ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-600/2017 от 31.05.2017 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-600/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Манушенковой Н.Б.,

при секретаре Смирновой И.В.,

с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора Булдаковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности разработать карту (план) объекта землеустройства - территории <адрес> муниципального района, предоставить в Управление Росреестра по <адрес> карту-план территории для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости,

установил:

Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности разработать карту (план) объекта землеустройства территории <адрес> муниципального района, предоставить в Управление Росреестра по <адрес> карту (план) объекта землеустройства для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, мотивируя тем, что Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении муниципальных образований районов статусом муниципального района и об установлении их границ» определены картографические описания границ <адрес> муниципального района. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений об установлении или изменении границ муниципального образования предоставлять в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений. Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001г № 78-ФЗ « О землеустройстве». При этом документы направляются в течение 5 рабочих дней с даты вступления в законную силу решений, а если требуется карта (план) – в течение 6 месяцев с даты принятия указанных решений (ст.15 Закона о кадастре, ст. 1, 20 Закона о землеустройстве). В нарушение указанных норм закона, до настоящего времени карта (план) территории МО <адрес> муниципального района не разработана и не представлена в орган кадастрового учета – Управление Росреестра по <адрес>, что нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление строительства в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капстроительства и размещения линейных объектов, и права на беспрепятственный доступ к документу, отображающему в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства.

Администрация <адрес> муниципального района <адрес> представила письменный отзыв на иск, в котором указала на то, что в ДД.ММ.ГГГГ запланированы денежные средства для проведения работ по описанию границ <адрес> муниципального района, в связи с чем все меры для выполнения работ предприняты, просят в иске отказать.(л.д.22)

Третье лицо Управление Росреестра по <адрес> представило мнение по иску, согласно которому до настоящего времени землеустроительная документация, в т.ч. план(карта) по границам <адрес> и его городских поселений «<адрес>», Рабочий <адрес>, Рабочий <адрес>, Рабочий <адрес> в Управление на государственную экспертизу не поступали, в государственный фонд данных не принимались и постановка на кадастровый учет не осуществлялась. В связи с отсутствие в государственном кадастре границ вышеуказанных объектов землеустройства возникает большое количество проблем при постановке на кадастровый учет земельных участков. В целях исполнения действующего законодательства поддерживают заявленные прокурором исковые требования.

Определением Советско-Гаванского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено ввиду отказа прокурора от исковых требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено определение Советско-Гаванского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу, гражданское дело возвращено для рассмотрения в <адрес> городской суд.

В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора Булдакова А.А. представила заявление об изменении основания исковых требований, согласно которому ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», на котором были основаны исковые требования, утратил силу 01.01.2017г. Вместе с тем, с 01.01.2017г вступил в силу ФЗ от 13.07.2015г № 218-ФЗ, п.7 ч.1 ст. 32 которого предусматривает обязанность органов местного самоуправления и органов государственной власти направлять в орган регистрации прав документы для внесения в ЕГРН сведений в случае принятия ими решений об установлении или изменении границ между субъектами РФ, границ муниципального образования. В соответствии с ч.18 ст. 32 указанного закона обязательным приложением к таким документам является карта-план объекта землеустройства. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления документов, направляемых в соответствии с частями 1,3 и 13, 15 ст. 32 указанного закона в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, согласно п.3, 31 которых высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в законах субъектов РФ об установлении или изменении границ муниципальных образований с обязательным приложением карты (плана) соответствующего объекта землеустройства. Правительства <адрес> не имеет возможности направить документы для постановки на кадастровый учет границ <адрес> муниципального района без карты плана территории <адрес> муниципального района. Согласно п.36 ч.1 ст. 15 ФЗ -131 к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение карты-плана территории. Согласно п.7 ч.2 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015г № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ. На основании этого, прокурор просит возложить на Администрацию <адрес> муниципального района обязанность разработать карту (план) объекта землеустройства- территории <адрес> муниципального района в соответствии с требованиями, установленными Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»; возложить обязанность предоставить карту (план) территории в Правительство <адрес>

Представитель ответчика Администрации <адрес> муниципального района <адрес> ФИО1 пояснила, что кадастровые работы по описанию границ <адрес> муниципального района и внесению сведений по нему в государственный кадастр недвижимости включены в муниципальную программу «Рациональное использование и охрана земель на территории <адрес> муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ утвержденную постановлением Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг распоряжением Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> муниципальный район был признан прошедшим отбор для предоставления субсидии из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств на выполнение землеустроительных работ по описанию местоположения границ муниципального образования. После распределения субсидий из краевого бюджета буду проведены торги и определен исполнитель муниципального контракта на выполнение работ по разработке карты объекта землеустройства.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив исковое заявление и представленные документы, выслушав прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно п. 36 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Согласно ч.1, п.7 ч.2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Одним из оснований осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

Согласно п. 7 ч.1 ст. 32 указанного закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими указанных в данной решений (актов), в том числе,

об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования.

Согласно ч. 18, ч. 20 ст. 32 указанного закона, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1, в части 3 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".

Согласно п.3 данных Правил, в случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся: в законах субъектов Российской Федерации об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований.

Согласно п. 31 Правил, обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3, 6 (в части установления, изменения границ территориальной зоны), настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства. Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

Судом установлено следующее: Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы <адрес> муниципального района. В связи с этим, высший исполнительный орган субъекта <адрес> обязан направить в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в законе от ДД.ММ.ГГГГ, с обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам карты (плана) соответствующего объекта землеустройства, в данном случае <адрес> муниципального района.

Поскольку организация выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории относится к вопросам местного значения муниципального района, данный вид работ и утверждение карты – плана обязана выполнить Администрация <адрес> муниципального района, а также предоставить утвержденную карту-план в Правительство <адрес> для последующего направления документов в Управление Россреестра <адрес> для постановки на кадастровый учет границ <адрес> муниципального района.

Из материалов дела следует, что данная обязанность ответчиком до настоящего времени не выполнена, но ведутся определенные работы в этом направлении: кадастровые работы по описанию границ <адрес> муниципального района и внесению сведений по нему в государственный кадастр недвижимости включены в муниципальную программу «Рациональное использование и охрана земель на территории <адрес> муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденную постановлением Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг, распоряжением Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> муниципальный район был признан прошедшим отбор для предоставления субсидии из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств на выполнение землеустроительных работ по описанию местоположения границ муниципального образования. После распределения субсидий из краевого бюджета буду проведены торги и определен исполнитель муниципального контракта на выполнение работ по разработке карты объекта землеустройства.

Отсутствие карты (плана) территории делает невозможным направление документов в орган регистрации прав, что нарушает права неопределенного круга на осуществление строительства в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования, на беспрепятственный доступ к документу, отображающему в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и другие его характеристики.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Советско-Гаванского городского прокурора удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию <адрес> муниципального района <адрес> обязанность разработать карту (план) территории <адрес> муниципального района в соответствии с требованиями, установленными Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» и предоставить карту (план) территории <адрес> муниципального района <адрес> в Правительство <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме (31.05.2017г).

Судья подпись Н.Б. Манушенкова

Копия верна судья Н.Б. Манушенкова