о признании отсутствующим право собственности ООО "Аэропорт Девелопмент" на Вертодром площадью 12735 кв.м, КН , расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес> является не правомерным и не подлежащим удовлетворению.

Относительного доводов истца о необходимости получения разрешения на строительство в силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ в отношении спорного объекта недвижимости отмечает следующее.

В соответствии с Выпиской из технического паспорта объекта "Вертодром Сочи" от 2006, разделом II "Экспликация зданий и сооружений", объект "Вертодром Сочи" введен в эксплуатацию в 1961.

При этом истец ссылается на требования Градостроительного кодекса РФ от 2004.

Истцом не представлено, каких-либо доказательств о нарушении градостроительных норм при строительстве и вводе в эксплуатацию объекта недвижимого имущества "Вертодром Сочи" от 1961.

При таких обстоятельствах ссылка истца о необходимости получения разрешения на строительство в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в отношении спорного объекта недвижимости является не состоятельной.

Третьим лицом без самостоятельных требований МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея представлен отзыв на иск.

Позицию обосновывает следующим.

Как следует из искового заявления, Вертодром не является недвижимым имуществом, так как является замощением площадки асфальтовым покрытием территории земельного участка с кадастровым номером , не имеет прочной связи с землей и не отвечает признакам объекта недвижимого имущества.

Кроме того, в обоснование требований истец ссылается на необходимость получения разрешения на строительство в силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ, которое органами местного самоуправления на строительное вышеуказанного объектов не выдавалась, в связи с чем объект не является недвижимым имуществом.

Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2005 № 1306-р был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества на 2006 и основные направления приватизации федерального имущества на 2006-2008.

Распоряжением филиала Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю в г.Сочи от 24.08.2006 № 02-04/3196С "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Сочи" было принято решение о приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Сочи".

В соответствии с п.2 вышеуказанного распоряжения утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного предприятия "Аэропорт Сочи" согласно приложению № 1.

На основании п.1.4.52 приложения № 1 к распоряжению от 24.08.2006 № 02-04/3196С право собственности на объект "Вертодром", площадью 12735 кв.м, расположенный по адресу: <...> перешло к ОАО "Международный аэропорт Сочи". Право собственности было зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.09.2006 серии 23 АА № 728900.

Согласно вышеуказанному распоряжению от 24.08.2006 № 02-04/3196С Вертодром был создан Российской Федерацией как "Сооружение", о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Аэропорт Сочи" от 21.08.2006 Серии 23-АА № 696991.

Пунктом 1 ст.40 Воздушного кодекса РФ установлено, что аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Исходя из п.1.1 ст.40 ВК РФ вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.

Отмечает, что в рамках рассмотрения Арбитражным судом Краснодарского края дела № А32-43842/2016, суду было представлено Техническое заключение, проведенное АО "Ростехинвентаризация -федеральное БТИ".

Исследование проводилось с целью признания объекта - сооружение Вертодром Сочи - покрытие лит. V, площадью 12735 кв.м, с КН расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, г.Сочи, <адрес> к недвижимому (движимому) имуществу.

По результатам исследований специалистом сделан следующий вывод:

Сооружение Вертодром Сочи - покрытие лит. V, площадью 12735 кв.м, с КН расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, г.Сочи, <адрес> является объектом недвижимого имущества и является объектом капитального строительства.

Согласно ч.3 ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

В последующем АО "Международный аэропорт Сочи" осуществляло права собственника в отношении указанного объекта. Право собственности на вышеуказанный объект до настоящего времени никем не оспорено, равно, как и не оспорена сделка приватизации, на основании которой было выдано свидетельство о государственной регистрации права.

10.03.2014 между АО "Международный аэропорт Сочи" и ООО "Аэропорт Девелопмент" был заключен договор купли-продажи № 231/14-МАС.

В соответствии с п.1.2 договора и актом приема-передачи объект недвижимости был передан в собственность ООО "Аэропорт Девелопмент", в том числе - Вертодром Сочи, Литер V, назначение - сооружение нежилое назначение. Вышеуказанная сделка была зарегистрирована 03.07.2014.

Таким образом, все права и обязанности по объекту - Вертодром Сочи, Литер V, назначение - сооружение нежилое назначение перешли к ООО "Аэропорт Девелопмент". Между тем указанная сделка не нарушает права третьих лиц и никем не оспорена.

В соответствии с Выпиской из технического паспорта объекта "Вертодром Сочи" от 2006, разделом II "Экспликация зданий и сооружений", объект "Вертодром Сочи" введен в эксплуатацию в 1961.

На основании изложенного, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея просит суд рассмотреть спор по существу принимая во внимание-позицию, изложенную в отзыве.

К участию в деле по ходатайству в качестве третьего лица без самостоятельных требований было привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).

В отзыве на иск Росавиация указывает, что в соответствии с п.4 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №396, Росавиация осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде.

Объект "Вертодром" расположен на земельном участке с кадастровым номером , имеющим вид разрешенного использования "Для посадки вертолетов".

Согласно п.1.1 ст.40 Воздушного кодекса РФ вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.

Требования, предъявляемые к вертодромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, установлены Федеральными авиационными правилами, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 13.03.2017 № 91. Так, одним из требований к вертодрому является наличие ограждения по всему периметру и нанесение маркировочных знаков: пограничные знаки ВПП; цифровые знаки посадочного магнитного путевого угла; буквенные знаки "Н"; знак ограничения мест приземления при посадке с использованием влияния "воздушной подушки".

Кроме того, в соответствии с п.4 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам вертодромов гражданской авиации", утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 13.03.2017 № 92, оператор вертодрома гражданской авиации в соответствии с федеральными авиационными правилами обеспечивает следующие виды деятельности: поддержание летного поля вертодрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов; светотехническое обеспечение взлета, захода на посадку, посадки и руления вертолетов (для вертодромов, оборудованных системой светосигнального оборудования и обеспечения электроэнергией объектов вертодрома); организация и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей вертолетов, терпящих или потерпевших бедствие в районе вертодрома, оказание помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

Объект "Вертодром", расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ не значится. Ни вертодром, ни посадочная площадка Федеральным агентством воздушного транспорта и его территориальными органами не зарегистрированы, заявления о государственной регистрации вертодрома или посадочной площадки не поступали.

Росавиация поддерживает требования истца в полном объеме.

В судебном заседании присутствующие представители лиц, участвующих в деле, ссылались на обоснование своих требований и возражений.

Изучив позиции лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части.

Суд считает необходимым сразу отметить, что исходя из Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии" Управление Росреестра по Краснодарскому краю является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в соответствии с компетенцией органа государственной власти.

Согласно п.53 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" регистрирующий орган не является субъектом материальных правоотношений, связанных с правами на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку не владеет, не пользуется и не распоряжается спорным имуществом.

Следовательно, Управление Росреестра по Краснодарскому краю не может привлекаться ответчиком по данной категории дел, поскольку никаких материально-правовых притязаний у данного лица к другим сторонам быть не может, равно как и сторон к данному лицу, связанных со спорным объектом недвижимого имущества.

В связи с чем, Управление Росреестра по Краснодарскому краю не может быть ответчиком по делу в силу ст.38 ГПК РФ, а потому требования иска в части, касающейся Управления Росреестра по Краснодарскому краю, удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела видно, что Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2005 № 1306-р был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества на 2006 и основные направления приватизации федерального имущества на 2006-2008.

Распоряжением филиала Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю в г.Сочи от 24.08.2006 № 02-04/3196С "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Сочи" было принято решение о приватизации ФГУП "Аэропорт Сочи".

В соответствии с п.2 вышеуказанного распоряжения утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного предприятия "Аэропорт Сочи" согласно приложению № 1.

На основании п.1.4.52 приложения № 1 к распоряжению от 24.08.2006 № 02-04/3196С право собственности на объект "Вертодром", площадью 12735 кв.м, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес> перешло к ОАО "Международный аэропорт Сочи". Право собственности было зарегистрировано органе государственной регистрации прав.

10.03.2014 между АО "Международный аэропорт Сочи" и ООО "Аэропорт Девелопмент" был заключен договор купли-продажи № 231/14-МАС.

В соответствии с п.1.2 договора и актом приема-передачи объект недвижимости был передан в собственность ООО "Аэропорт Девелопмент", в том числе - Вертодром Сочи, лит. V, назначение - сооружение нежилого назначения.

Вышеуказанная сделка была зарегистрирована 03.07.2014.

Вертодром площадью 12735 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, находится в границах земельного участка с КН . Земельный участок с КН 76 находится в федеральной собственности.

Арбитражным судом Краснодарского края, вступившим в законную силу решением от 11.08.2017 по делу № А32-43842/2016 по иску ООО "Аэропорт Девелопмент" к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея, установлена принадлежность Вертодрома к объектам недвижимого имущества.

Арбитражным судом в рамках указанного дела указано, что принята во внимание сложившаяся практика арбитражных судов, определенная Верховным Судом РФ и сводящаяся к недопустимости отнесения к объектам недвижимости плоскостных сооружений (мощения, асфальтовые площадки и т.п. – п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25. Вместе с тем, при отнесении того или иного мощения или площадки к объектам недвижимости или к отказу в признании таковым следует учитывать и особое назначение объекта, представленного в виде площадки. Значимость площадки как самостоятельного объекта права, отличного от земельного участка, в данном случае подтверждается тем, что она представляет собой вертодром - специально подготовленную асфальтированную площадку для посадки, взлета и стоянки вертолетов на территории г.Сочи. В противном случае такие объекты как вертодромы и аэродромы будут и вовсе исключены из состава объектов недвижимости, что может повлечь в целом негативные последствия для сферы грузовых и пассажирских перевозок.

В то же время, арбитражный суд делает оговорку, что с иском о признании отсутствующим права собственности на вертодром Теруправление не обратилось, доводов об отсутствии у вертодрома признаков самостоятельного объекта недвижимости не приводило.

Таким образом, доказательства наличия или отсутствия у вертодрома признаков самостоятельного объекта недвижимости арбитражным судом не исследовались.

Арбитражный суд, по сути, указал заинтересованному лицу, возможный способ защиты права, не противоречащий положениям ст.12 ГК РФ.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре РФ " прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В п.2 данной статьи установлены основные надзорные функции прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из положений ч.1 ст.45 ГПК РФ и ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, примирительно к данному спору, прокурор является отдельным процессуальным лицом, осуществляющим функции надзора за соблюдением законодательства РФ в интересах Российской Федерации.

В связи с изложенным, ссылки на преюдициальное значение установленных судом обстоятельств в рамках арбитражного дела № А32-43842/2016 по иску ООО "Аэропорт Девелопмент" к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея, предусмотренные ч.3 ст.61 ГПК РПФ, не состоятельны.

Согласно п.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством РФ случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством РФ должностных лиц.

В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с п.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, поэтому являются его неотъемлемой частью, а потому следуют его юридической судьбе.

Рассматриваемый объект - покрытие лит. V, с КН , площадью 12735 кв.м, является замощением площадки асфальтовым покрытием территории земельного участка с кадастровым номером , площадью 25900 кв.м.

Данный объект в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ не значится, включен только в перечень авиационный паспортов посадочных площадок.

Согласно п.1.1 ст.40 Воздушного кодекса РФ вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.

В соответствии с п.7 ст.40 Воздушного кодекса РФ посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Как видно из Приказа Минтранса РФ от 04.03.2011 № 69 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.04.2011 № 20420) посадочные площадки могут быть как с искусственным покрытием, так и подобранным с воздуха или осмотренным с земли для выполнения разовой посадки.

Таким образом, рассматриваемый объект является посадочной площадкой, которую закон не связывает как объект недвижимого имущества, отдельное сооружение, прочно связанного с землей.

Согласно положениям, содержащимся в п.4.8 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Росжилкоммунсоюзом РСФСР с 01.01.1991 и согласованных с Госкомстатом РСФСР, каждому строению, пристройке и сооружению присваивается литер. Ворота, заборы и дворовые замощения литеруются римскими цифрами: I, II, III и т.д.

Покрытие лит. V, с КН , площадью 12735 кв.м, является замощением площадки асфальтовым покрытием. Присвоение литера римскими цифрами свидетельствует о не отнесении при техническом учете рассматриваемого объекта к объекту недвижимости.

Суд изучив представленные в материалы дела документы, пришел к выводу, что покрытие лит. V, с КН , площадью 12735 кв.м, является замощением площадки асфальтовым покрытием, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняет лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку в соответствии с его назначением. В связи с отсутствием у покрытия лит. V, с КН 23№№, площадью 12735 кв.м (замощение площадки асфальтовым покрытием) качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

Таким образом, спорное сооружение - покрытие лит. V, с КН , площадью 12735 кв.м (замощением площадки асфальтовым покрытием) не является объектом недвижимого имущества, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению, а сведения из ЕГРН – исключению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать отсутствующим право собственности ООО "Аэропорт Девелопмент" на вертодром площадью 12735 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>.

Данное решение является основанием для Управления Росреестра по Краснодарскому краю исключить из ЕГРН сведения о регистрации прав ООО "Аэропорт Девелопмент" и АО "Международный аэропорт Сочи" на вертодром площадью 12735 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>.

Отказать в удовлетворении остальной части иска.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.02.2019 г.

Председательствующий