ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-601 от 13.04.2012 Вольского районного суда (Саратовская область)

                                                                                    Вольский районный суд Саратовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Вольский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №2- 601(1)/2012

РЕШЕНИЕ   Именем Российской Федерации

13апреля 2012 года г.Вольск

ФИО2 районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,

с участием прокурора Бесараб С.А., представителя Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области и Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области ФИО1,

при секретаре Засыпкине И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по заявлению Вольского межрайпрокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

установил:

ФИО2 межрайпрокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района  и Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района , указав, что Вольской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о противодействии коррупции в деятельности указанных муниципальных образований. В ходе проверки, установлено, что администрацией Талалихинского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ издано постановление № и ДД.ММ.ГГГГ издано постановление №, которыми утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации и Совета. Согласно требованиям данных постановлений предметом антикоррупционной экспертизы являются постановления администрации Талалихинского муниципального образования, а также проекты постановлений администрации Талалихинского муниципального образования нормативно-правового характера, постановления главы Барановского муниципального образования, решения Совета Талалихинского муниципального образования, а также их проекты нормативно-правового характера.

В нарушение требований антикоррупционного законодательства и п.п. 1.3,1.4 постановлений об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов заключения специалистом администрации Талалихинского муниципального образования готовятся лишь на проекты постановлений и решений, тогда как должны быть подготовлены также на принятые постановления и решения. Так, заключения не были подготовлены на следующие нормативно-правовые акты: на постановление № 27 от 19.08.2011 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Талалихинском муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; на постановление № 29 от 03.10.2011г. «О мерах по санитарной очистке и благоустройству на территории Талалихинского муниципального образования в осенний период 2011 года».

Выявленные факты, являются существенным нарушением требований законодательства, направленного на выявление и устранение коррупционных проявлений.

По результатам проведенной проверки, межрайпрокурором на имя главы Талалихинского муниципального образования, внесено представление с требованием устранить данные нарушения.

Из ответа администрации Талалихинского муниципального образования на представление прокурора следует, что нарушения до настоящего времени не устранены, с нарушениями, выявленными межрайонным прокурором, администрация Талалихинского муниципального образования, не согласна.

Полагает, что незаконным бездействием администрации Талалихинского муниципального образования, выразившемся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном порядке, нарушены права неопределенного круга лиц, так как в принятом нормативно-правовом акте могут содержаться коррупциогенные факторы.

Просит признать незаконным бездействие администрации Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района  в части непринятия мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленномзаконом порядке, обязать администрацию Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района  принять меры по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, подготовить заключение на нормативно-правовые акты, изданные в 2011 году.

Так же прокурор указал, что в ходе проверки было выявлено, что в Широкобуеракском муниципальном образовании 04.05.2011г. разработано постановление №17 и 04.07.2011г. разработано постановление №1, которыми утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации и Совета. Согласно требованиям данных постановлений предметом антикоррупционной экспертизы являются постановления администрации Широкобуеракского муниципального образования, а также проекты постановлений администрации Широкобуеракского муниципального образования нормативно-правового характера, постановления главы Барановского муниципального образования, решения Совета Широкобуеракского муниципального образования, а также их проекты нормативно-правового характера. В нарушение требований антикоррупционного законодательства на проект нормативно-правового акта- постановление №30 от 06.10.2011г. «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Широкобуеракского муниципального образования в осенний период 2011года» заключение не подготовлено. В нарушение требований антикоррупционного законодательства и п.п. 1.3,1.4 постановлений об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов заключения специалистом администрации Широкобуеракского муниципального образования готовятся лишь на проекты постановлений и решений, тогда как должны быть подготовлены также на принятые постановления и решения. Так, заключения не были подготовлены на следующие нормативно-правовые акты: на постановление № 28 от 29.08.2011 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Широкобуеракского муниципальном образовании на 2011-2013 годы».

По результатам проведенной проверки, межрайпрокурором на имя главы Широкобуеракского муниципального образования, внесено представление с требованием устранить данные нарушения.

Из ответа администрации Широкобуеракского муниципального образования на представление прокурора следует, что нарушения до настоящего времени не устранены, с нарушениями, выявленными межрайонным прокурором, администрация Широкобуеракского муниципального образования, не согласна.

Полагает, что незаконным бездействием администрации Широкобуеракского муниципального образования, выразившемся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном порядке нарушены права неопределенного круга лиц, так как в принятом нормативно-правовом акте могут содержаться коррупциогенные факторы. Просит признать незаконным бездействие администрации Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района  в части непринятия мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленномзаконом порядке, обязать администрацию Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района  принять меры по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, подготовить заключение на нормативно-правовые акты, изданные в 2011 году.

В судебном заседании представитель заявителя уточнила требования, просила обязать администрацию Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области подготовить заключение на постановление №30 от 06.10.2011г. «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Широкобуеракского муниципального образования в осенний период 2011года» и на постановление № 28 от 29.08.2011 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Широкобуеракского муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; обязать администрацию Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области подготовить заключение на постановление №.№ 27 от 19.08.2011 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Талалихинском муниципальном образовании на 2011-2013 годы» и на постановление № 29 от 03.10.2011г. «О мерах по санитарной очистке и благоустройству на территории Талалихинского муниципального образования в осенний период 2011 года», дала суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным выше.

Представитель заинтересованного лица заявления прокурора полагала подлежащими удовлетворению, признала требования.

Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер по профилактике коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Согласно требований п. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" органами, организациями, их должностными лицами в
соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном
нормативными правовыми актами соответствующих органовместного самоуправления и иных органов власти, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов.

Администрацией Широкобуеракского муниципального образования 04.05.2011г. разработано постановление №17 и 04.07.2011г. разработано постановление №1, которыми утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации и Совета. Согласно данных постановлений предметом антикоррупционной экспертизы являются постановления администрации Широкобуеракского муниципального образования, а также проекты постановлений администрации Широкобуеракского муниципального образования нормативно-правового характера, постановления главы Широкобуеракского муниципального образования, решения Совета Широкобуеракского муниципального образования, а также их проекты нормативно-правового характера. Администрацией Талалихинского муниципального образования 11.05.2011 года издано постановление № 14 и 30.06.2011 года - постановление №1, аналогичные по характеру указанным выше постановлениям.

Из материалов дела следует, что Вольским межрайонным прокурором была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о противодействии коррупции в деятельности Широкобуеракского и Талалихинского муниципальных образований. В ходе проверки, установлено, что в нарушение требований антикоррупционного законодательства на нормативно-правовой акт постановление №30 от 06.10.2011г. «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Широкобуеракского муниципального образования в осенний период 2011года» заключение на проект не подготовлено, в нарушение требований антикоррупционного законодательства и п.п. 1.3,1.4 постановлений об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов заключения специалистом администрации Широкобуеракского муниципального образования готовятся лишь на проекты постановлений и решений, тогда как должны быть подготовлены также на принятые постановления и решения. Так, заключение не было подготовлено на постановление № 28 от 29.08.2011 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Широкобуеракского муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; заключения не были подготовлены на следующие нормативно-правовые акты: на постановление № 27 от 19.08.2011 года «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Талалихинском муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; на постановление № 29 от 03.10.2011г. «О мерах по санитарной очистке и благоустройству на территории Талалихинского муниципального образования в осенний период 2011 года».

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на нескольких принципах, одним из которых является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Согласно Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» применяется определенная правительством методика, для обеспечения проведения органами, организациями и их должностными липами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Противодействие коррупции в Российской Федерации в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008г.№ 273-ФЗ « О противодействии коррупции» основывается на нескольких принципах, одним из которых является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Непроведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и правовых актов нарушает права неопределенного круга лиц граждан и может повлечь негативные последствия, потому бездействие администраций Талалихинского и Широкобуеракского муниципальных образований по данному вопросу незаконно.

Учитывая изложенное выше и позицию представителя заинтересованных лиц о признании заявления прокурора, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению полностью.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Вольского межрайонного прокурора удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействия администрации Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района  и администрации Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района  в части непринятия мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном порядке.

Обязать администрацию Талалихинского муниципального образования Вольского муниципального района  принять меры по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, подготовить заключение на проект и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Талалихинском муниципальном образовании на 2011-2013 годы»; на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по санитарной очистке и благоустройству на территории Талалихинского муниципального образования в осенний перио года».

Обязать администрацию Широкобуеракского муниципального образования Вольского муниципального района  принять меры по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, подготовить заключение на проект и постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по санитарной очистке и благоустройству территории Широкобуеракского муниципального образования в осенний периогода» и и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в Широкобуеракского муниципальном образовании на 2011-2013 годы».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через ФИО2 районный суд.

Судья М.Н. Маштакова