ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-600/2013 от 21.11.2013 Ординского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-600/ 2013 г.         копия                       

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Орда «21» ноября 2013 года

Ординский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,

с участием заместителя прокурора Ординского района Меньшиковой Н.С.,

представителя администрации Ординского муниципального района ФИО1,

представителя управления образования администрации Ординского муниципального района ФИО2,

при секретаре Панкратовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ординского района Пермского края, о признании недействующим нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ординского района Пермского края, обратился в суд с заявлением о признании недействующим таблиц №№ 1,3,5,7,9,10,11 методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений Ординского муниципального района (приложение № 1), таблиц №№ 1,3,5,7,8 методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников дошкольных учреждений Ординского муниципального района (приложение № 2), таблиц №№ 1,3,5,7,8,9 методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования для детей Ординского муниципального района (Приложение № 3), утвержденных постановлением главы Ординского муниципального района от 22.01.2013 № 13 «Об утверждении методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений Ординского муниципального района».

Свои требования прокурор мотивировал тем, что постановлением главы Ординского муниципального района от 22.01.2013 № 13 «Об утверждении методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений Ординского муниципального района» утверждены: методические рекомендации формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений Ординского муниципального района (приложение № 1 постановления); методические рекомендации формирования системы оплаты труда и стимулирования работников дошкольных учреждений Ординского муниципального района (приложение № 2 постановления); методические рекомендации формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования для детей Ординского муниципального района (Приложение № 3 постановления).

Прокурор считает, что данное постановление противоречит действующему федеральному законодательству, поскольку таблицами №№ 1,3,5,7,9,10,11 приложения № 1 постановления, таблицами №№ 1,3,5,7,8 приложения № 2 постановления, таблицами №№ 1,3,5,7,8,9 приложения № 3, указанного постановления размеры должностных окладов установлены, в зависимости от педагогического стажа или стажа по профилю.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, было привлечено управление образования администрации Ординского муниципального района.

Прокурор в судебном заседании на заявлении настаивает.

Представитель заинтересованного лица - администрации Ординского муниципального района ФИО1 с заявлением прокурора согласен.

Представитель заинтересованного лица - управления образования администрации Ординского муниципального района ФИО2, с заявлением прокурора согласна, суду пояснила, что спорные таблицы, утверждённые, указанным постановлением, поступили из Министерства образования Пермского края и носят рекомендательные характер. В случае, если таблицы будут убраны, то доплаты за стаж и образование, также будут платиться, поэтому ухудшения положения работников в данной сфере не произойдёт.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, пришел к следующему выводу.

Постановлением главы Ординского муниципального района от 22.01.2013 № 13 «Об утверждении методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений Ординского муниципального района» утверждены: методические рекомендации формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений Ординского муниципального района (приложение № 1 постановления); методические рекомендации формирования системы оплаты труда и стимулирования работников дошкольных учреждений Ординского муниципального района (приложение № 2 постановления); методические рекомендации формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования для детей Ординского муниципального района (Приложение № 3 постановления).

Прокуратурой Ординского района 12.08.2013 принесен протест на отдельные положения, утверждённые данным постановлением.(л.д.22,23). Однако требования прокурора не были удовлетворены.(л.д.24).

Как установлено ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ч. 5 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы (ч. 3 ст. 135 ТК РФ).

В силу ст.144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

В соответствии с п.4 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012, протокол 11, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе в том числе следующих принципов:

б) недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

в) установление в государственных и муниципальных учреждениях систем оплаты труда коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера;

г) обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

д) обеспечение равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда;

е) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

Согласно п.5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012, протокол 11, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обязательными для применения на территории Российской Федерации являются следующие нормы и условия оплаты труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

а) минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, порядок установления размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации;

б) включение в трудовой договор с работником (дополнительное соглашение к трудовому договору) условий оплаты труда, в том числе фиксированного размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленных ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, а также размеров и условий выплат стимулирующего и компенсационного характера;

в) размеры районных коэффициентов (коэффициентов) и порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также размеры процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях и порядок их выплаты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

До принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки за стаж работы в указанных местностях, установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут устанавливаться более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями;

Пунктом 31 Единых рекомендаций, предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее - учреждения) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом настоящих рекомендаций.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при введении новых условий оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных тарифных ставок, минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

б) не допускать установления различных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, различных повышающих коэффициентов к ним либо диапазонов размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по одним и тем же должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию;

Согласно п.33 Единых рекомендаций, при разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе:

а) формировать и утверждать профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам;

б) переносить профессии рабочих и должности служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп, изменять порядок регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), в том числе вводить оплату труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы работникам, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы;

в) применять наименования должностей (профессий) работников, не соответствующие наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ, и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

г) утверждать квалификационные характеристики по должностям служащих и профессиям рабочих;

д) отступать от Единого реестра ученых степеней и ученых званий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней", а также установленных сроков вступления в силу решений об их присуждении;

е) устанавливать повышающие коэффициенты за наличие среднего или высшего профессионального образования при формировании размеров должностных окладов (ставок заработной платы) по должностям служащих, квалификационные характеристики которых не содержат требований о наличии среднего или высшего профессионального образования;

ж) устанавливать по должностям работников, входящих в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различные размеры повышающих коэффициентов к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы;

Разделом 4 приложения № 1 постановления от 22.01.2013, определено, что размеры должностных окладов специалистов образовательных учреждений устанавливаются руководителем образовательного учреждения в пределах, рекомендуемых размеров должностных окладов, установленных по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполненной работы.

Согласно таблиц №№ 1,3,5,7,9,10,11 методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений Ординского муниципального района (приложение № 1), предусмотрено, что размер оклада зависит от педагогического стажа работы или стажа по профилю.

Разделом 4 приложения № 2 постановления установлено, что размеры должностных окладов работников дошкольных учреждений устанавливаются руководителем дошкольного учреждения исходя из, рекомендуемого размера должностных окладов, установленных по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления    соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполненной работы.

Согласно таблиц №№ 1,3,5,7,8 методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников дошкольных учреждений Ординского муниципального района (приложение № 2), предусмотрено, что размер оклада зависит от педагогического стажа работы или стажа по профилю.

Разделом 4 приложения № 3 постановления определено, что размеры должностных окладов специалистов учреждений дополнительного образования устанавливаются руководителем в пределах, рекомендуемых размеров должностных окладов, установленных по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполненной работы.

Согласно таблиц №№ 1,3,5,7,8,9 методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования для детей Ординского муниципального района (Приложение № 3), предусмотрено, что размер оклада зависит от педагогического стажа работы или стажа по профилю.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что установление вышеперечисленными таблицами размеров окладов в зависимости от педагогического стажа работы или стажа по профилю, противоречит действующему федеральному законодательству.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Ординского района удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, таблицы №№ 1,3,5,7,9,10,11 методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений Ординского муниципального района (приложение № 1), таблицы №№ 1,3,5,7,8 методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников дошкольных учреждений Ординского муниципального района (приложение № 2), таблицы №№ 1,3,5,7,8,9 методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования для детей Ординского муниципального района (Приложение № 3), утвержденных постановлением главы Ординского муниципального района от 22.01.2013 № 13 «Об утверждении методических рекомендаций формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений Ординского муниципального района».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца.

.

.

Судья С.И. Плешивцев